Урок как форма организации учебного процесса

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 01:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: изучить особенности урока как организационной формы учебного процесса и тенденции его развития.
Объект изучения: процесс обучения в школе.
Предмет изучения: урок как форма организации процесса обучения.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................................3
1 СОВРЕМЕННЫЙ УРОК КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА
ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА...............................................6
1.1 Исторический аспект формирования урока как формы обучения…………6
1.2 Понятие, сущность и классификация форм организации
процесса обучения....................................................................................................10
1.3 Общая характеристика урока, требования к современному уроку и тенденции его развития............................................................................................12
2 ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА РУССКОГО
ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ....................................................................................19
2.1 Актуальные проблемы преподавания русского языка и литературы
в школе.....................................................................................................................19
2.1 Поиски инновационных форм урочных занятий...........................................23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................................................29
ЛИТЕРАТУРА........................................................................................................31
ПРИЛОЖЕНИЯ......................................................................................................33

Файлы: 1 файл

курсовая Горошко.doc

— 324.00 Кб (Скачать)

Анализ проводимых в  школе уроков свидетельствует, что их структура и методика во многом зависят от тех дидактических целей и задач, которые решаются в процессе изучения той или иной темы. Все это позволяет говорить о методическом разнообразии уроков и выделять те из них, которые характеризуются рядом общих особенностей. Так в педагогике появилась необходимость в классификации различных типов уроков.

Традиционной считается  классификация по дидактическим  целям и месту в общей системе  уроков. Такая классификация была обоснована известными педагогами И. Н. Казанцевым и Б. П. Есиповым в 50-60-е годы ХХ в. Они выделяли всего шесть типов уроков:  

1. Уроки по ознакомлению учащихся  с новым материалом:

  1. имеющие целью ознакомление учащихся с конкретными явлениями и понятиями;
  2. имеющие целью осмысление и усвоение учебного материала;
  3. уроки, на которых сообщается ряд фактов и выводов.

 

  2. Уроки закрепления знаний:

  1. уроки повторения пройденного в начале учебного года, после длительного перерыва (каникулы);
  2. уроки текущего повторения.

 

  3. Уроки обобщения и систематизации изученного. 

4. Уроки формирования  и закрепления умений и навыков.  

5. Уроки проверки знаний:

  1. уроки устной проверки;
  2. уроки письменной проверки;
  3. уроки с проверочными заданиями практического характера;
  4. уроки разбора проверочных (контрольных, самостоятельных) работ.

 

  6. Комбинированные уроки, которые  включают в себя элементы всех  предыдущих типов  [11; 12].

Любой из этих типов уроков может иметь различные виды: экскурсия, лабораторная работа, семинар, лекция, игра и пр. Например, уроки закрепления знаний могут проводиться в виде экскурсии на природу или в музей, в виде лабораторной работы, в любых формах организации самостоятельной работы на уроках.

Такая классификация  уроков распространяется на уроки любого учебного предмета (математики, истории, физкультуры и т.п.), но виды уроков могут быть специфическими в зависимости от особенностей этих предметов.

Данные уроки в чистом виде нечасто приходится видеть, за исключением комбинированного, но классификация  помогает все же осознать важные характеристики урока, в частности его структуру. Структура урока – совокупность его элементов, частей, обеспечивающих целостность урока и достижение дидактических целей. Структура зависит также от целей, содержания, методов и средств обучения, уровня подготовки учеников. Типичная структура комбинированного урока такова: организационный момент, проверка домашнего задания, опрос учащихся по пройденному материалу, изучение нового материала, закрепление его и задание на дом. Это традиционное, достаточно эффективное построение урока, однако, превращаясь в шаблон, снижает уровень обучения. Поэтому ведется поиск путей совершенствования структуры урока [13, с. 204].

И. И. Прокопьев указывает следующие преимущества урока как формы организации педагогического процесса:

  • на уроке можно успешно решать основные дидактические задачи по усвоению учащимися знаний, умений, навыков, необходимых в жизни;
  • естественно и одновременно решаются познавательные, воспитательные и развивающие задачи в учебном процессе;
  • можно гармонично организовать фронтальную, групповую (звеньевую) и индивидуальную учебную работу;
  • удачно чередуются занятия учащихся под руководством учителя с самостоятельной учебной работой школьников;
  • удается рационально использовать учебное время, а именно чередовать период интенсивных занятий со временем ослабления напряжения, теоретическую часть занятий сочетать с практикой, серьезную часть перемежать шуткой, юмором, снимая напряжение;
  • урок имеет гибкую структуру: в зависимости от решаемых дидактических задач, особенностей и темпов усвоения учащимися учебного материала учитель варьирует расположение и последовательность его структурных элементов, по-разному распределяет время на выполнение каждой части урока [12, с. 31-32].

В 80-х гг. ХХ в. очень  остро встала проблема «современного урока». Необходимо отметить, что понятие «современный урок» имеет исторически преходящий характер, так как «привязан» к конкретному календарному времени выдвинутой когда-то идеи.

 В 1986 г. на страницах  журнала «Советская педагогика»  велась дискуссия по этой проблеме. Высказывались самые разные суждения.

Т. А. Ильина, выступая на семинаре преподавателей, на вопрос: «современный или не современный урок?», ответила: «Все зависит от того, как он организован» [7, с. 52].

Понимание современного урока отождествлялось с техническими средствами, с наглядностью, с элементами проблемного обучения, с оптимизацией процесса обучения на уроке и т.п. Отмечалось, что если урок отвечает определенным требованиям и в ходе его проявляются отдельные вышеназванные компоненты, то это и есть современный урок.

В конце 80-х в начале 90-х гг. среди передовых педагогов  того времени возникло такое понятие, как «педагогика сотрудничества», и сущность урока стали отождествлять  с этим понятием.

Дидакты-теоретики и  практики и сегодня ищут пути повышения эффективности урока. Какую же характеристику можно дать современному уроку, уроку начала XXI века?

Среди общих требований,  которым должен отвечать современный  качественный урок, И. П. Подласый выделяет следующие:

  1. Использование новейших достижений науки, передовой педагогической практики, построение уроков на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса.
  2. Реализация на уроке в оптимальном соотношении всех дидактических принципов и правил.
  3. Обеспечение надлежащих условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учётом их интересов, наклонностей и потребностей.
  4. Установление осознаваемых учащимися межпредметных связей.
  5. Связь с ранее изученными знаниями и умениями, опора на достигнутый уровень развития учащихся.
  6. Мотивация и активизация развития всех сфер личности.
  7. Логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности.
  8. Эффективное использование педагогических средств.
  9. Связь с жизнью, педагогической деятельностью, личным опытом учащихся.
  10. Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приёмов мышления и деятельности.
  11. Формирование умения учиться, потребности постоянно пополнять объём знаний.
  12. Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование каждого урока  [14, с. 374]

Интересна точка зрения по этому вопросу И. И. Прокопьева. Он полагает, что если взять за основу соотношение «цель-результат», то признаки современного (совершенного) урока в начале XXI века можно подразделить на такие группы:

  1. Характеризующие методику и технологию обучения. На уроке во взаимосвязи решаются три задачи: обучение, воспитание и развитие учащихся. Организуются учебные занятия в оптимальном сочетании со всем классом, в группах, парные, фронтальные и индивидуальные. Экономно расходуется учебное время. Оптимально чередуется работа класса с учителем и самостоятельная работа учащихся. Достигается активность учащихся в учебном процессе. Используются методы, рассчитанные на познавательную деятельность и эмоции учащихся. У них формируются общественно значимые мотивы учебной деятельности. Обеспечивается диагностичность, предсказуемость и гарантия целей в учебной работе.
  2. Взаимодействие учителя и ученика на уроке.  При ведущей своей роли преподаватель строит свои отношения с учащимися на гуманистической основе и при полном взаимопонимании и доверии. Управление преподавателем учебным процессом перерастает в деловое сотрудничество с учащимися, когда объект учебной деятельности (ученик) сам становится субъектом. Высока культура общения между учителем и учащимися, между учениками. На уроке установлена напряженная деловая обстановка.
  3. Учебные средства и оборудование.  На уроке используются средства наглядности, технические и электронные средства учебной деятельности. До начала урока они и оборудование приготовлены к использованию, действующие модели и аппаратура опробованы.
  4. Внутренние факторы и внешние условия учебных занятий.  Благожелательная социальная и психологическая атмосфера в классе и на уроке. Нет конфликтных ситуаций и конфликтов, преобладает дух сопереживания и сочувствия, атмосфера взаимопомощи. Комфортные внешние условия: чистое, уютно прибранное помещение для занятий (классная комната, кабинет или др.), нормальная температура и освещенность, свежий воздух, тишина.
  5. Результативность урока.  Учащиеся приобрели осознанные и осмысленные знания о содержании учебного материала, получили ясные представления об изучаемом предмете, твердо усвоили некоторые понятия, законы и закономерности о явлениях природы и общественных явлениях, которые изучались на уроке. Школьники получили представление о некоторых методах познания окружающего мира. Учащиеся приобрели умения применять теоретические знания на практике; у них формировались общеучебные умения и навыки, некоторые навыки в разных областях практической деятельности. Учащиеся переживают радость от успешно проведенного урока. Преподаватель критически анализирует и оценивает свой урок, его результаты и делает выводы о возможной его коррекции [8, с. 59-60].

Рассмотренные нами признаки эффективного современного урока можно отнести к разным видам уроков с коррективами по типам. Имеется в виду, что, во-первых, не для каждого типа будут уместны все признаки, но большинство себя проявит; во-вторых, обнаружатся и другие, здесь не названные признаки. Но этот список может быть неким ориентиром при подготовке учителя к уроку, его проведении и последующем анализе.

В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов подчеркивают, что урок как организационная форма обучения – явление динамическое. Он постоянно развивается, отражая основные тенденции развития педагогического процесса в направлении его целостности. Прежде всего, это выражается в оптимальной реализации триединой функции обучения – образовательно-воспитательно-развивающей, а следовательно, и в его направленности на творческое развитие сущностных сил и природных задатков учащихся.

 Другая тенденция развития урока проявляется в наполнении урока жизненно важным содержанием, в организации обучения как естественного компонента жизнедеятельности учащихся. В связи с этим урок все более становится не только специально организованной формой познания, но и полноценным в социальном и нравственном отношении общением. Он выступает средством обеспечения своеобразного коммуникативного фона учебной деятельности, направленного на формирование активно-положительного отношения к учению и развитие познавательного интереса. Проявлением этой тенденции является широкое использование диалогических форм обучения (бесед, обсуждений, дискуссий и т.п.), элементов проблемности, сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных форм учебной работы, увеличение доли кооперированно-групповых и особенно коллективных форм обучения.

Тенденции, касающиеся общего организационного построения уроков, проявляются в видоизменении их структуры, варьировании типов и сочетании с другими организационными формами обучения; в максимальном сокращении времени на проверку домашнего задания и устный опрос, использование этих этапов урока для решения основных дидактических задач посредством совмещения их с самостоятельной работой учащихся. Тенденция усиления творческих начал урока обнаруживает себя как раз в особом внимании к организации самостоятельной работы, в том числе в плане увеличения выделяемого на нее времени.

Так, нетрадиционную структуру урока предложила М. В. Нечкина. Она отмечает, что учителя учебный материал излагают преимущественно устно, подают его как готовую истину. От ученика затем требуется прочесть параграф учебника и на следующем уроке пересказать. Ожидание вызова подавляет у него интерес к самой теме. В предлагаемой ею структуре урока учитель задает учащимся на дом тему, которую еще не объяснял. На следующем уроке эта тема разбирается коллективно. Учитель предлагает учащимся вопросы. Отвечающий отмечает места в тексте учебника, которые не понял, он может задавать вопросы учителю. Другие ученики исправляют и дополняют ответ. Учитель следит за тем, чтобы они не повторялись, а только добавляли или возражали. В заключение он сам делает обобщение по теме, отвечая на все заданные ему вопросы. По мнению автора, такое построение урока становится своеобразной лабораторией приобретения знаний.

Основные тенденции  развития урока находят свое конкретное проявление в организационных и  сугубо дидактических требованиях  [15].

К первой группе требований относятся целевая установка урока и его общая организационная четкость (своевременность начала и создание установок на конкретный вид деятельности, максимальное использование возможностей каждого этапа и каждой минуты, оптимальный темп обучения, логическая стройность и законченность, сознательная дисциплина учащихся на протяжении всего урока); разнообразие способов организационного построения и проведения уроков; рациональное использование учебно-наглядных пособий и технических средств обучения.

Дидактические требования к уроку сводятся к соблюдению принципов обучения. На конкретном уроке их единство обеспечивает четкую постановку учебных задач и их последовательное решение; оптимальный  отбор содержания, выбор форм учебной  работы, методов, приемов и средств, направленных на развитие познавательной активности и самостоятельное приобретение знаний под руководством учителя.

Итак, с позиций целостности педагогического процесса урок необходимо рассматривать как основную форму его организации. Именно в уроке отражаются все преимущества классно-урочной системы. В форме урока возможна эффективная организация не только учебно-познавательной, но и других развивающих видов деятельности детей и подростков.

Осуществление обучения требует знания и умелого использования разнообразных форм организации педагогического процесса. Форма обучения – это внешняя сторона структуры учебного процесса, отображающая внутреннее содержание и взаимодействие всех его компонентов. К компонентам же учебного процесса относятся цель, учитель и ученики, содержание, методы, дидактические средства обучения. В дидактике утвердилось деление форм обучения на основные и не основные, хотя оно, конечно, весьма условно. Урок остается основной формой обучения в виду того, что он занимает преимущественное время за все годы школьного обучения.

Урок – это организационная  форма обучения, при которой учитель  в течение точно установленного времени и в специально отведенном месте руководит коллективной познавательной деятельностью учащихся с учетом индивидуальных особенностей каждого, используя различные средства, обеспечивающие овладение всеми учениками основ изучаемого материала непосредственно в процессе обучения, создающие условия воспитания и развития познавательных и творческих способностей школьников.

Основными типами традиционных уроков, которые проводятся в школе и характеризуются определенными методическими особенностями, являются: уроки смешанные, или комбинированные; уроки изложения нового материала учителем; уроки закрепления изучаемого материала; уроки повторения, систематизации и обобщения изученного материала; уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков.

Информация о работе Урок как форма организации учебного процесса