Дидактические игры

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 21:27, реферат

Краткое описание

Игра имеет особое важнейшее значение в жизни детей дошкольного и младшего школьного возраста. В.А. Сухомлинский высоко оценивая значение игры, писал: «Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Оглавление

Введение
Роль дидактических игр в детском саду

Дидактические игры по ознакомлению с окружающим и развитию речи.

Как использовать дидактические игры на занятиях в детском саду

Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

игры.doc

— 103.00 Кб (Скачать)

 При усложнении  дидактических задач в игре  дети учатся вычленять различные,  сходные признаки, группировать  предметы по отдельным признакам.  Предметы должны быть простыми, с которыми дети непосредственно сталкиваются в жизни.

 В дидактических  играх создаются такие условия,  когда в восприятии предметов  участвуют как можно больше  анализаторов, когда дети могут  посмотреть предмет, потрогать,  обследовать рукой, попробовать (фрукты и овощи) и т. д. Таким образом, дидактические игры будут способствовать накапливанию у детей сенсорного опыта.

 В дидактических  играх и упражнениях дети подводятся  не только к восприятию предмета  в целом, но и умению выделять отдельные признаки, качества предмета, отношения одних предметов к другим, к умению выразить это в речи.

 Знакомя детей  в игре с формой, цветом, величиной  предметов, необходимо включить  новое понятие — цвет (например, различать шары и по цвету).

 Однако необходимо помнить, что различение формы, величины, цвета, понимание слова и соотнесение его к предмету, объединение слова и представления для детей этого возраста — сложная умственная деятельность, поэтому не следует перегружать детей 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3 Как использовать дидактические игры на занятиях в детском саду 

Главная задача дошкольного учреждения в области  обучения состоит в том, чтобы, начиная  с раннего возраста, наряду с передачей  детям знаний, умений и навыков  формировать определенный уровень  мыслительных способностей, готовить ребенка физически и психически к умственной работе. В решении этой задачи существенную помощь и могут оказать дидактические игры.

 Дидактические  игры — это не просто заполнение  свободного времени детей, а  спланированный и целенаправленный педагогический прием для расширения и закрепления полученных ими знаний. В процессе дидактических игр дети учатся на практике самостоятельно применять полученные на занятиях знания об окружающем в новых, игровых условиях, что весьма благоприятно влияет на их умственное развитие, осознанное усвоение окружающего.

 Помимо закрепления  и расширения имеющихся у ребенка  знаний, в игре у него воспитываются  такие качества, как находчивость, сообразительность, инициатива, усидчивость,  умение преодолевать трудности, считаться с товарищами, т. е. умение жить в коллективе сверстников.

 Рассмотрим  связь дидактических игр с  занятиями. Например, с детьми  младшего дошкольного возраста  к занятию по знакомству с  домашними животными (корова, лошадь) подбирается и проводится игра «Узнай, кто в домике живет». Эта игра может быть проведена в день занятия (во второй половине дня) или на следующий день. Это зависит от наличия времени и развития детей. Дидактическая задача этой игры заключается в том, чтобы закрепить названия животных, а позже задачу можно усложнить — предложить узнать не только животное, но и детенышей этого животного (теленок, жеребенок). Игровое действие строится таким образом, чтобы дети смогли узнать животное по звукам голоса.

 В средней  группе можно провести занятие с задачей «Учить детей описывать предмет по основным признакам (уделить особое внимание материалу, из которого сделан предмет)». Во второй части занятия, в ряде случаев, целесообразно провести дидактическую игру «Чудесный мешочек». Содержание игры — знакомство с предметами. Дидактическая задача в этой игре — закрепление представлений ребят о материале, из которого сделана та или иная игрушка. Одновременно с выполнением основной дидактической задачи у детей развивается осязание, внимание, умение применить в игре знания, которые они получили во время этого занятия. Кроме того, такая игра способствует развитию речи и мышления. Игровое действие — вынуть игрушку на ощупь из красивого, «чудесного мешочка». Правила игры: ребенок должен вынуть только одну игрушку, которая ему понравилась на ощупь, вынув, назвать ее, сказать, из чего она сделана, и рассказать о ней все, что он знает.

 Игра «Чудесный  мешочек» с указанной дидактической  задачей может быть проведена  и через 2—3 дня. Эта же  игра может быть проведена и повторно, но с усложнением дидактической задачи. Так, например, воспитательница дает ребенку задание вынуть из мешочка резиновую или пластмассовую игрушку, а потом, когда будут вынуты все игрушки, дети группируют их по материалу, из которого игрушки сделаны, играют ими. При подготовке к этой игре воспитателю необходимо подобрать игрушки из определенных материалов.

 С детьми  старшего дошкольного возраста  широко используются словесные  игры, требующие большого внимания  и умственного напряжения. Например, дидактическая игра «Не ошибись». В зависимости от программных задач воспитательница подбирает к игре обобщающие слова (поле, огород, сад и т. д.). На занятиях знакомит детей с тем, где и как колхозники выращивают пшеницу, овес и другие культуры. Во второй части занятия может быть проведена дидактическая игра «Не ошибись». В игре, наряду со знаниями, полученными на данном занятии, могут использоваться и знания, полученные детьми ранее, при знакомстве с огородом и садом.

 Дети сидят  в кругу. Воспитательница бросает одному из них мяч и говорит: «Огород». Поймавший мяч должеь назвать овощ, который растет на огороде (морковь, лук, картошка). Если ребенок ответил неправильно — платит фант. Ответивший правильно становится ведущим, бросает мяч другому ребенку и говорит, например, «Поле», a поймавший мяч называет пшеницу, овес и другие культуры, растущие на поле.

 В этой  дидактической игре поставлено  несколько задач: закрепление  и уточнение знаний, где что  растет, воспитание внимания, сдержанности, быстрая умственная реакция на слово. Когда игра детьми хорошо усвоена, ее можно усложнять и проводить в более быстром темпе.

 В подготовительной  к школе группе после прямой  подачи детям знаний на занятиях  об овощах и фруктах, хлебобулочных  изделиях, школьных принадлежностях и т. д. может быть запланирована и проведена дидактическая игра «Магазин» или «Магазин самообслуживания» с дидактической задачей закрепления названий школьных принадлежностей или овощей и фруктов, а также других предметов, продающихся в том или ином магазине. Одновременно в этой игре дети закрепляют знания в счете, узнают, где можно купить необходимые предметы и что приготовить из овощей и фруктов. У них развивается речь, мышление, товарищеские взаимоотношения, дисциплинированность.

 Однако необходимо отметить, что ценность дидактических игр не ограничивается только тем, что они закрепляют и расширяют знания, развивают умственные способности детей. 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение  

Проведя и проанализировав  наши исследования, мы выявили, что  дидактическая игра позволяет не только активно включить учащихся в учебную деятельность, но и активизировать познавательную деятельность детей. Игра помогает учителю донести до учащихся трудный материал в доступной форме. Отсюда можно сделать вывод о том, что использование игры необходимо при обучении детей младшего школьного возраста на данном конкретном уроке. 

В ходе проделанной  нами работы, мы сделали вывод, что  дидактическая игра может быть использована, как и на этапах повторения и закрепления, так и на этапах изучения нового материала. Она должна в полной мере решать как образовательные задачи урока, так и задачи активизации познавательной деятельности, и быть основной ступенью в развитии познавательных интересов учащихся. 

Дидактические игры необходимы в обучении и воспитании детей дошкольного  и  младшего школьного возраста. Таким образом, дидактическая игра – это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой обучаемые глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир.  

Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка. Обучая маленьких детей в процессе игры, стремимся к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения.  

Учение должно быть радостным!  

Поэтому мы рекомендуем  воспитателям детских садов и  учителям младших классов   использовать дидактические игры в процессе обучения детей математике и развитию в  них математических способностей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Литература  
 

1.      Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика  развития речи и обучения родному  языку дошкольников: Учеб. пособие  для студ. высших и сред. пед.  учеб. заведен. - М.: Издательский центр  "Академия", 2006. – 400 с. 

2.     Алексеева М.М., Ушакова О.С. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях // Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста.- М, 2003. - с.27-43. 

3.      Арушанова А.Г. К проблеме определения  уровня речевого развития дошкольника  // в сб. научных статей: Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников /Отв. ред. А.М. Шахнарович. - М.: Институт национальных проблем образования МОРФ, 2005. - с. 4-16.  

4.      Арушанова А.Г. Речь и речевое  общение детей. – М.: Мозаика-Синтез, 1999.-270 с. 

5.      Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н.  Как преодолеть трудности в  общении детей. – М., 2001 

6.      Антипова Ж. Что? Где? Когда?: О работе по формированию словарного  запаса у детей с ОНР // Дошкольное  воспитание. – 1995. – №9. – с. 36–38 

7.      Бельтюков В.И. Пути исследования  механизма развития речи // Дефектология. – 1984. – №3. – с. 24–32 

8.      Бондаренко А.К. Дидактические  игры в детском саду: Кн. Для  воспитателя дет. сада. – 2е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1991. – 160 с. 

9.      Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. Пособие для воспитателя детского сада. М., Просвещение, 1974. – 96 с. 

10.    Бородич  А.М. Методика развития речи  детей: Учеб. Пособие для студентов  пед. инст. – М.: Просвещение, 1981. –  255 с. 

11.    Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии. – М.: Просвещение, 1989. – 160 с. 

12.    Воспитание  и обучение детей с расстройствами  речи / Под ред. С.С. Ляпидевского. – М.: Просвещение, 1999. – 247 с. 

13.    Выготский  Л.С.Мышление и речь. – М., 1996. -415 с.

Информация о работе Дидактические игры