Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 21:27, реферат
Игра имеет особое важнейшее значение в жизни детей дошкольного и младшего школьного возраста. В.А. Сухомлинский высоко оценивая значение игры, писал: «Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Введение
Роль дидактических игр в детском саду
Дидактические игры по ознакомлению с окружающим и развитию речи.
Как использовать дидактические игры на занятиях в детском саду
Заключение
Литература
При усложнении
дидактических задач в игре
дети учатся вычленять
В дидактических
играх создаются такие условия,
В дидактических
играх и упражнениях дети
Знакомя детей
в игре с формой, цветом, величиной
предметов, необходимо
Однако необходимо
помнить, что различение формы, величины,
цвета, понимание слова и соотнесение
его к предмету, объединение слова и представления
для детей этого возраста — сложная умственная
деятельность, поэтому не следует перегружать
детей
1.3
Как использовать дидактические
игры на занятиях в детском
саду
Главная задача дошкольного учреждения в области обучения состоит в том, чтобы, начиная с раннего возраста, наряду с передачей детям знаний, умений и навыков формировать определенный уровень мыслительных способностей, готовить ребенка физически и психически к умственной работе. В решении этой задачи существенную помощь и могут оказать дидактические игры.
Дидактические
игры — это не просто
Помимо закрепления
и расширения имеющихся у
Рассмотрим связь дидактических игр с занятиями. Например, с детьми младшего дошкольного возраста к занятию по знакомству с домашними животными (корова, лошадь) подбирается и проводится игра «Узнай, кто в домике живет». Эта игра может быть проведена в день занятия (во второй половине дня) или на следующий день. Это зависит от наличия времени и развития детей. Дидактическая задача этой игры заключается в том, чтобы закрепить названия животных, а позже задачу можно усложнить — предложить узнать не только животное, но и детенышей этого животного (теленок, жеребенок). Игровое действие строится таким образом, чтобы дети смогли узнать животное по звукам голоса.
В средней группе можно провести занятие с задачей «Учить детей описывать предмет по основным признакам (уделить особое внимание материалу, из которого сделан предмет)». Во второй части занятия, в ряде случаев, целесообразно провести дидактическую игру «Чудесный мешочек». Содержание игры — знакомство с предметами. Дидактическая задача в этой игре — закрепление представлений ребят о материале, из которого сделана та или иная игрушка. Одновременно с выполнением основной дидактической задачи у детей развивается осязание, внимание, умение применить в игре знания, которые они получили во время этого занятия. Кроме того, такая игра способствует развитию речи и мышления. Игровое действие — вынуть игрушку на ощупь из красивого, «чудесного мешочка». Правила игры: ребенок должен вынуть только одну игрушку, которая ему понравилась на ощупь, вынув, назвать ее, сказать, из чего она сделана, и рассказать о ней все, что он знает.
Игра «Чудесный
мешочек» с указанной
С детьми старшего дошкольного возраста широко используются словесные игры, требующие большого внимания и умственного напряжения. Например, дидактическая игра «Не ошибись». В зависимости от программных задач воспитательница подбирает к игре обобщающие слова (поле, огород, сад и т. д.). На занятиях знакомит детей с тем, где и как колхозники выращивают пшеницу, овес и другие культуры. Во второй части занятия может быть проведена дидактическая игра «Не ошибись». В игре, наряду со знаниями, полученными на данном занятии, могут использоваться и знания, полученные детьми ранее, при знакомстве с огородом и садом.
Дети сидят в кругу. Воспитательница бросает одному из них мяч и говорит: «Огород». Поймавший мяч должеь назвать овощ, который растет на огороде (морковь, лук, картошка). Если ребенок ответил неправильно — платит фант. Ответивший правильно становится ведущим, бросает мяч другому ребенку и говорит, например, «Поле», a поймавший мяч называет пшеницу, овес и другие культуры, растущие на поле.
В этой дидактической игре поставлено несколько задач: закрепление и уточнение знаний, где что растет, воспитание внимания, сдержанности, быстрая умственная реакция на слово. Когда игра детьми хорошо усвоена, ее можно усложнять и проводить в более быстром темпе.
В подготовительной
к школе группе после прямой
подачи детям знаний на
Однако необходимо
отметить, что ценность дидактических
игр не ограничивается только тем, что
они закрепляют и расширяют знания, развивают
умственные способности детей.
Заключение
Проведя и проанализировав
наши исследования, мы выявили, что
дидактическая игра позволяет не только
активно включить учащихся в учебную деятельность,
но и активизировать познавательную деятельность
детей. Игра помогает учителю донести
до учащихся трудный материал в доступной
форме. Отсюда можно сделать вывод о том,
что использование игры необходимо при
обучении детей младшего школьного возраста
на данном конкретном уроке.
В ходе проделанной
нами работы, мы сделали вывод, что
дидактическая игра может быть использована,
как и на этапах повторения и закрепления,
так и на этапах изучения нового
материала. Она должна в полной мере решать
как образовательные задачи урока, так
и задачи активизации познавательной
деятельности, и быть основной ступенью
в развитии познавательных интересов
учащихся.
Дидактические
игры необходимы в обучении и воспитании
детей дошкольного и младшего школьного
возраста. Таким образом, дидактическая
игра – это целенаправленная творческая
деятельность, в процессе которой обучаемые
глубже и ярче постигают явления окружающей
действительности и познают мир.
Применение дидактических
игр повышает эффективность педагогического
процесса, кроме того, они способствуют
развитию памяти, мышления у детей, оказывая
огромное влияние на умственное развитие
ребенка. Обучая маленьких детей в процессе
игры, стремимся к тому, чтобы радость
от игр перешла в радость учения.
Учение должно
быть радостным!
Поэтому мы рекомендуем
воспитателям детских садов и
учителям младших классов использовать
дидактические игры в процессе обучения
детей математике и развитию в
них математических способностей.
Литература
1.
Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика
развития речи и обучения
2.
Алексеева М.М., Ушакова О.С. Взаимосвязь
задач речевого развития детей на занятиях
// Воспитание умственной активности у
детей дошкольного возраста.- М, 2003. - с.27-43.
3.
Арушанова А.Г. К проблеме
4.
Арушанова А.Г. Речь и речевое
общение детей. – М.: Мозаика-Синтез,
1999.-270 с.
5.
Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н.
Как преодолеть трудности в
общении детей. – М., 2001
6.
Антипова Ж. Что? Где? Когда?:
О работе по формированию
7.
Бельтюков В.И. Пути
8.
Бондаренко А.К. Дидактические
игры в детском саду: Кн. Для
воспитателя дет. сада. – 2‑е
изд., дораб. – М.: Просвещение, 1991. – 160
с.
9.
Бондаренко А.К. Словесные игры в детском
саду. Пособие для воспитателя детского
сада. М., Просвещение, 1974. – 96 с.
10. Бородич
А.М. Методика развития речи
детей: Учеб. Пособие для студентов
пед. инст. – М.: Просвещение, 1981. –
255 с.
11. Винарская
Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и
проблемы дефектологии. – М.: Просвещение,
1989. – 160 с.
12. Воспитание
и обучение детей с
13. Выготский Л.С.Мышление и речь. – М., 1996. -415 с.