Методы контроля и самоконтроля в учебном процессе

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2015 в 10:02, контрольная работа

Краткое описание

В связи с тем, что результаты наблюдений за поведением и деятельностью учащихся нелегко удержать в памяти, целесообразно вести специальные записи в дневниках, отражая как общие факты, так и конкретные, касающиеся отдельных воспитанников. Особую сложность представляет организация контроля эффективности воспитательной работы. Общие критерии ее эффективности рассматривались ранее, а частные (например, уровень сформированности отношений к природе, обществу, коллективу, вещам и т.п.) трудно поддаются измерению. Однако есть устоявшиеся характеристики, по которым можно судить об эффективности учебно-воспитательной работы и педагогического процесса в целом.

Оглавление

Введение___________________________________________________3
Глава 1. Методы контроля в учебном процессе
1.1. Виды контроля и формы его организации______________5
1.2. Методы контроля обучения__________________________6
Глава 2. Методы самоконтроля в учебном процессе
2.1. Роль самоконтроля в процессе обучения_______________13
2.2. Методы самоконтроля в обучении_____________________19
Заключение________________________________________________27
Список литературы_________________________________________28

Файлы: 1 файл

контрольная по теории обучения.docx

— 46.98 Кб (Скачать)

 

Коллоквиум – промежуточная форма контроля, которая прежде всего имеет целью выяснение степени усвоения материала по какой-либо крупной теме всем классом, снятие возникших проблемных вопросов, стимулирование учащихся к систематическим занятиям. Коллоквиум проходит в виде фронтального опроса, но более длительное время и с большей глубиной получаемых от учащихся ответов. Могут использоваться моменты группового и индивидуального опроса и коррекции хода усвоения материала и выработки необходимых умений и навыков.

Зачетная система, как и коллоквиумы, дает возможность более эффективно вести тематический учет знаний учащихся.

Специфической формой проверки и оценки знаний являются экзамены, которые одновременно являются и средством государственного контроля за работой образовательных учреждений. В отечественной школе экзамены были введены в 1932 г. (до этого проводились “испытания”). Сейчас введена система ЕГЭ – единого государственного экзамена на выпускных экзаменах. По результатам ЕГЭ осуществляется прием в вузы.

Зачеты и экзамены обеспечивают взаимодействие учителя с учащимися в целях подведения итогов изучения крупных тем, частей или целого курса с помощью монологических ответов, собеседования, ответов, учащихся по заранее заготовленным вопросам, заданиям. Функции этих форм контроля заключаются в том, чтобы установить степень глубины и прочности усвоения учащимися изученного материала, в организации интенсивной самостоятельной работы школьников по закреплению и систематизации знаний, умений и навыков.

Зачет фиксирует завершение учащимися каких-либо практических заданий, работ: сбор дополнительной учебной информации по заданной теме, выращивание растений на учебно-опытном участке, исполнение поделок в мастерских, написание реферата по пройденному курсу, выявляется общая ориентация в изученном материале. В зачет идет работа, выполненная на хорошем уровне.

Экзамен организуется в виде индивидуальных монологических ответов, учащихся на выпавшие по случайному выбору вопросы изученного курса. Экзаменационный билет может включать теоретический вопрос и практическое задание, беседу по реферату или конспекту, по прочитанной дополнительной литературе.

При всех формах контроля должна быть спокойная, доброжелательная обстановка, ответы оцениваться объективно, и поставленная отметка должна быть понятной и сознательно принятой учеником.

Диагностико-обучающее значение экзамена и зачета в том, что они дают возможность глубоко проанализировать знания, умения, навыки, степень развития каждого школьника в условиях мобилизации всех своих возможностей. Развивающий эффект метода проявляется в активизации памяти, таких способов мышления, как систематизация, обобщение знаний, а также в совершенствовании устной и письменной речи. Воспитательное значение зачетно-экзаменационной системы диагностики проявляется в стимулировании самоконтроля учащихся, в развитии у них добросовестности, умения владеть собой в сложных ситуациях, своевременно мобилизовать свои силы, в пробуждении здорового самолюбия. Экзамены и зачеты используются в работе с подростками и старшеклассниками; недопустимы для младших школьников. [6]

Существуют формы учета: оценка (оценочное суждение), отметка, поурочный балл, символика (флажки, звездочки, игрушки и т.п.). Стоит лишь добавить общие критерии оценки знаний учащихся.

Глубокий, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика оценивается 5 баллами. Твердое знание материала в пределах программных требований – 4. Неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием самостоятельности суждений, оценивается 3 баллами. Наличие в ответе школьника грубых ошибок, непонимание сути, невладение навыком оценивается отрицательно, отметкой 2. Отсутствие знаний, умений, навыков и элементарного прилежания влечет за собой единицу. Однако последняя отметка используется очень редко. Практически четырехбалльная оценка знаний учащихся не позволяет достаточно объективно и дифференцированно оценить учащихся. В настоящее время и в школах, и в вузах стали использовать 10-балльную оценку, которая позволяет более точно оценить уровень знаний, умений и навыков, имеющихся у ученика, уровень его развитости и обученности.

Несколько слов о поурочном балле. За активную учебно-познавательную деятельность на уроке, других формах занятий, а также за работу в течение длительного времени на уроках ученик получает “поурочный балл” – положительную высокую отметку, символизирующую прочность его знаний, прилежание, активность, познавательный интерес. Но этот балл может иметь и отрицательный эффект, если используется учителем непродуманно. Ученики для наблюдения за их работой и активизации учебной деятельности определяются до урока. Нельзя выставлять поурочный балл только за серию ответов с места – они нередко делаются по учебнику. Намеченных учащихся надо специально спрашивать в течение урока, учитывать разные виды их деятельности на уроке.

Выражение оценки в отметках в работе с шестилетками нецелесообразно. [10]

Глава 2. Методы самоконтроля в учебном процессе

2.1. Роль самоконтроля в процессе  обучения

В настоящее время на первый план выдвигается развивающая функция обучения, способствующая становлению личности младшего школьника и обеспечивающая раскрытие его индивидуальных особенностей.  

Наивысшие возможные образовательные результаты возникают только тогда, когда любые воздействия учителей, воспитателей, школы в целом совпадают с собственными усилиями школьника в освоении учебной деятельности, с его активностью по "образовыванию" себя. Одна из важных задач школы заключается в том, чтобы формировать восприятие ребенком образовательного процесса не только как внешней по отношению к нему деятельности, но и как результата своей собственной деятельности, своей личной заботы, личной ответственности за сотворение, развитие себя, своей индивидуальности. Один из возможных путей содействия этому - вовлечение самих учащихся в оценку и контроль своей учебной деятельности. Особое значение придаётся действию самоконтроля, так как именно оно характеризует учебную деятельность, как управляемый самим ребёнком произвольный процесс. Формирование самоконтроля как компонента учебной деятельности требует специальной организации. 

    Наблюдения за обучающими, беседы с коллегами показали, что в реальной практике обучение приёмам самоконтроля осуществляется стихийно.

Учителя нередко стремятся объяснить неумение детей контролировать собственную деятельность особенностями формально-динамических характеристик их психики. Условия для становления видов самоконтроля практически не создаются.  

    На мой взгляд, это связано с тем, что недостаточно внимания уделяется разработке общих методов, приёмов формирования самоконтроля у младших школьников.

В младшем школьном возрасте формирование основных качеств личности и психических процессов происходит в рамках учебной деятельности как деятельности по самоизменению ребёнка. Поэтому закономерно стремление учителя начальных классов к культивированию у детей способности к самостоятельной организации и регуляции деятельности, прежде всего учебной.

Психологи указывают, что самоорганизация и саморегуляция учения обеспечивается контрольной частью учебной деятельности и именно с формирования самоконтроля рационально начинать процесс постепенной передачи учащимся элементов деятельности для самостоятельного осуществления. 

Изучению      роли самоконтроля     в учебной    деятельности посвящено много психолого - педагогических исследований. Действие самоконтроля рассматриваются, как необходимое условие успешности обучения (Н.И.Гуткина), подчёркивается его значение для предупреждения психологических перегрузок, повышенной утомляемости (Т.В.Апухтина, Л.Ф.Фёдорова). 

     Значительный вклад в разработку проблемы формирования самоконтроля обучающихся внесли российские педагоги.

Н.И.Пирогов считал, что самоконтроль у обучающихся находится в прямой зависимости от педагогической деятельности преподавателя, которая не приемлет устоявшихся рецептов и шаблонов. «В педагогике, как и во всяком другом искусстве, нельзя закабаливать их в одну форму».

В тоже время он подчёркивал, что деятельность педагога и обучающего не могут быть противоположными, поскольку определяются единой целью педагогического процесса. [7]

Самоконтроль является составной частью любого вида деятельности человека и направлен на предупреждение или обнаружение - уже совершенных ошибок. Иначе говоря, с помощью самоконтроля человек всякий раз осознает правильность своих действий, в том числе в игре, учебе и труде. В практике обучения следует учитывать наличие прямой зависимости между уровнем самостоятельности учащихся при выполнении учебных заданий и степень владения ими навыком самоконтроля. 

    Создавая условия для накопления детьми опыта самоконтроля, используются постепенно усложняющие задания, стимулирующие развитие итогового, пооперационного и прогностического самоконтроля:

  • сравнить результат своей деятельности с образцом, заданным в материальной форме;
  • выполнить действия по развёрнутой инструкции;
  • сравнить промежуточный результат с эталоном;
  • составить проверочные задания для самоконтроля;
  • сравнить конечный результат с эталоном;
  • осуществить самопроверку по плану, включающему 1-2 пункта;
  • реконструировать ошибочное действие.

 

     Чтобы обеспечить высокое качество самоконтроля, необходимо организовать подготовку учащихся к его осуществлению. Эта подготовка включает в себя: усвоение теоретического и практического материала, относящегося к предстоящей работе; анализ этой работы с целью выявления признаков, служащих сигналами для самоконтроля; овладение приемами самоконтроля и навыками работы с контрольно - измерительными инструментами и устройствами; овладение способами решения интеллектуальных задач; организацию упражнений с учащимися по овладению указанными признаками и приемами. 

    Таким образом, наряду с использованием определенных приемов формирования самоконтроля, развитие этого навыка   требует   проведения

специальных упражнений, структурно отличных от обычных распространенных упражнений. 

     Например, по математике это могут быть задания, рассчитанные на уяснение связей между прямыми и обратными задачами, действиями и операциями. Специфика этих упражнений состоит в том, что учащимся приходится не просто выполнять задание, а, так или иначе, контролировать себя. Обратимся к некоторым из таких упражнений: 

    1. Записать цифрами число. Проверить правильность записи, для чего выделить в записанном числе справа налево группы из 3 цифр и прочитать. (Пример числа: двадцать миллионов четыре тысячи триста семь). 

    2.   Проверить сложением, верно ли выполнено вычитание (и наоборот).

Рекомендую использовать некоторые упражнения для формирования навыка самоконтроля. 

    1.  Предлагаю готовое решение какой - либо математической задачи, но оно является неправильным. Ошибки предлагается обнаружить ученикам.  

    2. Привожу неполное решение задачи, а ученикам предлагает завершить его. 

    3. Для решения предлагаю задачу с неполными или избыточными данными, ученики должны обнаружить это.  

    4. Решение задачи, содержит принципиальные пробелы, которые предлагаются найти ученикам.  

     Эти задания больше подходят для развития внимания детей, но их тоже необходимо использовать при формировании навыка самоконтроля, так как при отсутствии внимания не может быть речи ни о самоконтроле, ни о контроле вообще.

Чтобы работа учителя по воспитанию навыка самоконтроля оказалась более эффективной, надо убедить учащихся в необходимости самоконтроля и конкретно показать, им как поступать в том   случае, если   при   проверке выяснится, что задание выполнено неверно.  Нужна систематическая работа в этом направлении.  

Эта работу строится следующим образом:

1.Создаётся потребность в самоконтроле.

После выполнения какого-либо задания учащиеся самостоятельно контролируют правильность выполнения.

Для этого они берут красный карандаш и вносят исправления, которые нашли. Но поскольку младшие школьники еще плохо осознают роль самоконтроля в решении поставленных перед ними задач, то необходим систематический и последовательный контроль за учащимися со стороны учителей, родителей, всего   классного   коллектива. Контроль извне является   тем     обязательным условием, соблюдение которого создает необходимую основу для формирования самоконтроля.

2.  Предлагаются учащимся такие задания, неправильность полученного ответа которых выяснится только в результате проверки.

3.Сообщается учащимся способ проверки того или иного задания, разъясняется, что проверять надо не только окончательный ответ, но и промежуточные результаты. Очень часто в этом помогают разработанные дидактические игры «Составь картинку».

4. Преднамеренно допускается ошибки на доске и просят их найти.

5. В тех темах, в которых это возможно проводятся наблюдения и практические работы, особенно по математике. Самоконтроль при выполнении таких работ осуществляется обычно повторным измерением и вычислениями (при возможности - другим способом), иногда и непосредственным измерением искомой величины.

6. Предлагается самим оценить свою работу. Это повышает ответственность ученика за ее выполнение и способствует воспитанию умения и привычки самоконтроля. При этом ученики должны знать критерии оценки той или иной работы.

7.  Предлагается учащимся проверить и оценить работу товарища.  

Информация о работе Методы контроля и самоконтроля в учебном процессе