Урок как форма организации учебного процесса

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 01:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: изучить особенности урока как организационной формы учебного процесса и тенденции его развития.
Объект изучения: процесс обучения в школе.
Предмет изучения: урок как форма организации процесса обучения.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................................3
1 СОВРЕМЕННЫЙ УРОК КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА
ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА...............................................6
1.1 Исторический аспект формирования урока как формы обучения…………6
1.2 Понятие, сущность и классификация форм организации
процесса обучения....................................................................................................10
1.3 Общая характеристика урока, требования к современному уроку и тенденции его развития............................................................................................12
2 ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА РУССКОГО
ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ....................................................................................19
2.1 Актуальные проблемы преподавания русского языка и литературы
в школе.....................................................................................................................19
2.1 Поиски инновационных форм урочных занятий...........................................23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................................................29
ЛИТЕРАТУРА........................................................................................................31
ПРИЛОЖЕНИЯ......................................................................................................33

Файлы: 1 файл

курсовая Горошко.doc

— 324.00 Кб (Скачать)

а) групповая работа:

1 группа отвечает на  вопрос: Что такое басня?

2 группа: Какие басни написал И.А.Крылов?

3 группа: Что вы знаете  о Крылове?

б) главный вопрос на уроке: - Над чем смеётся И.А.Крылов в  своей басне?

На этот вопрос вы ответите в конце урока.

 

4. Словарная работа

Итак, прежде чем мы будем  знакомиться с басней «Ворона  и Лисица», нужно рассмотреть  незнакомые, трудные слова. Вам было задание найти в толковом словаре  значения следующих слов. Кто знает, что обозначает каждое слово?

«твердить» - говорить постоянно  одно и то же;

«ежели» - если;

«лесть» -  похвала, не соответствующая истине;

«льстец» - хитрый подлиза (хвалит из желания к себе расположить);

«гнусна» - отвратительна;

«не впрок» - не на пользу;

«бог послал» - так  раньше говорили о чём-нибудь случайно добытом;

«сырный дух» - запах сыра;

«пленил» - очаровал;

«плутовка»- обманщица;

«ангельский голосок» - нежный;

«дыханье спёрло» - перехватило  дух, дышать не может;

«взгромоздясь» - еле  взлетела вверх с тяжестью;

«зоб» - место у птицы, где обрабатывается заранее пища;

 

5. Инсценировка басни.

А сейчас давайте представим, что вы находитесь в театре. Как  нужно вести себя в театре? Что  такое аплодисменты? Не забудьте о  них после представления.

Позвольте представить артистов.

Ворона –  …

Лисица – …

Автор –  …

а) делитесь мыслями:

-Понравилась ли басня?  Чем именно?

- Что запомнилось?

- Все ли герои понравились?

- Изменилось ли ваше  настроение после прослушанной  басни? В какую сторону? Отметьте  это в словарике настроений.

 

6. Физкультминутка.

Лиса зарядку делает:

То прыгает, то бегает.

Потянулась во весь рост

И расправила свой хвост.

 

7. Чтение басни учителем.

 

8. Чтение басни учащимися  про себя.

 а) Выводы: Слушая  или читая басню – можем  увидеть в героях и себя. Автор высмеивает недостатки у героев басни. Басня начинается или заканчивается моралью – выводом, поучением, где объясняется смысл басни.

б) Найдите, где в данной басне спрятан вывод?  (В начале).

- Зачитайте его.

- Как вы его понимаете? (не надо льстить, надо говорить правду, ложь откроется).

- Почему Крылов говорит,  что лесть вредна, ведь каждому  приятно слышать о себе хорошие  слова? (Приятно, когда говорят  о тебе правду)

 

  9. Характеристика героев.

- Кто из вас видел  ворону? Опишите её внешний вид.

- Поёт ли ворона? (нет, она каркает)

- Найдите в тексте, как Лисица называет Ворону. Соответствуют  ли слова Лисицы действительной  внешности Вороны? Зачем же Лисица  так говорит?

Найдите в тексте, как  автор передаёт радость Вороны от льстивых слов Лисицы?

- Как ведёт себя Лисица? Прочитайте.

- Как Лисица добилась  своей цели? (Лисица нашла подход  к Вороне. Она с помощью нежных  слов добилась своей цели: накормила  себя, отобрала сыр)

Соотнесите слова-характеристики

Ворона                               Лисица

                       -глупая

                      - хитрая

                 - самолюбивая

                    - льстивая

                  - тщеславная

                    - лживая

                  - доверчивая

                       - умная

                    - коварная

                 - лицемерная

Итак, какими способами  Лисице удалось выманить сыр? (она  льстила Вороне)

Только ли птицы, звери  могут так себя вести? А люди?

- Кому больше всего  сочувствует автор?

 

10. Пересказ басни.

Что произошло?

1.Сначала…

2. Потом…

3. Затем…

4. И, наконец,..

 

11. Выборочное чтение (От слов: «Плутовка к дереву на цыпочках подходит…» и до конца)

- Подумайте, как будете  читать льстивые слова Лисицы: в каком темпе (медленном), с какой интонацией (нежной, ласковой).

 

12. Сопоставление героев.

- Что бы вы посоветовали Вороне? (не слушать Лисицу, а есть сыр; оставаться при своём мнении, тогда бы была с сыром)

- Что бы вы сказали  Лисице? ( не надо быть льстивой, говорить правду)

- Чему учит басня? (не быть глупыми, не обращать внимания на льстивые слова, необходимо держаться своего мнения)

 

13. Главный вопрос на уроке:

- Над чем же смеётся  автор? (над глупостью вороны)

 

14. Обобщение пройденного.

  а) Угадай произведение

-Я прочитаю отрывки из басен И.А.Крылова, а вы должны угадать название басни.

1. Когда в товарищах  согласья нет, 

    На лад их  дело не пойдёт,

    И выйдет  из него не дело, только мука. («Лебедь, Щука и Рак»)

2.    Ты всё  пела? Это дело.

       Так  поди же попляши («Стрекоза и Муравей»

  1. Чем кумушек считать трудиться,

      Не лучше  ль на себя, кума, оборотиться? («Зеркало  и Обезьяна»)

  1. Тьфу пропасть! – говорит она. – И тот дурак,

     Кто слушает  людских всех врак…   («Мартышка  и Очки»)

б) Игра «Найди лишнее»: сыр, ворона, муравей, лисица.

Какие слова лишние? Почему? (Муравей не упоминается в данной басне). Из какого произведения этот герой? (Стрекоза и Муравей).

 

15. Оценивание. Итог урока.

Договори предложение:

Мне понравилось, как  рассказывали басню…

Выразительно читали…

Хорошо мыслили…

 

16. Домашнее задание: с. 138-139 выучить басню наизусть; нарисовать иллюстрацию.

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Урок как форма организации учебного процесса