Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 01:06, курсовая работа
Цель курсовой работы: изучить особенности урока как организационной формы учебного процесса и тенденции его развития.
Объект изучения: процесс обучения в школе.
Предмет изучения: урок как форма организации процесса обучения.
ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................................3
1 СОВРЕМЕННЫЙ УРОК КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА
ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА...............................................6
1.1 Исторический аспект формирования урока как формы обучения…………6
1.2 Понятие, сущность и классификация форм организации
процесса обучения....................................................................................................10
1.3 Общая характеристика урока, требования к современному уроку и тенденции его развития............................................................................................12
2 ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА РУССКОГО
ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ....................................................................................19
2.1 Актуальные проблемы преподавания русского языка и литературы
в школе.....................................................................................................................19
2.1 Поиски инновационных форм урочных занятий...........................................23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................................................29
ЛИТЕРАТУРА........................................................................................................31
ПРИЛОЖЕНИЯ......................................................................................................33
2.1 Поиски инновационных форм урочных занятий
В последние годы некоторые учителя, неудовлетворенные качеством общеобразовательной подготовки учащихся, их слабыми знаниями, иной раз склонны видеть причины этого в том, что уроки как форма обучения будто бы устарели, не всегда эффективно стимулируют познавательную деятельность учащихся и не открывают простора для методического творчества. Вряд ли можно согласиться с этим, потому что при качественном проведении уроков передовые учителя добиваются довольно высокой успеваемости и обеспечивают интенсивное умственное развитие и воспитание школьников.
Тем не менее, поиски новых форм обучения и методическое обновление урочных занятий, стремление к новизне и нестандартности в их проведении, безусловно, заслуживают всяческой поддержки. В периодической печати зачастую появляются статьи, в которых сообщается о тех или иных итогах этих поисков.
Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении.
С внедрением в учебно-воспитательный процесс современных технологий учитель и воспитатель все более осваивают функции консультанта, советчика, воспитателя. Это требует от них специальной психолого-педагогической подготовки, так как профессиональной деятельности учителя реализуются не только специальные, предметные знания, но и современные знания в области педагогики и психологии, технологии обучения и воспитания. На этой базе формируется готовность к восприятию, оценке и реализации педагогических инноваций.
В. А. Сластенин отмечает, что понятие «инновация» означает новшество, новизну, изменение; инновация как средство и процесс предполагает введение чего-либо нового. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося [6, с.492].
В последнее время интерес школьников к учению резко упал, чему в определённой степени способствовали устаревшие формы урока. Поиск инноваций в формах обучения привёл к появлению так называемых нестандартных уроков.
Рассмотренные нами в первой части курсовой работы типы и виды уроков складывались постепенно, десятилетиями. Во второй половине XX века они стали преобладающими и традиционными, т. е. устоявшимися и передавались из десятилетия в десятилетие.
Нетрадиционные уроки значительно отличаются от традиционных своей структурой, организацией учебной деятельности и ролью участников этой деятельности. Нетрадиционные уроки отличаются от традиционных и внешней стороной. Практике известны многие виды нетрадиционных уроков. В их числе: урок-игра, урок-праздник, урок-диспут, урок-суд, урок-драматизация, урок-путешествие, урок-конкурс, КВН по предмету, интегрированные уроки и др.
И. Ф. Харламов подчеркивает, что то, к какому типу относится тот или иной урок – имеет большое практическое значение. С чего начинается подготовка учителя к занятиям? Она начинается с продумывания вопроса: какие дидактические цели нужно осуществлять учителю на предстоящем уроке и, следовательно, каким он должен быть по своей структуре и методике? В зависимости от этого подбирается необходимый дидактический материал и определяется методика занятий [10, с. 247].
Рассмотрим подробнее виды нетрадиционных уроков и возможности их проведения на уроках русского языка и литературы.
Урок-игра больше подходит для младших классов. Его проводит учитель, например, при изучении грамматики языка, некоторых правил правописания, путем инсценировок разыгрывают слова и выражения почти одинаковые, но с разным смыслом (предать-придать, порог-порок-порох и т.п.), слова-синонимы (путь, дорога; конь, лошадь и т.д.). Составляют и решают занимательные задачи, задачи-ловушки (на сообразительность). Проводятся также литературные уроки-игры.
Урок-праздник. Их чаще других предметов практикуют по литературе и обычно посвящают жизни и творчеству писателя, поэта, драматурга. Чтобы состоялся такой праздник, нужно настроить учащихся класса, провести большую подготовку к нему. Урок-праздник по содержанию объединяет знания учащихся, полученные на предыдущих уроках и во внеурочное время. Сама подготовка также обогащает знания о писателе, развивает их творческие способности. Помещение для урока-праздника оформляется соответственно теме.
Традиционно программа урока-праздника такова: краткая информация об интересных материалах из жизни писателя, таких, о которых на уроках еще не говорилось; чтение воспоминаний современников писателя; инсценировки фрагментов из произведений; чтение стихов; демонстрация картин (репродукций) по мотивам литературного творчества писателя; прослушивание, а также исполнение музыкальных произведений на темы его творчества; конкурс чтецов стихотворений поэта, сочинений учащихся о писателе, художественных иллюстраций на темы писателя. Организуются литературные игры (конкурсы, викторины) по теме урока. Урок-праздник длится 1,5-2 часа и завершается подведением итогов. Подобные уроки проводятся нечасто: 1 раз в полугодие. Подготовка к нему отнимает много времени, но зато окупается обогащением знаний учащихся, развитием их эмоционально-чувственного, а не только интеллектуального восприятия учебного материала.
Урок-диспут. Он более уместен в старших классах, если обнаружится большой интерес учащихся к теме обычного урока, например, по литературе, истории, по предмету «Человек и мир» и другим, а также возникнут разные, в том числе противоположные взгляды на предмет разговора. Если учащиеся поддержат идею урока-диспута, то надо подготовить серию вопросов для обсуждения. Формулировка вопросов не должна наталкивать к какому-то заранее заданному выводу, а должна быть проблемной. Темами уроков-диспутов могут быть, например, по литературе – «Тема лишнего человека», «Эмансипация женщин – за и против» и др. Готовясь к уроку-диспуту, учащиеся класса изучают дополнительную литературу, ищут ответы в прессе. Учитель проводит по необходимости консультации; не навязывая своего мнения, он обращает внимание консультируемого ученика на разные, в том числе – противоположные суждения, рекомендует дополнительные источники информации.
На самом уроке-диспуте учитель делает небольшое вступление, напоминает о проблемах, выдвинутых на обсуждение, сообщает о правилах участия в дискуссии. После выступлений учащихся учитель подводит итоги обсуждения: дает анализ выступлений, высказывает свою аргументированную точку зрения.
Урок-суд. Такой урок был придуман еще в 1920-е г. и первоначально предназначался для взрослых учащихся школ. В частности, при изучении творчества А. С. Пушкина рекомендовали провести урок-суд по произведению поэта «Евгений Онегин». Поскольку в романе была жертва дуэли (Ленский), то из числа учащихся назначались обвинители, судьи, адвокаты и, конечно, обвиняемый Онегин. В соответствии с ролью каждый из них обвинял, осуждал, защищал или оправдывал Онегина за тот трагический случай. Авторы идеи полагали, что изучаемое произведение на таком уроке взрослые учащиеся поймут лучше.
Потом подобные уроки-суды попали в обычные школы. После 1932 г. их проведение прекратилось и возобновилось спустя 60 лет. Таких уроков в учебном году проводится мало.
Урок-драматизация организуется по литературе. Уже в начальных классах школьники инсценируют сказки, а также сюжеты литературных произведений. Учащимся надо понять характер каждого героя произведения, изобразить его и словами, и разными другими выразительными средствами: мимикой, телодвижениями, жестами и т.д. Это – довольно сложная задача для участников урока-драматизации. Но изученное словесно и пережитое чувственно, проникнутое во внутренний мир героев и сюжета произведения усваивается прочно и осмысленно.
Урок-путешествие используют чаще других учителя географии, истории, учебного предмета «человек и мир», биологии. Иногда – на уроках музыки и литературы. Мир необъятен. Человеку хочется самому побывать в разных уголках Земли и даже в Космосе, увидеть другие страны, моря и океаны, исторические реликвии Египта и Греции, Китая и Южной Америки, пообщаться с представителями разных стран. И, конечно, прежде всего, изучить свою страну Беларусь и Россию, расположенную на десяти часовых поясах. К сожалению, о реальных путешествиях в большинство стран и уголков Земли приходится только мечтать. В такой ситуации и выручает урок-путешествие. При проведении урока русского языка также можно использовать этот вид урока (см. приложение).
Урок-конкурс предполагает состязание учащихся в хорошем знании материала по определенному разделу и проводится по разным предметам. Преподаватель объявляет темы (раздел), по которому будет проводиться конкурс. Сообщаются и его условия: широта и глубина знаний, оригинальный материал в ответах учащихся, оценка в баллах и т.д.
Урок-конкурс можно организовать как состязание двух или нескольких команд. Вопросы и задания должны быть равновеликими и равнотрудными. Для проведения урока сами учащиеся (иногда учитель) выбирают помощников, которые дают задания командам, следят за их выполнением, слушают и участвуют в оценке ответов и подведения итогов конкурса.
Урок-конкурс стимулирует учащихся к расширению и углублению знаний по предмету, развивает их любознательность.
Интегрированные уроки – это межпредметные уроки. Преподаватели смежных предметов договариваются о проведении общего урока, в котором его основная тема раскрывается средствами разных предметов. Например, при изучении в старших классах произведения Л. Н. Толстого «Война и мир» в литературоведческом ключе преподаватель литературы объединяет силы, средства и возможности преподавателей истории, гражданской обороны, музыки. И каждый из них на уроке ведет свою тему: преподаватель литературы – историю создания романа, его сюжетную линию, характеристику героев и т.д. Историк расскажет о подлинных событиях истории Отечественной войны 1812-1814 г., сражениях, действительно имевших место, о других военных событиях, о политических событиях того времени. Военрук дополнит материал характеристикой военной техники русских и французских войск, военных операций и т.п. Преподаватель музыки расскажет о военной музыке и песнях времен Отечественной войны, о музыкальных произведениях, посвященных событиям войны. И получается широкая и разносторонняя панорама событий того времени, которая помогает полнее, глубже и эмоциональнее воспринять изучаемую тему, самому пережить трагические и героические события той поры. Преподаватель литературы обобщенно и разносторонне раскрывает всю тему [8, с. 56-59].
Вообще проблема интеграции именно русского языка и литературы оставалась актуальной на протяжении довольно длительного времени, вплоть до сегодняшнего момента. Так, Н. Н. Ушаков еще в 1977 г. писал, что преподавание русского языка во все времена не мыслилась вне связи с литературой, и к этому призывали крупнейшие ученые-лингвисты, педагоги. Основой связи русского языка с литературой он называл различные образцы художественного стиля, примерами которых оказываются, как правило, изучаемые в школе произведения [22, с.14].
За необходимость интеграции и создания нового учебного курса «Русская словесность» ратует уже в наше время А. И. Власенков. Говоря о том, что учителя (а вслед за ними и ученики) привыкли при изучении литературы идти путем писателя (от замысла – к образам-персонажам, системе образов, а от образов – к художественно-языковой форме), Власенков указывает на то, что предмет русской словесности требует иного пути, пути творческого читателя: от словесной формы – к образам-персонажам, картинам, композиции, а от них – к идейному содержанию.
«Проникнуть в суть произведения через его форму можно, только научившись воспринимать и понимать язык художественного произведения, тот второй план лексических и фразеологических единиц, грамматических категорий и форм, их соотношений, сходств и контрастов, динамики речевой ткани повествования, её ритма, которые создают образную основу произведения..., передают чувства, настроения автора» [9, с.10].
Таким образом, интеграция учебных курсов «Русский язык» и «Литература» – это вполне естественный, закономерный и оправданный процесс. Только подходить к нему нужно с большой осторожностью, чтобы сберечь все существующие наработки как по русскому языку, так и по литературе, чтобы не оказался поглощенным ни один из интегрируемых предметов, а находились они в тесном переплетении, органическом сочетании друг с другом (см. 2е приложение).
В заключение необходимо отметить, что в череде занятий нетрадиционных уроков мало, и вряд ли в одном классе за весь учебный год наберется больше десяти. Объясняется это тем, что на их подготовку уходит много времени и сил у учащихся и учителей.
И в то же время в системе обучения они играют большую учебно-воспитательную роль, потому что такие уроки многофункциональны. Школьники повторяют значительный по объему материал, предупреждают забывание. В процессе изучения дополнительной литературы и других источников они существенно пополняют прежние знания новыми. Происходит обобщение и систематизация знаний по теме на более высоком уровне, чем на традиционном уроке. Устанавливается связь теоретических знаний с практикой, формируются новые умения. Все это образует общественно значимые ценностные мотивы учения, развивает познавательные способности ребят.
Нетрадиционные уроки имеют некоторые особенности. Наряду с познавательными процессами при их подготовке и особенно – проведении у учащихся активизируется эмоционально-чувственная сторона восприятия того же учебного материала, возрастает воспитывающая роль этих уроков, активизируются все учащиеся. По структуре они приближаются к внеклассным занятиям и появляется возможность учесть индивидуальные особенности каждого ученика и дальше развить некоторые их дарования.
Не секрет, что для многих учеников русский язык не является любимым предметом. К 7-8 классу интерес к изучению русского языка пропадает у большинства детей. Методисты объясняют этот факт многими причинами, в том числе и сложностью материала, подлежащего изучению. Поэтому в последнее время заметно усилился интерес к проблеме повышения эффективности урока. Большая часть методистов и учителей свое внимание сосредотачивают на поисках новых, более совершенных форм организации занятий, структуры урока, на совершенствование методики обучения, на способах активизации учащихся и тому подобное.
Информация о работе Урок как форма организации учебного процесса