Урок как форма организации учебного процесса

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 01:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: изучить особенности урока как организационной формы учебного процесса и тенденции его развития.
Объект изучения: процесс обучения в школе.
Предмет изучения: урок как форма организации процесса обучения.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................................3
1 СОВРЕМЕННЫЙ УРОК КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА
ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА...............................................6
1.1 Исторический аспект формирования урока как формы обучения…………6
1.2 Понятие, сущность и классификация форм организации
процесса обучения....................................................................................................10
1.3 Общая характеристика урока, требования к современному уроку и тенденции его развития............................................................................................12
2 ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА РУССКОГО
ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ....................................................................................19
2.1 Актуальные проблемы преподавания русского языка и литературы
в школе.....................................................................................................................19
2.1 Поиски инновационных форм урочных занятий...........................................23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................................................29
ЛИТЕРАТУРА........................................................................................................31
ПРИЛОЖЕНИЯ......................................................................................................33

Файлы: 1 файл

курсовая Горошко.doc

— 324.00 Кб (Скачать)

Так, индивидуальные, фронтальные  формы обучения являются традиционными, а коллективные – принципиально  новыми в современном образовании.

Кроме того, в последнее  время в школе все шире используются нестандартные, инновационные формы урочных занятий и ведутся поиски их дальнейшей модернизации. К ним, в частности, относятся: уроки-семинары, уроки-конференции, уроки с использованием игровой методики, интегрированные уроки и др.

В системе обучения нетрадиционные уроки играют большую учебно-воспитательную роль, потому что такие уроки многофункциональны. Школьники повторяют значительный по объему материал, предупреждают забывание. В процессе изучения дополнительной литературы и других источников они существенно пополняют прежние знания новыми. Происходит обобщение и систематизация знаний по теме на более высоком уровне, чем на традиционном уроке. Устанавливается связь теоретических знаний с практикой, формируются новые умения. Все это образует общественно значимые ценностные мотивы учения, развивает познавательные способности ребят.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Урок – это организационная  форма обучения, при которой учитель  в течение точно установленного времени и в специально отведенном месте руководит коллективной познавательной деятельностью учащихся с учетом индивидуальных особенностей каждого, используя различные средства, обеспечивающие овладение всеми учениками основ изучаемого материала непосредственно в процессе обучения, создающие условия воспитания и развития познавательных и творческих способностей школьников.

В данной работе мы рассмотрели  урок, как форму обучения. Мы выяснили, что урок – наиболее распространенная форма обучения, впервые предложенная Я. А. Коменским. Дальнейшее развитие классического учения об уроке в отечественной педагогике осуществляли: К.Д.Ушинский, А. Дистервег и др. Вопросами совершенствования современного урока как основной формы организации учебного  процесса  в разное  время занимались  многие  ученые:  И. Н. Казанцев, Б. П. Есипов, Б. А. Голуб, И. М. Чередов, И. П. Подласый, И. Ф. Харламов, В. А. Сластенин, И. И. Прокопьев, А. В. Дудников и др.

Осуществление обучения требует знания и умелого использования  разнообразных форм организации  педагогического процесса. Форма обучения – это внешняя сторона структуры учебного процесса, отображающая внутреннее содержание и взаимодействие всех его компонентов. К компонентам же учебного процесса относятся цель, учитель и ученики, содержание, методы, дидактические средства обучения. В дидактике утвердилось деление форм обучения на основные и не основные, хотя оно, конечно, весьма условно. Урок остается основной формой обучения в виду того, что он занимает преимущественное время за все годы школьного обучения.

Основными типами традиционных уроков, которые проводятся в школе и характеризуются определенными методическими особенностями, являются: уроки смешанные, или комбинированные; уроки изложения нового материала учителем; уроки закрепления изучаемого материала; уроки повторения, систематизации и обобщения изученного материала; уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков.

С позиций целостности педагогического процесса урок необходимо рассматривать как основную форму его организации. Именно в уроке отражаются все преимущества классно-урочной системы. В форме урока возможна эффективная организация не только учебно-познавательной, но и других развивающих видов деятельности детей и подростков.

Не секрет, что для  многих учеников русский язык не является любимым предметом. К старшим классам интерес к изучению русского языка пропадает у большинства детей. Методисты объясняют этот факт многими причинами, в том числе и сложностью материала, подлежащего изучению. Поэтому в последнее время заметно усилился интерес к проблеме повышения эффективности урока. Большая часть методистов и учителей свое внимание сосредотачивают на поисках новых, более совершенных форм организации занятий, структуры урока, на совершенствование методики обучения, на способах активизации учащихся и тому подобное.

 Так, индивидуальные, фронтальные формы обучения являются традиционными, а коллективные – принципиально новыми в современном образовании.

Кроме того, в последнее  время в школе все шире используются нестандартные, инновационные формы  урочных занятий и ведутся поиски их дальнейшей модернизации. К ним, в частности, относятся: уроки-семинары, уроки-конференции, уроки с использованием игровой методики, интегрированные уроки и др. Во второй части курсовой работы мы рассмотрели основные виды нетрадиционных уроков, в приложении представлены примерные конспекты таких уроков.

В системе обучения нетрадиционные уроки играют большую учебно-воспитательную роль, потому что такие уроки многофункциональны. Школьники повторяют значительный по объему материал, предупреждают  забывание. В процессе изучения дополнительной литературы и других источников они существенно пополняют прежние знания новыми. Происходит обобщение и систематизация знаний по теме на более высоком уровне, чем на традиционном уроке. Устанавливается связь теоретических знаний с практикой, формируются новые умения. Все это образует общественно значимые ценностные мотивы учения, развивает познавательные способности ребят.

Из всего выше сказанного можно выделить следующее, что урок наиболее эффективная форма обучения и оправдывает свою распространенность в системе образования.

Таким образом, цель курсовой работы – изучить особенности  современного урока как организационной  формы учебного процесса и тенденции его развития – достигнута и поставленные нами задачи реализованы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса. - М., 1989.

2. Чередов, И. М. Система форм организации обучения в советской общеобразовательной школе / И. М. Чередов. – М.: Просвещение, 1987. – 210 с.

3. Питюков В.Ю. Что такое педагогическая технология. (Воспитание школьников). - М.,1995.

4. Философская энциклопедия / Под ред. Л.Ф. Ильичева. - М.: Советская  энциклопедия, 1983.

5. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М: Педагогическое общество России, 1998. – 640 с.

6. Сластенин, В. А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. – М.: Академия, 2002. – 576 с.

7. Голуб, Б. А. Основы общей дидактики: Учеб. пособие для студ. педвузов / Б. А. Голуб – М.: ВЛАДОС, 1999. – 96 с.

8. Прокопьев, И. И.  Педагогика. Избранные лекции: учебное  пособие. – В 3 ч. – Ч.3. –  Дидактика / И. И. Прокопьев.  – Гродно: ГрГУ, 2000. – 138 с.

9. Власенков, А. И. О школьных курсах русского языка и практической русской словесности / А. И. Власенков // Русский язык в школе. – 1995. – № 6. – С.8-12.

10. Харламов, И. Ф. Педагогика / И. Ф. Харламов. – Мн.:Унiверсiтэцкае, 2000. – 560 с.

11. Казанцев, И. Н. Урок  в советской школе / И. Н.  Казанцев. – М.: Учпедгиз, 1956. – 351 с.

12. Есипов,  Б. П.  Поиски  путей  повышения   эффективности  уроков / Б. П.  Есипов //  Советская педагогика. – 1962. - № 8. – С.17-30.

13. Воронов, В. В. Педагогика школы в двух словах / В. В. Воронов. – М.: Аспект-пресс, 2003. – 390 с.

14. Подласый,  П.  И.  Педагогика: Учеб. для студентов  высш. пед. учеб. заведений / П.  И. Подласый. – М.: Просвещение, 1996. – 530 с.

15. Граник, Г. По принципу  расширяющейся спирали… / Г. Граник, С. Шаповал // Учительская газета. – 1998. - № 13 (7 апреля). – С.4.

16. Шишкин, А. С. Русский  язык и литература учащимся / А.  С. Шишкин // Независимая газета. – 1994. – 17 декабря. – С.3.

17. Дудников, А. В. Пути  перестройки преподавания родного русского языка в средней школе / А. В. Дудников // Русский язык в школе. – 1988. - №  4. – С.36-43.

18. Купалова, А. Ю. Совершенствование  или перестройка? (О курсе русского  языка в школе) / А. Ю. Купалова // Русский язык в школе. –  1988. - №  4. – С.44-47.

19. Петрановская, Л. В.  Преподавание русского языка:  сегодня и завтра (круглый стол) / Л. В. Петрановская // Русский  язык. – 1998. - №  9. – С.2-6

20. Гиндин, С. И. Преподавание русского языка: сегодня и завтра (круглый стол) / С. И. Гиндин // Русский язык. – 1998. - №  9. – С.1-2.

21. Бадмаев, Б. Ц. Методика ускоренного обучения русскому языку: Метод. пособие для учителя / Б. Ц. Бадмаев, Б. И. Хозиев. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 260 с.

22. Межпредметные связи в преподавании русского языка (Сборник статей из опыта работы): Пособие для учителей / Сост. Н. Н. Ушаков. – М.: Просвещение. – 1977. – 220 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Урок-путешествие в страну Глаголию

 

Тема: закрепление изученного по теме: “Глагол как часть речи”.

Цель урока: контроль за усвоением знаний, формулирование умений и навыков по теме.

Форма урока: урок – путешествие: развитие воображения и творческих способностей учащихся

До закрепляющего урока  были проведены конкурсы рисунков и  физических карт страны Глаголия. Лучшие работы висят на доске, кроме них еще: Цветик-Семицветик с 7-ю лепестками, чудо-дерево, где растут и груши, и яблоки (они должны сниматься, там даны задания). Приготовлены перфокарты, черновики для творческого задания.

Ход урока

I. Слово учителя.

Ребята, сегодня у нас  будет закрепление изученного по теме “Глагол как часть речи”  Пройдет он в форме урока-путешествия  в страну Глаголию, где вы проверите  свои знания, умения, навыки по данной теме. Расскажет нам про эту  страну (Ф.И. ученика).

II. Рассказ ученика.

Перед нами физическая карта страны Глаголия. Давайте посмотрим, что нас ждет. Здесь есть город Действий, станции: Теоретическая, Творческая, Грамматическая, Орфографическая, Лингвистическая. Наш поезд обязательно там остановится.

Протекают реки: Постоянная, Непостоянная. Есть полноводная центральная река Времени со своими притоками: Настоящим, Прошедшим, Будущим.

В центре этого государства  расположены горы: Единственная, Множественная. На северо-востоке расположена красивейшая  долина Спряжений.

А живут там чудо-люди, которые не могут сидеть без дела. Обязательно что-нибудь придумывают. Они всегда в движении, в творчестве.

Растет в этой стране чудо-дерево, каждую весну распускает свои лепестки Цветик-Семицветик.

Интересно? Тогда поехали!

III. Станция “Теоретическая”.

Итак, первая станция. Здесь  нас встретили представители  ботанического сада с Цветиком-Семицветиком и сказали, что подарят его в том случае, если мы ответим на все вопросы. (Ученики выходят к доске, срывают лепесток, на котором написаны вопросы, и отвечают).

- Глагол – часть  речи.

- Неопределенная форма  глагола.

- Правописание – тся, -ться в глаголах.

- Виды глагола.

- Спряжение глагола.

- Буквы е, и в  корнях с чередованием.

IV. Станция “Грамматическая”.

1) Какой ряд быстрее,  за пять минут, запишет на листке глаголы

I ряд – глаголы  настоящего времени,

II ряд – глаголы  прошедшего времени, 

III ряд – глаголы  будущего времени.

2) Поиграем в игру  “Собираем урожай” с использованием  Чудо-дерева, где сразу растут  яблоки, груши  (Яблоки, на которых записаны глаголы, распределить по 2 кучкам: глаголы I спряжения, глаголы II спряжения; груши – по 2 кучкам: совершенный и несовершенный вид глаголов)

3) Синтаксический разбор  предложения. (У доски работает  ученик, остальные – в тетрадях)

Между тучами и морем гордо реет буревестник.

4) Морфологический разбор: реет.

V. Станция “Орфографическая”.

Наша следующая остановка  – станция “Орфографическая”  (Проверочная работа с использованием перфокарт).

 

е – и в  окончаниях глаголов.

Стон…т

Стел…т

Ла…т

завис…т

ла…т

кле…т

пил…т

стро…т

руб…т

крош…т

кол…т

полюб…т

жал…т

дыш…т

увид…т

ре…т

се…т

загора…т


 

VI. Станция “Творческая”.

Мы подъезжаем к следующей  станции – “Творческой”. Чтобы  проехать эту станцию, необходимо за 15 минут написать сочинение-сказку из жизни глаголов  (После выполнения задания зачитываются некоторые из сочинений)

Молодцы, ребята, с заданием прекрасно справились, можно ехать  дальше.

Информация о работе Урок как форма организации учебного процесса