Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 23:56, курсовая работа
Целью данной работы является раскрыть тему «Компьютеризация учебного процесса» и рассмотреть плюсы и минусы данного метода обучения. Задачи: рассмотреть основные виды обучения с помощью компьютерных технологий, и рассмотреть необходимость изучения основ компьютерной графики для студентов – дизайнеров.
Введение……………………………………………………………………….2
1. Изучение основ компьютерной графики в ВУЗах……………………...…4
1.1. Обучающие функции компьютера........................................6
1.2. Индивидуализация компьютерного обучения……………..9
2. Компьютеризация учебного процесса…………………………………....12
2.1. Дидактическая концепция обучения на основе компьютерных технологий…………………………………………………………………….13
2. 2. Проблемы машинных методов обучения……………………….15
3. Мультимедиа – курсы……………………………………………………...16
3. 1. Принципы классификации электронных средств учебного назначения…………………………………………………………………….16
3.2. Структура мультимедиа курса………………………………...…17
3.3. Особенности мультимедиа курсов по видам учебной деятельности…………………………………………………………………..19
4. Заключение………………………………………………...……………….23
Список используемой литературы…………………………………………..27
Содержание.
Введение…………………………………………………………
1. Изучение основ компьютерной графики в ВУЗах……………………...…4
1.1. Обучающие
функции компьютера............
1.2. Индивидуализация
2. 2. Проблемы машинных методов обучения……………………….15
3. Мультимедиа – курсы……………………………………………………...16
4. Заключение………………………………………………..
Список используемой
литературы…………………………………………..27
Введение.
В современном мире, мире в котором информационный поток, обрушивающийся на человека на столько велик, что людям волей не волей приходится прибегать с помощи разнообразной техники. Сейчас трудно представить себе человека, не пользующегося телевизором и радио, печатной машинкой и компьютером, электрическим чайником и холодильником, и этот список можно продолжать до бесконечности. Мы живем в век информации, в век, когда происходит компьютерная революция. Мы являемся свидетелями того, что компьютеры, уже занявшие прочные позиции во многих областях современной жизни, быстро проникают в школы и дома. Тема внедрения технических и автоматизирующих средств в образовательную сферу стала особенно актуальна в наши дни.
Целью
данной работы является раскрыть тему
«Компьютеризация учебного процесса»
и рассмотреть плюсы и минусы
данного метода обучения. Задачи: рассмотреть
основные виды обучения с помощью
компьютерных технологий, и рассмотреть
необходимость изучения основ компьютерной
графики для студентов –
Развитие
человеческих задатков, превращение их
в способности – одна из задач обучения
и воспитания, решить которую без знаний
и развития познавательных процессов
нельзя. Большой вклад в изучение и развитие
познавательных процессов внесли и такие
ученые, как: Л.С. Выгодский, А.Н. Леонтьев,
Л.С. Сахаров, А.Н. Соколов, Ж Пиаже, С.Л.
Рубинштейн и др. И сейчас, чтобы успешно
развивать познавательные процессы в
учебной деятельности, необходимо, искать
более современные средства и методы обучения.
Использование компьютера с его огромными
универсальными возможностями на уроках
Отсюда,
возникает необходимость в
Сейчас
уже практически всеми
Изучение
основ компьютерной графики в
ВУЗах должно преследовать две цели:
общеобразовательную и
Компьютерная грамотность определяется не только умением программировать, а, в основном, умением использовать готовые программные продукты, рассчитанные на пользовательский уровень. Эта тенденция появилась благодаря широкому рассмотрению "мягких" продуктов, ориентированных на неподготовленных пользователей. Разработка таких программно - информационных средств является весьма дорогостоящим делом в силу его высокой наукоемкости и необходимости совместной работы высококвалифицированных специалистов: психологов, компьютерных дизайнеров, программистов. Однако она окупает себя благодаря тому, что доступ к компьютеру сегодня может получить практически каждый человек даже без специальной подготовки. Компьютер является не просто техническим устройством, он предполагает соответствующее программное обеспечение. Решение указанной задачи связано с преодолением трудностей, обусловленных тем, что одну часть задачи — конструирование и производство ЭВМ — выполняет инженер, а другую — педагог, который должен найти разумное дидактическое обоснование логики работы вычислительной машины в целом и отдельных программ в частности. Также надо обратить внимание с какими программами необходимо познакомить студента художественно-графического факультета и логики развертывания живой человеческой деятельности учения. В настоящее время последнее приносится пока что в жертву логике машинной; ведь для того чтобы успешно работать с компьютером, нужно, как отмечают сторонники всеобщей компьютеризации, обладать алгоритмическим мышлением.
Другая
трудность состоит в том, что
средство является лишь одним из равноправных
компонентов дидактической
Преобразуется прежде всего деятельность субъектов образования - учителя и ученика, преподавателя и студента. Им приходится строить принципиально новые отношения, осваивать новые формы деятельности в связи с изменением средств учебной работы и специфической перестройкой ее содержания. И именно в этом, а не в овладении компьютерной грамотностью учителями и учениками или насыщенности классов обучающей техникой, состоит основная трудность компьютеризации образования.
Выделяются три основные формы, в которых может использоваться компьютер при выполнении им обучающих функций:
а) машина как тренажер;
б) машина как репетитор, выполняющий определенные функции за преподавателя, причем машина может выполнять их лучше, чем человек;
в) машина как устройство, моделирующее определенные предметные ситуации (имитационное моделирование).
Тренировочные системы наиболее целесообразно применять для выработки и закрепления умений и навыков. Здесь используются программы контрольно-тренировочного типа: шаг за шагом учащийся получает дозированную информацию, которая наводит на правильный ответ при последующем предъявлении задания. Задача учащегося состоит в том, чтобы воспринимать команды и отвечать на них, повторять и заучивать препарированный для целей такого обучения готовый материал. При использовании в таком режиме компьютера отмечается интеллектуальная пассивность учащихся. Такие программы могут обучить теоретическим правилам составления интерьера, на примерах показать существующие перспективные проекции, ознакомить с правилами их построения. Также можно использовать для ознакомления с материалом необходимым для грамотного составления интерьера: как лучше спланировать помещение, обставить, какие зоны требуют специального освещения. Об этом и многом другом на лекциях можно говорить бесконечно, но как уже упоминалось выше компьютерные технологии используются нами для экономии времени.
Отличие репетиторских систем определяется тем, что при четком определении целей, задач и содержания обучения используются управляющие воздействия, идущие как от программы, так и от самого учащегося. "Для обучающих систем такой обмен информацией получил название диалога"'. Таким образом, репетиторские системы предусматривают своего рода диалог обучающегося с ЭВМ в реальном масштабе времени. Обратная связь осуществляется не только при контроле, но и в процессе усвоения знаний, что дает учащемуся объективные данные о ходе этого процесса. По сути дела репетиторские системы основаны на той же идеологии программированного обучения (разветвленные программы), но усиленного возможностями диалога с ЭВМ. Нужно подчеркнуть отличие такого "диалога" от диалога как способа общения между людьми. Диалог — это развитие темы, позиции, точки зрения совместными усилиями двух и более человек. Траектория этого совместного обмена мыслями задается теми смыслами, которые порождаются в ходе самого диалога. Очевидно, что "диалог" с машиной таковым принципиально не является. В машинной программе заранее задаются те ветви программы, по которым движется процесс, инициированный пользователем ЭВМ. Если учащийся попадет не на ту ветвь, машина выдаст "реплику" о том, что он попал не туда, куда предусмотрено логикой программы, и что нужно, следовательно, повторить попытку или начать с другого хода. Принципиально тоже самое происходит, когда мы неправильно набираем номер телефона, и абонент отвечает: "Ошиблись номером" либо просто бросает трубку. Кстати, по этой же причине индивидуализация обучения реализуется лишь постольку, поскольку в машине заложена разветвленная программа. По идее должно быть наоборот: ввиду уникальности каждого человека в обучающей машине должны возникать индивидуальные программы. Но это не в возможностях компьютера, во всяком случае в настоящее время. Учащийся может попробовать составить некую, заданную программой комнату, при этом в случаях ошибки (например: поставил блок мебели стиля хай-тек в комнату выполненную в стиле барокко и т.д.) пользователь выбрасывается назад, где находится тот материал зная который ошибки бы не было. Или же по окончании работы ему выставляется оценка и выводится список ошибок и где можно посмотреть теоретический материал. Конечно, программист поступает правильно, предусматривая систему реплик машины, выдаваемых в определенных местах программы и имитирующих ситуации общения. Но поскольку нет реального диалога, то нет и общения, есть только иллюзия того и другого. Диалога с машиной, а точнее, с массивом формализованной информации, принципиально быть не может. С дидактической точки зрения "диалоговый режим" сводится лишь к варьированию либо последовательности, либо объема выдаваемой информации.
Это означает,
что компьютер, выступая в функции
средства реализации целей человека,
не подменяет процессов
Использование
машинных моделей тех или иных
предметных ситуаций раскрывает недоступные
ранее свойства этих ситуаций, расширяет
зону поиска вариантов решений и
их уровень. Наблюдается увеличение
числа порождаемых
Индивидуализацию
называют одним из преимуществ компьютерного
обучения. И это действительно
так, хотя индивидуализация ограничена
возможностями конкретной обучающей
программы и требует больших
затрат времени и сил программиста.
Однако тот идеал индивидуализации,
который связывают с широким
внедрением персональных компьютеров,
имеет и свою оборотную сторону.
Индивидуализация свертывает и так
дефицитное в учебном процессе диалогическое
общение и предлагает его суррогат
в виде "диалога" с ЭВМ. В самом
деле, активный в речевом плане ребенок,
поступив в школу, в основном слушает учителя,
занимает "ответную позицию" и говорит
на уроках с особого разрешения учителя,
когда его "вызовут к доске". Подсчитано,
что за полный учебный год ученик имеет
возможность говорить считанные десятки
минут — в основном он молча воспринимает
информацию. Средство формирования мысли
— речь - оказывается фактически выключенным,
а для тех, кто стал студентом, это происходит
и в высшей школе. Обучающиеся не имеют
достаточной практики диалогического
общения на языке изучаемых наук, а без
этого, как показывают психологические
исследования, самостоятельное мышление
не развивается. Обучение компьютерной
графики будет более эффективным, если
система дидактических и воспитательных
средств, используемых на уроке, будет
соответствовать целям деятельности,
реальным познавательным возможностям
класса, отдельных учеников, групп учащихся.
Если пойти по пути всеобщей индивидуализации
обучения с помощью персональных компьютеров,
не заботясь о преимущественном развитии
коллективных по своей форме и сути учебных
занятий с богатыми возможностями диалогического
общения в взаимодействия, можно упустить
саму возможность формирования мышления
учащихся. Реальны и опасность свертывания
социальных контактов, и индивидуализм
в производственной и общественной жизни.
С этими явлениями в избытке встречаются
в странах, широко внедряющих компьютеры
во все сферы жизнедеятельности. Нельзя
безоглядно ориентироваться на пути внедрения
ЭВМ в тех странах, где исходят из принципиально
иных представлений о психическом развитии
человека, чем те, которые разработаны
в современной психолого-педагогической
науке. Возникает серьезная многоаспектная
проблема выбора стратегии внедрения
компьютера в обучение, которая позволила
бы использовать все его преимущества
и избежать потерь, ибо они неизбежно отрицательно
скажутся на качестве учебно-воспитательного
процесса, который не только обогащает
человека знаниями и практическими умениями,
но и формирует его нравственный облик.
Обучение выступает как предельно индивидуализированный
процесс работы школьника и студента со
знакомой информацией, представленной
на экране дисплея. Очевидно, что с помощью
этих теоретических схем невозможно описать
такую педагогическую реальность сегодняшнего
дня, как, например, проблемная лекция,
проблемный урок, семинар-дискуссия, деловая
игра или научно-исследовательская работа.
Проблемы компьютерного обучения, о чем
говорилось выше, не сводятся к массовому
производству компьютеров и встраиванию
их в существующий учебный процесс. Изменение
средства обучения, как, впрочем, и изменения
в любом звене дидактической системы,
неизбежно приводят к перестройке всей
этой системы. Использование вычислительной
техники расширяет возможности человека,
однако оно является лишь инструментом,
орудием решения задач, и его применение
не должно превращаться в самоцель, моду
или формальное мероприятие. Сама возможность
компьютеризации учебного процесса возникает
тогда, когда выполняемые человеком функции
могут быть формализуемы и адекватно воспроизведены
с помощью технических средств. Поэтому
прежде, чем приступать к проектированию
учебного процесса, преподаватель должен
определить соотношение между автоматизированной
и неавтоматизированной его частями. По
некоторым литературным источникам автоматизированный
режим по объему учебного материала может
достигать 30 % содержания. Судьба компьютеризации
в конечном счете будет зависеть от педагогически
и психологически обоснованной перестройки
всего учебно-воспитательного процесса.