Компьютеризация учебного процесса

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 15:21, контрольная работа

Краткое описание

К концу 20-го века роль знания во всем мире невероятно возросла. Уровень владения знанием, или, более обобщенно, информацией начинает определять политический и хозяйственный статус государств. А для успешной работы в таких условиях государствам нужны люди - высококвалифицированные специалисты, отвечающие самым высоким требованиям современности.

Файлы: 1 файл

Компьютеризация образовательного процесса.docx

— 49.17 Кб (Скачать)

     Обучение  на расстоянии относится к способу  доставки учебного материала (взаимодействия) в рамках заочного обучения, а учение на расстоянии – самостоятельной  работе при любой форме обучения. Пример успешного телеобучения. В  течение двух лет группа студентов  Московского института электронного машиностроения, не покидая Москвы, проходила подготовку для получения  дипломов магистров Университета штата  Нью-Йорк. В проекте, которым руководил  В.П. Кашицин (37-74), студенты получали учебные материалы от американских профессоров в виде книг и видеофильмов, а текущие задания и отчеты о проделанной работе передавались по электронной почте. Зачетные сессии проводились в режиме компьютерной видеоконференции (использовались студии ИКИ РАН), а дипломные работы защищались в режиме компьютерной видеоконференции в реальном масштабе времени. (Это первый успешный эксперимент такого рода в нашей стране).

     Как ни парадоксально, первенство в использовании современных  информационных технологий (и, прежде всего, компьютерных) в обучении постепенно начинает переходить к гуманитариям. Под “гуманитариями” подразумевается в первую очередь преподаватели высшей школы по дисциплинам гуманитарного цикла: история, философия, культурология и некоторые другие. Например, в МЭИ занятия по истории уже достаточно давно проводятся в мультимедийных классах ПЭВМ. Для подобных занятий сейчас имеется достаточно богатый выбор CD – дисков, в том числе, и по исторической тематике: среди них встречаются как чисто учебные, так и диски познавательного и энциклопедического характера. Например, в конце 1998 года фирма “Клио Софт” выпустила обучающий курс (компьютерный учебник) “История России в ХХ веке”: полная его версия включает 4 CD-диска. Сами авторы называют свой курс компьютерным учебником нового поколения. Действительно, возможности современных компьютерных технологий в нем очень активно используются (достаточно интенсивно): в курсе можно найти карты, фотографии, видеофрагменты, хронологию (timeline), терминологический словарь, имеется настройка уровней сложности, средства тестирования знаний и т.д. Известны CD-ROM-энциклопедии: "Династия Романовых", издательство "Коминфо", высококачественные электронные энциклопедии фирмы “Кирилл и Мефодий”, охватывающие такие темы, как шедевры музыки, живописи, архитектуры и т.д. В этом же ряду стоит и электронная версия энциклопедического словаря Брокгауза-Эфрона и другие материалы.

     В то же время до полномасштабного использования  возможностей другой “ветви” информационных технологий - очень активно - дело пока не дошло. Здесь сказывается и  пока недостаточные скорости передачи информации по вузовским каналам  связи, и большие затраты, требующиеся  на методическую проработку подобных занятий, и отсутствие у разработчиков  достаточных стимулов создавать  познавательные сайты на русском  языке и многое другое. Тем не менее, думается, Internet еще далеко не сказал своего последнего слова в  совершенствовании методической базы и технологий обучения, в том числе, и в области гуманитарных дисциплин. Рассмотрим, какие интересные и полезные для подготовки и проведения занятий материалы могли бы найти в Internet преподаватели гуманитарных дисциплин, например, историки.  

     7. Дистанционное обучение. Подходы к решению проблемы 

     Любые, а тем более коренные, прогрессивные  изменения в обществе непременно вызывают потребность совершенствования  существующих форм обучения, а также  появление совершенно новых форм обучения. Современные экономические  условия жизни практически в  любой стране на нашей планете  характеризуются потребностью значительной части студентов всех форм обучения (дневной, вечерней и заочной) сочетать учебу с работой. Кроме того, некоторая  часть населения, желающих получить высшее образование, лишена в той  или иной степени возможности  обучаться непосредственно в  вузе, который они выбрали для  получения необходимой им специальности.

     К категории таких людей относятся, в первую очередь, инвалиды. Не менее  актуальна эта проблема для служащих Вооруженных Сил, членов их семей  и др. людей, которые по семейным обстоятельствам или иным причинам не могут отлучаться от мест проживания. Их бы в значительной степени устроило обучение на дому или по месту работы.

     Данная  проблема тревожила умы ученых и  ранее. Более 7лет назад за рубежом  появилось "дистанционное обучение". Эта форма обучения в течение  нескольких последних лет поселилась на благодатной почве российских высших учебных заведений, несмотря, а быть может в связи с наитруднейшими экономическими условиями, в которых  оказались современные отечественные  вузы. Характерной особенностью данного  вида обучения (обучение на расстоянии) является то, что студенту предоставляется  возможность практически полностью  самостоятельно в индивидуальном темпе  получать необходимые ему знания в независимости от места расположения вуза. Посещение студентом учебного заведения, как правило, носит эпизодический характер и определяется потребностью выполнения тех функций, которые по тем или иным причинам не могут быть им осуществлены иначе. Необходимые учебно-методические материалы в печатной, видео-, аудио- и/или машиночитаемой форме, по желанию студента, выдаются ему на руки или пересылаются, например, с помощью электронной почты. Совершенно очевидно, что использование подобной формы обучения стало возможным, в первую очередь, благодаря современным достижениям научно-технического прогресса (в нашем случае - новые компьютерные технологии в образовании).

     В ряде ведущих вузов России активно  изучается зарубежный опыт в этой области и ведутся работы по его  адаптации для использования  в наших условиях. Однако первые опыты применения данного метода обнаружили значительные трудности  его реализации, которые связаны  в большей степени с отсутствием  необходимых финансовых средств. Потребность  в дополнительном финансировании связана  не только с необходимостью приобретать  дорогостоящие технические средства, но и с отсутствием соответствующих  учебно-методических материалов и учебников, которые следует использовать в  дистанционном обучении. На сегодняшний  день вузы культуры не заявили в  печатных органах о мероприятиях, которые они предпринимают или  разработках, которые они ведут  по организации этой формы обучения, являющейся не менее актуальны для  профиля их специальностей и специализаций.

     Более того, некоторые представители профессорско-преподавательского состава вузов культуры и искусства  России высказывают мнение, что такое  образование не может быть использовано, например, при обучении студентов  хореографии и т.п. Другие - считают, что организация тиражирования  необходимого для студентов количества учебно-методических материалов и является дистанционным обучением. Ни то, ни другое решение, по нашему мнению, не может  считаться справедливым. Во-первых, возможны различные варианты и при  обучении соответствующим видам искусств. Например, получение необходимых профессиональных навыков в специализированных организациях (студиях, коллективах и т.п.) вблизи от дома, выезд преподавателей к месту проживания студентов, образующих некоторую группу в каком-либо регионе страны, получение консультаций с помощью услуг телеконференций, учебные видеофильмы и т.п. Во-вторых, новые формы обучения, а тем более дистанционное обучение, требуют совершенно новых методов обучения и учебных пособий, например, электронных учебников с возможностью не выходя из конкретной компьютерной учебной программы получать необходимые справочные данные; выполнять рубежные и др. контрольные задания (компьютерные тесты); осуществлять самоконтроль (тренинг) пользуясь системой гипертекстовых связей и использовать собственную траекторию освоения знаниями в зависимости от выбранного типа обучения, специализации и квалификации и др.  

     8. Технолого-экономические аспекты проблемы дистанционного

     обучения 

     Отставание  России по количеству основного работоспособного населения в возрасте (25 - 60 лет), имеющего высшее образование усугубляется тяжелым  положением образования в России вообще и высшего образования - в  частности. Возросшее желание многих россиян наталкивается на ограниченные возможности вузов, а также различные  обстоятельства, не позволяющие им получить высшее образование в выбранном  ими вузе. Существующие в России формы вечернего и заочного обучения зачастую не оправдывают себя, так  как в большей степени из-за принятого в нашей стране характера  обучения, а также значительные трудности  с обеспечением студентов этих форм обучения необходимыми учебно-методическими  материалами и учебниками не могут  обеспечить высокий уровень обучения. Студенты дневной формы обучения зачастую вынуждены работать. В настоящее время многие вузы ведут дополнительный набор студентов на платной основе в большей мере для того, чтобы сохранить потенциал высококвалифицированных профессорско-преподавательских кадров и имеющуюся материально-техническую базу. Специалисты подсчитали, что дистанционное обучение по индивидуальному графику, в удобное время и самостоятельно выбираемые сроки и последовательность обучения по месту жительства на платной основе оказывается для студентов выгоднее, чем периодические выезды в вуз на сессии, пересылку по почте учебно-методических и др. учебных материалов и т.п. Да и деньги эти вкладываются в обеспечение собственного будущего или собственного дела, значит, есть основание полагать, что они будут потрачены с умом и не напрасно, а может быть, и сэкономлены за счет более интенсивного (в более короткие сроки) обучения.

     Кроме того, хорошо организованное дистанционное  обучение может быть не только более  эффективным, но и более комфортным для студента, а средства, получаемые за обучение студентов могут быть эффективно использованы на организацию качественного индивидуального обучения.

     Несомненно, данная форма обучения вызывает потребность  использования совершенной иных современных педагогических технологий. По нашему мнению, основное внимание при  создании таких технологий следует  обратить на выработку у обучаемых  навыков логического мышления, умения работать с различными видами информации, подготавливать и принимать соответствующие  решения. Это становится тем более  актуальным, что студент обучается  фактически индивидуально и ему  зачастую не с кем посоветоваться. В этой связи технология обучения должна учитывать возможность работы студентов в информационных телекоммуникационных сетях как самостоятельно, так  и в составе так называемых "виртуальных учебных групп".

     При этом студенты не только приобретают  необходимую им специальность, но и  получают широкий спектр практических навыков работы с современными компьютерными системами, средствами оргтехники и связи, различными источниками и формами информации. Проблема разработки учебно-методических материалов и учебников для дистанционного обучения. В настоящее время известно, по крайней мере, три способа подготовки учебно-методических материалов:

     традиционный;

     создание  электронных компьютерных учебников  и тестовых компьютерных программ по отдельным учебным дисциплинам;

     создание  полных электронных учебных материалов по всем учебным дисциплинам, образующих комплекс так называемый "электронный  факультет".

     Содержание  учебных материалов должно быть компактным, выражающим основную сущность проблемы, так как все увеличивающиеся  потоки информации требуют их оптимизации, а точнее минимизации, для комфортного  восприятия ее обучаемым, а также  уменьшения времени и расходов на ее передачу по линиям связи. В настоящее  время получил широкое распространение  объектно-ориентированный подход, используемый в информационных технологиях и, на наш взгляд, имеющий перспективы  при создании современных машиночитаемых учебных материалов. Все, названные  выше, предложения направлены на выработку  формы организации учебного материала.

     Очевидными  становятся проблемные лекции, а также  вводные, установочные и заключающие  курс. При этом обучение студентов  становится более индивидуальным и  большее значение приобретают также  консультации, зачеты, экзамены, курсовые и дипломные работы. Очевидным  является потребность вузов в  необходимом количестве компьютерных технических и программных средств, в освоении профессорско-преподавательским  составом современных компьютерных технологий вообще и обучения в частности, в соответствующей подготовке студентов  буквально с первого курса  обучения в вузе (знание основ компьютерной грамотности). Следующим этапом создания необходимых учебно-методических материалов является их корректировка на основе полученных результатов при их апробации.

     Продолжительность опытной эксплуатации не может быть менее одного года, хотя правильнее было бы ее осуществлять в течение 2-3 лет. Параллельно, начиная даже с  первого года создания учебно-методических материалов нового типа, может вестись  подготовка их компьютерных версий с  целью использования при всех формах обучения и ориентации на дистанционное  обучение. Этот процесс не менее  важен, а также не менее труден.  

     9. Опыт использования компьютерный технологий для обучения

     информатике незрячих детей 

     Современные информационные образовательные технологии могут быть использованы для предоставления образовательных услуг людям  с ограниченными возможностями, например, незрячим и слабовидящим. Следует отметить, что компьютерные технологии в данном случае рассматриваются  не только и не столько как предмет  изучения, но как новое средство расширения возможностей инвалидов  и их успешной реабилитации в современном  обществе.

     Подробнее остановимся на проблеме обучения незрячих детей с помощью компьютера. Перечислим программные средства и устройства, позволяющие реализовать процесс  обучения: принтер печати брайлевским  шрифтом, брайлевская строка, программные  и аппаратные синтезаторы речи. Одним  из таких синтезаторов является программный  русскоязычный синтезатор речи типа SDRV, который позволяет выводить речевые  сообщения посредством стандартного оборудования.

     Для незрячего программиста было бы весьма удобно, чтобы в процессе отладки  программы и ее дальнейшего использования  в нужные моменты времени подавались необходимые речевые сообщения. Важно также, чтобы средства, помогающие начинающему незрячему программисту научить свои программы "разговаривать", были удобными и простыми в освоении. Этими качествами обладает созданная специальная утилита, которая была успешно применена незрячим программистом в процессе разработки компьютерного учебника по информатике, основанного на учебном пособии . Использование этого учебника не требует от незрячего обучающегося специальных знаний в обращении с компьютером. Достаточно знать назначение некоторых клавиш на клавиатуре. Еще одним преимуществом является нетребовательность программы к машинным ресурсам.

Информация о работе Компьютеризация учебного процесса