Компьютеризация учебного процесса

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 15:21, контрольная работа

Краткое описание

К концу 20-го века роль знания во всем мире невероятно возросла. Уровень владения знанием, или, более обобщенно, информацией начинает определять политический и хозяйственный статус государств. А для успешной работы в таких условиях государствам нужны люди - высококвалифицированные специалисты, отвечающие самым высоким требованиям современности.

Файлы: 1 файл

Компьютеризация образовательного процесса.docx

— 49.17 Кб (Скачать)

     Электронный учебник прошел апробацию в консультационном пункте для незрячих детей г. Нальчика и показал свою эффективность.  

     10. Преимущества и недостатки компьютерных обучающих систем 

     Проблемы  компьютеризации обучения можно  рассмотреть со стороны объективных  и субъективных факторов.

     Объективные факторы.

     К этой группе проблем можно отнести:

     недостаток  необходимого комфорта при работе с  ПК (жесткая привязанность к месту, рабочей позе и размеру экрана). В настоящее время это недостаток компенсируется использованием портативных  ПК и применением настольных плоских  жидкокристаллических мониторов, но пока что распространению этих технологий препятствует их высокая цена;

     привязанность к неизменяемому размеру экрана вызывает неудовлетворенность эстетического  порядка (впечатление от крупного изображения  значительно сильнее и ярче, чем  от стандартной 14-17 дюймовой картинки);

     * Это частично компенсируется  использованием проекционной техники,  но из-за высокой стоимости  она также не может стать  массовой.

     восприятие  текста с экрана не дает возможности  охватить взглядом всю страницу полностью, а иногда - даже строку, и вынуждает  при чтении постоянно передвигать  экран вверх-вниз и вправо-влево;

     не  всех пользователей устраивает типичный фон текстового поля (ярко-белый  или густо-синий).

     отрицательное воздействие на "взаимоотношения" человека с ПК может оказывать  подсознательно воспринимаемый фактор техницизма, т. е. понимание того, что  человек имеет дело с машиной, а не с изделием другого живого человека;

     несколько легковесное отношение к компьютерной продукции может вызывать понимание  поразительной легкости процедур копирования  и тиражирования компьютерной продукции [в данном случае ценность представляемой информации путается в сознании пользователя с себестоимостью ее носителя (дискета!) и процедурой изготовления копий].

     В противовес перечисленным недостаткам  можно отметить следующие моменты  работы с ПК, которые обычно расцениваются  как положительные:

     понимание документальности, точности фиксации изображаемых явлений; кажущаяся "досягаемость" первоисточников, вызывающая у зрителя  своеобразный эффект личной причастности к изображаемому;

     практическую  доступность культурно-художественной информации любого региона и понимание  своей собственной, личной причастности к глобальному общечеловеческому  художественному наследию;

     удобство  манипулирования изображениями, возможность  их перегруппировки, произвольной компоновки и технического редактирования.

     Несомненно, перечисленные проблемы оказывают  различное влияние на разных людей  в зависимости от их индивидуально-физиологических  и личностных качеств. Учет этих качеств осложняется тем, что многие аспекты работы человека с ПК не получили достаточного научного рассмотрения.

     Одной из немаловажных для работы с ПК психологических проблем является проблема возрастов. Дело в том, что  чаще всего люди старшего поколения более осторожно относятся к процессу компьютеризации, нежели молодежь. Это можно объяснить тем, что у взрослых людей к определенному возрасту формируются привычные методы и формы работы, которые они не захотят, а часто - и не могут кардинально менять (что неизбежно случиться при компьютеризации их работы). 

     11. Специфика психологического восприятия студентами

     компьютерных технологий в обучении 

     Как известно, главное преимущество компьютерных технологий, особенно при выходе в  Интернет, заключается в том, что  любой человек получает доступ к  максимально большому объёму знаний, полученных человечеством на данный момент в соответствующей области  науки. Студент в принципе обеспечивается современным материалом наиболее высокого уровня. /Учебники, как правило, отстают  в силу специфики своего производства на ряд лет/.

     Однако, стремительная компьютеризация  учебного процесса в вузах, в том  числе в различных системах открытого  и дистанционного образования, заставляет обратить самое серьёзное внимание на важнейший элемент этого процесса - самого обучающегося. Массовое воздействие  на психику потока непривычных и  сложных форм обучения вызывает у  студентов неоднозначную реакцию  и даёт не всегда положительные результаты с точки зрения углублённого постижения изучаемых дисциплин и формирования творческого потенциала студентов. Очень часто происходит, требуемая  машинными методиками схематизация как в оформлении, так и в  подаче материала. Это может служить  серьёзным минусом в изучении гуманитарных дисциплин, особенно философского цикла. / В своё время программированное  обучение в этих областях знания было сочтено нецелесообразным/. Акцент на общении с машиной существенно  сокращает объём обучающей информации, к которой, несомненно, следует относить и личное воздействие преподавателя на студента, контакт "живой" мысли с её огромными эвристическими преимуществами.

     Общение с компьютером ставит целый ряд  методологических и психологических  проблем. Не все студенты достаточно легко им овладевают. Это вызывает нежелательные стрессы. Исследования и опросы показывают, что примерно у 30% обучающихся на компьютере поднимается  давление, ухудшается сон, обостряются  болезни. Этому способствуют и не совсем комфортные условия в компьютерных классах /неправильная освещённость, скученность, шум и т.п./.

     Работа  на компьютере, связанная с обучением  тем или иным наукам, выполнением  тех или иных подчас весьма сложных  заданий, вызывает интерес примерно у 35-40% студентов /не имеются ввиду  компьютерные игры/. Около 35% считают  обучение с помощью компьютера "полезным" и "нужным". От 7 до 12%% считают работу на компьютере "тяжёлой" и "неэффективной".

     Если  рассматривать эти данные с учётом общей успеваемости студентов, то получается следующее. Предоставляемая компьютером  возможность более углублённого изучения какого-либо предмета определённую часть студентов не привлекает. Наоборот, она пугает и раздражает /как слишком  подробный и "учёный" учебник/. Слабые, плохо успевающие студенты избегают работать и осваивать учебные  программы на компьютерах. Средние  по уровню успеваемости не видят в  них никакой особой помехи. И весьма ценят возможности компьютерного  обучения отличники и личности с  разносторонними интересами.  

     образование компьютер дистанционный

 

     ЛИТЕРАТУРА 

1. Бабанский  Ю.К. Оптимизация процесса образования. М., 1977.

2. Батурин  Ю.М., Жодзишский А.М. Компьютеризация - путь к хаосу? // Интерфейс, № 1, 1991.

3. Болотов  В.А. О дистанционном образвании. // Информатика и образование, № 1, 1998.

4. Власова  Ю.Ю., Личностный аспект проблемы восприятия информации. // Информатика и образование, № 1, 1998.

5. Гиркин  И.В. Новые подходы к организации учебного процесса с использованием современных компьютерных технологий. // Информационные технологии № 6, 1998.

6. Илюшин  С.А., Собкин Б.Л. Персональные ЭВМ в учебном процессе. М.,1992.

7. Растригин Л. Компьютерное обучение и самообучение. // Информатика и образование, № 6, 1991.

     Размещено на Allbest.ru

Информация о работе Компьютеризация учебного процесса