Организация учебного процесса на уроках сольфеджио

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 16:24, доклад

Краткое описание

В настоящее время предмет сольфеджио входит в учебные планы всех музыкальных учебных заведений: детских музыкальных школ, музыкальных училищ и вузов. Безусловно, в зависимости от целей и задач каждого учебного заведения изменяются содержание и методы преподавания сольфеджио. Основная же задача - всестороннее развитие музыкального слуха - остается прежней.

Файлы: 1 файл

организ.уч.проц..docx

— 20.99 Кб (Скачать)

Организация занятий

В настоящее время предмет сольфеджио входит в учебные планы всех музыкальных  учебных заведений: детских музыкальных  школ, музыкальных училищ и вузов. Безусловно, в зависимости от целей  и задач каждого учебного заведения  изменяются содержание и методы преподавания сольфеджио. Основная же задача - всестороннее развитие музыкального слуха - остается прежней.

Как известно, задачи детских музыкальных  школ состоят в том, чтобы достичь  всестороннего и гармоничного развития музыкальных способностей у детей. Учебный план школ в целом должен осуществлять эту задачу комплексно, связывая специальные и теоретические предметы друг с другом. Это значит, что в работе над развитием слуха следует использовать репертуар и навыки, полученные в классе по специальности, а на индивидуальных занятиях в этом классе - знания и понятия, освоенные в курсе сольфеджио.

В детских музыкальных школах группы комплектуются по возрастному принципу - это требование педагогики. Методику работы по сольфеджио должны определять возрастные особенности детей.

Так, в младших классах основой  усвоения должно быть эмоциональное  восприятие детей, яркость и осознанность музыкальных ощущений. Педагог должен воспитать дисциплину, правильную направленность слухового внимания, активность в  накоплении слуховых впечатлений.

В средних классах, где уровень  интеллектуального развития детей  выше, основной работой должно быть узнавание, сопоставление и усвоение осознанных явлений. На этом уровне педагог  обязан воспитать самостоятельность  детей и продолжать прививать  им интерес к музыке, развивать  навыки практического использования  полученных знаний и умений.

В старших классах основное внимание педагога должно быть направлено на воспитание музыкального мышления, творческой активности, самоконтроля, способности к теоретическим  обобщениям.

Учитывая возрастные особенности  детей разных классов, педагог должен использовать различные приемы и  формы работы. Так, в младших классах  необходим яркий, эмоционально насыщенный показ музыкальных примеров, движений, и только постепенное выведение  из практики некоторых теоретических  знаний. В средних классах - на основе имеющегося музыкального опыта детей - развитие самостоятельности в суждениях  и выводах, повышение требовательности к качеству пения, совершенствование  знаний и навыков. В старших классах - усиление работы над освоением  чтения с листа и записи музыки, воспитание логического мышления и  творческой активности в применении на практике полученных знаний и навыков.

Задачей сольфеджио является воспитание и развитие профессиональных навыков  на том уровне и в том объеме, какой требуется для данной специальности. Поэтому в методике должны дифференцироваться требования и разные формы работы.

Урок и  его организация

В наших условиях, когда занятия  по сольфеджио происходят всего один или два раза в неделю, каждый проведенный урок имеет громадное  значение. Некоторые формы работы, например: анализ на слух - вообще не могут  быть проведены без педагога. Да и пение, в записи диктанта, в чтении с листа основное направление  и контроль может быть осуществлен  только педагогом, то есть на уроке. Поэтому  умение правильно спланировать работу и на хорошем уровне провести урок - одна из важных задач педагога.

Подготовка к урокам должна начинаться с составления полугодового плана. Материал программы распределяется по количеству уроков. В основном определяются сроки прохождения того или иного  теоретического материала: тональности, ритмы, аккорды, последовательности и  т.д.

Для педагога надо считать обязательным составление поурочных рабочих  планов. В них должен быть отражен  весь процесс работы на каждом уроке  и используемый материал. Это позволит педагогу строго и последовательно  вести работу, помня о четырех  этапах в усвоении каждого нового раздела: объяснение нового, проработка и закрепление этого материала, усвоение, то есть самостоятельное  выполнение заданий, контроль уровня усвоения.

Построение урока может быть или всегда одинаковым - типовым - или  свободным, то есть таким, когда последовательность форм работы будет меняться. Однако на каждом уроке должны быть использованы все новые формы работы: пение  интонационных упражнений, анализ на слух, чтение с листа и запись диктанта.

Чтобы урок был полноценным и внимание учащихся было все время активным, следует чередовать формы, приемы ведения урока, не допускать утомления, однообразия.

Примерный план урока в детской музыкальной  школе:

3-4 минуты - проверка присутствующих, мобилизация внимания;

10 минут - распевание, проверка домашнего  задания, пение повторение примеров;

8-10 минут - слушание, объяснение  нового;

8-10 минут - диктант;

10 минут - чтение с листа, пение  песен хором, группами;

5 минут - домашнее задание, заключение.

Домашние задания по сольфеджио просто необходимы. Важно добиться ежедневной планомерной работы учащихся над развитием слуха. Однако домашние задания лишь тогда эффективны, когда  они правильно составлены.

При проверке домашних заданий педагог  должен требовать высокого качества их выполнения, то есть чистой интонации, правильного темпа и ритма, выразительности. То же можно сказать и в отношении  выучивания наизусть: лучше дать задание  меньше, но требовать более высокого качества исполнения.

Формы домашних заданий могут быть следующие:

1.Интонационные упражнения и  распевы, пройденные на уроке  в классе. Хорошие результаты  дает повторение их на каждый  день перед началом занятий  на инструменте.

2.Сольфеджирование примеров. Повторение  и отработка исполнений мелодий,  пройденных в классе; самостоятельное  разучивание новых примеров.

Формы домашние работы могут быть так же следующие: пение в транспорте, подбирание примера в разных тональностях и от разных звуков. При выучивании наизусть можно петь с текстом, сольфеджировать, петь без названий нот на слог или на гласную.

Самодиктант, то есть запись знакомых мелодий по памяти, - очень полезная форма работы, но она возможна только тогда, когда учащиеся уже умеют писать диктанты, знают приемы. Поэтому прежде чем давать такое задание, надо несколько раз провести подобные диктанты в классе.

Письменные задания в детской  музыкальной школе - списывание, транспонирование, построение, сочинение. Во всех звеньях  полезно нахождение примеров на данную тему, анализ своего репертуара по специальности.

Для оценки успеваемости учащихся применяются разные виды опросов:

1.Беглый, без оценки по баллам, но с краткой словесной характеристикой  ответа. Такой опрос должен производится на каждом уроке, - он служит укреплению пройденного материала.

2.Проверочный опрос по темам.  Его задача - выяснить усвоение  материала каждым учащимся. Можно  выставлять оценки, но главное  характеристика учащегося.

3.Опрос учащихся по домашнему  заданию. Рекомендуется использовать  приемы коллективной проверки, чтобы  не тратить много времени и  вместе с тем проверить всех. Можно проверить задание выборочно.

4.Контрольный опрос. Должен производится по четвертям. Оценки при этом обязательны. Педагогу очень важно умело провести опрос, подобрав материал так, чтобы трудность для всех была одинакова.

Не следует слишком часто  делать контрольные опросы: в сольфеджио самое важное - процесс работы, с  применением беглого и проверочного опроса.

При выставлении оценки по сольфеджио нужно учитывать и природные  данные учащегося, и его работу.

Итак, основные требования к занятиям сольфеджио: методичность и последовательность в построении урока;

-ясность и конкретность в  объяснениях и в постановке  задач;

-умелое сочетание групповых  форм занятий с индивидуальными и с пристальным вниманием к каждому учащемуся;

-четкая организованность классной  работы и домашних заданий;

- требовательность к качеству  выполняемой работы, к активному  участию всех учащихся в работе  группы.

В целом атмосфера занятий должна быть творческой и увлекательной, урок должен вызывать интерес и яркие  эмоциональные впечатления и, главное, быть насыщенным музыкой, высоким качеством  музыкального исполнения.

 

 

 Урок, как известно, предусматривает  реализацию в комплексе образовательной, развивающей и воспитательной функции  обучения. Они связаны с формированием определенных качеств личности ученика(эмоциональной отзывчивости, работоспособности и т.д.)        

Исходя из дидактических целей  и места урока в общей системе  обучения,выделяют следующие типы уроков:

1.Комбинированный ( или смешанный).

2. Сообщения новых знаний.

3.Формирования и закрепления  умений и навыков.

4.Обобщения и систематизации  знаний, умений.

5.Контроля и коррекции знаний, умений, навыков.    

 Современный урок рассматривается  не только с точки зрения  сочетания и последовательности  его этапов, но и с позиции  постановки и достижения его  целей.      

Педагог свободен в выборе структуры  урока, здесь самое главное  - высокая результативность обучения и воспитания.  Рассмотрим подробнее комбинированный тип урока.   

Этапы комбинированного урока:

  • организация работы;   
  • повторение изученного материала (актуализация знаний);        
  • изучение нового материала, формирование новых умений;    
  • закрепление, систематизация, применение; 
  • задание на дом;      

Комбинированный урок позволяет достигать  нескольких целей, его достаточная  гибкость позволяет соединять  этапы в любой последовательности. Время на уроке необходимо распределять целесообразно:   

  • средняя продолжительность различных видов деятельности не должна превышать  - 10 мин.;     
  • количество видов преподавания (словесный, наглядный, самостоятельная работа) норма  - не менее трех;        
  • чередование видов преподавания норма – не позже, чем через 10 – 15 мин.   
  • наличие положительных оздоровительных моментов – физкульт.- минутки, релаксация, упражнения на развитие различных видов мышления,   (как считают психологи, эти упражнения помогают закреплять знания по предмету, формируют интерес к нему). На уроке  педагогу необходимо учитывать момент наступления утомления у детей (младшие - через 25 мин.,  средние - через 35 мин., старшие – через 40 мин.)

 

      Управление учебной  деятельностью осуществляется за  счет организации урока, стимулирования  мотивации на учебную деятельность.

 

 

 

 

 

 

Муниципальное образовательное  учреждение дополнительного образования  детей в сфере культуры и искусства                                «Заокская детская школа искусств»

 

 

 

 

 

Методический  доклад

 

 

«Организация  учебного процесса на уроках сольфеджио»

 

 

 

 

Докладчик: Жулдыбина Г.Ю.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заокский 2011г.


Информация о работе Организация учебного процесса на уроках сольфеджио