Урок как форма организации учебного процесса

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 01:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: изучить особенности урока как организационной формы учебного процесса и тенденции его развития.
Объект изучения: процесс обучения в школе.
Предмет изучения: урок как форма организации процесса обучения.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................................3
1 СОВРЕМЕННЫЙ УРОК КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА
ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА...............................................6
1.1 Исторический аспект формирования урока как формы обучения…………6
1.2 Понятие, сущность и классификация форм организации
процесса обучения....................................................................................................10
1.3 Общая характеристика урока, требования к современному уроку и тенденции его развития............................................................................................12
2 ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА РУССКОГО
ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ....................................................................................19
2.1 Актуальные проблемы преподавания русского языка и литературы
в школе.....................................................................................................................19
2.1 Поиски инновационных форм урочных занятий...........................................23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................................................29
ЛИТЕРАТУРА........................................................................................................31
ПРИЛОЖЕНИЯ......................................................................................................33

Файлы: 1 файл

курсовая Горошко.doc

— 324.00 Кб (Скачать)

Внимание, наш поезд  отправляется. Все заняли свои места? Тогда – вперед.

VII. Станция “Лингвистическая”.

И вот мы на следующей станции – это станция “Лингвистическая”. Путь закрыт – значит, нас ждут новое задание. Зеленый сигнал светофора появится в том случае, если кто-то из вас даст правильное связное высказывание на тему: “Глагол как часть речи”. (Отвечает один ученик, остальные дополняют, исправляют, оценивают ответ).

Загорелся зеленый сигнал светофора. Мы должны ехать дальше. Но торопиться нам некуда: подъезжаем к дому. Давайте подведем итоги нашего путешествия.

VIII. Вывод урока:

Подведение итогов урока, выставление оценок. 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Интегрированный урок русского языка и литературного чтения.

(Второй класс)

 

Тема: Имена собственные.

Цели: 

Обучающая: развивать   умения  писать   большую   букву  в  именах  людей 

Развивающая: развивать орфографическую зоркость, творческую способность, речь учащихся

Воспитывающая: прививать любовь к русскому языку, прививать любовь к своей Родине и гордость за неё,  ввести школьников в мир культуры.

Оборудование: компьютер с видеопроектором, карточки, рисунки.

 

Ход урока

 

  1. Психологический настрой на урок.

- Закройте  глаза, вытяните руки вперед  тыльной стороной ладони вверх.  Вот  единственный луч солнца  пробил тучу и попал вам   в ладошку. Руки согрелись,  тепло передалось всему телу, вам стало приятно на душе. Откройте глаза. Передайте это хорошее настроение друг другу.

  1. Вступительное слово учителя. Сообщение темы и цели урока.

- Обратите внимание на доску. Какое выражение вы прочитали?

Что в имени  тебе моём ...

А.С. Пушкин.

- О чём  мы сегодня поговорим на уроке? (Об именах, раскроем их значения).

3. Минутка чистописания.

1) Установите закономерность  и продолжите буквенный ряд.

АЕЁИ…

2) Запишите эти предложения  в тетрадях.

Стёпка, Стёпка не ходи растрёпкой.

Не ходи неряхой. Попусту  не ахай. (Появляется на экране.)

- К чему призывает эти строчки?

- На что похожи эти  строчки? (Скороговорка).

Постарайтесь запомнить  её. (Читают 2-3 ученика).

4. Орфографическая минутка.

-Запишите слова: мороз,  погода, ветер, синица, ворона.

Поставьте ударения, подчеркните  опасные места.

-Запишите новое слово  – корова.

- Дайте определение.

1. Самка крупных жвачных парнокопытных животных семейства полорогих (быков), а также некоторых других парнокопытных (напр., лося, оленя).

2. Домашнее молочное животное, самка домашнего быка. Стадо коров.

- Послушайте пословицы.  Как вы их понимаете?

У коровы молоко на языке (хороший удой зависит от хорошего корма).

Чья бы корова мычала, а чья бы молчала (пословица о том, кому лучше бы помолчать о других, так как сам небезгрешен).

-Образуйте от этих  слов фамилии. 

- Запишите в тетрадях.

- Как пишутся фамилии  людей? Подчеркните большую букву. 

- Как образуются фамилии? (Они образуются от имён, от  рода занятий, от названий животных, растений, от природных явлений, от характерных особенностей людей…)

- Послушайте басню  С. Михалкова «Смешная фамилия». (Рассказывает ученица). Каких фамилий только нет:

Пятёркин, Двойкин, Супов,

Слюнтяев, Тряпкин - Самоед.

Пупков и  Перепутов.

Но может некий Комаров

Иметь характер львиный,

А некий Барсов или  Львов

Умишко комариный.

Плевков фамилию сменил,

Алмазовым назвался,

Но в основном - ослом  он был

Ослом он и  остался.

А Грибоедов, Пирогов

Прославились  навеки!

И вывод, стало  быть, таков:

Всё дело не в  фамилии, а в человеке!

5. Значение своего имени.

- Как вы  думаете,  что  есть  у  каждого человека,  живущего  на  Земле?  Как 
обращаются люди друг к другу? (По имени).

- Откуда пришли ваши имена?

В русском языке есть русские имена и имена, пришедшие  из других языков. Владимир, Светлана, Людмила, Вера, Надежда, Любовь и многие другие - это русские имена.

Очень легко понять, что  они значат. Владимир - владеет миром. Светлана? Надежда?

А ещё в русском  языке есть имена, пришедшие к  нам из греческого, древнееврейского, латинского языков. В этих языках у имён тоже есть значения. Кто знает значение своего имени, и откуда оно пришло?

Артём  (греч.) - невредимый

Алексей (греч.) - защита, помощь

Олег (скандинавок.) - святой

Диана (римск.) — богиня охоты

Ксения (греческ.) - гостеприимная

Мария (древнееврейск.) - горькая, госпожа.

- Как пишутся имена людей?

Вывод: имена людей - это  имена собственные, они пишутся  с большой буквы.

6. Чтение рассказа  Льва Кассиля «Сестра».

- Послушайте рассказ. Первичное чтение рассказа учителем, а затем детьми.

Сестра

          Пошёл в бой солдат Иван  Котлов. Ударила Ивана фашистская  пуля. Руку пробила и в грудь  попала. Упал Иван. А товарищи  вперёд ушли, врага гнать. Лежит  Иван один на снегу. Рука  болит, дышать трудно — пуля  в груди мешает. Лежит и думает: «Конец мой приходит. Умру сейчас». И глаза закрыл. И думать перестал.

         Вдруг слышит: кто-то тихонько  его  трогает.   Стал   Иван   глаза   открывать, да не  так-то легко это. Смерзлись  ресницы. Вот один глаз открыл, потом — другой. Видит: подползла к нему девушка, на сумке красный крест,— медицинская сестра из отряда. Вынимает из сумки бинт и начинает перевязывать рану — осторожно, так, чтобы не больно.

       «Кругом  бой, а она приползла»,— подумал    Иван    и    спросил:

       -  Умру?

      - Будете жить, товарищ. Я вас сейчас перевяжу.

      - Спасибо,  сестрица! — говорит Иван Котлов.—  Дозвольте узнать, как вас зовут.

      - Надя  зовут,— отвечает.— Надя Балашова.

         Перевязала она раненого, взяла  его винтовку, обхватила Ивана  Котлова рукой и потащила в безопасное место. Фашисты по ней стреляют, а она знай себе ползёт и раненого тащит. Маленькая, а сильная. И ничего не боится. Так и спасла она Ивана Котлова. Славная подружка, храбрая девушка  Надя  Балашова!

Л. Кассиль

- Какие новые имена героев мы узнали?

- Как вы их охарактеризуете?  За что они боролись?

- Давайте напишем   имена и фамилии в свою тетрадь.  Запомним имена героев, кто сражался  за мир, за Родину.

7. Физкультминутка.

- Ребята, я вам прочитаю  словосочетания, а вы на каждое слово сделаете упражнения. Если встретится слово с большой буквы, вы поднимаетесь на носочки, руки вверх и тянетесь как можно выше к солнцу. Если слово с маленькой буквы пишется, то приседаете на корточки.

Алексей Петрович, девочка Мила, Наташа с Костей, дед Мирон, Екатерина Петровна, наша дочь Юлия. 

7. Загадки русского языка.

    1) Имена бывают полные и сокращённые.

- Когда мы пишем полные имена? 
(При оформлении документов.)

- Запишите слова парами: полное и сокращенное имя. Анастасия  - Настя, Саша - …, Алёша -…, Нина - …, Дмитрий -….

  • Какое имя осталось без пары? У какого имени два сокращённых имени.

Как вы написали имена?

    1. Напишите имена, имеющие двойную согласную (Анна, Алла, Инна, Жанна, Геннадий)
    2. Напишите имена, принадлежащие и девочкам и мальчикам (Саша, Женя, Юля, Валя)
    3. Напишите имена, образовавшиеся от названия цветов (Лилия, Роза, Резеда)
    4. Кто такие тёзки? (Люди, которые носят одинаковые имена). Есть ли тёзка у тебя в классе?

8. Тест «Правописание  фамилий, имён, отчеств»

__________________________________________________

                                                  Фамилия, имя

 

(У,у)___читель       (И,и)___ван       (П,п)___етрович

 

(М,м)___альчик       (П,п)___аша

 

(П,п)____олководец        (А,а)____лександр       (С,с)___уворов

 

(П,п)___оэт          (В,в)___асилий          (Ж,ж)___уковский

 

8. Итог урока.

- Как пишутся имена  людей?

- Какие имена больше  всего прозвучали при ответах  на вопросы? 

Домашнее  задание.

Составить список ребят своего ряда в алфавитном порядке.

-  Как вы будете составлять список - по фамилиям или по именам? 
     -  Какие слова напишете с мягким знаком?

     -  Назовите  слова, где есть буквосочетания  ча, жи.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Использование драматизации на уроке литературного чтения

(3 класс)

Тема урока: басня Крылова  «Ворона и лисица».

Цели:

  1. Образовательные:

продолжить знакомство с художественным жанром-басней;

добиться понимания  содержания басни, воздействия его  содержания на чувства, мысли детей;

обобщить знания детей  о творчестве И.А.Крылова на основе прочитанных басен.

 2. Развивающие:

развивать логическое мышление у учащихся, творческое воображение;

развивать умения и навыки анализа басни, поиск главного;

3. Воспитательные:

воспитывать интерес  к предмету;

через языковые средства показать воспитательные возможности  текста.

Оборудование:

Портрет писателя И.А.Крылова, рисунки учащихся, выставка книг И.А.Крылова.

 

План урока.

1. Организационный момент.

  1. Речевая разминка.

а) опорная скороговорка;

б) словарик настроений;

в) психологический настрой;

  1. Сообщение темы.

а) групповая работа;

б) главный вопрос урока;

  1. Словарная работа.
  2. Инсценировка басни

а) вопросы;

б) вывод: учитель –  дети;

в) выборочное чтение.

6. Чтение басни учителем.

7.  Индивидуальное  чтение басни

8.  Физ. минутка

9.  Характеристика героев.

10. Игра «Найди лишнее».

11. Пересказ басни.

12. Сопоставление героев.

13. Главный вопрос урока.

14. Обобщение пройденного.

15. Оценивание. Итог урока.

16. Домашнее задание.

Ход урока.

 

1. Организационный момент.

2. Речевая разминка.

а) опорная скороговорка

Осип орёт, Архип не отстаёт.

Кто кого переорёт?

Осип охрип. Архип осип.

- Прочитайте медленно. Что это? (Это скороговорка)

- Прочитаем орфографически (как пишем).

- Прочитаем орфоэпически (как произносим).

- Прочитайте медленно, затем с ускорением.

- Что высмеивает народ  этой скороговоркой?

б) Словарик настроений.

- Как ваше настроение? Выберите слово, соответствующее  вашему настроению.

 

Словарик  настроения

мечтательное

грустное

радостное

задумчивое

шутливое

сонное

капризное

доброе

хмурое

весёлое

ленивое

тревожное

сказочное

непонятное

обиженное

неуютное

праздничное

равнодушное


 

 

Настроение, как «хамелеон» бывает изменчивое. Быть может и  ваше настроение к концу урока  изменится. А сейчас давайте прислушаемся к своему внутреннему голосу, то есть к тому, что вы переживаете, думаете про себя.  О чём он должен напомнить?

в) психологический настрой (дети стоят, шёпотом (хором) проговаривают:

Прислушиваюсь к своему внутреннему голосу.

Мой язык – моё лицо.

Знаю, мне необходимо развивать, совершенствовать свою речь.

Я должен знать: что, где, кому и как сказать.

Учусь чувствовать себя и другого.

Я спокоен и уверен в себе.

 

3.Сообщение темы.

Сегодня на уроке мы поработаем с ещё одной басней И.А.Крылова  «Ворона и Лисица». Разберём её смысл, будем учиться читать выразительно. Девиз нашего урока: «Равнодушным вход запрещён»

Информация о работе Урок как форма организации учебного процесса