Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 15:21, контрольная работа
К концу 20-го века роль знания во всем мире невероятно возросла. Уровень владения знанием, или, более обобщенно, информацией начинает определять политический и хозяйственный статус государств. А для успешной работы в таких условиях государствам нужны люди - высококвалифицированные специалисты, отвечающие самым высоким требованиям современности.
Контрольная работа
по дисциплине: Педагогика.
На
тему: компьютеризация учебного процесса
1. К истории возникновения
процесса
К концу 20-го века роль знания во всем мире невероятно возросла. Уровень владения знанием, или, более обобщенно, информацией начинает определять политический и хозяйственный статус государств. А для успешной работы в таких условиях государствам нужны люди - высококвалифицированные специалисты, отвечающие самым высоким требованиям современности. Поэтому на рубеже тысячелетий образование превращается в один из источников самых ценных стратегических ресурсов – человеческого капитала и знаний, что, в конечном счете, определяет общий уровень развития общества. И главным ускорителем его развития становится информатизация. Информатизация общества, в свою очередь, практически невозможна без компьютеризации системы образования, в силу чего эта проблема по своей значимости выходит сейчас на первое место в педагогической науке. Приоритетность этой проблемы усиливается еще и тем, что она является принципиально новой. Возникнув вместе с появлением компьютера, т.е. в последние два десятилетия, она не может использовать опыт прошлых веков и тысячелетий, как это делается в классической педагогике, и вынуждена развиваться только "изнутри", формируя свою научную базу одновременно во всех необходимых сферах - философии, психологии, педагогике и методике. Это обстоятельство, в сочетании с крайней практической необходимостью, придает проблеме компьютеризации образования повышенную актуальность, выводит ее на первое место в группе первоочередных задач современной педагогики. Комплексная информатизация школ и вузов ориентируется теперь на развитие интеллектуального потенциала науки, совершенствование содержания учебного процесса, внедрение компьютерных методов обучения, использование в работе современных информационных технологий.
2. Современное состояние практической компьютеризации процесса
обучения
Определить состояние дел в той или иной сфере деятельности всегда достаточно трудно. Однако в таком вопросе, как компьютеризация, есть один легко учитываемый фактор, который достаточно ясно может охарактеризовать картину в целом. Это - показатель технической обеспеченности, другими словами - наличие необходимого парка компьютерной техники и уровень ее технического качества. Дело в том, что компьютеризация рабочих процессов прямо зависит от наличия и качественного уровня компьютеров на рабочих местах; без этого наличие даже самой передовой научной мысли так и останется фактом науки, но не фактором производственной и общественной жизни.
С
развитием технологии для обучения
с использованием технических средств
стало достаточным наличие
Уже
сейчас компьютерная грамотность является
важным показателем культуры, а в
будущем окажется необходимой каждому
человеку, на каком бы участке он
ни работал. Следовательно, компьютерное
дело, обучение пользованию компьютером
в ближайшее время должно стать
всеобщим.
3. Методы организации обучения с применением персонального
компьютера
В практике обучения могут применяться четыре основных метода обучения:
объяснительно-
репродуктивный
проблемный
исследовательский
Учитывая, что первый метод не предусматривает наличия обратной связи между учеником и системой обучения, его использование в системах с использованием ПК бессмысленно.
Репродуктивный метод обучения с применением средств вычислительной техники предусматривает усвоение знаний, сообщаемых ученику преподавателем и (или) ПК, и организацию деятельности обучаемого по воспроизведению изученного материала и его применению в аналогичных ситуациях. Применение этого метода с использованием ПК позволяет существенно улучшить качество организации процесса обучения, но не позволяет радикально изменить учебный процесс по сравнению с применяемой традиционной схемой (без ПК). В этом плане более оправданным является применение проблемного и исследовательского методов.
Проблемный метод обучения использует возможности ПК для организации учебного процесса как постановки и поисков способов разрешения некоторой проблемы. Главной целью является максимальное содействие активизации познавательной деятельности обучаемых. В процессе обучения предполагается решение разных классов задач на основе получаемых знаний, а также извлечение и анализ ряда дополнительных знаний, необходимых для разрешения поставленной проблемы. При этом важное место отводится приобретению навыков по сбору, упорядочению, анализу, и передаче информации.
Исследовательский
метод обучения с применением
ПК обеспечивает самостоятельную творческую
деятельность обучаемых в процессе
проведения научно-технических
Компьютерные
модели имеют ряд серьезных
4. Общие принципы организации
обучения с применением ПК.
Эффективное
обучение с применением компьютерной
техники базируется на следующих
общих принципах и выводах
по ним:
Общие принципы | Выводы |
Активное участие обучающегося в учебном процессе | Максимально содействовать активизации обучающегося |
Постоянное проведение личного анализа ситуации обучающимися в процессе обучения | Избегать использования стандартных схем анализа, менять задачи и ситуации на различных стадиях обучения |
Наличие сигналов обратной связи в учебном процессе | Сообщать обучающемуся о результатах его действий в каждой конкретной ситуации |
Наличие быстрой обратной связи в учебном процессе | Обеспечивать по возможности мгновенную обратную связь |
Отказ от поведения, не дающего положительного результата | Подавлять нежелательные варианты действия, не подтверждая их. |
Постоянное повторение пройденного материала. | Практиковать и подтверждать способы действий, даже если они уже были продемонстрированы однажды. |
Индивидуализация количества и последовательности подтверждений действий в процессе обучения. | Подбирать способы подтверждения индивидуально. |
Учет индивидуальных особенностей обучающегося к восприятию внешних условий в зависимости от его состояний и настроения. | Применять приведенные выше принципы не жестко и однозначно, а гибко. |
5. ПК как средство обучения
Последние технические достижения часто находили применение в учебном процессе, и ПК в этом смысле не является исключением. Уже первые опыты применения ПК в учебном процессе показали, что использование вычислительной техники позволяет существенно повысить эффективность процесса обучения, улучшить учет и оценку знаний, обеспечить возможность индивидуальной помощи преподавателя каждому учащемуся в решении отдельных задач, облегчить создание и постановку новых курсов.
ПК является мощным средством для обработки информации, представляемой в виде слов, чисел, изображений, звуков и т. п. Главной особенностью ПК как инструмента является возможность его настройки (программирования) на выполнение различного рода работ, связанных с получением и переработки информации.
Применение
вычислительной техники в учебном
процессе открывает новые пути в
развитии навыков мышления и умения
решать сложные проблемы, предоставляет
принципиально новые
Главными преимуществами ПК перед другими техническими средствами обучения являются гибкость, возможность настройки на разные методы и алгоритмы обучения, а также индивидуальной реакции на действия каждого отдельного обучающего. Применение ЭВМ дает возможность сделать процесс обучения более активным, придать ему характер исследования и поиска. В отличие от учебников, телевидения и кинофильмов ПК обеспечивает возможность немедленного отклика на действия обучаемого, повторения, разъяснения материала для более слабых, перехода к более сложному и сверхсложному материалу для наиболее подготовленных. При этом легко и естественно реализуется обучение в индивидуальном темпе.
Не подлежит сомнению, что во многих случаях преимущества компьютера неоспоримы. Он не только избавит студентов от рутинных работ, но и позволит им заняться трудоемкими практическими задачами с использованием методов линейного программирования и сложных аналитических исследований. Использование текстовых редакторов избавляет студентов от нудного печатания на машинке и дает возможность преподавателям требовать от студентов многократной переделки заданной темы, пока она не станет удовлетворительной. Подобная шлифовка стиля была бы невозможной без компьютера. Время, которое раньше тратилось на рутинные, раз за разом повторяющиеся операции, теперь может быть посвящено более важным вопросам, требующим напряжения мысли и творческого подхода.
В медицинских институтах просто не хватит преподавателей, чтобы проводить индивидуальные занятия со студентами, которые методом бесконечных повторов отрабатывают диагностические навыки. Не найдется и видных специалистов, которые стали бы терпеливо разъяснять каждому студенту –медику логическую цепь доводов, приводящих к диагнозу.
На
юридических факультетах, где на
каждого преподавателя
Компьютеры
открывают новые перспективы
в области образования. По мере увеличения
объема знаний и усложнения методов
анализа, становится все труднее
строить обучение придерживаясь
в основном принципа пассивного слушания
лекций и чтения учебных текстов.
Критическое мышление, умение понять
и решать сложные проблемы, способность
вывести полезные обобщения из груды
исходных данных – все это приобретает
большую важность и требует от
студентов более активной деятельности.
6.
Обучение на расстоянии - что это такое?
В
современных социально- экономических
условиях возможность получения
заочного и вечернего образования
очень важна. Не менее важной является
задача переподготовки и повышения
квалификации, и здесь дистанционное
образование является незаменимым
механизмом получения качественного
образования. Информационные технологии
удешевляют заочную форму обучения
и стимулируют учащихся, особенно
одаренных детей, повышать свой уровень
знаний по тем или иным предметам.
Дистанционное образование
Необходимо
дистанционное образование для
начального, среднего, профессионального
и высшего образования, для социальной
реабилитации детей-инвалидов. Дистанционное
образование представляет реальную
возможность получения
При использовании этих технологий складывается новая организация работы самого обучаемого. Если при традиционном подходе студент слушает лекции, ведет конспекты, посещает библиотеки, семинары, то он фактически встроен в организованный учебный процесс. В ситуации дистанционного образования студент должен сам себе организовать и получить необходимый уровень знаний, который может быть проверен с помощью системы тестирования. Т. о. акценты смещаются в сторону САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ работы, и для студента такая форма обучения может быть более экономичной по сравнению с традиционной. В перспективе, студент может получить образование в любом университете Калифорнии, Сиднее, Москве и т. д.