Компьютеризация учебного процесса

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 23:56, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является раскрыть тему «Компьютеризация учебного процесса» и рассмотреть плюсы и минусы данного метода обучения. Задачи: рассмотреть основные виды обучения с помощью компьютерных технологий, и рассмотреть необходимость изучения основ компьютерной графики для студентов – дизайнеров.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….2

1. Изучение основ компьютерной графики в ВУЗах……………………...…4

1.1. Обучающие функции компьютера........................................6

1.2. Индивидуализация компьютерного обучения……………..9

2. Компьютеризация учебного процесса…………………………………....12
2.1. Дидактическая концепция обучения на основе компьютерных технологий…………………………………………………………………….13
2. 2. Проблемы машинных методов обучения……………………….15

3. Мультимедиа – курсы……………………………………………………...16

3. 1. Принципы классификации электронных средств учебного назначения…………………………………………………………………….16
3.2. Структура мультимедиа курса………………………………...…17
3.3. Особенности мультимедиа курсов по видам учебной деятельности…………………………………………………………………..19
4. Заключение………………………………………………...……………….23

Список используемой литературы…………………………………………..27

Файлы: 1 файл

Курсовая по МПО.docx

— 46.12 Кб (Скачать)

Содержание.

Введение……………………………………………………………………….2

1. Изучение основ компьютерной графики в ВУЗах……………………...…4

      1.1. Обучающие  функции компьютера........................................6

           1.2. Индивидуализация компьютерного  обучения……………..9

2. Компьютеризация учебного процесса…………………………………....12

     2.1. Дидактическая концепция обучения  на основе компьютерных                                     технологий…………………………………………………………………….13

          2. 2. Проблемы машинных методов обучения……………………….15

3. Мультимедиа – курсы……………………………………………………...16

     3. 1. Принципы классификации электронных  средств учебного назначения…………………………………………………………………….16

     3.2. Структура мультимедиа курса………………………………...…17

     3.3. Особенности мультимедиа курсов  по видам учебной деятельности…………………………………………………………………..19

4. Заключение………………………………………………...……………….23

Список используемой литературы…………………………………………..27 
 
 
 
 
 
 

Введение.

             В современном мире, мире в котором информационный поток, обрушивающийся на человека на столько велик, что людям волей не волей приходится прибегать с помощи разнообразной техники. Сейчас трудно представить себе человека, не пользующегося телевизором и радио, печатной машинкой и компьютером, электрическим чайником и холодильником, и этот список можно продолжать до бесконечности. Мы живем в век информации, в век, когда происходит компьютерная революция. Мы являемся свидетелями того, что компьютеры, уже занявшие прочные позиции во многих областях современной жизни, быстро проникают в школы и дома. Тема внедрения технических и автоматизирующих средств в образовательную сферу стала особенно актуальна в наши дни.

Целью данной работы является раскрыть тему «Компьютеризация учебного процесса»  и рассмотреть плюсы и минусы данного метода обучения. Задачи: рассмотреть  основные виды обучения с помощью  компьютерных технологий, и рассмотреть  необходимость изучения основ компьютерной графики для студентов – дизайнеров.

 Развитие человеческих задатков, превращение их в способности – одна из задач обучения и воспитания, решить которую без знаний и развития познавательных процессов нельзя. Большой вклад в изучение и развитие познавательных процессов внесли и такие ученые, как: Л.С. Выгодский, А.Н. Леонтьев, Л.С. Сахаров, А.Н. Соколов, Ж Пиаже, С.Л. Рубинштейн и др. И сейчас, чтобы успешно развивать познавательные процессы в учебной деятельности, необходимо, искать более современные средства и методы обучения. Использование компьютера с его огромными универсальными возможностями на уроках                                                     ИЗО в школе и компьютерной графики в ВУЗах и будет являться одним из таких средств. С развитием современной информационной технологии, система “человек и компьютер” быстро превратилась в проблему, которая касается всех членов общества, а не только специалистов, поэтому воздействие человека с компьютером должно быть обеспечено и школьным и ВУЗовским образованием. Чем раньше мы это начнем, тем быстрее будет развиваться наше общество, так как современное общество информации требует знаний работы с компьютером.

Отсюда, возникает необходимость в разработке методики позволяющей составить  интерьер с помощью специальной  компьютерной программы было существенное сокращение учебных часов. Так как, к сожалению, количество часов преподавания большинства учебных предметов  в вузах с каждым годом уменьшается, например, в МПГУ за последние пять лет количество аудиторных часов  сократилось в два раза. В настоящее  время появилось много учебных  заведений, где в течение краткого времени студенты должны изучить  довольно большой теоретический  материал и выполнить на его основе графические работы. Кроме того, появились различные курсы повышения  квалификации, где важно умение составить  и изобразить простейший интерьер. Однако техническая и в частности  компьютерная поддержка, помогающая правильно  составить интерьер за короткое время  отсутствует. Поэтому необходимо обосновать использование технической поддержки  для составления интерьера.  
 
 
 

  1. Изучение  основ компьютерной графики в ВУЗах.

Сейчас  уже практически всеми осознано, что компьютерные технологии не должны использоваться только для программирования. Большая часть пользователей  современных персональных компьютеров (ПК) не программирует и не нуждается  в этом. Сегодня созданы обширные программные средства компьютерных информационных технологий (КИТ), позволяющих  работать с ЭВМ непрограммирующему пользователю. Поэтому минимальным  уровнем компьютерной грамотности  является овладение средствами компьютерных информационных технологий. Однако ошибочно было бы ориентировать курс изучения вычислительной техники только на практическое освоение работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, базами данных и пр. Такой курс быстро бы потерял значение как самостоятельная учебная дисциплина.

Изучение  основ компьютерной графики в  ВУЗах должно преследовать две цели: общеобразовательную и прагматическую. Общеобразовательная цель заключается  в освоении учащихся прикладных программ, необходимых для создания рисованных объектов и обработки готовых. Прагматическая - в получении практических навыков  с аппаратными и программными средствами современных ЭВМ. Курс компьютерной графики содержательно и методически  должен быть построен так, чтобы обе  задачи - общеобразовательная и прагматическая - решались параллельно.Компьютерная графика, как образовательная дисциплина быстро развивается. Сегодня ее целью  является повышение эффективности  применения человеком компьютера как  инструмента.

Компьютерная  грамотность определяется не только умением программировать, а, в основном, умением использовать готовые программные продукты, рассчитанные на пользовательский уровень. Эта тенденция появилась благодаря широкому рассмотрению "мягких" продуктов, ориентированных на неподготовленных пользователей. Разработка таких программно - информационных средств является весьма дорогостоящим делом в силу его высокой наукоемкости и необходимости совместной работы высококвалифицированных специалистов: психологов, компьютерных дизайнеров, программистов. Однако она окупает себя благодаря тому, что доступ к компьютеру сегодня может получить практически каждый человек даже без специальной подготовки. Компьютер является не просто техническим устройством, он предполагает соответствующее программное обеспечение. Решение указанной задачи связано с преодолением трудностей, обусловленных тем, что одну часть задачи — конструирование и производство ЭВМ — выполняет инженер, а другую — педагог, который должен найти разумное дидактическое обоснование логики работы вычислительной машины в целом и отдельных программ в частности. Также надо обратить внимание с какими программами необходимо познакомить студента художественно-графического факультета и логики развертывания живой человеческой деятельности учения. В настоящее время последнее приносится пока что в жертву логике машинной; ведь для того чтобы успешно работать с компьютером, нужно, как отмечают сторонники всеобщей компьютеризации, обладать алгоритмическим мышлением.

Другая  трудность состоит в том, что  средство является лишь одним из равноправных компонентов дидактической системы  наряду с другими ее звеньями: целями, содержанием, формами, методами, деятельностью  педагога и деятельностью учащегося. Все эти звенья вза­имосвязаны, и  изменение в одном из них обусловливает  изменения во всех других. Как новое  содержание требует новых форм его  организации, так и новое средство предполагает переориентацию всех других компонентов дидактической системы. Поэтому установка в школьном классе или вузовской аудитории вычислительной машины или дисплея есть не окончание компьютеризации, а ее начало — начало системной перестройки всей технологии обучения.

Преобразуется прежде всего деятельность субъектов  образования - учителя и ученика, преподавателя и студента. Им приходится строить принципиально новые  отношения, осваивать новые формы  деятельности в связи с изменением средств учебной работы и специфической  перестройкой ее содержания. И именно в этом, а не в овладении компьютерной грамотностью учителями и учениками  или насыщенности классов обучающей  техникой, состоит основная трудность  компьютеризации образования.

    1. Обучающие функции компьютера.

Выделяются  три основные формы, в которых  может использоваться компьютер  при выполнении им обучающих функций:

а) машина как тренажер;

б) машина как репетитор, выполняющий определенные функции за преподавателя, причем машина может выполнять их лучше, чем  человек;

в) машина как устройство, моделирующее определенные предметные ситуации (имитационное моделирование).

Тренировочные системы наиболее целесообразно применять для выработки и закрепления умений и навыков. Здесь используются программы контрольно-тренировочного типа: шаг за шагом учащийся получает дозированную информацию, которая наводит на правильный ответ при последующем предъявлении задания. Задача учащегося состоит в том, чтобы воспринимать команды и отвечать на них, повторять и заучивать препарированный для целей такого обучения готовый материал. При использовании в таком режиме компьютера отмечается интеллектуальная пассивность учащихся. Такие программы могут обучить теоретическим правилам составления интерьера, на примерах показать существующие перспективные проекции, ознакомить с правилами их построения. Также можно использовать для ознакомления с материалом необходимым для грамотного составления интерьера: как лучше спланировать помещение, обставить, какие зоны требуют специального освещения. Об этом и многом другом на лекциях можно говорить бесконечно, но как уже упоминалось выше компьютерные технологии используются нами для экономии времени.

Отличие репетиторских систем определяется тем, что при четком определении целей, задач и содержания обучения используются управляющие воздействия, идущие как от программы, так и от самого учащегося. "Для обучающих систем такой обмен информацией получил название диалога"'. Таким образом, репетиторские системы предусматривают своего рода диалог обучающегося с ЭВМ в реальном масштабе времени. Обратная связь осуществляется не только при контроле, но и в процессе усвоения знаний, что дает учащемуся объективные данные о ходе этого процесса. По сути дела репетиторские системы основаны на той же идеологии программированного обучения (разветвленные программы), но усиленного возможностями диалога с ЭВМ. Нужно подчеркнуть отличие такого "диалога" от диалога как способа общения между людьми. Диалог — это развитие темы, позиции, точки зрения совместными усилиями двух и более человек. Траектория этого совместного обмена мыслями задается теми смыслами, которые порождаются в ходе самого диалога. Очевидно, что "диалог" с машиной таковым принципиально не является. В машинной программе заранее задаются те ветви программы, по которым движется процесс, инициированный пользователем ЭВМ. Если учащийся попадет не на ту ветвь, машина выдаст "реплику" о том, что он попал не туда, куда предусмотрено логикой программы, и что нужно, следовательно, повторить попытку или начать с другого хода. Принципиально тоже самое происходит, когда мы неправильно набираем номер телефона, и абонент отвечает: "Ошиблись номером" либо просто бросает трубку. Кстати, по этой же причине индивидуализация обучения реализуется лишь постольку, поскольку в машине заложена разветвленная программа. По идее должно быть наоборот: ввиду уникальности каждого человека в обучающей машине должны возникать индивидуальные программы. Но это не в возможностях компьютера, во всяком случае в настоящее время. Учащийся может попробовать составить некую, заданную программой комнату, при этом в случаях ошибки (например: поставил блок мебели стиля хай-тек в комнату выполненную в стиле барокко и т.д.) пользователь выбрасывается назад, где находится тот материал зная который ошибки бы не было. Или же по окончании работы ему выставляется оценка и выводится список ошибок и где можно посмотреть теоретический материал. Конечно, программист поступает правильно, предусматривая систему реплик машины, выдаваемых в определенных местах программы и имитирующих ситуации общения. Но поскольку нет реального диалога, то нет и общения, есть только иллюзия того и другого. Диалога с машиной, а точнее, с массивом формализованной информации, принципиально быть не может. С дидактической точки зрения "диалоговый режим" сводится лишь к варьированию либо последовательности, либо объема выдаваемой информации.

Это означает, что компьютер, выступая в функции  средства реализации целей человека, не подменяет процессов творчества, не отбирает его у учащихся.

Использование машинных моделей тех или иных предметных ситуаций раскрывает недоступные  ранее свойства этих ситуаций, расширяет  зону поиска вариантов решений и  их уровень. Наблюдается увеличение числа порождаемых пользователем  целей, отмечается оригинальность их формулировки. В процессе работы перестраиваются  механизмы регуляции и контроля деятельности, трансформируется ее мотивация. Их характер определяется тем, насколько  программисту удается заложить в  обучающую программу возможности  индивидуализации работы учащегося, учесть закономерности учебной деятельности.

    1. Индивидуализация компьютерного обучения.

Индивидуализацию  называют одним из преимуществ компьютерного  обучения. И это действительно  так, хотя индивидуализация ограничена возможностями конкретной обучающей  программы и требует больших  затрат времени и сил программиста. Однако тот идеал индивидуализации, который связывают с широким  внедрением персональных компьютеров, имеет и свою оборотную сторону. Индивидуализация свертывает и так  дефицитное в учебном процессе диалогическое  общение и предлагает его суррогат в виде "диалога" с ЭВМ. В самом деле, активный в речевом плане ребенок, поступив в школу, в основном слушает учителя, занимает "ответную позицию" и говорит на уроках с особого разрешения учителя, когда его "вызовут к доске". Подсчитано, что за полный учебный год ученик имеет возможность говорить считанные десятки минут — в основном он молча воспринимает информацию. Средство формирования мысли — речь - оказывается фактически выключенным, а для тех, кто стал студентом, это происходит и в высшей школе. Обучающиеся не имеют достаточной практики диалогического общения на языке изучаемых наук, а без этого, как показывают психологические исследования, самостоятельное мышление не развивается. Обучение компьютерной графики будет более эффективным, если система дидактических и воспитательных средств, используемых на уроке, будет соответствовать целям деятельности, реальным познавательным возможностям класса, отдельных учеников, групп учащихся. Если пойти по пути всеобщей индивидуализации обучения с помощью персональных компьютеров, не заботясь о преимущественном развитии коллективных по своей форме и сути учебных занятий с богатыми возможностями диалогического общения в взаимодействия, можно упустить саму возможность формирования мышления учащихся. Реальны и опасность свертывания социальных контактов, и индивидуализм в производственной и общественной жизни. С этими явлениями в избытке встречаются в странах, широко внедряющих компьютеры во все сферы жизнедеятельности. Нельзя безоглядно ориентироваться на пути внедрения ЭВМ в тех странах, где исходят из принципиально иных представлений о психическом развитии человека, чем те, которые разработаны в современной психолого-педагогической науке. Возникает серьезная многоас­пектная проблема выбора стратегии внедрения компьютера в обучение, которая позволила бы использовать все его преимущества и избежать потерь, ибо они неизбежно отрицательно скажутся на качестве учебно-воспитательного процесса, который не только обогащает человека знаниями и практическими умениями, но и формирует его нравственный облик. Обучение выступает как предельно индивидуализированный процесс работы школьника и студента со знакомой информацией, представленной на экране дисплея. Очевидно, что с помощью этих теоретических схем невозможно описать такую педагогическую реальность сегодняшнего дня, как, например, проблемная лекция, проблемный урок, семинар-дискуссия, деловая игра или научно-исследовательская работа. Проблемы компьютерного обучения, о чем говорилось выше, не сводятся к массовому производству компьютеров и встраиванию их в существующий учебный процесс. Изменение средства обучения, как, впрочем, и изменения в любом звене дидактической системы, неизбежно приводят к перестройке всей этой системы. Использование вычислительной техники расширяет возможности человека, однако оно является лишь инструментом, орудием решения задач, и его применение не должно превращаться в самоцель, моду или формальное мероприятие. Сама возможность компьютеризации учебного процесса возникает тогда, когда выполняемые человеком функции могут быть формализуемы и адекватно воспроизведены с помощью технических средств. Поэтому прежде, чем приступать к проектированию учебного процесса, преподаватель должен определить соотношение между автоматизированной и неавтоматизированной его частями. По некоторым литературным источникам автоматизированный режим по объему учебного материала может достигать 30 % содержания. Судьба компьютеризации в конечном счете будет зависеть от педагогически и психологически обоснованной перестройки всего учебно-воспитательного процесса. 
 
 
 

Информация о работе Компьютеризация учебного процесса