Дидактические игры

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 21:27, реферат

Краткое описание

Игра имеет особое важнейшее значение в жизни детей дошкольного и младшего школьного возраста. В.А. Сухомлинский высоко оценивая значение игры, писал: «Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Оглавление

Введение
Роль дидактических игр в детском саду

Дидактические игры по ознакомлению с окружающим и развитию речи.

Как использовать дидактические игры на занятиях в детском саду

Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

игры.doc

— 103.00 Кб (Скачать)

 В играх  для детей младшего дошкольного  возраста игровые действия просты: прокатывать разноцветные шары в ворота такого же цвета, разбирать и собирать матрешки, башенки, складывать цветные яйца; отгадывать по голосу, кто позвал «мишку»; доставать предметы из «чудесного мешочка» и т. д. Ребенка младшего возраста еще не интересует результат игры, его пока увлекает само игровое действие с предметами: катать, собирать, складывать.

 Для детей  среднего и старшего возраста  игровое действие должно устанавливать  более сложные взаимоотношения  между участниками игры. В игровое действие, как правило, входит выполнение той или другой роли (волк, покупатель, продавец, отгадчик и другие) в определенной ситуации игры. Ребенок действует так, как в его детском воображении должен действовать изображаемый образ, переживает удачи и неудачи, связанные с этим образом.

 В некоторых  играх игровое действие складывается  из загадывания и отгадывания.  Один играющий ребенок выходит,  а в это время дети загадывают  какой-либо предмет или изменяют  расположение вещей. Возвратившись,  ребенок отгадывает предмет по описанию, определяет, какая перестановка сделана с предметами на столе или в обстановке комнаты куклы, называет имя товарища по описываемой одежде и т. п.

 Большая группа  игр, преимущественно для старших  детей, состоит из своеобразного соревнования: кто быстрее закроет пустые клетки большой карты маленькими; подберет пару; скажет слово, противоположное тому, которое сказал ведущий; отгадает, что нужно для той или другой профессии.

 В хороводных  играх игровое действие носит  имитационный характер: дети изображают в действиях то, о чем поется в песне.

 Игровое действие, представляющее своеобразное соревнование  «Кто быстрее», чаще всего встречается  в настольно-печатных играх с  картинками. Дети находят в предметах,  нарисованных на картинках, сходство и различие, классифицируют предметы по группам (одежда, мебель, посуда, овощи, фрукты, животные и т. п.). Игровое действие создает у детей интерес к дидактической задаче. Чем интереснее игровое действие, тем успешнее дети ее решают.

 Например, в игре «Найди соседей» у каждого ребенка 10 числовых карточек (от одного до десяти), расположенных в последовательности числового ряда: один, два, три... десять. Ведущий подбрасывает кубик. Число, оказавшееся на верхней стороне кубика, кладется в основу игры (например, восемь). Ведущий предлагает найти к этому числу «соседей справа, слева — семь и девять». В этой игре игровое действие — подбрасывание кубика и отыскивание «соседей». Подбросив кубик, ведущий создает у детей интерес к игре, сосредоточивает их внимание.

Узнав число, дети стремятся быстрее отыскать «соседей»  у себя в карточках, т. е. скорее выполнить  поставленную перед ними задачу.

 В большинстве  народных игр игровое действие  состоит из нескольких игровых  элементов. Эти игровые элементы, связанные правилами игры, образуют игровое действие в целом. Например, в народной игре «Краски» распределение ролей (продавцы, покупатели) вводит детей в игру. Покупатели выходят за дверь. Дети с продавцом загадывают себе цвет краски (стремятся загадать такой цвет, чтобы покупатели долго не могли отгадать) — один игровой элемент. Приходит покупатель и спрашивает определенный цвет; ребенок, взявший себе этот цвет, уходит с ним — второй игровой элемент. Если покупатель спросил краску, которой нет среди загаданных, его посылают «по ... дорожке на одной ножке» — это третий игровой элемент, который очень увлекает детей и способствует придумыванию цвета краски потруднее, заставляет думать, вспоминать, что развивает умственную активность детей.

 Игровое действие, состоящее из нескольких игровых элементов, сосредоточивает внимание, детей на содержании и правилах игры на более длительное время и создает благоприятные условия для выполнения дидактической задачи.

 Некоторые  упражнения с дидактическим материалом  воспитатели упорно называют играми. Например, в упражнении «Считай правильно» дети складывают в определенном порядке карточки с числами или цифрами — «один плюс два», «два плюс три», затем проверяют произведенное действие на палочках. Ничего игрового здесь нет, а есть упражнения в арифметических действиях. Перед детьми выступает не игра, а обучение — решить задачу, сколько будет один плюс два. После решения этой задачи ребенок сидит и ждет, что делать дальше, так как индивидуальное задание он выполнил. Здесь нет игрового действия, которое заинтересовало и привлекло детей, создавало бы у них интерес к правилам и выполнению задания. А поэтому их нельзя считать дидактическими играми.

 В каждой  дидактической игре дидактические  задачи, игровые действия и правила  игры взаимосвязаны. Разберем эту взаимосвязь на конкретной дидактической игре «Найди пару». Игровое действие состоит в том, чтобы отыскать свою пару (ребенка, у которого прикреплено на груди соответствующее число кружков, нарисованных на карточке, или цифра) и пройти вместе в ворота, над которыми изображены 6 предметов или стоит цифра 6. Допустим, что дети хорошо знают игровое действие (найти пару и пройти в ворота), но они могут взять любого ребенка и пройти ворота. Игровое действие выполнено, но оно детей не увлекает, игра бесцельна — никакой дидактической задачи ней нет, а есть только игра ради игры.

 Разберем  это же игровое действие в  сочетании с правилами: игры. Правило  указывает: соединяться в пары  нужно только с таким ребенком, у которого есть число, дающее  вместе с твоим числом 6. Пары подбираются, например так: два и четыре, один и пять. Такая связь игрового действия с правилом игры создает у детей интерес и способствует успешному решению дидактической задачи — закрепление порядкового счета, воспитание внимания, самостоятельности, умственного развития.

 Дидактические  игры способствуют формированию  у детей психических качеств:  внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности.  Они учат детей применять имеющиеся  знания в различных игровых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы и доставляют эмоциональную радость детям.

 Игра незаменима  как средство воспитания правильных  взаимоотношений между детьми. В  ней ребенок проявляет чуткое  отношение к товарищу, учится  быть справедливым, уступать в случае необходимости, помогать в беде и т. д. Поэтому игра является прекрасным средством воспитания коллективизма.

 Дидактические  игры способствуют и художественному  воспитанию — совершенствованию  движений, выразительности речи, развитию  творческой фантазии, яркой, проникновенной передаче образа.

 В процессе  дидактических игр многие сложные  явления расчленяются на простые  и, наоборот, единичные обобщаются, следовательно, осуществляется аналитическая  и синтетическая деятельность.

 Многие дидактические игры подводят детей к обобщению и классификации, к употреблению слов, обозначающих обобщенные понятия (чайная, столовая, кухонная посуда, мебель, одежда, обувь, продукты).

 Дидактические  игры — незаменимое средство  обучения детей преодолению различных затруднений в умственной и нравственной их деятельности. Эти игры таят в себе большие возможности и воспитательного воздействия на детей дошкольного возраста.

 Че содержательнее  игровое действие и правила  дидактических игр, тем активнее  действует ребенок. А это дает возможность воспитателю формировать взаимоотношения детей: умение действовать по очереди в соответствии с правилами игры, считаться с желаниями участников игры, помогать товарищам в затруднениях. В ходе игры есть возможность добиваться проявления инициативы каждым ребенком в достижении поставленной цели. Однако эти качества личности не воспитываются в ребенке сами по себе, их нужно постепенно, терпеливо формировать. Если детям любого возраста давать дидактическую игрушку, не раскрывая четко и ясно правил игры с ней, то игра протекает сумбурно и теряет свою воспитательную ценность.

 Если ребенок  взял парные картинки или кубики  с нарисованными на них частями  животного и строит из них  домик, вместо того чтобы подбирать  пары или складывать из частей целое животное, как указывают правила игры, то такие игры, хотя в них ребенок и использует дидактические пособия, не могут считаться дидактическими и не принесут пользы в обучении и воспитании.

 В дидактических  играх поведение ребенка, его  действия, взаимоотношения с другими детьми регулируются правилами. Для того чтобы игра действительно служила воспитательным целям, дети должны хорошо знать правила и точно им следовать. Научить их этому должен воспитатель. Особенно это важно делать с самого раннего возраста, тогда постепенно дети приучаются действовать в соответствии с правилами и у них формируются умения и навыки поведения в дидактических играх.

 Дети всех  возрастных групп играют в  куклы. Такие игры, как «Угощение  куклы», «Купание куклы», «Прогулка  с куклой», «Укладывание куклы спать» и другие, используются в основном для закрепления, уточнения и расширения бытового словаря и развития связной речи, и меньше всего обращается внимание на использование этих игр с воспитательной целью. Кукла — любимая игрушка детей. Они обращаются с ней так, как мама обращается со своим ребенком. Вот это-то и надо использовать воспитателю, чтобы постепенно формировать у детей такие положительные качества, как бережное отношение к кукле, нежность, ласка, внимание, желание видеть куклу всегда чистой, опрятной, причесанной. Если воспитатели будут прививать в процессе игр эти качества,— ребенок не бросит куклу на пол, не будет таскать ее за ногу. Сформированные положительные моральные качества будут постепенно переноситься на взаимоотношения самих детей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2 Дидактические игры  по ознакомлению  с окружающим и  развитию речи. 

Программа воспитания в детском саду ставит задачи: расширять  представления детей об окружающем, обучать умению наблюдать и выделять характерные признаки в предметах и явлениях, сравнивать их по этим признакам, объединять предметы по группе признаков, развивать способность устанавливать простейшие причинно-следственные связи между явлениями.

 Совершенствовать  звуковую культуру речи детей: добиваться чистого произношения слов и звуков, правильной постановки ударений, отвечать краткими и развернутыми предложениями. Обучать простым формам монологической речи.

 Фундамент  развития речи закладывается  в первые годы жизни ребенка.  Чем меньше возраст ребенка, тем ответственнее и сложнее задачи развития его речи.

 Основой развития  речи является знание ребенком  окружающей действительности. Каждый  вновь усвоенный им предмет  или явление должны быть скреплены  соответствующим словом.

 Окружающая  ребенка действительность — предметы обихода, люди, животные, картины, игрушки, природа — предоставляет богатый материал, который должен быть использован для расширения детских восприятий и обогащения речи.

 Знакомя детей  с окружающим, организуя и направляя  познавательную деятельность детей, воспитатель помогает им упорядочить накопленный опыт, обогащает новыми знаниями, воспитывает любознательность, наблюдательность, развивает желание глубже познать окружающий мир.

 Знакомство  с окружающим — одно из средств  формирования у детей устной речи.

 Развитая  речь дает ребенку возможность  лучше овладеть знаниями, формирует  ум, волю, чувства. Е. И. Тихеева  рассматривает развитие речи  детей, в тесной связи с их  деятельностью. Она пишет: «С  предметами, представленными в игре, ребенок приходит в частое повторное общение, вследствие чего они легко воспринимаются, запечатлеваются в мозгу. Каждый предмет имеет свое имя, каждому действию присущ свой глагол».

 В процессе  дидактических игр природоведческого  содержания развивается не только речь, мышление и внимание детей, но создаются благоприятные условия для овладения более глубокими знаниями о природе вообще, о характерных особенностях домашних и диких животных, о различных растениях. Дети полнее осознают характерные особенности времен года (осень, зима, весна, лето) и изменения, которые происходят в природе в эти периоды в жизни животных и в мире растений.

 Рассмотрим, как же можно использовать  дидактические игры в решении  задач ознакомления с окружающим  и развития речи детей. 

МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ 

 Воспитатель  при ознакомлении детей с окружающими  предметами побуждает их к  активному восприятию и организует  практические действия с ними, т. е. осуществляет зрительно-моторное  обследование предметов и дает  им название.

 На основе  восприятия, действия и слова в процессе дидактических игр у детей формируется конкретное представление о предмете.

Информация о работе Дидактические игры