Дидактическая игра в учебном процессе

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 21:13, курсовая работа

Краткое описание

Задачи исследования:
1. проанализировать роль дидактической игры в учебном процессе;
2. определить место и роль дидактической игры на уроках в младших классах;
3. выявить основные свойства дидактических игр;
4. раскрыть основные принципы построения дидактической игры и особенности их применения в младших классах.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ…………….…………...5
1.1. Сущность и роль дидактической игры в процессе обучения младших школьников…………………………………………………………………..………5
1.2. Формы, методы, структура дидактической игры……………………………15
1.3. Виды дидактической игры…………………………………………………….22
1.4. Принципы и условия эффективности дидактической игры………………...33
ГЛАВА 2.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..

Файлы: 1 файл

Курсовая.09.Дидактическая игра.doc

— 445.00 Кб (Скачать)

     Основная  особенность дидактических игр  определена их названием – это  игры обучающие. Они создаются взрослыми  в целях воспитания и обучения детей. Но для играющих детей воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия и правила. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения.

     Для дидактических игр характерно наличие  задачи учебного характера – обучающей  задачи. Успех в решении дидактической  задачи достигается путем использования разнообразных игровых действий, как правило, одним из них является соревнование. Желание детей достигнуть игровой цели, выиграть, заставляет лучше воспринимать окружающее, наблюдать, обследовать предметы, сравнивать их, подмечать незначительные различия и их признак (цвет, форма, величина), подбирать и группировать предметы по общим признакам.

     Обязательное  выполнение правил требует от детей  совместных или последовательных действий, сосредоточенности, самостоятельности. В дидактической игре обучение тесно  связано с задачами воспитания, когда совместно с усвоением знаний создаются условия для воспитания у ребят дружеских взаимоотношений, дисциплинированности, выдержки. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

     Высоко  оценивая значение игры В. А. Сухомлинский писал: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». [8]

     Сущность  дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определенные трудности. Ребенок воспринимает умственную задачу, как практическую, игровую; это повышает его умственную активность.

     Сенсорное развитие ребенка в дидактической игре происходит в неразрывной связи с развитием у него логического мышления и умения выражать свои мысли словами. Чтобы решить игровую задачу требуется сравнивать признаки предметов, устанавливать сходство и различие, обобщать, делать выводы. Таким образом, развивается способность к суждениям, умозаключению, умению применять свои знания в разных условиях. Это становится возможным лишь в том случае, если у детей есть конкретное знание о предметах и явлениях, которые составляют содержание игры.

     Игровая деятельность – это произвольная деятельность, отражающая в условно-обобщенной форме: отношение человека к миру, людям, к самому себе, имеющая целью самовыражение индивида и формирование у него  типов социального поведения и прогнозирования ситуаций общения. [9]

     В настоящее время многие учителя  начальной школы понимают важность применения игровой деятельности в процессе обучения младших школьников.

     Сравнение игровой деятельности и традиционной учебной показывает, что в игровой  деятельности идет развитие ребенка, используются его все умения и навыки. Если же учебной деятельностью управляет педагог, то ребенок использует не все свои умения и навыки, а только те, которые нужны для выполнения какой-либо поставленной задачи.

     В игровой деятельности цель заключена  в действии, а в учебной – действие осуществляется ради цели. Поэтому игровая деятельность даст больше возможностей для повышения умственного потенциала,   органического соединения речи и воображения, деятельного освоения  мира;  вызывает интерес к учебе, активизирует познавательную активность, совершенствует умственное и интеллектуальное обучение. Именно этим и привлекает игровая деятельность как учителей, так и самих учеников младших классов. Благодаря игровым замещениям предметов и взятым на себя игровым ролям ребенок осваивает произвольные формы поведения, становится способным моделировать социальные отношения между людьми, к которым он, так или иначе, причастен. Игра заключает в себе правила, которые организуют эмоции и волю ребенка, упражняют его ум и развивают его как личность.

     К игре, как показывает практика, детей  привлекает, прежде всего, интерес к самому процессу действия, постоянно меняющиеся игровые ситуации, приходится самостоятельно выходить из неожиданных ситуаций, намечать цель, взаимодействовать с товарищами, проявлять ловкость и быстроту, выносливость и находчивость, а так же применять на практике полученные знания. Выготский Л. С. обращает внимание на тот факт, что игра содержит в себе все тенденции развития и создает зоны «ближайшего развития». [10]

     Игра  представляется, как деятельность, в которой происходит и познавательная, и эмоциональная «децентрация» ребенка. В этом важнейшее значение игры для интеллектуального развития ребенка. [11]

     Итак, педагогика рассматривает игру, как  особый вид деятельности ребенка. Деятельность, которая воплощает его отношение к окружающей действительности и имеет свою структуру, содержание и систему действий. Игра служит почвой, на которой испытываются способы органического соединения мышления, воображения и речи. Именно поэтому игровая деятельность является важнейшим фактором в развитии личности младшего школьника, а так же выступает как средство активизации деятельности учеников.

     Не  стоит увлекаться, помня о том, что игра, не смотря на все ее положительные моменты, это не только средство, метод учебной работы, а целью остается усвоение материала и приобретение знаний.

     Активизация познавательной деятельности посредством  дидактической игры осуществляется через избирательную направленность личности ребёнка на предметы и явления  окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, более полным и глубоким знаниям, т.е. возникает познавательный интерес. Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению, повышения уровня успеваемости. Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у младшего школьника постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов – мышления, воображения, памяти,   внимания,   которые  под  влиянием  познавательного  интереса  приобретают особую активность и направленность.

     Чтобы возбудить желание учиться, нужно развивать потребность ученика заниматься познавательной деятельностью, а это значит, что в самом процессе ее школьник должен находить привлекательные стороны, что бы сам процесс учения содержал в себе положительные заряды интереса. Путь к нему лежит, прежде всего, через включение дидактических игр.

     Основными целями, для достижения которых широко используется применение дидактических игр на практике в начальных классах являются:

      • интеллектуальное развитие младших школьников;
      • создание подходящих условий для формирования развития каждого ребенка как личности, развитие его творческих способностей;
      • приобщение школьников к общечеловеческим ценностям;
      • индивидуальный подход к каждому ребенку и применение индивидуальных средств обучения;
      • увеличение объема понятий, представлений и сведений, которыми овладевает ученик; они составляют индивидуальный опыт школьника;
      • углубление уже усвоенных ранее знаний;
      • объединение знаний в категории и системы;
      • эмоционально-психологическое развитие младших школьников, которому способствует участие в дидактических играх. [12]

     Полученные  учащимися знания в результате дидактической  игры служат основой важнейших умений и навыков, которые должны освоить  младшие школьники.

     Игра  – явление сложное и многогранное. Можно выделить следующие ее функции:

  • Обучающая функция – развитие учебных умений и навыков, таких, как память, внимание, восприятие и другие
  • Развлекательная функция – создание благоприятной атмосферы на занятиях, превращение урока, других форм общения взрослого с ребенком из скучного мероприятия в увлекательное приключение.
  • Коммуникативная функция – объединение детей и взрослых, установление эмоциональных контактов, формирования навыков общения.
  • Релаксационная функция – снятие эмоционального (физического) напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему ребенка при интенсивном учении, труде.
  • Психотехническая функция – формирование навыков подготовки своего психофизического состояния для более эффективной деятельности, перестройка психики для интенсивного усвоения.
  • Функция самовыражения – стремление ребенка реализовать в игре творческие способности, полнее открыть свой потенциал.
  • Компенсаторная функция – создание условий для удовлетворения личностных устремлений, которые не выполнимы (трудно выполнимы) в реальной жизни.

     В игре ребенок получает опыт произвольного  поведения, учится управлять собой, сдерживая свои непосредственные желания ради поддержания совместной игры. В процесс игры вовлекаются познавательные процессы, воля, чувства, эмоции, потребности, интересы.

     Какие же задачи может помочь реализовать педагогу игровая деятельность? Прежде всего, это установление контакта с ребенком. Говоря о таком способе установления контакта, педагоги называют его контактом содружества, сотворчества, лучшим способом вступить в доверительские, дружеские отношения с ребёнком.

     Игра  также является прекрасным средством  диагностики как личности, так  и группы. Кроме личного развития ребенка, игра позволяет установить, к чему ребёнок стремится, в чем  нуждается, так как в игре он стремится занять желаемую роль. С помощью игры мы можем осуществить оценочную деятельность, так как игра – всегда является тестом для педагога, позволяя развивать, диагностировать и оценивать одновременно.

     Если  ребенку не хочется заниматься каким-то трудом, если ему не интересно учиться, то и тут игра может прийти на помощь, потому что это – мощное стимулирующее средство.

     В процессе дидактической игры предполагается решение следующих задач:

  • обогащение чувственно-эмоционального опыта путем освоения детьми системных знаний;
  • развитие мышления ребенка в плане осознания себя и своего места в мире природы и людей;
  • развитие общей культуры ребенка, включающей языковую культуру, культуру общения в разных условиях.  [12]
 
 
 

             1.2. Формы, методы, структура дидактической игры 

     В современной дидактике существуют различные подходы и варианты классификаций методов обучения. Одной из таких классификаций является распространенная классификация методов обучения по источнику получения знаний (словесные, наглядные и практические методы).

     Различают общую и частную дидактики.

     Общая дидактика исследует процесс  обучения вместе с факторами, которые  его порождают, условиями, в которых  он протекает, а также результатами, к которым он приводит. Она изучает закономерности, анализирует зависимости, обусловливающие ход и результаты процесса обучения, определяет методы, организационные формы и средства, обеспечивающие осуществление запланированных целей и задач.

     Частные дидактики изучают закономерности протекания процесса, содержание, формы и методы преподавания различных учебных предметов.

     Частные дидактики называют методиками преподавания (соответствующего учебного предмета).

     Как наука дидактика занимается разработкой  проблем:

    • Для чего учить? (цели образования, обучения).
    • Кого учить? (субъекты обучения).
    • Какие стратегии обучения наиболее эффективны? (принципы обучения).
    • Чему учить? (содержание образования, обучения).
    • Как учить? (методы обучения).
    • Как организовать обучение? (формы организации обучения).
    • Какие необходимы средства обучения? (учебники, учебные пособия, компьютерные программы, дидактический материал и др.).
    • Что достигается в результате обучения? (критерии и показатели, характеризующие результаты обучения).
    • Как проконтролировать и оценить результаты обучения? (методы контроля и оценки результатов обучения).

Информация о работе Дидактическая игра в учебном процессе