Формирование конкурентных преимуществ фирмы на примере ООО «Космик»

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 11:39, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность рассматриваемой темы заключается в том, что все предприятия и организации в большей или меньшей степени сталкиваются с такой проблемой как конкуренция, поэтому чтобы выжить в таких условиях, а так же развиваться, необходимо анализировать сложившееся положение на рынке, а так же принимать решения о проведении мероприятий по повышению конкурентоспособности. Цель курсового проекта является формирование и разработка мероприятий по повышению конкурентных преимуществ и обоснование их экономической эффективности.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….........................
1 Теоретические аспекты формирования конкурентных преимуществ………………..
1.1 Понятие, подходы к определению, классификация конкурентных преимуществ……………………
1.2 Технология формирования конкурентного преимущества как основа стратегии компании…………
2 Анализ формирования конкурентных преимуществ ООО «Космик»………………..
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Космик»……………....
2.2 Экономический анализ деятельности предприятия………………………………..
2.3 Анализ конкурентоспособности услуг ООО «Космик»…………….......................
3 Проект мероприятий по повышению конкурентоспособности
ООО «Космик» ……………………………………………………………………………..
3.1 Разработка стратегии конкурентных преимуществ………………………………..
3.2 Экономическое обоснование проекта мероприятий по повышению конкурентоспособности ООО «Космик»……………
Заключение………………………………………………………………….........................
Список литературы…………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Формирование конкурентных преимуществ фирмы на примере ООО Космик НА ПЕЧАТЬ.doc

— 426.00 Кб (Скачать)

Оглавление

 

Введение…………………………………………………………………….........................

3

1 Теоретические аспекты формирования  конкурентных преимуществ………………..

1.1 Понятие, подходы к определению, классификация конкурентных преимуществ………………………………………………………………………………...

1.2 Технология формирования конкурентного преимущества как основа стратегии компании…………………………………………………………………………………….

5

 
5

11

2  Анализ формирования  конкурентных преимуществ ООО  «Космик»………………..

2.1 Организационно-экономическая  характеристика  ООО «Космик»……………....

2.2 Экономический анализ деятельности  предприятия………………………………..

2.3 Анализ конкурентоспособности услуг ООО «Космик»…………….......................

3 Проект мероприятий по  повышению конкурентоспособности

ООО «Космик» ……………………………………………………………………………..

3.1 Разработка стратегии конкурентных преимуществ………………………………..

3.2 Экономическое обоснование  проекта мероприятий по повышению конкурентоспособности ООО «Космик»…………………………………........................

Заключение………………………………………………………………….........................

Список литературы…………………………………………………………………………

Приложения…………………………………………………………………………………

15

15

17

23

28

28

33

41

43

45


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность рассматриваемой темы заключается в том, что все предприятия и организации в большей или меньшей степени сталкиваются с такой проблемой как конкуренция, поэтому чтобы выжить в таких условиях, а так же развиваться, необходимо анализировать сложившееся положение на рынке, а так же принимать решения о проведении мероприятий по повышению конкурентоспособности.

Один из основополагающих принципов рыночной экономики - свободная конкуренция товаропроизводителей.

Функционирование предприятий невозможно само по себе без учёта деятельности конкурентов, которые являются звеньями одной цепи – экономики. Жизнь в условиях конкурентной борьбы – непременный фактор, определяющий само право на существование той или иной организации. Сама конкурентная борьба позволяет вычленить из множества организаций непременных лидеров, способных производить по-настоящему качественные и актуальные для современной жизни товары и услуги, которые будут востребованы населением. Именно поэтому так важно изучать конкурентов и, исходя из этого, принимать обоснованные решения в пользу повышения конкурентоспособности отдельно взятой организации.

Успешность компании обуславливается способностью предложить товары и услуги, наиболее соответствующие нуждам рынка и потребителей. Поэтому так важно пристальное внимание уделять такому многозначимому аспекту предприятия, как конкурентоспособность.

Цель курсового проекта является формирование и разработка мероприятий по повышению конкурентных преимуществ и обоснование их экономической эффективности.

Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи:

1. Изучить теоретические  аспекты формирования конкурентных преимуществ;

2. Провести анализ формирования конкурентных преимуществ ООО «Космик»;

3. Разработать мероприятия по повышению конкурентоспособности ООО «Космик».

4.Обосновать экономическую целесообразность внедрения предлагаемых мероприятий.

Объект исследования - ООО «Космик» занимаюющееся организацией отдыха и развлечений населения.

Предмет исследования - разработка мероприятий по повышению конкурентных преимуществ предприятия.

Методы, при помощи которых будет осуществляться оценка конкурентоспособности: сравнительный анализ конкурентов, коэффициентный метод, табличный и графический методы, метод экспертных оценок.

Для раскрытия темы курсового проекта были использованы ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», ФЗ «О защите конкуренции», ФЗ «О рекламе», статьи экономических изданий, а также работы: Виханский О.С. Стратегическое управление, Филосова Т.Г. Конкуренция и конкурентоспособность, Блюм М.А. Основы использования средств рекламы в коммерческой деятельности, Лунев В.Л. Тактика и стратегия управления фирмой, Градов А.П. Экономическая стратегия фирмы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Теоретические аспекты  формирования конкурентных преимуществ

 

1.1 Понятие, подходы к определению, классификация конкурентных преимуществ

На рынке развертывается конкурентная борьба между фирмами, выпускающими или продающими аналогичную продукцию или услугу одним и тем же категориям покупателей. Каждая фирма стремится создать товар или услугу с лучшими свойствами, чем у конкурента. В известном смысле конкурентная борьба – это спор старого с новым, своего рода война технологий. Конкурентная борьба – совокупность действий фирмы, направленных на достижение конкурентного преимущества, на завоевание прочных позиций на рынке и вытеснение с него конкурента.

Концепция конкурентного преимущества должна базироваться на упреждающем, превентивном характере тактических и стратегических действия фирмы в конкурентной среде. Пассивная стратегия, т.е. стратегия следования за конкурентами, обычно, как показывает практика, является началом ухода с позиций прямой конкуренции, а значит, ухода на сегменты рынка, малопривлекательные для конкурентов. В отдельных случаях, пассивный путь, т.е. проявление во взаимоотношениях с конкурентами принципа «не мешай дуг другу», может быть оправдан. В то же время не следует забывать, что отсутствие конкурентных преимуществ – верный путь к банкротству. Главными направлениями обеспечения конкурентного преимущества фирмы являются: концентрация ресурсов фирмы для упреждения действий конкурентов, удерживание инициативы в конкурентной борьбе, обеспечение ресурсного потенциала для достижения поставленных целей, разработка гибкой системы планирования деятельности фирмы на рынке путем обоснования эффективной стратегии взаимодействия с конкурентами [4].

Цель конкурентной борьбы – достигнуть конкурентного преимущества, т.е. занять более прочную конкурентную позицию на рынке.

Конкурентное преимущество фирмы - превосходство, высокая компетентность фирмы в какой-либо области деятельности или в выпуске товара по сравнению с конкурирующими фирмами.

Позицию фирмы в отрасли, по мнению М. Портера, определяет именно конкурентное преимущество рисунок 1.

Рисунок 1. - М. Портер вводит пять основных сил конкурентного поля отрасли [10]

Конкурентное преимущество, которым обладают на конкретных рынках различные соперники (конкуренты), являются существенным фактором климата, или конкурентной ситуации на отраслевом рынке. Конкурентное преимущество определяется набором характеристик, свойств товара или марки, который создает для фирмы определенное превосходство над своими прямыми конкурентами. Превосходство оценивается относительным, сравнительным состоянием, положением фирмы по отношению к конкуренту, занимающему наилучшую позицию на рынке товара или его сегменте рынка, оно может быть внешним или внутренним.

Схема определяющих факторов стратегического успеха предприятия, основанного на достижении конкурентных преимуществ, учитываемых при формировании конкурентных стратегий, представлена на рисунке 2.

Стратегический успех фирмы зависит от обладания длительным и устойчивым конкурентным преимуществом. Длительность конкурентного преимущества определяется способностью предприятия сохранять и обеспечивать его защиту от возможного воспроизведения конкурентами.

Устойчивость конкурентного преимущества обуславливается тремя факторами: источником преимущества; количеством источников преимущества у предприятия и возможностями у предприятия находить новые источники конкурентного преимущества.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2. - Схема определяющих факторов конкурентоспособности [4]

 

Наиболее важным критерием классификации считается базовое условие, определяющее характер источника конкурентного преимущества. В соответствии с этим критерием выделяются следующие виды конкурентных преимуществ:

1. Конкурентные условия, основанные  на экономических факторах, в  том числе определяющиеся:

- лучшим общеэкономическим состоянием  рынков, на которых действует  предприятие, выражающимся в высокой и среднеотраслевой норме прибыли, небольших сроках окупаемости капитальных вложений, благоприятной динамике цен, высоком уровне располагаемого дохода на душу населения, отсутствии неплатежей, высокого уровня инфляционных процессов и т.п.;

- стимулирующей политикой правительства в области объемов инвестиций, кредитных, налоговых и таможенных платежей в анализируемой товарной сфере;

- объективными факторами, стимулирующими  спрос: большая и растущая ёмкость  рынка; низкая эластичность спроса, вследствие невысокой чувствительности потребителей к изменению цен; слабая цикличность и сезонность спроса; отсутствие товаров-субститутов и т.п.;

- эффектом опыта и экономическим  потенциалом фирмы.

2. Конкурентные преимущества, основанные  на нормативно-правовых актах, существуют в силу законов, постановлений, особых привилегий и других решений органов власти и государственного управления.

3. Конкурентные преимущества структурного  характера, определяющиеся:

- высоким уровнем интеграции  процесса производства и реализации  в компании, кто позволяет реализовать преимущества внутрикорпоративных связей в виде трансфертных внутренних цен, доступа к совокупным инвестиционным, сырьевым, производственным, инновационным и информационным ресурсам, общей сбытовой сети;

- возможностями быстрой экспансии в незанятые сегменты рынка, оттесняющей реальных и потенциальных конкурентов.

4. Конкурентные преимущества, вызванные  административными мерами, связаны  с наличием ограничений деятельности  производителей и продавцов, которые  не совсем удается преодолеть. К их числу относятся:

- ограничения со стороны органов  государственного и муниципального  управления в выдаче пакетов  и лицензий;

- квотирование;

- усложненный порядок регистрации  предприятий;

- препятствия в отведении земельных  участков и предоставлении производственных и служебных помещений и т.п.

5. Преимущества, определяемые уровнем  развития инфраструктуры рынка, возникающие в результате:

- разной степени развития необходимых  средств коммуникаций, что приводит  к регионализации товарных рынков и рынков сырья;

- разной степени развития дистрибьюторской  сети, в т.ч. розничной, оптовой, фьючерской  торговли; служб по оказанию консалтинговых, информационных, лизинговых и иного  рода деловых услуг;

- разного уровня развития межфирменной  кооперации.

6. Конкурентные преимущества, определяемые  хорошей информированностью. Данный  вид преимущества базируется  на наличие обширного банка  данных о продавцах, покупателях, рекламной деятельности, информации  об инфраструктуре рынка.

7. Конкурентные преимущества, основанные на демографических факторах. Данные преимущества формируются в результате демографических изменений в целом сегменте рынка и их положительного влияния на объем и структуру спроса на предлагаемую продукцию; увеличение численности целевой группы населения, изменение его половозрастного состава; миграции населения, а также изменения образовательного и профессионального уровня [11].

Также в качестве классификационных критериев могут выступать:

Инициатор, определяющий возникновение конкурентных преимуществ. В этом случае выделяются:

- конкурентные преимущества, обусловленные  конъюнктурой рынка;

- конкурентные преимущества, инициированные  государственной политикой в  области регулирования конкуренции;

- конкурентные преимущества, вызванные  деятельностью конкурентов и деятельностью предприятия.

Кроме того, конкурентные преимущества могут иметь разный уровень иерархии и относиться к товару, предприятию, отрасли, экономике в целом; основываться на ценовых и неценовых факторах; они могут быть долгосрочными, среднесрочными и краткосрочными; устойчивыми и нестабильными; уникальными и имитируемыми и т.д.

Формирование и поддержание конкурентного преимущества затрагивает весь механизм деятельности предприятия, связанный с созданием, производством и реализацией продукции или услуги. Основными принципами формирования и поддержания конкурентных преимуществ являются:

- стремление руководства предприятия  к улучшениям, новшествам и переменам  во всех аспектах хозяйственной  деятельности предприятия;

- совершенствование и увеличение количества источников конкурентного преимущества, способствующее сохранению его деятельности и устойчивости;

- применение системного подхода  к формированию конкурентного  преимущества, охватывающего весь  механизм деятельности предприятия.

 

1.2 Технология формирования конкурентного преимущества как основа стратегии компании

Стратегия конкуренции компании включает в себя подходы компании к бизнесу и инициативы, которые она использует для привлечения клиентов, ведения конкурентной борьбы и укрепления свои позиции на рынке. «Цель весьма проста и состоит в том, чтобы вести свои дела этично и честно по отношению к конкурентам, добиваться конкурентного преимущества на рынке и создавать свою клиентуру: круг лояльных покупателей». Конкурентная стратегия компании обычно предусматривает как наступательные, так и оборонительные действия, предпринимаемые в зависимости от ситуации на рынке. Кроме этого, конкурентная стратегия предусматривает краткосрочные тактические ходы для мгновенной реакции на ситуацию и долгосрочные действия, от которых зависят будущие конкурентные возможности компании и её позиция на рынке.

Информация о работе Формирование конкурентных преимуществ фирмы на примере ООО «Космик»