Дидактические игры

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 15:02, реферат

Краткое описание

Дидактические игры можно широко использовать как средство обучения, воспитания и развития. Дидактическую игру следует отличать от игры вообще и игровой формы занятии, хотя это деление условно.
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к математической деятельности. Наблюдения показывают, что игровые приемы, использующие программный материал, и особенности игр школьников средних классов вызывают у них активизацию умственной деятельности, способствуют возникновению внутренних мотивов учения.

Файлы: 1 файл

Дидактические игры моя контрольная.docx

— 147.70 Кб (Скачать)

Дидактические игры- специально создаваемые или приспособленные для целей обучения.

Дидактическая игра является одной из уникальных форм, позволяющих сделать интересной и увлекательной работу на творческо-поисковом уровне.

Дидактические игры можно широко использовать как средство обучения, воспитания и развития. Дидактическую игру следует отличать от игры вообще и игровой формы занятии, хотя это деление условно.

Игровая форма занятий  создается на уроках при помощи игровых  приемов и ситуаций, которые выступают  как средство побуждения, стимулирования учащихся к математической деятельности. Наблюдения показывают, что игровые приемы, использующие программный материал, и особенности игр школьников средних классов вызывают у них активизацию умственной деятельности, способствуют возникновению внутренних мотивов учения.

Участвуя в игре, школьники приобретают новые  знания. Игровая деятельность способствует созданию познавательного мотива, активизации  мыслительной деятельности учащихся, усиливает их внимание к содержанию изучаемого материала, повышает работоспособность, а также чувство ответственности за успехи в обучении всего коллектива и за свои лично. Вместе с тем процесс игры, ее результаты заставляют задуматься некоторых учащихся о пробелах в знаниях и путях их ликвидации.

Во время дидактической  игры важным моментом является дисциплина. По мнению многих учителей, урок математики считается идеальным с точки зрения дисциплины, если школьники сосредоточены, внимательны, в меру активны, занимаются только индивидуальной самостоятельной работой. Они могут высказывать свое мнение или вносить предложения только при поднятии руки и при разрешении учителя.

Методические  вопросы при организации  дидактических игр

При организации  дидактических игр с математическим содержанием необходимо продумывать  следующие вопросы методики:

1)  Цель игры. Какие  умения и навыки в области  математики школьники освоят в процессе игры? Какому моменту игры надо уделить особое внимание? Какие другие воспитательные цели преследуются при проведении игры?

2)  Количество  играющих. Каждая игра требует определенного минимального или максимального количества играющих. Это приходится учитывать при организации игр.

3)  Какие дидактические  материалы и пособия понадобятся  для игры?

4)  Как с наименьшей  затратой времени познакомить  ребят с правилами игры?

5)  На какое  время должна быть рассчитана  игра? Будет ли она занимательной, захватывающей? Пожелают ли ученики вернуться к ней еще раз?

6)  Как обеспечить  участие всех школьников в  игре?

7)  Как организовать  наблюдение за детьми, чтобы выяснить, все ли включились в работу?

8)  Какие изменения  можно внести в игру, чтобы  повысить интерес и активность  детей?

9)  Какие выводы  следует сообщить учащимся в  заключение, после игры (лучшие моменты  игры, недочеты в игре, результат  усвоения математических знаний, оценки отдельным участникам игры, замечания по наруш ению дисциплины и др.)?

Десять  положений при  организации дидактической  игры

При  организации  дидактических  игр  необходимо   придерживаться следующих положений:

1.    Правила  игры должны быть простыми, точно  сформулированными, а математическое содержание  предлагаемого   материала -доступно пониманию школьников. В противном случае игра не вызовет интереса и будет проводиться формально.

2.    Игра  должна давать достаточно  пищи  для  мыслительной- деятельности, в противном случае она не будет содействовать выполнению педагогических целей, не будет развивать математическую зоркость и внимание.

3.    Дидактический  материал, используемый во время  игры, должен быть удобен в  использовании, иначе игра не  даст должного эффекта.

4.    При проведении  игры, связанной с соревнованиями  команд, должен быть обеспечен контроль за ее результатами со стороны всего коллектива учеников или выбранных лиц. Учет результатов соревнования должен быть открытым, ясным и справедливым. Ошибки в учете, неясности в самой организации учета приводят к недовольству участников игры. Особенно это бывает заметно, когда игра проводится с учениками VI - VIII классов. Они уже хорошо разбираются, где организаторы игр объективны, а где нет, и остро реагируют на несправедливость.

5.    Каждый  ученик должен быть активным  участником игры. Длительное ожидание своей очереди для включения в игру снижает интерес детей к этой игре.

6.    Если  на уроке проводится несколько  игр, то легкие, и более труд-ные по математическому содержанию должны чередоваться.

7.    Если  на нескольких уроках проводятся  игры, связанные со сходными мыслительными действиями, то по содержанию математического материала они должны удовлетворять принципу: от простого к сложному, от конкретного к абстрактному. Это положение необходимо последовательно и строго соблюдать при проведении логических игр.

8.    Игровой  характер при проведении уроков  по математике должен иметь  определенную меру. Превышение этой  меры может привести к тому, что дети во всем будут видеть только игру.

9.    В процессе  игры учащиеся должны математически  грамотно проводить свои рассуждения, речь их должна быть правильной, четкой, краткой.

10.  Игру  нужно  закончить на данном  уроке.,  получить результат. Только в этом случае она сыграет положительную роль.

Многие дидактические  игры как будто не вносят ничего нового в знания школьников, но они  приносят большую пользу тем, что  учат учащихся применять знания в новых условиях или ставят умственную задачу, решение которой требует проявления разнообразных форм умственной деятельности. Дидактическая игра является средством умственного развития, гак как в процессе игры активизируются разнообразные умственные процессы. Чтобы понять замысел, усвоить игровые действия и правила, нужно активно выслушать и осмыслить объяснение учителя. Решения задач, поставленных играми, требуют сосредоточенного внимания, активной мыслительной деятельности, выполнения сравнения и обобщения.

 Существуют так называемые деловые игры, в процессе которых на основе игрового замысла моделируется реальная обстановка, в которой выполняются конкретные действия, выбирается оптимальный вариант решения задачи и имитируется его реализация в практической жизни.

В ходе игры каждому  участнику необходимо максимально  мобилизовать все свои знания, опыт, воображение. Особенно ценно то, что здесь дело не сводится лишь к механическому использованию программного материала. В  процессе игры вырабатывается умение мыслить системно, продуктивно, пробуждается стремление к поиску новых идей, а это уже шаг к творчеству.

Деловая игра «Строитель»

Тема: «Площади многоугольников» (IX класс). 

Цель урока: усвоение учащимися формул для вычисления площадей параллелограмма, треугольника, трапеции и применение полученных знаний к решению практических задач.

Воспитательная цель: ориентация учащихся на профессию строителя.

В начале урока учитель  знакомит учащихся IX класса со строительным производством и одной из наиболее распространенных строительных профессий - столяра.

I этап. Строительное производство сегодня это механизированный процесс сборки зданий и сооружений из крупноразмерных деталей, изготовленных заводским способом. Столяр работает в строительно-монтажных организациях, на деревообрабатывающих предприятиях, в столярных мастерских. Он выполняет различные операции на станках: на круглопильных - раскрой пиломатериалов, на фуговальных - строгание, на долбежных и шипорезных - выдалбливание гнезд и зарезание шипов у заготовок.

Непосредственно на строительном обьекте столяр устанавливает оконные и дверные блоки, производит настилку дощатых и паркетных полов, монтирует встроенную мебель и т. д. Выполнение такой работы невозможно без знания устройства и правил эксплуатации деревообрабатывающих станков, знания технологии и организации строительного производства, умения читать чертежи. Профессия требует объемного воображения. Хорошего глазомера, знания геометрии, рисования, черчения.

Постановка задачи. Учитель объявляет, что сегодня  все ученики будут выступать в роли строителей. Требуется выполнить работу по настилке полов строящегося детского сада. Предлагается произвести настилку паркетного пола в игровом зале размером 5Л5Х8м. Паркетные плитки имеют форму прямоугольных треугольников, параллелограммов и равнобочных трапеций. Размеры плиток в сантиметрах указаны на рисунке.

      Правила игры. Учащиеся разбиваются натри бригады. Избираются бригадиры.

      Первая  бригада - столяры. Им нужно изготовить паркетные плитки указанных размеров в таком количестве, чтобы после настилки пола не осталось лишних плиток и число треугольных плиток было минимальным, а плиток в форме параллелограммов и трапеций - одинаковое количество.

     Вторая  бригада - поставщики. Им нужно доставить  необходимое количество плиток на строительную площадку. Они рассчитывают это количество.

     Третья  бригада - паркетчики. Чтобы проконтролировать  доставку, надо наперед знать, сколько и каких паркетных плиток понадобится для покрытия пола.

     Побеждает в игре та команда, которая первой выполнит правильный расчет. Для этого надо знать формулы для вычисления площадей вышеуказанных фигур. Учитель записывает на доске, какой материал следует изучить. Учащиеся приступают к работе с учебником. Внутри каждой команды разрешаются взаимоконсультации. При необходимости консультацию дает учитель.

      После того как теоретический материал изучен, а формулы для вычисления площадей параллелограмма, треугольника и трапеции записаны в тетрадях, учитель проецирует на доску рисунки и формулы по проработанному материалу. Проводится проверка готовности бригад. С этой целью учащимся предлагается по два-три вопроса. Ответы учащихся оцениваются очками. Счет записывается на доске,

11 этап. Каждая команда  приступает к практическим вычислениям.  Паркет укладывается в ряды так, что параллелограммы и трапеции чере не игрового зала поместится по 8 параллелограммов и трапеций: (11500-300)/700-1б. Таких полос в длине комнаты поместится 800/20=40. Следовательно, для настилки пола понадобится 80 треугольников и по 320 параллелограммов и трапеций. Проверкой устанавливается: площадь игрового зала 575x800-460000 см*, поэтому 11500x40=460000 см" площадь паркетного пола.

Это самый ответственный  этап игры. Вычисляются площади плоских  фигур, производятся расчеты.

В конце второго  этапа игры учащиеся из каждой бригады  дают объяснения около стола учителя, как они вычислили нужное количество паркетных плиток.

Идет разговор об экономии материала. На первый план выступает  математическое содержание работы. Происходит процесс применения знаний на практике. На этом этапе игры команда получает определенное число очков, а правильно ответившие ученики — оценки в журнал. На заключительном этапе учитель проверяет, на сколько глубоко ученики усвоили материал. Для этого им предлагаются контрольные вопросы, которые могут быть, например, такими;

1.   Дайте определение  площади простых фигур.

1. Докажите, что площадь параллелограмма равна произведению его стороны на высоту, проведенную к этой стороне.

3. Докажите, что площадь  треугольника равна половине  произведения его стороны на высоту, проведенную к этой стороне.

дуются, а треугольников в одном ряду всею два. Подсчеты показывают, что в одном ряду по ширине укладывается но два треугольника и ао восемь параллелограммов и трапеций.

Действительно, площадь  одной полосы шириной 20см и длиной 575см будет 11500 см*. Если площадь двух треугольников 300 см" , а площадь параллелограмма или трапеции 700 см*. то в одной полосе по шири 4.    Докажите, что площадь трапеции равна произведению полусуммы оснований на высоту.

5.    По какому  принципу укладывали паркетные  плитки в один ряд?

6.    Как проводились вычисления плошали одного ряда плиток?

7.    Дайте  краткую характеристику профессии  столяра. В -заключении подводятся результаты игры.

Заметим, что в  менее подготовленных классах такую  игру следует проводить с целью  обобщения и применения знаний, после  того как изучен материал о площадях плоских фигур. Число вопросов на заключительном этапе можно уменьшить.

Распределение времени  при этом может быть таким. Рассказ  учителя а профессии строителя --5 мин. Постановка задачи с помощью ТСО - - 3 мин. Работа с учебником (повторение формул площадей плоских фигур) -8-10 мин. Вычисление количества плиток -    16-18 мин. Проверка глубины знаний учащихся -- 8 мин. Сообщение домашнего задания — 3 мин.

Как видим, деловые  игры представляют собой непрерывную  последовательность учебных действий в процессе решения поставленной задачи. Этот процесс условно расчленяется на такие этапы: знакомство с профессией строителя; построение имитационной модели производственного объекта; постановка главной задачи бригадам и выяснение их роли в производстве; создание игровой проблемной ситуации; овладение необходимым теоретическим материалом; решение производственной задачи на основании математических знаний; проверка результатов; коррекция; реализация принятого решения; анализ итогов работы; оценка результатов работы.

Информация о работе Дидактические игры