Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 14:28, курсовая работа
Цель исследования - обосновать существование компьютеризации обучения как реальной проблемы образования. Выявить эволюционирующее значение компьютерных технологий, возможные направления вызванных ими эволюционных процессов и педагогическую значимость предполагаемых изменений в учебном процессе.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….…….4
1.Использование компьютерной техники в учебном процессе…………...6
1.Проблемы компьютеризации учебного процесса …………………...6
2.Современное состояние практической компьютеризации процесса обучения………………………………………………………………...8
3. Психолого-педагогические проблемы процесса обучения………...11
2.Использование ИКТ в обучение младших классов……………………………………………………………………..14
1.Структура учебного процесса в младших классах………………….15
2.Аудиовизуальные и технические средства………………………….17
3.Информатика в начальных классах……………………………………....20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..…24
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ....................................................26
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК
ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ....................
ВВЕДЕНИЕ
С каждым годом информационные технологии становиться неотъемлемой частью жизни каждого человека, мы встречаемся с ними с ними во всех сферах нашей жизни, будь то образование или оплата коммунальных услуг. Cовременный урок больше нельзя представить без интерактивной доски, аудио-визуальных приемов предоставления информации а также с помощью новых технологий появилась возможность объяснить детям все более доступней и наглядней учебный материал. Усовершенствование ПК ведет к появлению новых и новых аппаратных средств, которые являются явным подспорьем для педагогов. Прейдя впервые в школу учиться, ребенок может столкнуться с определенными неудобствами. К сожалению, сейчас в школах работает мало специалистов способных свободно эксплуатировать всю компьютерную технику. В связи с этим в школах проводят курсы повышения квалификации. Сочетая в себе большое количество возможностей, является универсальной игрушкой, способной имитировать другие игры, современный ПК вместе с тем является для ребенка тем равноправным партнером, способным очень тонко реагировать на его действия и запросы, которого ему так порой не хватает. Терпеливый товарищ и мудрый наставник, творец сказочник миров и персоналий, вершина интеллектуальных достижений человечества, компьютер играет все большую роль в досуговой деятельности современных детей и в формировании их психофизических качеств и развитии личности. Использование компьютеров в учебной и внеурочной деятельности школы выглядит очень естественным с точки зрения ребенка и является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации его учения, развития творческих способностей и создания благополучного эмоционального фона.
Актуальность выбранной темы объясняется всеобщей важностью затрагиваемого материала. Так, как проблема современной компьютеризации непосредственно связанной с ней всеобщей компьютеризации всех сфер деятельности человека является одной из важнейших проблем всего мира. Причину можно увидеть в том что - неслыханное для предыдущих времен повышение роли информации, превращение ее в одну из самых важнейших движущих сил всей производственной и общественной жизни. Наравне происходящий стремительный скачок в развитии аппаратных средств, т.е. собственно компьютеров как технических устройств за последние годы сделал микропроцессорную технику достаточно доступной большинству людей. Исходя из этого, внедрение НИТ в образование можно охарактеризовать как необходимый и логический шаг в развитии современного информационного общества в целом. Подтверждением этого может служить возникновение целого ряда специализированых научных центров, непосредственно занимающихся проблемами информатизации и компьютеризации образования. Такой факт, как появление специальных периодических изданий, литературы общепедагогического порядка по проблемам компьютеризации и множества соответствующих методических разработок говорит о существовании и острой актуальности данной проблемы для современной школы на всех ее уровнях. Современная наука заостряет своё внимание на теоретической разработке концепции и структурно-организационных моделей компьютеризации образования, так как на данный момент, ввиду отсутствия стабильных позиций в этом вопросе, реальная компьютеризация учебного процесса на местах фактически отсутствует. Объяснение безотлагательной необходимости внедрения компьютерных и микропроцессорных технологий в школьную практику содержит два основных, взаимосвязанных между собой слагаемых. Во-первых, огромнейшие технико-операционные возможности компьютера несут в себе несравнимый с ранее применявшимися техническими средствами обучения, дидактический материал, который может и должен быть реализован в учебно-воспитательном процессе. Во-вторых, настоящая действенность научно-технического прогресса (а широкое применение компьютеров - одно из ярчайших его проявлений) в решающей степени зависит от подготовки профессиональных кадров на уровне современных требований. Поэтому изучение и использование компьютерных технологий в учебном процессе это важнейший компонент подготовки учащихся к будущей трудовой жизни. Не в коем случае нельзя забывать про то, что для большинства выпускников средних и высших учебных заведений будущая профессия будет являться по преимуществу компьютерной.
Объект исследования - компьютерные информационные технологии и отдельные программы учебно-педагогического назначения.
Предмет исследования - эволюционные процессы в системе образования, обусловленные воздействием новых информационных технологий.
Цель исследования - обосновать существование компьютеризации обучения как реальной проблемы образования. Выявить эволюционирующее значение компьютерных технологий, возможные направления вызванных ими эволюционных процессов и педагогическую значимость предполагаемых изменений в учебном процессе.
Гипотеза: Постепенное, систематическое внедрение в педагогический процесс новых информационных технологий. Постепенное изменение формы обучения.
1 Использование
компьютерной техники в учебном процессе
Одной
из главных сфер информатизации жизни
общества стал научно технический
прогресс. От его информационно-технического
развития зависят образование, медицина,
оборона. Положение государства в мировом
сообщение. От технической развитости
теле - коммуникативных технологий зависит
судьба не только отдельных учреждений
и государств, а судьба всего мирового
сообщества. Образование в данной ситуации
играет одну из важнейших ролей. Ведь
невозможно научится читать, не узнав
алфавита, по данной аналогии можно понять
что, не начав с раннего возраста
ознакомление с передовыми технологиями
некто не сможет ими пользоваться в дальнейшем.
Во всех развитых и высокоразвитых странах
убеляют огромнейшее внимание компьютеризации
и внедрению инновационных технологий
в образование. Разрабатывают пути
развития качества образования. Казахстан
стремится сравняться с высокоразвитыми
странами. В школах устанавливают новейшие
компьютерные классы, лингвистические
кабинеты, в класса по определённым предметам
устанавливают интерактивные доски. Беспокойство
по поводу качественности и соответствия
образования стандартам постоянно
беспокоит общество. Общество старается
развивать и совершенствовать образование.
К
концу 20-го века роль знаний резко возросла.
Роль знаний стало определять положение,
статус и развитость страны, и её экономическое
благосостояние. Уровень владения информацией
стал влиять на политический и хозяйственный
статус государств. В связи с этим во
всем мире возникла потребность в высококвалифицированных
специалистах отвечающих самым высоким
требованием нынешнего времени. Поэтому
на рубеже тысячелетий знание стало одним
из драгоценных стратегических ресурсов
человеческого капитала и знаний, что
определяет развитие общества в целом.
И главным фактором, которым соответствует
его развитию, становится информатизация.
В свою очередь, информатизацию общества
практически невозможно реализовать без
внедрения компьютеризации в систему
образования, в свою очередь эта проблема
выходит на первое место [4]. Приоритетность
этой проблемы еще является в том что
она является совершенно новой мало до
наших дней известной. Возникнув совместно
с появлением ПК несколько десятков
лет назад, она не может быть решена по
опыту предыдущих веков и тысячелетий,
как это делается в классической педагогике,
приходится её решать по мере появления
затруднений, добавляя изменения в философию,
педагогику, методику. Это обстоятельство
в сочетании со многими немало существенными
доводами предают проблеме информатизации
образования большую актуальность, выводя
её на одно из первых мест в современной
педагогики. "Комплексная информатизация
образования - говорится в Законе - должна
рассматриваться как основное условие
воспитания молодежи, способной ориентироваться
при часто меняющихся обстоятельствах
и адекватно действовать в современной
среде. Молодое поколение необходимо научить
анализировать проблемные ситуации, которые
постоянно возникают, и самостоятельно
находить рациональные способы ориентации
в них". [5 ] В общих чертах это и есть
переход от дисциплинарной к системной
модели содержания образования, которое
научит ребенка как можно полнее понимать
мир, общество, себя, свое дело. С первых
шагов появления ПК (персонального компьютера)
опережающая мысль конструкторов и писателей-фантастов
создала легенду о "думающих машинах",
интеллектуальные возможности которых
намного превышали реальные возможности
первых ЭВМ. Однако последовавший за тем
необычайный по своей скорости процесс
развития компьютерной техники приблизил
компьютер к рядовому пользователю и сделал
реальной проблему широкого использования
ПК в повседневной жизни, в разных сферах
человеческой деятельности. Способность
современного ПК предъявлять и обрабатывать
абсолютно любую по виду и содержанию
информацию естественным образом поставила
вопрос о возможности его применения в
педагогике. Наиболее важным в принципиальном
отношении свойством ПК является то, что
он вводит в мир новый способ сохранения
и распространения информации – цифровую
магнитную запись, и, соответственно, -
новые носители информации (дискету, компакт-диск,
магнитооптический диск). Любой новый
материал вместе со своим появлением вызывает
к жизни и соответствующие способы его
обработки. Цифровая магнитная запись
на магнитных носителях вызвала появление
огромной сферы технологий ее распространения
и обработки, которые, в силу своей абсолютной
новизны, получили собирательное название
"Новые информационные технологии"
(сокращенно - НИТ). Овладение этими технологиями,
умение поставить их на службу педагогике
и добиться эффективного использования
предоставляемых ими богатейших возможностей
- это внешняя, техническая сторона проблемы
компьютеризации обучения. Другой гранью
проблемы компьютеризации образования
является необходимость глубокой научной
проработки всех аспектов компьютеризации
учебного процесса. Появление компьютера
вызвало необходимость фундаментального
исследования самой физиологии нового
трудового процесса, своеобразия процесса
восприятия и усвоения компьютерной информации,
изменений в механизмах работы памяти
(мнемотехника), разработки новых санитарно-гигиенических
норм для занятий с компьютером в условиях
школы, и т.п. Кроме того, компьютерные
материалы, в силу их высокой специфичности,
вызвали к жизни огромное количество разнообразнейших
методических новаций. Глубокий анализ
всего комплекса имеющихся наработок,
выявление в них принципиальных основ
и объединение в целостную систему научных
представлений о педагогике наступающего
21-го столетия - это вторая, несравненно
более значительная и масштабная грань
проблемы компьютеризации образования.
В связи с этим сошлемся еще раз на строки
Закона: "Широкое внедрение в учебный
процесс новых информационных технологий
включает разработку и практическое использование
научно-методического обеспечения, эффективное
употребление инструментальных способов
и систем компьютерного обучения и контроля
знаний, системную интеграцию этих технологий
в существующем учебном процессе в целостные
организационные структуры".
Определить состояние дел в той или иной сфере деятельности всегда достаточно трудно. Однако в таком вопросе, как компьютеризация, есть один легко учитываемый фактор, который достаточно ясно может охарактеризовать картину в целом. Это - показатель технической обеспеченности, другими словами - наличие необходимого парка компьютерной техники и уровень ее технического качества. Дело в том, что компьютеризация рабочих процессов прямо зависит от наличия и качественного уровня компьютеров на рабочих местах; без этого наличие даже самой передовой научной мысли так и останется фактом науки, но не фактором производственной и общественной жизни[1]. По анализу учебно-методической литературы и представленным там данным можно сделать такие основные выводы: Состояние компьютеризации общеобразовательных школ РК следует расценивать как критическое. По уровню оснащенности школ ПК, их техническими характеристиками и количеству учеников на один ПК РК отстает от развитых стран не менее, чем на 5 лет. Сегодня информатизация школ в целом – процесс неуправляемый, что привело к резкому различию в уровне информатизации школ разных регионов РК. Основная причина – децентрализация средств, которые выделяются на компьютеризацию школ. Учитывая то, что все ученики должны иметь равные и должные условия обучения, компьютеризация школ должна происходить под контролем государства и финансироваться централизованно. Это даст возможность: уменьшить затраты на приобретение компьютерной техники, заказывая ее большими партиями; уменьшить затраты на программное обеспечение, поскольку необходимые программные средства, приобретенные за счет средств государственного бюджета, можно было бы поставлять учебным заведениям по стоимости носителей, на которых они записаны; уменьшить затраты на учебники и пособия, издавая их большими тиражами организовать качественный сервис во всех регионах благодаря поставкам в учебные заведения однотипных технических средств; уменьшить затраты на подготовку кадров в связи с унификацией используемых программ и технических средств. И еще один довод для подтверждения экономичности ПК: на этапе, предшествующем появлению ПК, довольно значительные средства вкладывались в обеспечение учебного процесса так называемыми ТСО - техническими средствами обучения. Причем каждое из этих средств отвечало только одной какой-либо задаче, и для хорошего обеспечения занятий нужно было иметь целый набор таких средств, каждое из которых решало только одну свою, специфическую задачу. С развитием технологии для обучения с использованием технических средств, стало достаточным наличие только компьютера. Функции, которые раньше выполняли: телевизор, видеомагнитофон, аудио магнитофон, кинопроектор, диапроектор и др., с успехом взял на себя компьютер. Причем качество передачи, хранения, отображения информации значительно повысилось. В этом ключе необходимо рассматривать задачу перевода всей информации в цифровые стандарты как приоритетную. Уже сейчас компьютерная грамотность является важным показателем культуры, а в будущем окажется необходимой каждому человеку, на каком бы участке он ни работал. Следовательно, компьютерное дело, обучение пользованию компьютером в ближайшее время должно стать всеобщим [2]. А поскольку введение в жизнь любых начинаний всеобщего значения всегда очень ответственно, отечественной педагогике сегодня необходимо проводить фундаментальные исследования в области компьютерной технологии обучения и психолого-педагогических основ применения компьютеров в образовании, в том числе:
1) создать методическое обеспечение для развития у детей комплекса умений в области информатики, включающего понимание, интерпретацию, классификацию, анализ, обработку, синтез, представление, регистрацию, и применение информации в учебной деятельности;
2) определить место компьютерной технологии в системе обучения; определить, как изменяются мышление ребенка и его интеллект в процессе обучения с помощью компьютера;
3) разработать
методы стимулирования
Во всех
развитых странах в настоящее время ставится
специальная задача подготовки учащихся
к высокоэффективной работе с ПК. Значительные
различия в возможностях доступа к ПК,
а, следовательно, и овладения им неизбежно
приводят к возникновению еще одной, смежной
с этой задачи - прогнозирования успешности
компьютерного обучения и эффективности
деятельности будущих компьютерных профессионалов.
Компьютеризированное общество ставит
молодых людей перед необходимостью реально
оценивать свои возможности в использовании
компьютера и выбирать в соответствии
с этим будущую профессию. Закономерно
возникает вопрос: какие именно индивидуально-психологические
особенности человека оказывают определяющее
влияние на его компьютерную компетентность?
Высокий уровень умственного развития,
гибкое мышление, хорошая память являются
благоприятными предпосылками для успешного
обучения информатике. Однако своеобразие
человеческой индивидуальности не исчерпываются
особенностями его интеллектуальной подготовки
и своеобразием познавательных процессов.
На успешность обучения в целом, как известно,
влияют также врожденные психофизиологические
особенности школьников, такие, как сила
нервной системы, определяющая работоспособность
человека, и ее лабильность, определяющая
скорость протекания нервных процессов.
Психолог В.Г. Зархин специально исследовал,
как проявляются указанные психофизиологические
особенности учащихся в практике обучения
с использованием ПК. Его наблюдения показывают,
что при работе с ПК сила нервной системы
решающего влияния на успешность деятельности
не оказывает, хотя учащиеся с высокой
работоспособностью ведут себя за компьютером
иначе, нежели слабые. Видимо, из-за повышенной
истощаемости учащиеся со слабой нервной
системой недостаточно уверены в себе,
намного чаще обращаются за помощью к
учителю. В то же время другое свойство
нервной системы - лабильность - непосредственно
сказывается на особенностях компьютерной
деятельности учащихся. При прочих равных
условиях лабильные учащиеся с высокой
скоростью протекания нервных процессов
работают быстрее. Диапазон индивидуальных
различий здесь очень велик. Сходные данные
приводит психолог И.В. Ермакова. Она подчеркивает,
что уровень интеллектуального развития
школьников играет определяющую роль
при овладении специальностью "оператор
ЭВМ" главным образом в начале обучения.
По мере вхождения в курс все больше значение
приобретают скоростные характеристики.
Но всегда ли высокая скорость работы
- благо? Ведь основным критерием успешности
любой деятельности является ее безошибочность,
точность, а отношение между скоростью
и безошибочностью неоднозначно. Не менее
значимыми являются, по словам Ермаковой
И.В., такие качества, как импульсивность
или ее противоположность - рефлексивность.
Об импульсивности речь идет в тех случаях,
когда человек сразу, не задумываясь, отвечает
на внешние раздражители, легко склоняется
в пользу той или иной гипотезы, не учитывая
степень ее правдоподобия. Рефлексивность
приписывается людям, которые, прежде
чем что-то делать, внутренне опробуют
гипотезы, отбрасывая те из них, которые
кажутся им неподходящими, т.е. поступают
обдуманно, осторожно, взвешено[10]. Естественно,
что различия по этим показателям ни в
коей мере не определяют ценность человеческой
личности. Реально значимыми они могут
быть только в таких видах деятельности,
где первостепенное значение имеет фактор
времени. Что же касается процесса обучения,
то использование компьютерной базы как
раз и является той реальной мерой, которая
может согласовать условия процесса обучения,
и прежде всего его темп с индивидуально-психическими
особенностями каждого отдельного школьника.
В этом случае компьютер выступает как
одно из эффективных средств гуманизации
процесса обучения. Многие психологи отмечают,
что при работе с компьютером очень большую
роль играют такие личностные особенности,
как внимательность, аккуратность, тщательность,
добросовестность. В принципе их можно
рассматривать как универсальные, способные
проявляться (или не проявляться!) у любого
человека и отражаться на процессе овладения
любым видом деятельности. Формирование
этих качеств зависит, прежде всего, от
желания и настойчивости самих учащихся.
Однако компьютер вследствие строгости
действия загружаемых в него программ
постоянно предъявляет к работающему
с ним человеку достаточно жесткие требования,
без соблюдения которых он работать просто
не будет. В этом случае компьютер играет
роль весьма серьезного дисциплинирующего
фактора в общей схеме учебного процесса[12].
Информация о работе Использование компьютерной техники в учебном процессе