Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2015 в 10:02, контрольная работа
В связи с тем, что результаты наблюдений за поведением и деятельностью учащихся нелегко удержать в памяти, целесообразно вести специальные записи в дневниках, отражая как общие факты, так и конкретные, касающиеся отдельных воспитанников. Особую сложность представляет организация контроля эффективности воспитательной работы. Общие критерии ее эффективности рассматривались ранее, а частные (например, уровень сформированности отношений к природе, обществу, коллективу, вещам и т.п.) трудно поддаются измерению. Однако есть устоявшиеся характеристики, по которым можно судить об эффективности учебно-воспитательной работы и педагогического процесса в целом.
Введение___________________________________________________3
Глава 1. Методы контроля в учебном процессе
1.1. Виды контроля и формы его организации______________5
1.2. Методы контроля обучения__________________________6
Глава 2. Методы самоконтроля в учебном процессе
2.1. Роль самоконтроля в процессе обучения_______________13
2.2. Методы самоконтроля в обучении_____________________19
Заключение________________________________________________27
Список литературы_________________________________________28
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО «Тольяттинский государственный университет»
Институт Гуманитарно-педагогический
Кафедра Дошкольная педагогика и психология
Направление 050700 Педагогика
Профиль Управление дошкольным образованием
Контрольная работа по теории обучения
на тему: МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ И САМОКОНТРОЛЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
СТУДЕНТ(ка) А.А. Морозова______________________
(инициалы, фамилия)
ГРУППА ДФОбз-1231____________________
РУКОВОДИТЕЛЬ к.п.н., доцент Г.А. Медяник_____________________
Тольятти, 2015
Содержание
Введение______________________
Глава 1. Методы контроля в учебном процессе
Глава 2. Методы самоконтроля в учебном процессе
2.1. Роль самоконтроля в процессе обучения_______________13
2.2. Методы самоконтроля в
Заключение____________________
Список литературы____________________
_
Введение
Управление любым процессом предполагает осуществление контроля, т.е. определенной системы проверки эффективности его функционирования. Крайне необходим он и для успешного протекания педагогического процесса, что вполне объяснимо с психологической точки зрения: каждый из участников педагогического взаимодействия неизбежно теряет рычаги управления своей деятельностью, если не получает информации о ее промежуточных результатах.
С кибернетических позиций контроль призван обеспечить внешнюю обратную связь (контроль педагога) и внутреннюю (самоконтроль ученика). Контроль направлен на получение информации, анализируя которую педагог вносит необходимые коррективы в течение учебно-воспитательного процесса. Это может касаться изменения содержания, пересмотра подхода к выбору форм и методов педагогической деятельности или же принципиальной перестройки всей системы работы.
Контроль бывает разных видов и форм, а также может осуществляться с помощью разнообразных методов. Методы контроля – это способы, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной и других видов деятельности воспитанников и педагогической работы учителя. Наиболее доступным методом контроля является проводимое учителем планомерное, целенаправленное и систематическое наблюдение за деятельностью учащихся. В связи с тем, что результаты наблюдений за поведением и деятельностью учащихся нелегко удержать в памяти, целесообразно вести специальные записи в дневниках, отражая как общие факты, так и конкретные, касающиеся отдельных воспитанников. Особую сложность представляет организация контроля эффективности воспитательной работы. Общие критерии ее эффективности рассматривались ранее, а частные (например, уровень сформированности отношений к природе, обществу, коллективу, вещам и т.п.) трудно поддаются измерению. Однако есть устоявшиеся характеристики, по которым можно судить об эффективности учебно-воспитательной работы и педагогического процесса в целом. Это уровень сформированности коллектива, структура межличностных отношений в нем, проявления социальной активности, инициативности, ответственности, самостоятельности и других общественно значимых характеристик. Обобщенные и конкретные характеристики педагогического процесса и его главных участников (педагогов и воспитанников) могут быть выявлены с помощью методов специальной диагностики, которые подробно рассматриваются в следующем разделе.
Глава 1. Методы контроля в учебном процессе
На различных этапах обучения используются различные виды контроля: предварительный, текущий, тематический и итоговый.
Предварительный контроль направлен на выявление знаний, умений и навыков, учащихся по предмету или разделу, который будет изучаться. В классе есть учащиеся с различным уровнем подготовленности. Чтобы спланировать свою работу, учитель должен знать, кто что может и знает. Это поможет ему определить, на чем следует больше задерживать внимание учащихся, какие вопросы требуют больше времени, а на чем следует только остановиться, поможет определить индивидуальный подход к каждому ученику.
Текущий контроль осуществляется в повседневной работе с целью проверки усвоения предыдущего материала и выявления пробелов в знаниях учащихся. Он проводится с помощью систематического наблюдения учителя за работой класса в целом и каждого ученика в отдельности на всех этапах обучения.
Тематический контроль осуществляется периодически по мере прохождения новой темы, раздела и имеет целью систематизацию знаний учащихся. Этот вид контроля проходит на повторительно-обобщающих уроках и подготовляет к контрольным мероприятиям: устным и письменным зачетам.
Итоговый контроль проводится в конце четверти, полугодия всего учебного года, а также по окончании обучения в начальной, неполной средней и полной средней школе. [9]
В учебном процессе в различных сочетаниях используются методы устного, письменного, практического (лабораторного), машинного контроля учащихся.
Устный опрос осуществляется в индивидуальной и фронтальной формах.
Цель устного индивидуального контроля – выявление учителем знаний, умений и навыков отдельных учащихся. Ученику предлагается ответить на общий вопрос, который в последующем разбивается на ряд более конкретных, уточняющих. Обычно для ответа учащихся вызывают к доске. Дополнительные вопросы при индивидуальном контроле задают при неполном ответе, если необходимо уточнить детали, проверить глубину знаний или же если у учителя возникают колебания при выставлении отметки.
Устный фронтальный контроль (опрос) требует серии логически связанных между собой вопросов по небольшому объему материала. При фронтальном опросе от учащихся учитель ждет кратких, лаконичных ответов с места. Обычно он применяется с целью повторения и закрепления учебного материала за короткий промежуток времени. По отношению к индивидуальному опросу фронтальный имеет свои преимущества и недостатки. Преимущества в том, что он активизирует работу всего класса, позволяет спросить многих учащихся, экономит время. При фронтальном опросе всем учащимся предоставляется возможность участвовать в дополнении, уточнении, подтверждении, исправлении, но после состоявшегося ответа их товарища. Недостатки же фронтального опроса очевидны: не проверяет глубину знаний; возможны случайные Удачные ответы учащихся.
Письменный контроль редко бывает индивидуальным, когда отдельным учащимся предлагаются контрольные задания по карточкам. Обычно это фронтальные контрольные работы по математике, физике, химии, русскому языку (диктанты, изложения, сочинения) и т.п. Фронтальные и индивидуальные работы могут быть рассчитаны на весь урок или его часть. Во втором случае проверка осуществляется, как правило, после выполнения задания. Письменные работы могут предлагаться также в форме отчетов, графических построений, карточек и т.п.
Для контрольных мероприятий письменного характера имеется широкий арсенал сборников диктантов, задач и упражнений. Они используются и для индивидуальной проверки знаний, умений и навыков, учащихся в случаях, если ученик пропустил какую-то тему, чтобы не отрывать весь класс от работы; если у ученика речевые дефекты (плохо говорит) или стесняется отвечать публично. [8]
Практический контроль применяется на уроках рисования (в начальных классах), труда, физвоспитания, математики, физики, химии. В старших классах с этой целью проводятся лабораторные работы. На уроках математики проводят измерительные работы, на других уроках проверяют умения пользоваться приборами, такими, например, как амперметр, вольтметр, микрометр и др. Другими словами, этот метод контроля необходим, а, следовательно, и применяется, когда надо выявить сформированность тех или иных умений и навыков практической работы или сформированность двигательных навыков, как, например, на уроках физкультуры и изобразительного искусства.
С развитием информационных технологий обучения все шире используется машинный контроль. Наибольшее распространение получили различные виды программированного контроля, когда учащимся предлагается из нескольких вариантов возможных ответов выбрать правильный. Преимущества машинного контроля в том, что машина беспристрастна. Вместе с тем этот метод не выявляет способа получения результата, затруднений, типичных ошибок и других нюансов, которые не проходят мимо внимания педагога при устном и письменном контроле.
Возможности использования контролирующих устройств, применяемых в школе, велики. Однако они используются не всегда эффективно, в частности, из-за того, что учащимся не доверяют работать самостоятельно.
Сочетание различных методов контроля получило название комбинированного или уплотненного контроля. Обычно это сочетание устного и письменного опроса. Его сущность заключается в том, что к доске для ответа вызывают сразу нескольких учеников, из которых один отвечает устно, два или больше готовятся к ответу у классной доски, часть – выполняют письменные задания по карточкам, а остальные – в опросе. Достоинства этого метода в том, что он дает возможность основательной проверки нескольких учащихся за небольшой промежуток времени; применяется, когда весь материал усвоен и есть необходимость проверить знания сразу у нескольких учащихся.
Графические методы заключаются в том, что учитель, исходя из специфики учебного предмета, использует различные таблицы, схемы и графики в процессе изложения материала. В роли контроля эти материалы могут выступать следующим образом: предлагается составить какой-нибудь график по изученному материалу или дается использованная при объяснении таблица (график, или схема), в которой допущены ошибки или сделаны пропуски, что нужно исправить и заполнить.
Программированные методы проверки можно использовать в виде перфокарт или закладывать в компьютеры, если школа ими достаточно оснащена.
Такие карточки могут быть следующих видов:
1. Карточка содержит один не проблемный вопрос, на который существует один конкретный ответ (даты, факты, законы, правила и т.п.) и не менее четырех-пяти ответов: один правильный, один неправильный, один неполный, один неточный, один – нет ответа. Все ответы внешне должны выглядеть убедительными и не содержать подсказки. Карточки имеют прорези для фамилии ученика и напротив каждого ответа. Получив карточку, в которую вложен чистый листок, ученик подписывает ее и отмечает крестиком ответ, который он считает правильным. Учитель собирает карточки, вынимает вкладыши, подравнивает пачку и протыкает ее металлической спицей напротив правильного ответа. Разложив перфокарты, учитель получает полную картину ответов учеников. При хорошей организации такая проверка занимает 5-7 минут.
2. В карточке две колонки с перечислениями, и надо быстро написать в прорезях напротив каждой строчки, какой номер правого столбика соответствует номеру левого столбика (например, даты и названия войн).
3. Написан текст с прорезями-
4. На заданный вопрос ответ
складывается из суммы
Надо соблюдать главное требование: на тестовых карточках не должно быть заданий, требующих долгого размышления или допускающих вариативные ответы.
Проверочные задания, которые можно разработать и предложить с помощью персонального компьютера, многообразны и рассматриваются в главе о ТСО и методике их использования.
Портфолио ученика. Это недавно вошедший в отечественную практику способ оценивания знаний. Суть метода – в сборе и систематизации, отборе и анализе образцов и продуктов учебно-познавательной деятельности ученика, соответствующих информационных материалов от учителей, родителей, одноклассников, комплект документов, творческих и самостоятельных работ, проектов и т.п.
Если портфолио собирает сам ученик, это позволяет ему отрефлексировать собственную деятельность, определить сильные и слабые стороны своей учебной или трудовой деятельности; если учитель – он может объективно выявить индивидуальные проблемы и достижения каждого ученика.
При организации презентаций портфолио следует учитывать систематичность и регулярность самомониторинга, структуризацию материалов портфолио, логичность и лаконичность всех письменных пояснений; аккуратность и эстетичность оформления, целостность, тематическую завершенность, наглядность и обоснованность презентации. [2]
Информация о работе Методы контроля и самоконтроля в учебном процессе