Дидактические игры

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 21:27, реферат

Краткое описание

Игра имеет особое важнейшее значение в жизни детей дошкольного и младшего школьного возраста. В.А. Сухомлинский высоко оценивая значение игры, писал: «Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Оглавление

Введение
Роль дидактических игр в детском саду

Дидактические игры по ознакомлению с окружающим и развитию речи.

Как использовать дидактические игры на занятиях в детском саду

Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

игры.doc

— 103.00 Кб (Скачать)

                 

Содержание  

 Введение  

    1. Роль дидактических  игр в детском саду
 
    1. Дидактические игры по ознакомлению с окружающим и развитию речи.
 
    1. Как использовать дидактические игры на занятиях в  детском саду
 

Заключение  

Литература 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение  

     Игра  имеет особое важнейшее значение в жизни детей дошкольного  и младшего школьного возраста. В.А. Сухомлинский  высоко оценивая значение игры, писал:  «Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

  Игры подразделяются на творческие и игры с правилами. Творческие игры, в свою очередь включают: театральные, сюжетно-ролевые и строительные игры. Игры с правилами – это дидактические, подвижные, музыкальные игры и игры-забавы.

  Дидактическая игра (игра обучающая) – это вид деятельности, занимаясь которой, дети учатся. Дидактическая игра может быть индивидуальной или коллективной. Существенный признак дидактической игры – устойчивая структура, которая отличает её от всякой другой деятельности. Структурные компоненты дидактической игры: игровой замысел, игровые действия и правила.

  Игровой замысел выражен, как правило, в названии игры. Игровые действия способствуют познавательной активности учащихся, дают им возможности проявить свои способности, применить имеющиеся знания, умения и навыки для достижения целей игры. Правила помогают направлять игровой процесс. Они регулируют поведение детей и их взаимоотношения между собой.

     Дидактическая игра имеет определённый результат, который является финалом игры, придаёт игре законченность. Она выступает прежде всего в форме решения поставленной учебной задачи и даёт школьникам моральное и умственное удовлетворение. Для воспитателя (учителя) результат игры всегда является показателем уровня достижений учащихся в освоении знаний или в их применении. Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны между собой и отсутствие любого из них разрушает игру.

  Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создаёт радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний. В дидактических играх ребёнок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступный ему анализ и синтез, делает обобщения.

  При проведении дидактических игр  следует учитывать следующие  психолого-педагогические особенности: 

1. Во время  игры педагог должен создавать  в классе атмосферу доверия,  уверенности учащихся в собственных  силах и достижимости поставленных  целей. Залогом этого является доброжелательность, тактичность  воспитателя (учителя), поощрение и одобрение действий детей. 

2. Любая игра, предлагаемая педагогом, должна  быть хорошо продумана и подготовлена. Нельзя для упрощения игры  отказываться от наглядности,  если она требуется. 

3.  Воспитатель  (учитель)  должен быть очень  внимательным к тому, насколько  учащиеся подготовлены к игре, особенно к творческим играм,  где учащимся представляется  большая самостоятельность.  

4. Следует обратить  внимание на состав команд  для игры. Они подбираются так, чтобы в каждой были участники разного уровня и при этом в каждой группе должен быть лидер.

В процессе игр  педагог  должен постепенно воспитывать  ведущих из числа лидеров, а в  простых играх предлагать роль ведущего поочерёдно разным учащимся.

Для ребят дошкольного  возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для  них – серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.

В игре ребенок  приобретает новые знания, умения, навыки. Руководя игрой, организуя жизнь  детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика.

Сегодня, а тем  более – завтра,  математика будет  необходима огромному числу людей  различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста.

Работая в школе-интернате  с детьми разновозрастной группы, где находятся дети из неблагополучных  семей, развитием которых никто не занимался, мы заметили, что они редко отвечают на вопросы, сомневаются в своих ответах, внимание и память не развиты.  

Как педагогов  нас это очень насторожило. Тестирование по математике помогло выявить детей, особо нуждающихся в нашей  помощи. Зная, что игра в этом возрасте – основной вид деятельности, мы решили использовать различные дидактические игры, чтобы исправить пробелы знаний у детей.  

Перед педагогами дошкольного отделения были поставлены следующие задачи: использовать дидактические игры  при обучении, закреплении  знаний.  Развитие математических  способностей по математике  во всех видах педагогической  деятельности (на занятиях, внеклассных мероприятиях и индивидуально), благодаря которым  у детей развивается память, внимание, мышление, воображение, происходит в целом развитие ребенка.  

  1.1 Роль дидактических игр в детском саду 

Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного  возраста. Огромный вклад в разработку советской теории игры внесла Н. К. Крупская. Она придавала большое значение игре как одному изсредств_коммунистического воспитания и формирования личности советских детей: «Игра для них - учёба, игра для них - труд, игра для них — серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников — способ познания окружающего. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения, числовые отношения, изучает растения, животных».

В игре ребенок  развивается физически, приучается преодолевать трудности. У него воспитывается  сообразительность, находчивость, инициатива. Надежда Константиновна отмечает, что приобретать знания можно не только сидя над книгой, а через игру, которая должна помочь детям познать жизнь, познать самих себя.

 «Программа  воспитания в детском саду»  предъявляет к дидактическим играм большие требования. В ней говорится: «С помощью дидактических игр воспитатель осуществляет сенсорное воспитание детей, развивает познавательные процессы (любознательность, понимание взаимосвязи простейших явлений и т. д.). Он использует игру как средство развития мышления, речи, воображения, памяти, расширения и закрепления представлений об окружающей жизни».

 В теории  и практике дошкольного воспитания  существует следующая классификация  дидактических игр:

 а) с игрушками  и предметами;

 б) настолько-печатные;

 в) словесные.

 В детском  саду, в каждой возрастной группе, должны быть разнообразные дидактические  игры. Необходимость подбора разнообразных  игр отнюдь не означает, что  надо иметь их в большом  количестве. Обилие дидактических  игр и игрушек рассеивает внимание детей, не позволяет им хорошо овладевать дидактическим содержанием и правилами.

 При подборе  игр перед детьми ставятся  иногда слишком легкие или,  наоборот, чрезмерно трудные задачи. Если игры по своей сложности  не соответствуют возрасту детей, они не могут в них играть и наоборот — слишком легкие дидактические задачи не возбуждают у них умственной активности.

 Вводить новые  игры нужно постепенно. Они должны  быть доступны детям и вместе  с тем требовать определенного  напряжения сил, способствовать их развитию и самоорганизации.

 Длительное  время дидактические игры были  основной формой обучения маленьких  детей, но игровая форма обучения  не могла решить тех больших  задач, которые ставились и  ставятся перед дошкольными учреждениями  по всестороннему развитию воспитанников.

 Исследования  советских педагогов и психологов  показали, что организованное обучение  на занятиях является наиболее  продуктивным. Такое обучение способствует  лучшему приобретению детьми  знаний, умений и навыков, а  также развитию у них речи, мышления, внимания, памяти. Естественно, что с введением обучения в детском саду изменились роль и место дидактической игры в педагогическом процессе. Она стала одним из средств закрепления, уточнения и расширения тех знаний, которые дети получают на занятиях.

 Характерные  особенности дидактических игр  заключаются в том, что они  создаются взрослыми с целью  обучения и воспитания детей.  Однако, созданные в дидактических  целях, они остаются играми. Ребенка  в этих играх привлекает прежде  всего игровая ситуация, а играя, он незаметно для себя решает дидактическую задачу.

 Каждая дидактическая  игра включает в себя несколько  элементов, а именно: дидактическую  задачу, содержание, правила и игровые  действия. Основным элементом дидактической  игры является дидактическая задача. Она тесно связана с программой занятий. Все остальные элементы подчинены этой задаче и обеспечивают ее выполнение.

 Дидактические  задачи разнообразны. Это может  быть ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный  мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни), развитие речи, (закрепление правильного звукопроизношения, обогащение словаря, развитие связной речи и мышления). Дидактические задачи могут быть связаны с закреплением элементарных математических представлений.

 Содержанием  дидактических игр является окружающая  действительность (природа, люди, их  взаимоотношения, быт, труд, события  общественной жизни и др.).

 Большая роль  в дидактической игре принадлежит  правилам. Они определяют, что и  как должен делать в игре каждый ребенок, указывают путь к достижению цели. Правила помогают развивать у детей способности торможения (особенно в младшем дошкольном возрасте). Они воспитывают у детей умение сдерживаться, управлять своим поведением.

 Детям младшего  дошкольного возраста очень трудно соблюдать очередность. Каждому хочется первым вынуть игрушку из «чудесного мешочка», получить карточку, назвать предмет и т. д. Но желание играть и играть в коллективе детей постепенно подводит их к умению тормозить это чувство, т. е. подчиняться правилам игры.

 Немаловажная  роль в дидактических играх  принадлежит игровому действию. Игровое действие — это проявление  активности детей в игровых  целях: катать разноцветные шары, разбирать башенку, собирать матрешку, перекладывать кубики, отгадывать предметы по описанию, отгадывать, какое изменение произошло с предметами, расставленными на столе, выиграть соревнование, выполнить роль волка, покупателя, продавца, отгадчика и т. д.

 Если проанализировать  дидактические игры с точки  зрения того, что в них занимает и увлекает детей, то окажется, что детей интересует прежде всего игровое действие. Оно стимулирует детскую активность, вызывает у детей чувство удовлетворения. Дидактическая задача, завуалированная в игровую форму, решается ребенком более успешно, так как его внимание дрежде всего направлено на развертывание игрового действия и выполнение правил игры. Незаметно для себя, без особого напряжения, играя, он выполняет дидактическую задачу.

 Благодаря  наличию игровых действий дидактические  игры, применяемые на занятиях, делают обучение более занимательным, эмоциональным, помогают повысить произвольное внимание детей, создают предпосылки к более глубокому овладению знаниями, умениями и навыками.

Информация о работе Дидактические игры