Учебный процесс и основы его организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 12:36, реферат

Краткое описание

Настоящее Положение регулирует порядок организации учебного процесса в Негосударственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права», именуемом далее – Институт, в соответствии с законодательством Российской Федерации в области образования, Постановлениями Правительства Российской Федерации, Указами Президента Российской Федерации, нормативными актами Министерства образования и науки Российской Федерации, Уставом Института, Положением об итоговой аттестации выпускников Института и другими локальными актами Института.

Файлы: 1 файл

Министерство сельского хозяйства РФ.docx

— 44.92 Кб (Скачать)

2.8.3. Практическое занятие проводится с целью приобретения, отработки и закрепления практических умений и навыков применения теоретических знаний для решения практических задач, а также отработки студентами методики решения тестов базовых (остаточных) знаний.

Практическое  занятие может проводиться методом  тренировок. Главным их содержанием  является практическая работа каждого  студента.

2.8.4. Лабораторное занятие имеет целью закрепить теоретические положения изучаемой темы, обучить студентов методам экспериментальных исследований, привить навыки самостоятельного анализа и обобщения данных, опыт работы с лабораторным оборудованием, компьютерами, аппаратурой, приборами.

2.8.5. Деловая игра проводится с целью воспроизведения (моделирования) предметного и социального содержания профессиональной и общественной деятельности будущего специалиста.

Для проведения деловых игр составляется методическая разработка, в которой указывается: тема, цель, учебные вопросы, общая  фабула, содержание вводных, задания  студентам и т.п. Методическая разработка обсуждается на кафедре (совместных заседаниях кафедр) и утверждается ее заведующим (для межкафедральных деловых игр – проректором по учебной работе Института).

2.8.6. Консультация является одной из форм руководства учебной работой студентов и оказания им помощи в самостоятельном изучении учебного материала. Консультации проводятся регулярно в часы самостоятельной подготовки и носят как индивидуальный, так и групповой характер. Кафедрой разрабатывается семестровый график консультаций по всем изучаемым дисциплинам, который представляется в учебный отдел за неделю до начала семестра.

2.8.7. Самостоятельная подготовка студентов проводится для углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях и других занятиях, для выработки навыков самостоятельного активного приобретения новых, дополнительных знаний, подготовки к предстоящим учебным занятиям, зачетам и экзаменам.

Методическое  руководство самостоятельной подготовкой  студентов осуществляют преподаватели  факультетов и кафедры базового вуза и филиалов Института, которые  определяют задания в соответствии с общим бюджетом времени, предусмотренным для данной дисциплины учебным планом и организуют работу учебных кабинетов и лабораторий.

2.8.8. Практика (учебная, производственная и преддипломная) является составной частью учебного процесса и важным средством соединения теоретического обучения с практической деятельностью будущих специалистов.

2.9.    При проведении практических и лабораторных занятий, занятий по иностранному языку учебная группа при необходимости может быть разделена на несколько подгрупп численностью 10-15 человек.

2.10.  Для качественной подготовки студентов к занятиям преподаватели факультетов и кафедры базового вуза и филиалов Института должны разрабатывать учебно-методические комплексы по ООП ВПО в целом, учебно-методические комплексы по отдельных учебным дисциплинам ООП ВПО, планы семинарских, практических и лабораторных занятий и методические рекомендации по подготовке к ним.

2.11.  Курсовая работа (проект) имеет целью научить студентов самостоятельно применять полученные знания для комплексного решения конкретных практических задач, привить навыки самостоятельного проведения научных исследований и обоснования принимаемых решений.

Количество  курсовых работ (проектов) в течение  всего срока обучения определяется учебным планом.

Для руководства  работой студентов назначается  руководитель из числа профессорско-преподавательского состава, научных работников Института  или из практических работников.

Курсовая  работа (проект) выполняется студентами в часы самостоятельной подготовки. Вместо курсовой работы (проекта) на защиту может быть представлена научная  работа студента, выполненная по данной дисциплине.

По  результатам защиты курсовой работы (проекта) студенту выставляется оценка. При получении неудовлетворительной оценки он выполняет работу по новой  теме или перерабатывает прежнюю  в сроки, устанавливаемые кафедрой.

 

КОНТРОЛЬ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА    

 

Контроль  учебного процесса в Институте имеет  целью установить:

-       соответствие организации и порядка проведения учебного процесса требованиям законодательства Российской Федерации в области образования, и других нормативных актов, регламентирующих деятельность Института;

-       соответствие качества подготовки студентов, их уровня знаний, умений, навыков и компетенций требованиям ФГОС ВПО;

-       степень реализации учебных планов Института и программ;

-       теоретический и методический уровень проведения занятий;

-       уровень организации и проведения самостоятельной работы студентов;

-       уровень материально-технического обеспечения учебных занятий и состояние учебно-материальной базы;

-       обеспеченность студентов учебной, научной и методической литературой;

-       состояние дисциплины на занятиях, выполнение Устава и Правил внутреннего распорядка Института.

3.2.    Контроль должен быть целенаправленным, систематическим, объективным, действенным и охватывать все стороны учебного процесса. Он должен выявлять положительный опыт и недостатки в учебной и методической работе, сочетаться с оказанием практической помощи студентам кафедрами, отделами и службами, обеспечивая в конечном итоге повышение качества учебного процесса.

3.3.    Контроль проводится в форме:

-       комплексных и тематических проверок кафедр, отделов и служб, заслушивания их на Ученом или Научно-методическом советах Института;

-       участия руководящего состава Института в заседаниях кафедр и совещаниях отделов;

-       рассмотрения и утверждения соответствующими руководителями учебно-методической документации и документации по организации учебного процесса;

-       педагогического контроля;

-       контроля успеваемости и качества подготовки студентов;

-       обсуждения текстов лекций, учебных и учебно-методических пособий и разработок;

-       проведения проверок выполнения распорядка дня, расписания занятий, тематических планов, планов работы кафедр, отделов, служб и индивидуальных планов преподавателей;

-       проведение анкетирования профессорско-преподавательского состава и студентов;

-       проведение тестирования базовых (остаточных) знаний студентов по учебным дисциплинам, закреплённым за соответствующей кафедрой, по тестам Российского аккредитационного агентства, либо в их отсутствие – по тестам, разработанным в Институте.

3.4.    Педагогический контроль в Институте осуществляется ректором, проректорами, начальником учебного отдела, деканами факультетов, заведующими кафедрами и их заместителями, председателями предметно-методических комиссий кафедр, а также лицами по поручению ректора

3.5.    Контроль образовательного процесса проводится в соответствии с общеинститутскими планами, графиками, разрабатываемыми учебным отделом на семестр и кафедральными графиками.

3.6.    Лица, контролирующие учебные занятия, обязаны входить в аудиторию вместе с преподавателем и присутствовать на занятиях до их окончания. В ходе занятия им не разрешается вмешиваться в работу преподавателя или делать ему замечаний.

3.7.    По окончании контрольного посещения (но не позднее следующего дня) проверяющий проводит разбор занятия с участием преподавателя, а также при необходимости – ректора Института (директора филиала Института) или заведующего кафедрой, анализирует положительные и отрицательные стороны в организации и методике проведения занятия, дает рекомендации и предложения по устранению выявленных недостатков.

3.8.    Результаты проверки записываются проверяющим в журнал контроля учебных занятий кафедры не позднее следующего дня. Запись должна содержать всесторонний разбор занятия с указанием положительных и отрицательных сторон и соответствующие рекомендации. Преподаватель должен расписываться в журнале об ознакомлении с записью проверяющего.

3.9.    Результаты педагогического контроля анализируются заведующими кафедрами и обсуждаются на заседаниях кафедр (методических секций).

 

 

 

   МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ  ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

 

 

    Материально-техническое обеспечение  учебного процесса является необходимым  условием для качественной подготовки специалистов в соответствии с требованиями ФГОС ВПО, учебных планов и учебных  программ.

Учебно-материальная база представляет комплекс материальных и технических средств, включающих в себя учебные и учебно-вспомогательные  помещения, спортивные сооружения, лабораторное оборудование, специальную технику, учебное имущество, технические  средства обучения, транспортные средства и т.п.

Количество  лекционных залов, аудиторий и учебных  кабинетов для обеспечения требований законодательства Российской Федерации  в области образования, ФГОС ВПО  к организации учебного процесса в Институте, определяется количеством  лекционных потоков студентов, учебных  групп, формой организации самостоятельной  подготовки обучающихся по соответствующей  дисциплине, а также потребностью в помещениях для проведения специальных  видов занятий.

Учебники  и учебные пособия приобретаются  библиотекой Института в количестве, необходимом для обеспечения  учебных групп студентов при  подготовке их к занятиям по соответствующим  дисциплинам с учётом соответствующих  требований законодательства Российской Федерации в области образования, ФГОС ВПО к организации учебного процесса.

Обеспечение учебных занятий различными техническими средствами осуществляется соответствующими службами Института по заявкам кафедр.

Развитие  и совершенствование учебно-материальной базы Института предусматривается  в соответствующих разделах работы всех его подразделений. 

 

 

 

4.   КОНТРОЛЬ УСПЕВАЕМОСТИ И КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ

4.1.    Контроль успеваемости и качества подготовки студентов проводится с целью получения необходимой информации о выполнении ими учебного плана, установления качества усвоения учебного материала, степени достижения поставленной цели обучения, стимулирования самостоятельной работы студентов.

4.2.    Контроль успеваемости студентов делится на текущий, рубежный и итоговый, а также интернет-тестирование базовых (остаточных) знаний.

4.2.1. Текущий контроль проводится в ходе занятий с целью определения степени усвоения учебного материала, своевременного вскрытия недостатков в подготовке студентов и принятия необходимых мер по совершенствованию методики преподавания дисциплины, организации работы студентов в ходе занятий и оказания им индивидуальной помощи.

К текущему контролю относятся: проверка знаний и  навыков студентов на занятиях, проверка качества конспектов лекций, первоисточников  и других материалов; проверка выполнения контрольных, групповых упражнений, курсовых работ, заданий по практике и т.п. Результаты текущего контроля учитываются преподавателями в  журнале учета учебных занятий  и периодически обсуждаются на заседаниях кафедр и методических секций.

4.2.2. Рубежный контроль организуется учебным отделом Института и проводится кафедрами один-два раза в семестр в целях подведения итогов текущей успеваемости. Он преследует цель оперативного влияния на улучшение успеваемости студентов в течение всего семестра.

4.2.3. Итоговый контроль проводится в целях определения качества изучения материала данной дисциплины в целом или наиболее важным ее частям (разделам).

К итоговому  контролю относятся: зачеты за полный курс или часть (раздел) дисциплины; зачеты по курсовым работам (проектам) и практикам; курсовые (семестровые) экзамены.

Экзамены  проводятся в период экзаменационных  сессий, а зачеты могут проводиться  после изучения всей дисциплины или  ее части (раздела).

4.2.4. Интернет-тестирование базовых (остаточных) знаний проводится в целях определения соответствия качества изучения материала данной дисциплины в целом требованиям ФГОС ВПО и выявления разделов (дидактических единиц), по которым результаты проверки не соответствуют предъявляемым требованиям.

4.3.    Перечень экзаменов и зачетов, а также период их проведения устанавливаются учебным планом.

4.4.    При оценке теоретических знаний и практических навыков студентов на зачете учитывается участие их в работе на семинарских, практических и лабораторных занятиях, выполнение ими контрольных и курсовых работ (проектов), программы практики, а также результатами интернет-тестирования базовых знаний по тестам Росаккредагентства либо по тестам, разработанных преподавателями Института. В случае необходимости преподаватель проводит со студентами беседу по тем разделам или темам учебной дисциплины, по которым их знания вызывают у него сомнения.

4.5.    Зачеты по дисциплинам проводятся по билетам или без них (путем собеседования), а также методом интернет-тестирования базовых знаний по тестам Росаккредагентства либо по тестам, разработанных преподавателями Института. Порядок проведения зачетов, форма проверки знаний и навыков студента определяются кафедрой. Зачет, как правило, принимается преподавателем, ведущим данную дисциплину в учебной группе.

Для приёма от студентов (слушателей) зачетов преподаватель  разрабатывает перечень вопросов (или  билеты), охватывающих весь программный  материал дисциплины или отдельный ее раздел, либо использует тесты Росаккредагентства для тестирования базовых (остаточных) знаний по учебной дисциплине. Материалы проведения зачетов (перечень вопросов, заданий и др.) обсуждаются на заседании кафедры (предметно-методической комиссии) и утверждаются ее заведующим.

4.6.    Если занятия по одной дисциплине проводились несколькими преподавателями, то зачет принимается, как правило, преподавателем, читающим лекции по данной дисциплине. В отдельных случаях (при большом количестве учебных групп у одного лектора или их большой численности) с разрешения заведующего кафедрой для приема зачетов привлекаются и другие преподаватели, ведущие обучение студентов по данной учебной дисциплине.

Информация о работе Учебный процесс и основы его организации