Дидактическая игра в учебном процессе

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 21:13, курсовая работа

Краткое описание

Задачи исследования:
1. проанализировать роль дидактической игры в учебном процессе;
2. определить место и роль дидактической игры на уроках в младших классах;
3. выявить основные свойства дидактических игр;
4. раскрыть основные принципы построения дидактической игры и особенности их применения в младших классах.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ…………….…………...5
1.1. Сущность и роль дидактической игры в процессе обучения младших школьников…………………………………………………………………..………5
1.2. Формы, методы, структура дидактической игры……………………………15
1.3. Виды дидактической игры…………………………………………………….22
1.4. Принципы и условия эффективности дидактической игры………………...33
ГЛАВА 2.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..

Файлы: 1 файл

Курсовая.09.Дидактическая игра.doc

— 445.00 Кб (Скачать)

ОГЛАВЛЕНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3 

ГЛАВА 1. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ…………….…………...5

1.1. Сущность и роль дидактической игры в процессе обучения младших школьников…………………………………………………………………..………5

1.2. Формы, методы, структура дидактической игры……………………………15

1.3. Виды дидактической игры…………………………………………………….22

1.4. Принципы  и условия эффективности дидактической  игры………………...33

ГЛАВА 2. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….. 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….. 

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………….

 

ВВЕДЕНИЕ 

     Тема  дидактической игры в педагогическом процессе очень актуальна, так как благодаря играм ребенок учится доверять самому себе и всем людям, распознавать, что следует принять, а что отвергнуть в окружающем мире.

     С приходом в школу начинается важный этап в жизни ребенка. Возникает новая социальная позиция личности – учащиеся, к ребятам в этот период предъявляются новые требования, у него появляются новые обязанности, новые товарищи, новые отношения со взрослыми также требуют определенных нравственных усилий и опыта включения в деловые отношения. В тоже время приходится учитывать, что младшие школьники отличаются повышенной возбудимостью, быстрой утомляемостью, неустойчивостью внимания.

     Психологическая напряженность усугубляется физическим напряжением. Новый режим жизни  – жизни ученика – предполагает повышенную работоспособность: необходимо внимательно слушать учителя, уметь подчиняться правилам и распорядку дня.

     Физическое  и психическое самочувствие первоклассников обычно стабилизируется через полтора-два месяца пребывания в школе. Так происходит при условии, если взрослые учитывают новое положение детей, действуют с пониманием их возрастной психологии, используют специфические формы и методы работы.

     Мы  хотим рассмотреть, как игра помогает учителю найти общий язык с  детьми, а детям постичь знания без стрессов и с интересом.

     Ценность  игры, как обучающего средства заключается в том, что, оказывая воздействие на коллектив играющих детей, педагог через коллектив оказывает воздействие на каждого из детей. При правильном руководстве детьми игра становится школой воспитания. Игра является и средством первоначального обучения. В игре дети отражают окружающую жизнь и познают явления, факты.

     Руководя  игрой, педагог воспитывает активное стремление делать что-то, узнавать, искать, проявлять усилие, и находить, обогащает духовный мир детей. А это все содействует умственному и общему развитию.

     Дидактическая игра обучает, развивает, воспитывает, социализирует, развлекает, дает отдых.

     Педагогической  обработкой дидактических игр, отбором и пропагандой игровых форм как средств воспитания занимались В. И. Даль, П. Ф. Лесгафт, П. Н. Бокин, Е. М. Дементьев, Л. А. Венгер, И. А. Сорокина, Ф. Н. Блехер, И. Е. Удальцова и другие.  

Объектом  исследования данной работы является дидактическая игра. 

Предметом исследования является применение дидактических игр в учебном процессе в младших классах. 

Задачи  исследования:

  1. проанализировать роль дидактической игры в учебном процессе;
    1. определить место и роль дидактической игры на уроках в младших классах;
    1. выявить основные свойства дидактических игр;
    2. раскрыть основные принципы построения дидактической игры и особенности их применения в младших классах.
 

     Гипотеза исследования: применение дидактической игры в учебном процессе в начальной школе способствует повышению эффективности учебного процесса. 

 

ГЛАВА 1. ДИДАКТИЧЕСКАЯ  ИГРА КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ 

     1.1. Сущность и роль дидактической игры в процессе обучения младших школьников 

     Игра  в тех формах, в каких она существовала в дошкольном детстве, в младшем школьном возрасте начинает утрачивать свое развивающее значение и постепенно заменяется учением и трудовой деятельностью, суть которых состоит в том, что данные виды деятельности в отличие от игры, доставляющие просто удовольствие, имеют определенную цель. Сами по себе игры становятся новыми. Большой интерес для младших школьников представляют игры в процессе обучения.

     Участие младших школьников  в таких  играх способствует их  самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества. В таких играх совершенствуется  мышление,   включая  действия  по  планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив.[18]

     Особый  вариант педагогического общения  представляют дидактические игры.

     Дидактическая игра – это активная учебная деятельность по имитационному моделированию  изучаемых систем, явлений, процессов. Главное отличие игры от другой деятельности заключается в том, что ее предмет – сама человеческая деятельность. В дидактической игре основным типом деятельности является учебная деятельность, которая вплетается в игровую и приобретает черты совместной игровой учебной деятельности. Дидактическая игра – это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш. [1]

     Среди таких игр – своеобразные математические, лингвистические игры, игры-путешествия, игры-викторины, игры с тематическими наборами и т.д.

     Дидактическая игра является игровой формой обучения, в которой одновременно действуют  два начала: учебное, познавательное и игровое, занимательное. Это обусловлено потребностью смягчения перехода от одной ведущей деятельности к другой, а также тем, что дети в процессе игры легче усваивают знания, получают представление об окружающем мире. В отличие от учебных занятий, в дидактической игре учебные, познавательные задачи ставятся не прямо, когда педагог объясняет, учит, а косвенно, учащиеся овладевают знаниями играя. Обучающая задача в таких играх как бы замаскирована на первом плане для играющего, мотивом ее выполнения становится естественное стремление ребенка играть, выполнять определенные игровые действия. [3]

     Игра  помогает активизировать младших школьников в обучении, преодолевать скуку, уходить от шаблонных решений интеллектуальных и поведенческих задач, стимулирует инициативу и творчество.

     В одном случае основу содержания игры составляет дидактический материал, действия с которым облекаются в игровую форму. Например, дети, разделившись на команды, соревнуются в скорости счета или нахождении ошибок в словах, вспоминании дат исторических событий и т.п. Они выполняют обычные учебные действия: считают, исправляют ошибки, вспоминают даты, но выполняют эти действия в игре.

     В другом случае дидактический материал вводится как элемент в игровую  деятельность, которая является как по форме, так и по содержанию основной. Так в игру-драматизацию со сказочным сюжетом, где каждый играет роль, определенную содержанием сказки, может быть внесен дидактический материал: некоторые знания по математике, литературе, природоведению и другим предметам. Дети играют роли Буратино, Незнайки, Красной Шапочки: упражняются в счете, получают сведения о растениях, животных и т.д.

     Ясно, что во втором случае дидактическая  «нагрузка» значительно меньше, чем в первом. Такие игры чаще всего используются во внеурочное время и на уроках для отдыха от напряженной интеллектуальной работы. В начальных классах уже сама постановка учебной задачи для детей может осуществляться с использованием игровых моментов. Так, учитель может обратиться к детям от имени Буратино или Незнайки с просьбой вспомнить буквы, и какие звуки обозначают эти буквы и т.п. [4]

     Дидактические игры весьма сложны для руководства. Чтобы дидактическая игра не превратилась в учебное занятие, в ней должны присутствовать структурные элементы: обучающая задача, игровое действие или игровой элемент и правила игры. Иногда выделяют еще содержание игры и ее окончание (заключение).

     Особая  ценность игры состоит в том, что игра означает для нас трансформацию окружающего мира согласно нашему желанию, тогда как учение изменяет нас самих для лучшей адаптации к внешним условиям. [5]

     Я. А. Коменский очень высоко оценивал роль игры в обучении. Он писал в  «Автобиографии»: «Весь метод направлен на то, чтобы школьная подневольщина превратилась в игру и забаву». [6]

     Отбор познавательных задач для дидактических игр осуществляется в соответствии с разделами программы обучения и воспитания, с учетом возрастных особенностей детей. Формами реализации игрового действия могут выступать:

    1. разнообразные игровые манипуляции с предметами и игрушками – подбор, складывание и раскладывание их, нанизывание;
    2. «зачин», который создает у детей игровое настроение (используется в виде сказки, песенки, рассказа, внесения волшебного письма;
    3. осуществление поиска и находки нужного предмета, числа, звука, слова;
    4. загадывание и отгадывание загадок;
    5. выполнение определенной роли;
    6. соревнование (индивидуальное или коллективное);
    7. особые игровые движения, такие, как хлопки в ладоши, прыжки, проговаривание вслух, имитация действий. [3]

     Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность основана на осознанности этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям, если эти правила ими усвоены. Как долго может интересовать ребенка игра, если ее правила и содержание ему известны? Вот проблема, которую необходимо решать почти непосредственно в процессе работы. Дети любят игры, хорошо знакомые, с удовольствием играют в них. Подтверждением этому могут служить народные игры, правила которых детям известны: «Краски», «Где мы были не скажем, а что делали  покажем».

     В каждой такой игре заложен интерес  к игровым действиям. Например, в  игре «Краски» нужно выбрать какой-либо цвет. Дети обычно выбирают любимые  и сказочные цвета: золотой, серебряный. Выбрав цвет, ребенок подходит к водящему и на ухо шепчет ему название краски. «Скачи по дорожке на одной ножке»,- говорит водящий тому, кто назвал краску, которой нет среди играющих. Сколько здесь интересных для детей игровых действий! Поэтому-то дети всегда играют в такие игры. Проблема процесса обучения заключается в том, чтобы ребята самостоятельно играли, чтобы у них такие игры были всегда в запасе, чтобы они сами могли по мере своего развития организовывать их, быть не только участниками и болельщиками, но и справедливыми судьями.

     Продвигаясь дальше в процессе обучения совершенно необходимо усложнять игры, дополняя их все большим количеством правил, которые бы содержали не только техническую направленность, но добавляли новую краску эстетики, открывали образные понятия нравственности, а в комплексе не дали угаснуть ребячьему интересу к игре.

     Тонкость  заключается еще в том, что  взрослый (будь то педагог или родитель) не должен перегружать своим присутствием эмоционального пространства, его управление игрой должно быть похоже на ветер, который раздувает паруса в нужном направлении, а сам почти незаметен, в его атмосфере, помимо формирования самостоятельности, активности детей, устанавливается взаимопонимание, основанное на совместном переживании, которое они испытали в процессе игры. Дидактические игры – одно из средств всестороннего развития личности. [7]                                                                                          

     Дидактическая игра выступает и как средство всестороннего воспитания личности ребенка, умственного, нравственного, трудового, эстетического, физического воспитания.

Информация о работе Дидактическая игра в учебном процессе