Тестирование в учебном процессе

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 09:32, курсовая работа

Краткое описание

Информационные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Современный период развития общества характеризует процесс информатизации, где одним из более приоритетных направлений является информатизация образования. Внедрение информационных технологий и вычислительной техники в учебный процесс влияют не только на объемы получаемой информации, но и на скорость ее обработки, что является важнейшим условием повышения эффективности управления образованием.

Оглавление

Введение 2
Глава 1. Тестирование в учебном процессе 3
1.1. История тестирования 3
1.2.Методика создания тестов 4
1.3.Виды тестовых заданий 4
1.4. Задания закрытого типа 5
1.4.1. Задания альтернативных ответов 5
1.4.2. Задания множественного выбора. 6
1.4.3. Задание восстановление соответствия 6
1.4.4. Задания на восстановление последовательности 7
1.5. Задания открытого типа 7
1.5.1. Задания дополнения 7
1.5.2 Задания свободного изложения 8
Глава 2. Программы для создания тестов и проведения тестирования 8
2.1 SunRav TestOfficePro 9
2.2 SunRav TestOfficePro.WEB 10
2.3 Конструктор тестов Keepsoft 11
2.4 VeralSoft 12
2.5. Мастер-тест 13
2.6. Сравнительный анализ программных продуктов 14
Глава 3. Анализ программы для тестирования на базе пакета SunRav TestOfficePro 6 15
3.1. Функциональная и логическая структура 15
3.1.1.Пакет tMaker 16
3.1.2.Пакет tTester 19
3.1.3.Пакет tAdmin 21
Заключение 24
Список используемой литературы 25

Файлы: 1 файл

Курсовая 1.doc

— 402.00 Кб (Скачать)

Оглавление:

 

 

                                                                                                                                                                                                       

Введение              2

Глава 1. Тестирование в учебном процессе              3

1.1. История тестирования              3

1.2.Методика создания тестов              4

1.3.Виды тестовых заданий              4

1.4. Задания закрытого типа              5

1.4.1. Задания альтернативных ответов              5

1.4.2. Задания множественного выбора.              6

1.4.3. Задание восстановление соответствия              6

1.4.4. Задания на восстановление последовательности              7

1.5. Задания открытого типа              7

1.5.1. Задания дополнения              7

1.5.2 Задания свободного изложения              8

Глава 2. Программы для создания тестов и проведения тестирования              8

2.1 SunRav TestOfficePro              9

2.2 SunRav TestOfficePro.WEB              10

2.3 Конструктор тестов Keepsoft              11

2.4 VeralSoft              12

2.5. Мастер-тест              13

2.6. Сравнительный анализ программных продуктов              14

Глава 3. Анализ программы для тестирования на базе пакета SunRav TestOfficePro 6              15

3.1. Функциональная и логическая структура              15

3.1.1.Пакет tMaker              16

3.1.2.Пакет tTester              19

3.1.3.Пакет tAdmin              21

Заключение              24

Список используемой литературы              25

 

Введение

 

Информационные технологии  прочно вошли в нашу жизнь. Современный период развития общества характеризует процесс информатизации, где одним из более приоритетных направлений является информатизация образования. Внедрение информационных технологий и вычислительной техники в учебный процесс влияют не только  на  объемы получаемой информации, но и на скорость ее обработки, что является важнейшим условием повышения эффективности управления образованием.

Для совершенствования процесса обучения необходим систематический анализ объективных данных о состоянии результатов обучения учащихся, ведь качество подготовки специалистов напрямую зависит от мониторинга за качеством учебного процесса.

На практике для осуществления контроля знаний все чаще используются тематические тесты (тестирующие программы); как правило, источником тестов могут служить мультимедиа компакт-диски с обучающими программами или глобальная сеть Интернет. Помимо этого, существуют специализированные компьютерные программы (приложения), так называемые генераторы тестов, которые позволяют создавать тестирующие программы. В этом случае появляется возможность самостоятельно программировать ход тестирования и вопросы теста. При разработке теста и использовании программного обеспечения важно учитывать насколько они соответствуют запроектированным целям обучения и степень доступности для любого пользователя.

Выбор программного продукта, который отвечал бы всем требованиям  пользователя, довольно непростая задача. Стартом для анализа программного обеспечения тестирования послужила экологическая олимпиада в МГЭУ им. А.Д. Сахарова, для которой и потребовалась программа для проведения тестирования. Особенностью при решении данной проблемы являлось то, что целевая аудитория напрямую не связана с информационными технологиями и компьютерная программа должна быть максимально проста в применении, а также отвечать заявленным требованиям (легкость и простота в применении и обработке результатов, возможность создания  различных блоков вопросов и другие технические характеристики). Несомненно, наилучшим вариантом для решения данной задачи послужила программа, созданная специально для экологической олимпиады. Однако поиск  доступного  программного продукта в сети Интернет, отвечающего заявленным требованиям, привел к ряду программных пакетов, которые могли бы удовлетворить запросы конечного пользователя.

 

 

Глава 1. Тестирование в учебном процессе

1.1. История тестирования

 

     Тестирование в педагогике известно очень давно. Историки утверждают, что еще в древнем Китае тестирование использовалось для оценки уровня знаний и подготовленности кандидатов на те или иные должности. Для проверки знаний учащихся тестирование впервые было применено в Великобритании в 1864 году Дж. Фишером. Уже в 1883 году британский психолог Ф. Гальтон разработал теорию проведения тестирования. А само слово "тест" в его сегодняшнем смысле впервые использовал в 1890 году американский психолог Дж. Кеттелл. В 1911 году немецкий психолог В. Штерн придумал понятие "коэффициента интеллектуальности", сейчас широко известное как "IQ".

     Пионерами в практическом применении тестирования для выпускников школ были американцы. The SAT Reasoning Test, стандартизованный тест для поступления в колледжи в США, ведет свою историю с 17 июня 1901 года, когда впервые 973 абитуриента прошли тестирование, по результатам которого принималось решение о зачислении на учебу в колледж. Первопроходцы сдавали тесты по английскому, французскому, немецкому, латинскому и греческому языкам, истории, математике, химии и физике.

     Конечно же, за сто с лишним лет система тестирования SAT очень сильно изменилась. Хотя метод тестирования SAT и не принят в США федеральным законом, имеет достаточно много противников и критиков, но до сих пор именно с его помощью в США проводится отбор среди абитуриентов при поступлении в большинство высших учебных заведений. Существует еще один достаточно популярный в США метод тестирования для абитуриентов - ACT (American College Testing Program), который применяется с 1959 года.

     В Советском Союзе интерес к тестированию в педагогике появился в двадцатых годах ХХ века, когда в учебных заведениях пытались найти надежный способ проверки знаний у большого количества учащихся. В 1926 году была разработана и проверена первая в СССР система тестирования для школьников, основанная на разработках американской школы педагогики. Но в 1936 году по решению партии система тестирования в школах была свернута.

В Республике Беларусь с конца  ХХ века тестирование прочно вошло в систему образования как процесс контроля знаний абитуриентов и получило название централизованного.

В наши дни тестирование занимает первые позиции при анализе знаний не только в образовательном процессе, но и во многих других сферах деятельности человека.

 

    

 

 

1.2.Методика создания тестов

 

Использование тестирования для контроля знаний учащихся позволяет выявить уровень и качество знаний по определенному материалу, объективно оценить их независимо от учителя.

Тогда тестовые задания должны отвечать следующим требованиям:

Надежность – показывать те же результаты неоднократно, в схожих условиях;

Валидность – обнаруживать и измерять уровень усвоения именно тех знаний, которые хочет измерить разработчик теста;

Объективность объективно составлять и оценивать вопросы.

С точки зрения разработчика минимальные требования к составу тестового задания состоят в наличии:

1. Инструкции (должна содержать указания на то, что испытуемый должен сделать, каким образом выполнить задание, где и как делать пометки и записи). Инструкция должна обеспечивать доступность задания и понимание способов его выполнения для любых испытуемых.

2. Текста задания или вопроса (представляет собой содержательное наполнение задания. Структура и состав вопроса определяются содержанием учебного материала).

3. Правильного ответа.

Перечисленные три составные части тестового задания являются минимально необходимыми для составления тестов.

Кроме того, составителям тестовых заданий целесообразно указывать еще ряд необходимых сведений, таких как:

- возраст (класс), на который рассчитано это задание;

- тему (предмет или предметную область);

- предполагаемое составителем время выполнения задания;

- сроки предъявления;

- уровень, который соответствует данному заданию, или умения, которые оно выясняет;

- соответствие стандарту или программному материалу;

- данные об авторе.

 

1.3.Виды тестовых заданий

 

Существует два основных типа заданий: открытого и закрытого типа.

К заданиям открытого типа относятся два вида – задания дополнения и задания свободного изложения. Их отличительной особенностью является то, что для их выполнения необходимо записать одно или несколько слов (цифр, букв, словосочетаний, предложений).

Задания закрытого типа (альтернативных ответов, множественного выбора, восстановления соответствия и восстановления последовательности) предусматривают различные варианты ответа на поставленный вопрос: из ряда предлагаемых выбираются один или несколько правильных ответов, выбираются правильные (или неправильные) элементы списка и др. Эти задания предполагают наличие ряда предварительно разработанных вариантов ответа на заданный вопрос.

 

Схема.1.1. Виды  тестовых заданий

 

 

1.4. Задания закрытого типа

1.4.1. Задания альтернативных ответов

 

К каждой задаче альтернативных ответов дается только два варианта ответов. Испытуемый должен выбрать один из них – “да – нет”, “правильно – неправильно” и др.

Задания альтернативных ответов в большей степени подходят для выявления уровня овладения сложными определениями, знания достаточно сложных графиков, диаграмм, схем и др.

Особенностью заданий альтернативных ответов является то, что вопрос должен быть сформулирован в форме утверждения, поскольку он предполагает согласие или несогласие, которое можно отнести к утверждению.

Пример:

Инструкция: Вам необходимо выбрать один вариант ответа, который Вы считаете правильным.

Вопрос: Программа Paint является программой для работы с электронными таблицами?

 

 

Варианты ответов:

                    да

                    нет

Ответ: нет.

Эти альтернативные задания в наибольшей степени соответствуют задаче выявления того, в какой степени испытуемый понимает данные. Они могут содержать проверку умений работать с графиками, навыками приближенного вычисления. Любая другая форма представления заданий будет гораздо более громоздкой и менее удобной.

1.4.2. Задания множественного выбора.

Это основной вид заданий, применяемый в тестах достижений. Задачи с множественным выбором предполагают наличие вариативности в выборе. Испытуемый должен выбрать один из предложенных вариантов, среди которых чаще всего только один правильный.

Пример:

Инструкция: Выберите буквы, соответствующие вариантам правильных ответов.

Вопрос: Выберите из приведенного списка типы объектов, с которыми работает Access.

Варианты ответов:

A. Таблицы.

B. Сведения.

C. Запросы.

D. Формы.

E. Стили.

F. Отчеты.

G. Макросы.

Н. Модули.

Ответ: А, С, D, F, G, H.

1.4.3. Задание восстановление соответствия

  К заданиям данного типа относятся задания на восстановление соответствия между элементами двух списков, порядка ряда.

Инструкция: установите соответствие

Вопрос: установите соответствие между командой и набором клавиш

Варианты ответов:

 

Команда

Набор клавиш

1. Вставить фрагмент текста

А) CTRL+X

2. Вырезать фрагмент текста

Б) CTRL+C

3. Копировать фрагмент текста

В) CTRL+V

Ответ: 1-В), 2-А), 3-Б)

Главными преимуществами заданий этого вида являются: возможностью быстрой оценки знаний, умений и навыков в конкретной области знаний, и экономичность размещения задач в тесте.

1.4.4. Задания на восстановление последовательности

Задания на восстановление последовательности можно рассматривать как вариант задания на восстановления соответствия, когда одним из рядов является время, расстояние, или иной континуальный конструкт, который подразумевается в виде ряда.

Пример:

 

Инструкция: расположите в правильной последовательности.

Вопрос: расположите в порядке возрастания года выпуска следующие версии Microsoft Office Word для Microsoft Windows

Варианты ответов:

 

1. Word 2000

2. Word 2007

3. Word XP

4. Word 2003

5. Word 2010

 

Ответ: 1-3-4-2-5.

Задания на восстановление последовательности – это очень качественная форма тестовых заданий, обладающая значительными преимуществами: краткостью, простотой проверки.

 

1.5. Задания открытого типа

1.5.1. Задания дополнения

В заданиях дополнения (заданиях с ограничением на ответы) испытуемые должны самостоятельно давать ответы на вопросы, однако их возможности ограничены. Ограничения обеспечивают объективность оценивания результата выполнения задания, а формулировка ответа должна дать возможность однозначного оценивания.

Пример:

 

Инструкция: Вместо многоточия впишите только одно слово.

Вопрос: продолжите формулировку закона Ома

     Варианты ответов: Сила тока в однородном участке цепи обратно-пропорциональна …

Ответ: напряжению

1.5.2 Задания свободного изложения

Задания свободного изложения или свободного конструирования. Они предполагают свободные ответы испытуемых по сути задания. На ответы не накладываются ограничения. Однако формулировки заданий должны обеспечивать наличие только одного правильного ответа.

Пример:

 

     Инструкция: Вместо многоточия закончите предложение.

     Вопрос: Закончите предложение

    Варианты ответов: Тип в объектно-ориентированном программировании, описывающий устройство объектов называется …

Ответ: Класс

Трудность в применении этого вида задач заключается в сложности с формализацией ответов, необходимость подготовки оценочных схем затрудняет стандартизацию, громоздкость процедуры и большие затраты времени на проведение.

Основная трудность при составлении заданий открытого типа – соблюдения основного требования к тестовым заданиям (наличия однозначного правильного ответа).

Положительными сторонами хорошо составленных заданий дополнения и свободного изложения являются:

1) невозможность угадать ответ;

2) краткость и однозначность ответов;

3) необходимость воспроизведения ответа по памяти;

4) отсутствие необходимости искать несколько вариантов ответа;

5) простота формулировки вопроса;

6) простота проверки

 

Глава 2. Программы для создания тестов и проведения тестирования

 

Компьютер как средство для тестирования имеет свои достоинства и недостатки. Однако в объективности оценки ему отказать трудно. Видимо, именно этот фактор способствует расширению сферы применения компьютерного тестирования — оно успешно используется в школах, вузах, при поступлении на работу, при сдаче экзаменов в ГАИ и т.д.

При этом набор методик тестирующих комплексов достаточно ограничен: обычно в тестах возможно использование пяти следующих типов вопросов:

 

- выбор единственно правильного ответа.

- выбор нескольких возможных правильных ответов.

- установка последовательности правильных ответов.

- установка соответствий ответов.

- ввод ответа вручную с клавиатуры.

Учитывая небольшое количество методик тестирования, есть смысл в  разработке  универсальной программы, которая позволила бы преподавателям различных дисциплин создавать свои базы данных и быстро получать контрольные задания для своего предмета. На рынке предлагается несколько подобных программ, и целесообразно провести их обзор.

 

2.1 SunRav TestOfficePro

 

В пакет SunRav TestOfficePro входят программы для создания тестов, проведения тестирования и обработки результатов тестирования. С его помощью можно организовать и провести тестирования и экзамены в образовательных учреждениях (вузы, колледжи, школы), а предприятия и организации могут осуществлять аттестацию и сертификацию своих сотрудников.

Пакет позволяет создавать тесты по предметам школьной программы, вузовским дисциплинам, тесты для профессионального тестирования, психологические тесты и т.д.

Все тесты и результаты тестирования шифруются методами стойкой криптографии, что исключает возможность подделки результатов. Кроме того, на тест можно установить пароли: на редактирование — защищает тест от просмотра его структуры, правильных ответов и т.д.; на просмотр — предотвращает пробное тестирование с целью выяснения правильных ответов.

Вопросы и варианты ответа можно форматировать, используя для этого встроенный текстовый редактор, близкий по своим функциям к MS WORD. В редакторе можно вставлять изображения, формулы, схемы, таблицы, аудио- и видеофайлы, HTML-документы и любые OLE-документы.

В тестах возможно использование пяти вышеперечисленных типов вопросов.

Тест может быть разделен на несколько тем. При этом возможно оценивать знания тестируемого как по каждой теме в отдельности, так и по тесту в целом. Каждый вопрос и вариант ответа может иметь свой «вес». Это позволяет начислять пользователю больше баллов за правильные ответы на сложные вопросы и меньше баллов за ответы на легкие вопросы.

Возможна следующая реакция на ответ пользователя:

- предложение пользователю ответить на следующий вопрос;

- сообщение о том, что пользователь ответил правильно/неправильно;

- показ любого документа, связанного с вопросом.

Тестирование можно ограничить по времени — как для теста, так и для каждого вопроса. При этом количество времени, выделяемое для каждого вопроса, может быть разным.

В пакет SunRav TestOfficePro входят следующие программы:

tMaker — программа, позволяющая создавать и редактировать тесты. Возможно импортирование тестов, созданных в текстовом редакторе или в редакторе электронных таблиц;

Tester — программа для проведения тестирования;

tAdmin — программа для удаленного администрирования пользователей и обработки результатов тестирования. Позволяет просматривать/печатать результаты тестирования, а также создавать, печатать, редактировать, экспортировать отчеты по тестированию групп пользователей. Возможно создание матрицы ответов.

 

      Технические данные SunRav TestOfficePro:

                    количество вопросов — не ограничено;

                    количество ответов — не ограничено;

                    количество пользователей — не ограничено;

                    количество тестов — не ограничено;

                    количество тем в тесте — до 256;

                    тесты и результаты хранятся в файлах.

В настоящее время для данного пакета подготовлено большое количество тестов. В частности, имеются образовательные тесты по информатике, экономике, английскому языку, истории, обществознанию.

 

2.2 SunRav TestOfficePro.WEB

 

SunRav TestOfficePro.WEB — это приложение для тестирования по сетям Интернет и интранет. Вся информация (тесты, разделы тестов, результаты и т.д.) хранится в базе данных и защищена от несанкционированного доступа. Если у пользователя нет соответствующих прав, то он не сможет просматривать, редактировать и удалять свои или чужие результаты тестирования.

Пакет подходит для тестирования удаленных сотрудников, студентов, школьников и т.д. Пользователю для тестирования ничего на своем компьютере устанавливать не нужно — достаточно браузера (Microsoft Internet Explorer, Opera, Mozilla и т.п.).

Возможности тестов аналогичны возможностям тестов из программы SunRav TestOfficePro, которые можно использовать и в программе SunRav TestOfficePro.WEB.

Для организации тестирования требуются:

                    Web-сервер — в качестве такового можно использовать Apache или и MS IIS. По сведениям авторов программы, разработка велась с использованием бесплатного сервера Apache версии 1.3 и 2.0. Его можно свободно скачать с сайта http://www.apache.org;

                    база данных MySQL — по сведениям авторов программы, разработка велась с применением версии 3.23. Ее можно свободно скачать с сайта http://www.mysql.com;

                    PHP-интерпретатор — по сведениям авторов, разработка велась с использованием версии 4.3. Его можно свободно скачать с сайта http://www.php.net.

     Если у пользователя нет собственного Web-сервера, можно использовать обычный хостинг, который предоставляет услуги по применению БД MySQL и PHP.

     С помощью SunRav TestOfficePro.WEB можно:

                    организовывать тесты в разделы;

                    регистрировать импортировать, редактировать пользователей;

                    проводить тестирование как зарегистрированных, так и не зарегистрированных пользователей;

                    просматривать результаты тестирования по индивидуальному пользователю и по группе пользователей (отчеты);

                    просматривать результаты рейтинга по данному тесту;

                    сохранять результаты тестирования в базе данных.

2.3 Конструктор тестов Keepsoft

 

«Конструктор тестов»  —  это универсальная система проверки знаний. Данную программу можно использовать как в домашних условиях, так и для проведения тестирования в любых учебных заведениях. Программа позволяет использовать неограниченное количество тем, вопросов и ответов.

Программа поддерживает пять типов вопросов, что позволяет проводить любые тесты. В тестах имеется возможность использовать музыку, звуки, изображения и видеоролики. Любые данные можно распечатать на принтере. На одном компьютере тестирование независимо могут проходить несколько человек, входя в программу под своими именами. Программа проста в использовании, имеет удобный и понятный русский интерфейс.

«Конструктор тестов» состоит из трех частей:
1. "Конструктор тестов. Редактор" - предназначен для заполнения и редактирования базы данных, а так же для различных настроек "Конструктора тестов".
2. "Конструктор тестов. Тренажер" - предназначен для проведения тестирования по тем темам и вопросам, которые были занесены в базу данных при помощи "Редактора".
3. "Конструктор тестов. Администратор результатов" - предназначен для анализа результатов, полученных в процессе тестирования в программе "Конструктор тестов. Тренажер".

  Возможности программы:

                    вопросы могут содержать музыку (файлы WAV, MID. RMI), изображения (файлы JPG, BMP, ICO, EMF, WMF), видеоролики (файлы AVI);

                    поддерживаются вопросы всех пяти вышеперечисленных типов;

                    печать на принтере и сохранение в файл тем, вопросов и ответов;

                    печать на принтере и сохранение в файл результатов тестирования;

                    экспорт тем, вопросов и ответов в файлы различных форматов (MS Excel, MS Word, MS Access, Paradox, DBase, текстовый файл, HTML, XML, RTF (RichText format), PDF (Adobe Acrobat), буфер обмена MS Windows, Lotus 1-2-3 и др.);

                    тестирование на одном компьютере нескольких пользователей. Для каждого пользователя заводится персональная карточка пользователя, поля в которой являются настраиваемыми;

                    установка различных прав доступа к редактированию базы данных в «Редакторе» для разных пользователей;

                    задание вопросов в произвольном порядке;

                    задание цены каждому вопросу в баллах;

                    ограничение времени на ответ;

                    возможность прервать тестирование и продолжить его в другое время;

                    выставление оценки по окончании тестирования. Система оценок настраивается в «Редакторе». Шкалу оценок можно настроить от 2- до 100-балльной системы;

                    синхронизация базы данных; при помощи этой функции можно легко обмениваться данными с другими пользователями и переносить данные с компьютера на компьютер;

                    проверка орфографии в «Редакторе»;

                    поиск по базе данных в «Редакторе»;

                    сжатие базы данных;

                    настраиваемый интерфейс;

                    функция проверки обновления через Интернет.

                     

2.4 VeralSoft

 

VeralTest – пакет программ для создания тестов и проведения тестирования, предназначенный для организации многопользовательского компьютерного тестирования в учебных заведениях, центрах обучения и сертификации, в компаниях для проверки знаний, профессиональных качеств и аттестации сотрудников.

VeralTest включает в себя три программных пакета, которые имеют все необходимое для создания и проведения учебных контрольных и психологических тестов любой сложности.

Программа для тестирования обеспечивает доступ к тестам с любого компьютера локальной сети через обычный Web-браузер и избавляет от рутинной процедуры установки клиентского ПО на каждый компьютер.

Программа администрирования позволяет управлять пользователями и тестами, обеспечивающая централизованную обработку результатов тестирования. Несмотря на широкие возможности, пакет очень прост в установке и использовании, что делает его доступным даже для людей, только начинающих свое знакомство с компьютером.

Редактор тестов  позволяет создавать тесты с различными типами вопросов, поддерживающий форматирование текста, вставку изображений.

VeralTest позволяет установить на любой из компьютеров локальной сети предприятия сервер тестирования и опубликовать на нем тесты. После этого пользователи смогут выполнять тесты со своих компьютеров через Web-браузер. Если компьютер, на котором установлен сервер тестирования, доступен из сети интернет, то можно организовать тестирование и для интернет-пользователей.

Для того, чтобы развернуть систему тестирования в локальной сети организации или компьютерном классе, достаточно просто установить VeralTest на один из компьютеров этой сети. Нет необходимости устанавливать никаких дополнительных программ на остальные компьютеры. VeralTest не требует никакого дополнительного программного обеспечения и готов к работе сразу же после установки. Также нет необходимости в самостоятельной регистрации пользователей, которые будут выполнять тесты – они смогут зарегистрироваться самостоятельно при первом входе в систему. С помощью пакета можно создавать не только простые тесты, но и тесты с пятью типами вопросов, о которых уже упоминалось выше.
VeralTest использует открытый формат файла для хранения тестов. Формат базируется на общепризнанных стандартах XML и ZIP.

 

2.5. Мастер-тест

 

Мастер-Тест — это бесплатный интернет сервис, который позволяет создавать тесты.

Дает возможность создавать как онлайн-тесты, так и скачать и проходить тест без подключения к интернету. Для этого не нужно устанавливать на компьютер дополнительные программы, необходимо только пройти процедуру регистрации, которая займет не более пяти минут. Организовано две вкладки для учителя и студента, тем самым обеспечивается разграничение полномочий. Тесты хранятся на сервере, где также хранятся результаты, и список тестируемых. Организована уникальная возможность отправки приглашения для прохождения теста, что существенно может упростить работу преподавателя, и дает возможность внеурочно проверить знания  в индивидуальном порядке.

Непосредственно редактор теста включают в себя такие аспекты как  создание различных типов вопросов, выбор веса вопроса (от 1 до 10), изменение заголовка теста, проверку теста, обновление либо удаление теста, вывод результата теста. Опции результата позволяют задать текст, отображаемый, если будет набрано определенное количество баллов,   отображать процентное соотношение набранных баллов к максимальному количеству балов, отображать количество набранных баллов, отображать правильные ответы после прохождения теста и другое.

При выходе из редактора теста у пользователя спрашивается действительно ли он хочет покинуть этот раздел, что очень удобно для невнимательных пользователей. Есть возможность настройки окна редактирования.

Для проведения тестирования необходимо активировать тест и указать такие параметры как проведение тестирования для одного или нескольких студентов, публиковать или не публиковать тест, а также скачивать ли тест (дает возможность проведения тестирования без подключения к интернету). Также присутствует возможность настройки времени, что позволяет сделать его доступным только в определенный период времени.

На сервере имеется каталог тестов по различным дисциплинам, с помощью которого можно значительно ускорить процесс тестирования, выбрав один из наиболее подходящих шаблонов.

Мастер-тест прост  в применение и может использоваться для проведения тестирования  в любых учреждениях.

 

2.6. Сравнительный анализ программных продуктов

Параметры для сравнения

SunRav TestOfficePro

SunRav TestOfficePro.WEB

Конструктор тестов Keepsoft

Мастер-тест

VeralTest

Удобная регистрация пользователей

Есть

Есть

Есть

Есть

Есть

Возможность удаленного тестирования

Отсутствует

С помощью Web-сервера

Отсутствует

С официального сайта

С помощью Web-браузера

Создание вопросов любого типа

Есть

Есть

Есть

Есть

Есть

Создание разделов

Есть

Есть

Есть

Отсутствует

Есть

Экспорт/импорт тестов

Есть

Есть

Есть

Из каталога

Есть

Безопасность

Пароль администратора

Установка различных прав доступа

Установка различных прав доступа

Пароль перед входом в программу

Ограничения доступа администратором

Хранение результатов

В файле

В базе данных

В файле

 

В файле

Свободное редактирование теста

Есть

Есть

Есть

Есть

Есть

Оценка знаний

Разноуровневая

Разноуровневая

Настраиваемая шкала оценок

Побальная

Разноуровневая

Шифрование

Метод стойкой криптографии

Метод стойкой криптографии

Есть

Есть

Есть

Возможность скачивания(в том числе пробной версии)

Sunrav.ru

Sunrav.ru

Keepsoft.ru

Master-test.net

VeralTest.ru

 

  

Таким образом, сравнительный анализ программных продуктов для создания тестов показывает, что на современном рынке существует ряд доступных однотипных программ, которые не отличаются по своей функциональности, отвечают основным техническим требованиям, которые возникают в процессе создания теста, а также интерпретации результатов,  поэтому могут служить для  организации тестирования в любой сфере деятельности.

Глава 3. Анализ программы для тестирования на базе пакета SunRav TestOfficePro 6

 

Как отмечалось ранее выбор программы для тестирования весьма непростая задача, ведь цель тестирования может быть любой, а программа должна быть универсальной. Для проведения экологической олимпиады в МГЭУ им. А.Д. Сахарова требовалась программа, которая соответствовала бы следующим требованиям:

- удобная регистрация пользователей

- использование вопросов открытого и закрытого типа

- возможность создания разделов

- возможность задания цены каждому вопросу

- обеспечение безопасности файлов с вопросами

- возможность экспорта/импорта теста

- шифрование тестов и результатов тестирования

- запись результата теста в файл

- скрытие от пользователя результатов тестирования

Анализ рынка программных продуктов доказывает, что существует ряд доступных программных пакетов, отвечающих заявленным требованиям.

Для наглядности более подробно рассмотрим программный пакет SunRav TestOfficePro 6.

3.1. Функциональная и логическая структура


   SunRav TestOfficePro - программа для создания тестов, проведения тестирования и обработки результатов тестирования. По сути, это уже готовое комплексное решение для   проведения   тестирования  в  рамках  образовательных  и  других учреждениях (вузы, колледжи, школы, отделы кадров предприятий и т.п.). Доступно просто огромное количество параметров, что позволяет легко и быстро  разрабатывать разнообразнейшие тесты, проводить тестирование и обрабатывать  результаты.  При  этом вся информация шифруется методами стойкой  криптографии.  Интерфейс  программы  -  русский,  украинский, белорусский, а может быть и любым другим. . Состоит из трех пакетов: tMaker, tTester, tAdmin.

 

Рис.3.1. Структура программы

 

3.1.1.Пакет tMaker

 

tMaker - программа для создания тестов. Позволяет создавать и редактировать тесты пользователю ПК с любым уровнем подготовки. Возможно импортирование тестов, созданных в текстовом редакторе или редакторе электронных таблиц.

 

 

            

Рис.3.2. Окно программы tMaker

 

Процесс создания теста не является чем-то сложным и доступен всем тем, кто хотя бы иногда садится за компьютер.

Существует два различных способа создания тестов:

Ввод вопросов и вариантов ответов непосредственно в программе tMaker, используя встроенный текстовый редактор.

Ввод вопросов и вариантов ответов в текстовом редакторе и последующий их импорт из программы tMaker.

Преимущества первого способа состоят в том, что вводить вопросы в этом случае гораздо удобнее, чем в текстовом редакторе. Кроме того, если вы собираетесь использовать в вопросах дополнительное форматирование текста и (или) различные объекты, то данный способ становится единственно возможным.

Преимущества второго способа в том, что у многих людей навыки работы в текстовом редакторе (таком как, например, MS Word) развиты очень сильно и им неудобно переходить на какую-либо другую программу в своей работе.

Тест может быть одним из двух типов:

1)Контрольный

2)Психологический

В тестах контрольного типа подсчет набранных баллов ведется следующим образом.

За каждый правильный ответ пользователь получает столько баллов, сколько "весит" вопрос. Правильным ответом считается ответ (в зависимости от типа вопроса):

- если пользователь выбрал верный ответ.

- если пользователь выбрал только верные варианты ответов - не меньше, но и не больше.

- если ответ совпал с шаблоном.

- если установлены все верные пары соответствий.

- если полностью установлен верный порядок.

В тестах психологического типа за каждый выбранный ответ пользователь получает баллы (в зависимости от типа вопроса):

- вес выбранного варианта ответа.

- сумма весов выбранных вариантов ответов.

- вес вопроса.

Сумма баллов каждого правильного соответствия. Вес правильного соответствия равен весу варианта ответа из левого столбца в программе tTester (верхней половине вопросов в tMaker).

Сумма баллов каждого правильно установленного варианта ответа.

Для того, чтобы тест соответствовал определенным требованиям, его нужно настроить. Настройка теста сводится к выбору определенных параметров и вводу некоторых значений. Настройка производится в специальном окне, вызываемом нажатием клавиши F10 или пунктом меню Тест/Свойства теста. Здесь можно выбрать различные параметры, например, тип теста, показывать или не показывать результат тестирования, ограничивать ли прохождение теста по времени и многое другое.

Любой вопрос теста может относиться к одному из пяти типов: выбор одного варианта ответа из нескольких вариантов ответа, выбор нескольких ответов из нескольких вариантов ответа, непосредственный ввод с клавиатуры, соответствие и упорядоченный список.

Вопросы в тесте можно перемешивать. Более того, создатель теста может определить, сколько вопросов из каждой темы получит пользователь для тестирования. Допустим, каждая тема состоит из 100 вопросов. Если выбрать случайным образом только 10 вопросов, то тестируемые получат совершенно разные наборы вопросов из одного и того же теста. Варианты ответов также можно перемешать.

Порядок следования вопросов может быть не только линейным, но и зависеть от ответов пользователя.

Каждый вопрос может быть снабжен комментарием, содержащим информацию о правильном ответе и т.п.

  

Параметр

Краткая характеристика

Редактор

        Встроенный редактор вопросов и ответов, поддерживающий проверку орфографии. Работа со встроенным текстовым редактором мало чем отличается от работы в программе MS WORD.

 

Импорт тестов

        Тесты могут быть импортированы из текстовых файлов (подготовленных, например, в программе MS WORD) и таблиц MS Excel.

 

Экспорт тестов

        Тесты могут быть экспортированы в форматы RTF, TXT, XML..

 

Объединение

Возможно объединение нескольких тестов в один тест

Создание «Бумажных тестов»

Тесты можно распечатать на бумаге для того, что бы пользователи тестировались без компьютеров. Возможна генерация нескольких тестов из одного таким образом, что набор вопросов каждого теста будет отличаться.

Установка различных параметров

Возможна установка различных параметров сразу для нескольких вопросов

Установка шрифта

        Установка шрифта вопросов/вариантов ответов сразу для всех вопросов/вариантов ответов.

 

Проверка теста

        Перед тем, как тест будет сохранен, происходит его проверка на правильность, что позволяет избежать создания тестов, например, с вопросами, в которых нет ни одного правильного варианта ответа и т.п.

 

Запуск теста

        Тест можно запустить в программе tTester для того, чтобы посмотреть, как будет выглядеть тестирование.

 

Многоязычный интерфейс

        программа переведена на русский, украинский и белорусский языки.

 

 

3.1.2.Пакет tTester

tTester - программа для проведения тестирования. Имеет максимально простой интерфейс. Обширные настройки программы и параметры командной строки позволяют приспособить ее работу под любые  требования.

 

           

Рис.3.3. Окно программы tTester

 

Внешний вид программы гибко настраивается. Возможно отключение меню и/или инструментальной панели. Визуальный стиль программы можно изменять. В тесте можно определить параметры, которые нужно показать пользователю во время тестирования: Ф.И.О. испытуемого, кол-во вопросов в тесте, номер текущего вопроса, кол-во правильных ответов, оставшееся время до окончания тестирования.

Преимуществом для преподавателя  является  существующая функция подачи звукового сигнала после окончания тестирования, что  поможет на слух определить, что кто-то уже закончил тестирование.

Для удобства тесты могут быть записаны на CD или DVD диск для того, что бы пользователь смог пройти тестирование, не устанавливая никаких программ - достаточно просто вставить диск и выбрать тест.

Возможно настроить программу так, что пользователь будет иметь возможность пропускать вопросы и/или сможет возвращаться к предыдущим вопросам.

Большим плюсом является то, что для изменения параметров программы требуется пароль, тем самым обеспечивается безопасность.

 

Параметр

Краткая характеристика

Безопасность

Для того чтобы изменить параметры программы нужно знать пароль

Внешний вид

        можно очень гибко настроить. Возможно отключение меню и/или инструментальной панели. Визуальный стиль программы можно изменять.

 

Информация по ходу тестирования

        В тесте можно определить, что нужно показать пользователю во время тестирования: Ф.И.О. испытуемого, кол-во вопросов в тесте, номер текущего вопроса, кол-во правильных ответов, оставшееся время до окончания тестирования.

 

Звуковой сигнал

        Раздается после окончания тестирования поможет преподавателю на слух определить, что кто-то уже закончил тестирование.

 

Командная строка

Большое кол-во параметров командной строки. Это позволяет

1.       Настраивать ярлыки, что позволяет минимизировать действия пользователя для начала тестирования.

2 Использовать ссылки из различных документов, что позволяет интегрировать tTester в состав различных электронных учебников и т.д.

Отправка результатов по почте

        По окончании тестирования, результаты могут быть отправлены по электронной почте. Это может быть полезным при тестировании заочников или студентов, обучающихся по системе дистанционного обучения.

 

Запись тестов на диск

        Тесты могут быть записаны на CD или DVD диск для того, что бы пользователь смог пройти тестирование, не устанавливая никаких программ - достаточно просто вставить диск и выбрать тест.

 

Результаты тестирования

Результат тестирования можно сохранить в тестовом файле и/или распечатать (администратор может отключить эти возможности). Можно гибко настроить то, в каком виде пользователь получит результаты тестирования:

Регистрация пользователей

        Администратор может разрешить или запретить самостоятельную регистрацию пользователей.

 

 

3.1.3.Пакет tAdmin

 

tAdmin - программа для удаленного администрирования пользователей и обработки результатов тестирования. Позволяет просматривать/печатать результаты тестирования пользователя, а так же создавать, печатать, редактировать, экспортировать отчеты по тестированию групп пользователей. Возможно создание матрицы ответов.

 

             

Рис.3.4. Окно программы tAdmin

 

Для наиболее удобной регистрации пользователей рекомендуется разделить всех пользователей на группы (классы, отделы и т.д.) и для каждой из групп выделить свою директорию (папку) на сетевом диске (если тестирование будет вестись на нескольких компьютерах, объединенных в сеть). Таким образом, у каждой группы будет своя папка, где будут храниться результаты тестирования пользователей именно этой группы

Работа с группами включает в себя несколько пунктов:

- добавление группы

- редактирование пути к группе

- удаление группы

При работе с конкретным пользователем администратор может добавлять новых пользователей, редактировать их данные, просматривать список тестов, пройденных пользователем, просматривать результаты тестирования и другое.

Программа позволяет создавать объединенный отчет по одной или нескольким группам по одному или нескольким тестам. Отчет можно распечатать, экспортировать, создать предварительный просмотр, сортировать либо же фильтровать.

Печать и экспорт всех отчетов происходит с помощью шаблонов. Шаблон - это специальный файл, в котором определяется внешний вид отчета. Благодаря шаблонам, внешний вид отчета можно редактировать, что позволяет создавать отчеты определенного, нужного именно вам, формата.

Результат тестирования можно сохранить в тестовом файле и/или распечатать (администратор может отключить эти возможности). Можно гибко настроить то, в каком виде пользователь получит результаты тестирования:

- вообще не получить никакого сообщения.

- получить результат тестирования по определенным темам и по тесту в целом.

        - получить список самых неудачных тем.

- получить подробный лог тестирования: текст вопроса и ответ на него, а также информацию о правильности ответа. Администратор может разрешить или запретить самостоятельную регистрацию пользователей.

Непосредственно во время проведения тестирования администратор может: запретить выходить из программы до окончания тестирования, отключить доступ к рабочему столу и панели задач (при этом программа может работать в полноэкранном режиме), а также настроить программу таким образом, что после одного тестирования она сразу закроется.

 

Параметр

Краткая характеристика

Работа с пользователями

С помощью программы можно создавать новых пользователей, редактировать данные пользователей, а также удалять пользователей

Отчеты по пользователям

Программе доступна вся информация по каждому тестируемому - каждый его шаг фиксируется. Если пользователь начал тестирование, не закончил его и начал новое тестирование - это будет отражено в программе

Матрица ответов

        Возможно создание матрицы ответов, состоящей из всех пользователей, попавших в отчет и значений их ответов. В матрице помещаются данные о самых сложных и самых легких вопросах.

 

Отчеты по группам пользователей

        Программа может создавать отчеты сразу по нескольким группам и/или тестам.

Дата тестирования

Можно задать диапазон дат или точную дату тестирования.

 

Количество правильных ответов

Можно задать диапазон или точное значение.

 

Количество набранных баллов

Можно задать диапазон или точное значение.

 

Номер теста

Можно включить либо все тесты, соответствующие предыдущим параметрам, либо первый/последний/определенный тест.

 

Фильтры

        Созданные групповые отчеты можно фильтровать по любому параметру.

 

Печать отчетов

        . Созданные отчеты (как пользовательские так и групповые) можно распечатать. Внешний вид отчетов определяется шаблонами, которые можно визуально редактировать во встроенном редакторе шаблонов.

 

Экспорт отчетов

        Подготовленные с помощью шаблонов отчеты можно экспортировать в наиболее популярные форматы: Excel, XML, HTML, PDF, RTF, BMP, JPEG, TIFF.

 

Резервное копирование

Программа может создавать резервные копии важных данных (результаты тестирования, тесты и т.д.) как в ручном, так и в автоматическом режиме

 

Заключение

 

Информационные технологии занимают уникальное положение в современном обществе. В отличие от других научно-технических достижений средства вычислительной техники и информатики применяются практически во всех сферах интеллектуальной деятельности человека, способствуя прогрессу в технике и технологии.

Информационные технологии стали неотъемлимой частью образовательного процесса, что делает его более гибким, доступным, наглядным, а также позволяет автоматизировать контроль результатов учебной деятельности. Для минимизации временных затрат и получения надежных результатов контроля все чаще используется метод тестирования, который можно осуществить с помощью  специально созданных для этой цели программных продуктов. Анализ доказывает, что на современном рынке присутствует ряд доступных, универсальных программ, направленных на любую целевую аудиторию.

Повышение качества тестирования с помощью таких программ осуществляется за счет гибкой настройки интерфейса, возможности форматирования вопросов теста, шифрования результатов теста и других параметров.

Существующие пакеты для тестирования могут удовлетворить любого пользователя и запросы, которые могли бы у него возникнуть. В частности для проведения экологической олимпиады в МГЭУ им. А. Д. Сахарова можно было бы использовать один из таких пакетов.

Анализ программ для тестирования  показал, что на современном рынке присутствуют продукты, которые просты в использовании, соответствуют стандартам для проведения тестирования, а также весьма доступны, что является еще одним положительным качеством.

Таким образом, внедрение информационных технологий совершенствует учебный процесс, а существующие программные продукты этому способствуют.

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

1. Лефрансуа Г. Прикладная педагогическая психология. – СПб.: ПРАЙМ ЕВРОЗНАК, 2003. – 416 с.

2. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. – М.: “Интеллект-центр”, 2001. – 296 с.

3. Пидкасистый П.И. Педагогика. Учебное пособие для педагогических вузов и педагогических колледжей. – М.: Педагогическое общество России, 1998. – 640 с.

 

 

20

 

Информация о работе Тестирование в учебном процессе