Урок как форма организации учебного процесса

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 01:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: изучить особенности урока как организационной формы учебного процесса и тенденции его развития.
Объект изучения: процесс обучения в школе.
Предмет изучения: урок как форма организации процесса обучения.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................................3
1 СОВРЕМЕННЫЙ УРОК КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА
ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА...............................................6
1.1 Исторический аспект формирования урока как формы обучения…………6
1.2 Понятие, сущность и классификация форм организации
процесса обучения....................................................................................................10
1.3 Общая характеристика урока, требования к современному уроку и тенденции его развития............................................................................................12
2 ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА РУССКОГО
ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ....................................................................................19
2.1 Актуальные проблемы преподавания русского языка и литературы
в школе.....................................................................................................................19
2.1 Поиски инновационных форм урочных занятий...........................................23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................................................29
ЛИТЕРАТУРА........................................................................................................31
ПРИЛОЖЕНИЯ......................................................................................................33

Файлы: 1 файл

курсовая Горошко.doc

— 324.00 Кб (Скачать)

 

 

 

                                 

 

 

                                                                                        Кафедра русского и белорусского языков  с  методикой   преподавания                                                   

 

                                                                                        

 

 

 

                                        КУРСОВАЯ РАБОТА

по методике преподавания русского языка и литературного  чтения

 

УРОК КАК  ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Брест  2012

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................................3

 

1 СОВРЕМЕННЫЙ  УРОК  КАК  ОСНОВНАЯ  ФОРМА

   ОРГАНИЗАЦИИ  УЧЕБНОГО  ПРОЦЕССА...............................................6

1.1   Исторический аспект формирования урока как формы обучения…………6

1.2 Понятие, сущность и классификация форм организации 

процесса обучения....................................................................................................10

1.3 Общая характеристика урока, требования  к современному уроку и тенденции его развития............................................................................................12

 

2 ОСОБЕННОСТИ  СОВРЕМЕННОГО УРОКА  РУССКОГО 

ЯЗЫКА  И  ЛИТЕРАТУРЫ....................................................................................19

2.1 Актуальные проблемы преподавания русского языка и литературы

в школе.....................................................................................................................19

2.1 Поиски инновационных форм урочных занятий...........................................23

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................................................29

ЛИТЕРАТУРА........................................................................................................31

ПРИЛОЖЕНИЯ......................................................................................................33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В наш быстро меняющийся век, живущий в  невероятном темпе, важным звеном общественного развития является система образования. Перед школой вырастает задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждого вырастить не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и обязательно – инициативным, думающим работником, способным  на творческий подход  к любому делу, за  которое  он бы взялся. А активная жизненная позиция может иметь основание, если человек мыслит творчески, если видит вокруг возможности для совершенствования.

Одним из важных направлений  решения этой проблемы является интенсификация учебного процесса, т.е. разработка и  внедрение таких форм и методов  обучения и учебно-методического  материала, которые предусматривали бы целенаправленное развитие мыслительных способностей  учащихся, развитие у них интереса к учебной работе, самостоятельности и творчества.

История развития школы  знает различные системы обучения, в которых преимущество отдавалось тем или иным формам организации обучения. Развитие общества требовало все большего числа грамотных людей. Как выражение этой потребности и возникает классно-урочная система обучения. Она существует более трехсот лет. Эта система обучения со дня ее обоснования и по настоящее время занимает умы ученых-педагогов всего мира. Она подвергнута обстоятельному анализу и описанию со всеми своими достоинствами и недостатками в многочисленных фундаментальных трудах по дидактике и методикам преподавания отдельных учебных предметов, а также в трудах по педагогической психологии [1, с. 290].

Теоретическая разработка классно-урочной системы впервые была дана Я. А. Коменским, который, обобщив опыт передовых школ, обосновал целесообразность создания постоянных групп учащихся — классов. Вместе с тем он разработал признаки классно-урочной системы и ее принципы. В число признаков, характеризующих особенности классно-урочной системы, входят:

•  постоянный состав учащихся примерно одного возраста и уровня подготовленности (класс);

•   учебный процесс осуществляется в виде отдельных взаимосвязанных, следующих одна за другой частей (уроков);

•   каждый урок посвящен только одному предмету;

•   постоянное место и продолжительность занятий;

•   стабильное расписание занятий.

Основной формой организации занятий в рамках классно-урочной системы Я.А. Коменский признал урок. Основной его задачей было объяснение учебного материала учителем. Дальнейшее развитие классического учения  Я.А.Коменского  об уроке в отечественной педагогике осуществил К.Д.Ушинский. Он глубоко научно обосновал все преимущества классно-урочной системы  и создал стройную теорию урока, в частности обосновал его организационное строение и разработал типологию уроков.  В  каждом  уроке К.Д.Ушинский  выделял три последовательно связанные друг с другом части.  Большой вклад в разработку научных основ  организации  урока внес А. Дистервег. Он разработал систему принципов и правил обучения, касающихся деятельности учителя и ученика, обосновал необходимость учета возрастных возможностей учащихся [2]. Системы организационного оформления педагогического процесса также изучали такие исследователи как И.Ф.Исаев, В. А. Сластенин, Е. Н. Шиянов, М. И. Махмутов, и др. В 60-80 гг. прошлого столетия  наиболее известными были работы таких авторов вузовских учебников (и учебных пособий) как И. Н. Казанцев, М. Н. Данилов, Б. П. Есипов, И. Т. Огородников, Т. А. Ильина, Г. И. Щукина, В. А. Онищук, Ю. Б. Зотов и др. [3].

В последнее время  заметно усилился интерес к проблеме повышения эффективности урока. Темпы роста объемов учебного материала диктуют свои условия к применению форм и методов обучения школьников. И методы эти зачастую направлены на количество усваиваемого материала, а не на его качество. Такой подход, естественно, не способствует успешному усвоению программного материала и повышению уровня количества знаний. Наоборот, материал, плохо усвоенный учащимися, не может являться надежной опорой для усвоения новых знаний. Не секрет, что для многих учеников русский язык не является любимым предметом, и к старшим классам интерес к изучению русского языка пропадает у большинства детей. Методисты объясняют этот факт многими причинами, в том числе и сложностью материала, подлежащего изучению. Большая часть методистов и учителей свое внимание сосредотачивают на поисках новых, более совершенных форм организации занятий, структуры урока, на совершенствование методики обучения, на способах активизации учащихся и тому подобное.

На протяжении нескольких лет современная школа нуждалась  в коренных качественных изменениях в отношении обучения и воспитания. В последние годы произошли большие перемены в жизни современной школы: изменяются учебные планы; разрабатываются и успешно вводятся в обучение альтернативные программы и учебники; появились частные школы, лицеи, гимназии, колледжи; изучается опыт зарубежных школ.

Качество знаний учащихся при традиционной системе обучения давно вызывает всеобщую тревогу. Сохранение традиционного урока, традиционной классно-урочной системы приводит к формализму в оценке деятельности учащихся и учителей, в невозможности решения многих жизненно важных задач обучения и воспитания.

Уроку как организационной  форме процесса обучения уже три с половиной столетия, на протяжении этого времени он развивался и совершенствовался. Большой рывок в его развитии состоялся в XX веке. Однако и сегодня проблема поисков новых форм обучения и методического обновления урочных занятий, стремление к новизне и нестандартности в их проведении является актуальной.

Совершенствование урока  – основной формы процесса обучения – призвано обеспечить органическое единство образования, воспитания и развития учащихся.

Вопросами совершенствования современного урока как основной формы организации учебного  процесса  в разное  время занимались  многие  ученые: И. Н. Казанцев, Б. П. Есипов, Б. А. Голуб, И. М. Чередов, И. П. Подласый, И. Ф. Харламов, В. А. Сластенин, И. И. Прокопьев, А. В. Дудников и другие.

Цель курсовой работы: изучить особенности урока как организационной формы учебного процесса и тенденции его развития.

Объект изучения: процесс обучения в школе.

Предмет изучения:  урок как форма организации процесса обучения.

Задачи:

1. Определить сущность понятия «форма организации процесса обучения»; дать характеристику урока как одной из форм организационной формы обучения.

2. Изучить требования, предъявляемые к современному уроку, и тенденции его развития.

3. Раскрыть актуальные проблемы преподавания русского языка и литературы в школе.

4. Проанализировать инновационные формы урочных занятий.

Методы изучения темы: теоретический анализ литературных источников, синтез, обобщение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 СОВРЕМЕННЫЙ  УРОК  КАК  ОСНОВНАЯ  ФОРМА  ОРГАНИЗАЦИИ  УЧЕБНОГО  ПРОЦЕССА

 

1.2 Исторический аспект формирования урока как формы обучения

 

Осуществление обучения требует знания и умелого использования разнообразных форм организации педагогического процесса. Что же такое «формы организации обучения», какова их сущность?

В современной дидактике  сложилось парадоксальная ситуация. Исследователи отмечают (В.К. Дьяченко [1], И.М. Чередов [2] и др.), что даже специалисты в области дидактики затрудняются сказать, что такое форма организации учебной работы и чем она отличается от метода обучения. В традиционной дидактике форма как бы оторвалась от содержания, так как определяется по внешним в отношении содержания образования признакам. Так в одном из учебных пособий указано, что формы отличаются друг от друга количеством учащихся и способами организации работы: «Латинское слово «форма» означает наружный вид, внешнее очертание. Следовательно, форма обучения как дидактическая категория обозначает внешнюю сторону организации учебного процесса, которая связана с количеством обучаемых учащихся, временем и местом обучения, а также порядком его осуществления» [3]. По мнению И.М. Чередова, форма организации обучения – это особая конструкция звена или совокупности звеньев учебного процесса [2].

В.К. Дьяченко считает, что  понятие «форма организации обучения», как и другие понятия дидактики  может быть научно обосновано лишь при том условии, если дано научное определение основного понятия «обучение». «Обучение – это общение, в процессе которого воспроизводятся и усваиваются знания и опыт, накопленные человечеством» [1].

Понятие «организация»  в «Философской энциклопедии» трактуется как «упорядочение, налаживание, привидение в систему некоторого материального или духовного объекта, расположение соотношение частей какого либо объекта» [4]. Обучение может происходить только тогда, когда оно каким-то образом организовано. Оно происходит и существует прежде всего в определённых формах его организации. Организационные формы обучения составляют материальную основу обучения.

Истории мировой педагогической мысли и практике обучения известны самые разнообразные формы организации  обучения. Их возникновение, развитие, совершенствование и постепенное отмирание отдельных из них связано с требованиями, потребностями развивающегося общества. Каждый новый исторический этап в развитии общества накладывает свой отпечаток и на организацию обучения [5, с. 287]

Организованное обучение и воспитание осуществляется в рамках той или иной педагогической системы, имеет определенное организационное  оформление. В дидактике известны три основные системы организационного оформления педагогического процесса, отличающиеся одна от другой количественным охватом обучающихся, соотношением коллективных и индивидуальных форм организации деятельности воспитанников, степенью их самостоятельности и спецификой руководства учебно-воспитательным процессом со стороны педагога.

К ним относятся:

    • индивидуальное обучение и воспитание;
    • классно-урочная система;
    • лекционно-семинарская система [6].

Самой старой формой учебного процесса, со слов П. И. Пидкасистого,  берущей свое начало в глубокой древности, является индивидуальная форма обучения [5, с.287]. Суть ее заключается в том, что учащиеся выполняют задания индивидуально, в доме учителя или ученика. Помощь учителя выступала либо непосредственно, либо косвенно, оказываемая ученику через изучение им учебника, автором которого являлся сам учитель.

Если обратиться к  истории, то можно заметить, что система  индивидуального обучения и воспитания сложилась еще в первобытном  обществе как передача опыта от одного человека к другому, от старших к младшим. Главным достоинством индивидуального обучения является то, что оно позволяет полностью индивидуализировать содержание, методы и темпы учебной деятельности ребенка, следить за каждым его действием и операцией при решении конкретных задач; следить за его продвижением от незнания к знанию, вносить вовремя необходимые коррекции как в деятельность обучающегося, так и в собственную деятельность учителя, приспосабливать их к постоянно меняющейся, но контролируемой ситуации со стороны учителя и со стороны ученика. Все это позволяет ученику работать экономно, постоянно контролировать затраты своих сил, работать в оптимальное для себя время, что, естественно, позволяет достигать высоких результатов обученности. Разумеется, индивидуальное обучение предполагает наличие учителя с высокой педагогической квалификацией.

Информация о работе Урок как форма организации учебного процесса