Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 01:06, курсовая работа
Цель курсовой работы: изучить особенности урока как организационной формы учебного процесса и тенденции его развития.
Объект изучения: процесс обучения в школе.
Предмет изучения: урок как форма организации процесса обучения.
ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................................3
1 СОВРЕМЕННЫЙ УРОК КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА
ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА...............................................6
1.1 Исторический аспект формирования урока как формы обучения…………6
1.2 Понятие, сущность и классификация форм организации
процесса обучения....................................................................................................10
1.3 Общая характеристика урока, требования к современному уроку и тенденции его развития............................................................................................12
2 ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА РУССКОГО
ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ....................................................................................19
2.1 Актуальные проблемы преподавания русского языка и литературы
в школе.....................................................................................................................19
2.1 Поиски инновационных форм урочных занятий...........................................23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................................................29
ЛИТЕРАТУРА........................................................................................................31
ПРИЛОЖЕНИЯ......................................................................................................33
а) групповая работа:
1 группа отвечает на вопрос: Что такое басня?
2 группа: Какие басни написал И.А.Крылов?
3 группа: Что вы знаете о Крылове?
б) главный вопрос на уроке: - Над чем смеётся И.А.Крылов в своей басне?
На этот вопрос вы ответите в конце урока.
4. Словарная работа
Итак, прежде чем мы будем знакомиться с басней «Ворона и Лисица», нужно рассмотреть незнакомые, трудные слова. Вам было задание найти в толковом словаре значения следующих слов. Кто знает, что обозначает каждое слово?
«твердить» - говорить постоянно одно и то же;
«ежели» - если;
«лесть» - похвала, не соответствующая истине;
«льстец» - хитрый подлиза (хвалит из желания к себе расположить);
«гнусна» - отвратительна;
«не впрок» - не на пользу;
«бог послал» - так раньше говорили о чём-нибудь случайно добытом;
«сырный дух» - запах сыра;
«пленил» - очаровал;
«плутовка»- обманщица;
«ангельский голосок» - нежный;
«дыханье спёрло» - перехватило дух, дышать не может;
«взгромоздясь» - еле взлетела вверх с тяжестью;
«зоб» - место у птицы, где обрабатывается заранее пища;
5. Инсценировка басни.
А сейчас давайте представим, что вы находитесь в театре. Как нужно вести себя в театре? Что такое аплодисменты? Не забудьте о них после представления.
Позвольте представить артистов.
Ворона – …
Лисица – …
Автор – …
а) делитесь мыслями:
-Понравилась ли басня? Чем именно?
- Что запомнилось?
- Все ли герои понравились?
- Изменилось ли ваше
настроение после прослушанной
басни? В какую сторону?
6. Физкультминутка.
Лиса зарядку делает:
То прыгает, то бегает.
Потянулась во весь рост
И расправила свой хвост.
7. Чтение басни учителем.
8. Чтение басни учащимися про себя.
а) Выводы: Слушая или читая басню – можем увидеть в героях и себя. Автор высмеивает недостатки у героев басни. Басня начинается или заканчивается моралью – выводом, поучением, где объясняется смысл басни.
б) Найдите, где в данной басне спрятан вывод? (В начале).
- Зачитайте его.
- Как вы его понимаете? (не надо льстить, надо говорить правду, ложь откроется).
- Почему Крылов говорит,
что лесть вредна, ведь каждому
приятно слышать о себе
9. Характеристика героев.
- Кто из вас видел ворону? Опишите её внешний вид.
- Поёт ли ворона? (нет, она каркает)
- Найдите в тексте,
как Лисица называет Ворону. Соответствуют
ли слова Лисицы
Найдите в тексте, как автор передаёт радость Вороны от льстивых слов Лисицы?
- Как ведёт себя Лисица? Прочитайте.
- Как Лисица добилась своей цели? (Лисица нашла подход к Вороне. Она с помощью нежных слов добилась своей цели: накормила себя, отобрала сыр)
Соотнесите слова-
Ворона
-глупая
- хитрая
- самолюбивая
- льстивая
- тщеславная
- лживая
- доверчивая
- умная
- коварная
- лицемерная
Итак, какими способами Лисице удалось выманить сыр? (она льстила Вороне)
Только ли птицы, звери могут так себя вести? А люди?
- Кому больше всего сочувствует автор?
10. Пересказ басни.
Что произошло?
1.Сначала…
2. Потом…
3. Затем…
4. И, наконец,..
11. Выборочное чтение (От слов: «Плутовка к дереву на цыпочках подходит…» и до конца)
- Подумайте, как будете читать льстивые слова Лисицы: в каком темпе (медленном), с какой интонацией (нежной, ласковой).
12. Сопоставление героев.
- Что бы вы посоветовали Вороне? (не слушать Лисицу, а есть сыр; оставаться при своём мнении, тогда бы была с сыром)
- Что бы вы сказали Лисице? ( не надо быть льстивой, говорить правду)
- Чему учит басня? (не быть глупыми, не обращать внимания на льстивые слова, необходимо держаться своего мнения)
13. Главный вопрос на уроке:
- Над чем же смеётся автор? (над глупостью вороны)
14. Обобщение пройденного.
а) Угадай произведение
-Я прочитаю отрывки из басен И.А.Крылова, а вы должны угадать название басни.
1. Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт,
И выйдет из него не дело, только мука. («Лебедь, Щука и Рак»)
2. Ты всё пела? Это дело.
Так поди же попляши («Стрекоза и Муравей»
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться? («Зеркало и Обезьяна»)
Кто слушает людских всех врак… («Мартышка и Очки»)
б) Игра «Найди лишнее»: сыр, ворона, муравей, лисица.
Какие слова лишние? Почему? (Муравей не упоминается в данной басне). Из какого произведения этот герой? (Стрекоза и Муравей).
15. Оценивание. Итог урока.
Договори предложение:
Мне понравилось, как рассказывали басню…
Выразительно читали…
Хорошо мыслили…
16. Домашнее задание: с. 138-139 выучить басню наизусть; нарисовать иллюстрацию.
Информация о работе Урок как форма организации учебного процесса