Учебный процесс и основы его организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 12:36, реферат

Краткое описание

Настоящее Положение регулирует порядок организации учебного процесса в Негосударственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права», именуемом далее – Институт, в соответствии с законодательством Российской Федерации в области образования, Постановлениями Правительства Российской Федерации, Указами Президента Российской Федерации, нормативными актами Министерства образования и науки Российской Федерации, Уставом Института, Положением об итоговой аттестации выпускников Института и другими локальными актами Института.

Файлы: 1 файл

Министерство сельского хозяйства РФ.docx

— 44.92 Кб (Скачать)

Министерство сельского  хозяйства РФ

Ульяновская Государственная  сельскохозяйственная академия

Колледж агротехнологий и бизнеса

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

на тему: «Учебный процесс и основы его организации»

 

 

 

 

 

 

                   Кафедра «Бух. учет и аудит»  

                                               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

                                                                           студентка 1 курса

Экономического факультета

                                                                          Хуснетдинова И.И

Проверила:

Китаева Н.В.

 

 

Ульяновск 2011г

 

 

 

Настоящее Положение регулирует порядок организации  учебного процесса в Негосударственном  образовательном учреждении высшего  профессионального образования  «Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических  связей, экономики и права», именуемом  далее – Институт, в соответствии с законодательством Российской Федерации в области образования, Постановлениями Правительства  Российской Федерации, Указами Президента Российской Федерации, нормативными актами Министерства образования и науки  Российской Федерации, Уставом Института, Положением об итоговой аттестации выпускников  Института и другими локальными актами Института. 

 

 

      Под учебным процессом понимается целенаправленная деятельность ректората  и других организационно-штатных  структур Института, педагогического  коллектива, обеспечивающая подготовку студентов по специальностям и направлениям, предусмотренными соответствующими федеральными государственными стандартами высшего  профессионального образования, именуемыми далее – ФГОС ВПО, учебными планами  Института по основным образовательным  программам высшего профессионального  образования, именуемыми далее –  ООП ВПО.

 

 

 

 ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА      

1.1. Подготовка  в общей системе Министерства  образования и науки Российской  Федерации высококвалифицированных  бакалавров, специалистов и магистров  по ООП ВПО в соответствии  с требованиями ФГОС ВПО, а  также – научно-педагогических  кадров в системе послевузовского  образования.      

1.2. Удовлетворение  потребности личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, приобретении высшего профессионального  образования по избранной ООП ВПО.      

1.3. Распространение  правовых, гуманитарных и технических  знаний среди граждан, повышение  их общеобразовательного и культурного  уровня. 

 

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА      

2.1. Общие  требования к организации учебного  процесса:      

2.1.1. Учебный  процесс основывается на требованиях  и положениях ФГОС ВПО, разработанных  в соответствии с ними учебных  планах Института по ООП ВПО  и учебных программах изучения  дисциплин.      

2.1.2. Освоение  образовательных программ всех  видов профессионального образования  завершается обязательной итоговой  аттестацией выпускников.      

2.2. Организация  учебного процесса призвана обеспечивать:       

2.2.1. Современный  научный уровень подготовки кадров, а также оптимальное соотношение  времени теоретического и практического  обучения.      

2.2.2. Логически  правильное, научно и методически  обоснованное соотношение и последовательность  преподавания дисциплин, планомерность  и ритмичность учебного процесса.       

2.2.3. Органическое  единство процесса обучения и  воспитания.      

2.2.4. Внедрение  в учебный процесс новейших  достижений науки и техники  передового опыта деятельности  трудовых коллективов, общественных  объединений и организаций, в  том числе других стран.      

2.2.5. Рациональное  сочетание традиционных методов  передачи и закрепления информации  с новейшими достижениями в  различных областях науки.      

2.2.6. Создание  необходимых условий для творческой  педагогической деятельности профессорско-преподавательского  состава, для успешного освоения  студентами избранных ООП ВПО, программ учебных дисциплин и рационального использования времени, отведенного на самостоятельную работу.      

2.3. Основными  документами, определяющими содержание  и организацию учебного процесса  в Институте, являются ФГОС  ВПО, учебные планы по ООП  ВПО и программы учебных дисциплин.       

2.3.1. Учебный  план специальности (направления)  разрабатывается на основе требований  ФГОС ВПО, рекомендуемого Учебно-методическим  объединением примерного (базового) учебного плана, обсуждается на  Ученом совете и утверждается  ректором Института.      

Учебный план включает график учебного процесса и план учебного процесса. План учебного процесса содержит перечень учебных  дисциплин, время, сроки и логическую последовательность их изучения, виды учебных занятий и практик, формы  и сроки промежуточной и итоговой аттестаций.      

При необходимости, в учебные планы по решению  Ученого совета Института могут  вноситься изменения, определяемые новыми нормативными актами Министерства образования и науки Российской федерации.      

2.3.2. Учебная  программа включена в учебно-методический  комплекс учебной дисциплины  определяет содержание, последовательность  и время изучения разделов  и тем учебной дисциплины. Она  разрабатывается по каждой дисциплине  учебного плана с учетом специализации,  а ее содержание является единым  для всех форм обучения, за  исключением времени изучения  и методических указаний по  проведению занятий профессорско-преподавательским  составом. Учебная программа включает  в себя введение, содержательную  часть изучения дисциплины, методические  указания и перечень основной  и дополнительной литературы.      

2.3.3. Учебные  программы разрабатываются кафедрами,  рассматриваются на их заседаниях  и утверждаются Научно-методическим  советом Института.      

2.4. Основным  элементом организации учебного  процесса является его планирование, которое осуществляется в целях  обеспечения полного и качественного  выполнения требований учебных  планов и программ. Планирование  учебного процесса базируется  на основе:      

- годового  графика учебного процесса;      

- тематических  планов учебных дисциплин;      

- наличия  профессорско-преподавательского состава,  его возможностей и закрепленной  за ним учебной нагрузкой;      

- наличия  аудиторного фонда.      

2.4.1. Годовой  график учебного процесса разрабатывается  на основе требований учебных  планов подготовки бакалавров, специалистов, магистров. В нем определяются  сроки теоретического обучения, экзаменационных сессий, практик,  каникул, а также итоговой государственной  аттестации.      

Годовой график учебного процесса разрабатывается  учебным отделом, утверждается ректором Института и принимается на заседании  Учёного совета Института.      

2.4.2. Тематические  планы изучения учебных дисциплин  разрабатываются кафедрами и  ежегодно корректируются с учетом  новейших достижений науки и  техники и требований практики. В них определяются: перечень  разделов и тем, виды занятий  (включая курсовые проекты, курсовые  и контрольные работы), порядок  их проведения, время, отводимое  на изучение учебного материала,  а также форма итогового и  промежуточного контроля.      

Тематические  планы взаимосвязанного (комплексного) изучения смежных дисциплин, преподаваемых  разными кафедрами, должны быть согласованы  и обсуждены на совместных заседаниях кафедр.

2.4.3. На основе тематических планов кафедрами разрабатываются графики последовательности прохождения учебных дисциплин, в которых определяются последовательность проведения конкретных видов учебных занятий по каждой теме и отводимое на них время, отражаются предложения кафедры по особенностям планирования учебных занятий по каждой дисциплине.

2.4.4. Распределение преподавателей по лекционным потокам и учебным группам производится кафедрами на основе учебной нагрузки, получаемой из учебного отдела. Эти сведения представляются в учебный отдел вместе с графиками последовательности прохождения учебных дисциплин.

2.4.5. В распорядке дня, утвержденном ректором Института, устанавливается время проведения учебных занятий.

2.4.6. Наличие аудиторного фонда определяется учебным отделом до начала учебного года и утверждается Ректором.

2.5.    На основании перечисленных в п. 2.4. исходных данных учебным отделом составляется расписание учебных занятий, которое является завершающим этапом планирования учебного процесса.

В расписании должна содержаться полная информация о времени, месте и виде занятий  для каждого курса, отдельных  его потоков и учебных групп, с указанием фамилий и инициалов  преподавателей, их ученой степени. Расписание подписывается деканом факультета и утверждается проректором по учебной  работе Института и вывешивается не позднее, чем за 10 дней до начала занятий.

Изменения в расписании занятий допускаются  в исключительных случаях и только с разрешения проректора по учебной  работе Института.

2.6.    При организации учебного процесса необходимо руководствоваться следующими основными положениями:

2.6.1. При формировании учебных групп для проведения практических, семинарских и других видов занятий необходимо добиваться равномерного распределения студентов по ним. Как правило, их состав не должен превышать 25-30 человек. Состав учебных групп определяется приказом по Институту и, при необходимости, может корректироваться ежегодно перед началом учебного года.

Из  учебных групп формируются курсы, лекционные потоки.

2.6.2. Учебный год при очной и очно-заочной формах обучения состоит из двух семестров, каждый из которых заканчивается зачетно-экзаменационной сессией.

Учебный год для студентов заочной  формы обучения также составляет два семестра, каждый из которых  начинается установочной и заканчивается  зачетно-экзаменационной сессиями.

2.6.3. Максимальный объем недельной учебной нагрузки и количество обязательных аудиторных занятий определяются требованиями федеральных государственных образовательных стандартов конкретных ООП ВПО, именуемые далее – ФГОС ВПО.

2.6.4. Для всех видов аудиторных занятий академический час устанавливается продолжительностью 40 минут. Допускается проведение сдвоенных занятий, в этом случае продолжительность такого занятия может быть установлена не менее 80 минут.

2.6.5. Освобождение студентов от учебных занятий (кроме больных) допускается в исключительных случаях и только с разрешения декана факультета.

2.7.    В Институте ведется следующая основная учетная документация, необходимая для организации учебного процесса:

-       журналы учета учебных занятий;

-       зачетно-экзаменационные ведомости;

-       экзаменационные (зачетные) листы (для индивидуальной сдачи экзамена или зачета);

-       зачетные книжки студентов;

-       учебные карточки студентов;

-       сводные ведомости о результатах выполнения учебного плана студентами учебных групп за весь период обучения;

-       журналы педагогического контроля;

-       книги учета окончивших вуз и регистрации выдачи дипломов.

2.8.    Основными видами занятий являются:

-       лекция;

-       семинарское занятие;

-       практическое занятие;

-       лабораторное занятие;

-       деловая игра;

-       консультация;

-       самостоятельная подготовка;

практика (учебная, производственная, преддипломная);

2.8.1. Лекция является одним из важнейших видов занятий и составляет основу теоретической подготовки слушателей.

Ее  цель – дать систематизированные  основы научных знаний по дисциплине, акцентировав внимание на наиболее сложных  и узловых вопросах темы.

Лекция  должна стимулировать активную познавательную деятельность обучаемых, способствовать формированию их творческого мышления.

Лекции  читаются руководством Института, деканами факультетов, заведующими кафедрами, их заместителями, профессорами, доцентами  и старшими преподавателями. К чтению лекций, в порядке исключения, могут  допускаться наиболее опытные и  квалифицированные преподаватели. Для чтения отдельных лекций могут  приглашаться ведущие ученые и профессора из других вузов, специалисты научных  учреждений, специалисты-практики.

Каждая  дисциплина на кафедре должна быть обеспечена фондовыми лекциями по наиболее важным, актуальным и сложным для  восприятия студентами темам. Фондовые лекции проходят внутреннее и внешнее  рецензирование, обсуждаются на кафедре  или предметно-методической комиссии и утверждаются заведующим кафедрой.

2.8.2. Семинарское занятие проводится с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, в процессе самостоятельной работы над учебной и научной литературой. Оно должно обеспечивать живое, творческое обсуждение учебного материала в форме дискуссии, обмена мнениями по рассматриваемым вопросам. Семинарское занятие может содержать элементы практического занятия (решения задач и т.п.).

Информация о работе Учебный процесс и основы его организации