Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 23:56, курсовая работа
Целью данной работы является раскрыть тему «Компьютеризация учебного процесса» и рассмотреть плюсы и минусы данного метода обучения. Задачи: рассмотреть основные виды обучения с помощью компьютерных технологий, и рассмотреть необходимость изучения основ компьютерной графики для студентов – дизайнеров.
Введение……………………………………………………………………….2
1. Изучение основ компьютерной графики в ВУЗах……………………...…4
1.1. Обучающие функции компьютера........................................6
1.2. Индивидуализация компьютерного обучения……………..9
2. Компьютеризация учебного процесса…………………………………....12
2.1. Дидактическая концепция обучения на основе компьютерных технологий…………………………………………………………………….13
2. 2. Проблемы машинных методов обучения……………………….15
3. Мультимедиа – курсы……………………………………………………...16
3. 1. Принципы классификации электронных средств учебного назначения…………………………………………………………………….16
3.2. Структура мультимедиа курса………………………………...…17
3.3. Особенности мультимедиа курсов по видам учебной деятельности…………………………………………………………………..19
4. Заключение………………………………………………...……………….23
Список используемой литературы…………………………………………..27
Последние технические достижения часто находят применение в учебном процессе, и персональный компьютер (ПК) в этом смысле не является исключением. Использование вычислительной техники позволяет существенно повысить эффективность процесса обучения, улучшить учет и оценку знаний, обеспечить возможность индивидуальной помощи преподавателя каждому учащемуся в решении отдельных задач, облегчить создание и постановку новых курсов. ПК является мощным средством для обработки информации, представляемой в виде слов, чисел, изображений, звуков и т. п. Наряду с другими известными инструментами ПК расширяют человеческие возможности. Главной особенностью ПК как инструмента является возможность его настройки (программирования) на выполнение различного рода работ, связанных с получением и переработки информации. Применение вычислительной техники в учебном процессе открывает новые пути в развитии навыков мышления и умения решать сложные проблемы, предоставляет принципиально новые возможности для активизации обучения. ПК позволяет сделать аудиторные и самостоятельные занятия более интересными, динамичными и убедительными, а огромный поток изучаемой информации легко доступным. Главными преимуществами ПК перед другими техническими средствами обучения являются гибкость, возможность настройки на разные методы и алгоритмы обучения, а также индивидуальной реакции на действия каждого отдельного обучающего. Применение ЭВМ дает возможность сделать процесс обучения более активным, придать ему характер исследования и поиска. При этом легко и естественно реализуется обучение в индивидуальном темпе. От преподавателей ПК выгодно отличают абсолютная объективность в оценке знаний, а также то, что машины не раздражаются, не подвержены влиянию настроения и самочувствия, не испытывает разочарования со слабыми учениками.
Несмотря на то, что технические средства обучения (ТСО) активно используются в учебном процессе, они являются вспомогательным дидактическим средством. Определяющая роль в традиционном обучении принадлежит преподавателю. Общение преподавателя со студентом составляет основу передачи информации, важной особенностью которой является наличие оперативной обратной связи. Иная ситуация возникает с использованием компьютера в учебном процессе. Главной особенностью, отличающей компьютер от обычных ТСО, является возможность организации диалога человека с компьютером посредством интерактивных программ. При наличии телекоммуникационного канала компьютер может как выступать посредником между преподавателем и студентом, так и брать на себя часть учебного процесса. Для этого компьютер обладает возможностями хранения и оперативной обработки информации, представленной в мультимедиа виде. К этому следует добавить возможность доступа к удаленным базам данных (электронным библиотекам) посредством сети Интернет, возможность общения с любыми партнерами посредством электронных конференций, возможность передачи информации в любом виде и любого объема.
Использование
компьютерных средств позволяет
получать первичную информацию с
помощью интерактивных
1.
Процесс обучения строится в
основном на самостоятельной
познавательной деятельности
2.
Познавательная деятельность
3.
Обучение должно быть
Очевидно, что новая компьютерная форма обучения может применяться как в стенах ВУЗа, так и за его пределами. И в этом отношении понятие расстояния и времени теряет первичный смысл: становится не важным, где находится источник информации - в соседней комнате или за океаном.
Машинные методы обучения с опорой на вычислительную технику, т.е. компьютер, выступают в качестве помощника преподавателю. В настоящее время в большинстве учебных заведений имеются компьютерные классы с объединением компьютеров в локальные вычислительные сети. Эффективность использования средств, вложенных в их создание определяется прежде всего количеством и качеством проводимых в них занятиях. По многим гуманитарным дисциплинам такие занятия не проводятся из-за отсутствия соответствующего программного обеспечения. Следующей является проблема обработки результатов работы учащихся. Решение этой проблемы в компьютерных системах обучения в значительной степени может быть автоматизировано, что может существенно сократить рутинную работу учителей и преподавателей по проверке и контролю работ учащихся.
Внедрение
новых информационных технологий в
образование привело к
В настоящее время утвердилась определенная типологическая модель системы учебных изданий для ВУЗов, которая включает четыре группы изданий, дифференцированных по функциональному признаку, определяющему их значение и место в учебном процессе:
Информационные технологии позволяют выделить по этому критерию пятую группу: контролирующие (тестирующие программы, базы данных).
Современный
учебный мультимедиа курс - это
не просто интерактивный текстовый
(или даже гипертекстовый) материал,
дополненный видео- и аудиоматериалами
и представленный в электронном
виде. Для того чтобы обеспечить
максимальный эффект обучения, необходимо,
чтобы учебная информация была представлена
в различных формах и на различных
носителях. В комплект курса рекомендуется
включать видео- и аудиокассеты, а
также печатные материалы. Наличие
у учащегося ведущей сенсорной
модальности (основного канала восприятия
информации) приводит к тому, что
одни легче усваивают
Основой УМК (мультимедиа курса) является его интерактивная часть, которая может быть реализована только на компьютере. В нее входят: электронный учебник, электронный справочник, тренажерный комплекс (компьютерные модели, конструкторы и тренажеры), задачник, электронный лабораторный практикум, компьютерная тестирующая система.
Электронный
учебник предназначен для самостоятельного
изучения теоретического материала
курса и построен на гипертекстовой
основе, позволяющей работать по индивидуальной
образовательной траектории. Гипертекстовая
структура позволяет
Электронный
справочник позволяет обучаемому в
любое время оперативно получить
необходимую справочную информацию
в компактной форме. В настоящее
время наличие справочной системы
является обязательным для любого УМК.
При этом электронный справочник
может быть представлен как
Компьютерные модели, конструкторы и тренажеры позволяют закрепить знания и получить навыки их практического применения в ситуациях, моделирующих реальные. Это позволяет использовать их в качестве имитаторов лабораторных установок, а также для отработки навыков управления моделируемыми процессами.
Компьютерный задачник позволяет отработать приемы решения типовых задач, позволяющих наглядно связать теоретические знания с конкретными проблемами, на решение которых они могут быть направлены.
Электронный лабораторный практикум позволяет имитировать процессы, протекающие в изучаемых реальных объектах, или смоделировать эксперимент, не осуществимый в реальных условиях. При этом тренажер имитирует не только реальную установку, но и объекты исследования и условия проведения эксперимента.
Компьютерная
тестирующая система
Основным видом учебной деятельности, направленным на первичное овладение знаниями, является лекция.
Применение
информационных технологий позволяет
изменить способы доставки учебного
материала, традиционно осуществляемого
во время лекций, с помощью специально
разработанных мультимедиа
Для организации изучения теоретического материала могут быть использованы следующие виды мультимедиа курсов: