Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 15:21, контрольная работа
К концу 20-го века роль знания во всем мире невероятно возросла. Уровень владения знанием, или, более обобщенно, информацией начинает определять политический и хозяйственный статус государств. А для успешной работы в таких условиях государствам нужны люди - высококвалифицированные специалисты, отвечающие самым высоким требованиям современности.
Обучение
на расстоянии относится к способу
доставки учебного материала (взаимодействия)
в рамках заочного обучения, а учение
на расстоянии – самостоятельной
работе при любой форме обучения.
Пример успешного телеобучения. В
течение двух лет группа студентов
Московского института
Как ни парадоксально, первенство в использовании современных информационных технологий (и, прежде всего, компьютерных) в обучении постепенно начинает переходить к гуманитариям. Под “гуманитариями” подразумевается в первую очередь преподаватели высшей школы по дисциплинам гуманитарного цикла: история, философия, культурология и некоторые другие. Например, в МЭИ занятия по истории уже достаточно давно проводятся в мультимедийных классах ПЭВМ. Для подобных занятий сейчас имеется достаточно богатый выбор CD – дисков, в том числе, и по исторической тематике: среди них встречаются как чисто учебные, так и диски познавательного и энциклопедического характера. Например, в конце 1998 года фирма “Клио Софт” выпустила обучающий курс (компьютерный учебник) “История России в ХХ веке”: полная его версия включает 4 CD-диска. Сами авторы называют свой курс компьютерным учебником нового поколения. Действительно, возможности современных компьютерных технологий в нем очень активно используются (достаточно интенсивно): в курсе можно найти карты, фотографии, видеофрагменты, хронологию (timeline), терминологический словарь, имеется настройка уровней сложности, средства тестирования знаний и т.д. Известны CD-ROM-энциклопедии: "Династия Романовых", издательство "Коминфо", высококачественные электронные энциклопедии фирмы “Кирилл и Мефодий”, охватывающие такие темы, как шедевры музыки, живописи, архитектуры и т.д. В этом же ряду стоит и электронная версия энциклопедического словаря Брокгауза-Эфрона и другие материалы.
В
то же время до полномасштабного использования
возможностей другой “ветви” информационных
технологий - очень активно - дело пока
не дошло. Здесь сказывается и
пока недостаточные скорости передачи
информации по вузовским каналам
связи, и большие затраты, требующиеся
на методическую проработку подобных
занятий, и отсутствие у разработчиков
достаточных стимулов создавать
познавательные сайты на русском
языке и многое другое. Тем не
менее, думается, Internet еще далеко не
сказал своего последнего слова в
совершенствовании методической базы
и технологий обучения, в том числе,
и в области гуманитарных дисциплин.
Рассмотрим, какие интересные и полезные
для подготовки и проведения занятий
материалы могли бы найти в Internet преподаватели
гуманитарных дисциплин, например, историки.
7.
Дистанционное обучение. Подходы к решению
проблемы
Любые, а тем более коренные, прогрессивные изменения в обществе непременно вызывают потребность совершенствования существующих форм обучения, а также появление совершенно новых форм обучения. Современные экономические условия жизни практически в любой стране на нашей планете характеризуются потребностью значительной части студентов всех форм обучения (дневной, вечерней и заочной) сочетать учебу с работой. Кроме того, некоторая часть населения, желающих получить высшее образование, лишена в той или иной степени возможности обучаться непосредственно в вузе, который они выбрали для получения необходимой им специальности.
К
категории таких людей
Данная
проблема тревожила умы ученых и
ранее. Более 7лет назад за рубежом
появилось "дистанционное обучение".
Эта форма обучения в течение
нескольких последних лет поселилась
на благодатной почве российских
высших учебных заведений, несмотря,
а быть может в связи с наитруднейшими
экономическими условиями, в которых
оказались современные
В
ряде ведущих вузов России активно
изучается зарубежный опыт в этой
области и ведутся работы по его
адаптации для использования
в наших условиях. Однако первые
опыты применения данного метода
обнаружили значительные трудности
его реализации, которые связаны
в большей степени с
Более
того, некоторые представители
8. Технолого-экономические аспекты проблемы дистанционного
обучения
Отставание России по количеству основного работоспособного населения в возрасте (25 - 60 лет), имеющего высшее образование усугубляется тяжелым положением образования в России вообще и высшего образования - в частности. Возросшее желание многих россиян наталкивается на ограниченные возможности вузов, а также различные обстоятельства, не позволяющие им получить высшее образование в выбранном ими вузе. Существующие в России формы вечернего и заочного обучения зачастую не оправдывают себя, так как в большей степени из-за принятого в нашей стране характера обучения, а также значительные трудности с обеспечением студентов этих форм обучения необходимыми учебно-методическими материалами и учебниками не могут обеспечить высокий уровень обучения. Студенты дневной формы обучения зачастую вынуждены работать. В настоящее время многие вузы ведут дополнительный набор студентов на платной основе в большей мере для того, чтобы сохранить потенциал высококвалифицированных профессорско-преподавательских кадров и имеющуюся материально-техническую базу. Специалисты подсчитали, что дистанционное обучение по индивидуальному графику, в удобное время и самостоятельно выбираемые сроки и последовательность обучения по месту жительства на платной основе оказывается для студентов выгоднее, чем периодические выезды в вуз на сессии, пересылку по почте учебно-методических и др. учебных материалов и т.п. Да и деньги эти вкладываются в обеспечение собственного будущего или собственного дела, значит, есть основание полагать, что они будут потрачены с умом и не напрасно, а может быть, и сэкономлены за счет более интенсивного (в более короткие сроки) обучения.
Кроме того, хорошо организованное дистанционное обучение может быть не только более эффективным, но и более комфортным для студента, а средства, получаемые за обучение студентов могут быть эффективно использованы на организацию качественного индивидуального обучения.
Несомненно, данная форма обучения вызывает потребность использования совершенной иных современных педагогических технологий. По нашему мнению, основное внимание при создании таких технологий следует обратить на выработку у обучаемых навыков логического мышления, умения работать с различными видами информации, подготавливать и принимать соответствующие решения. Это становится тем более актуальным, что студент обучается фактически индивидуально и ему зачастую не с кем посоветоваться. В этой связи технология обучения должна учитывать возможность работы студентов в информационных телекоммуникационных сетях как самостоятельно, так и в составе так называемых "виртуальных учебных групп".
При этом студенты не только приобретают необходимую им специальность, но и получают широкий спектр практических навыков работы с современными компьютерными системами, средствами оргтехники и связи, различными источниками и формами информации. Проблема разработки учебно-методических материалов и учебников для дистанционного обучения. В настоящее время известно, по крайней мере, три способа подготовки учебно-методических материалов:
традиционный;
создание электронных компьютерных учебников и тестовых компьютерных программ по отдельным учебным дисциплинам;
создание полных электронных учебных материалов по всем учебным дисциплинам, образующих комплекс так называемый "электронный факультет".
Содержание
учебных материалов должно быть компактным,
выражающим основную сущность проблемы,
так как все увеличивающиеся
потоки информации требуют их оптимизации,
а точнее минимизации, для комфортного
восприятия ее обучаемым, а также
уменьшения времени и расходов на
ее передачу по линиям связи. В настоящее
время получил широкое
Очевидными
становятся проблемные лекции, а также
вводные, установочные и заключающие
курс. При этом обучение студентов
становится более индивидуальным и
большее значение приобретают также
консультации, зачеты, экзамены, курсовые
и дипломные работы. Очевидным
является потребность вузов в
необходимом количестве компьютерных
технических и программных
Продолжительность
опытной эксплуатации не может быть
менее одного года, хотя правильнее
было бы ее осуществлять в течение 2-3
лет. Параллельно, начиная даже с
первого года создания учебно-методических
материалов нового типа, может вестись
подготовка их компьютерных версий с
целью использования при всех
формах обучения и ориентации на дистанционное
обучение. Этот процесс не менее
важен, а также не менее труден.
9. Опыт использования компьютерный технологий для обучения
информатике
незрячих детей
Современные информационные образовательные технологии могут быть использованы для предоставления образовательных услуг людям с ограниченными возможностями, например, незрячим и слабовидящим. Следует отметить, что компьютерные технологии в данном случае рассматриваются не только и не столько как предмет изучения, но как новое средство расширения возможностей инвалидов и их успешной реабилитации в современном обществе.
Подробнее
остановимся на проблеме обучения незрячих
детей с помощью компьютера. Перечислим
программные средства и устройства,
позволяющие реализовать
Для незрячего программиста было бы весьма удобно, чтобы в процессе отладки программы и ее дальнейшего использования в нужные моменты времени подавались необходимые речевые сообщения. Важно также, чтобы средства, помогающие начинающему незрячему программисту научить свои программы "разговаривать", были удобными и простыми в освоении. Этими качествами обладает созданная специальная утилита, которая была успешно применена незрячим программистом в процессе разработки компьютерного учебника по информатике, основанного на учебном пособии . Использование этого учебника не требует от незрячего обучающегося специальных знаний в обращении с компьютером. Достаточно знать назначение некоторых клавиш на клавиатуре. Еще одним преимуществом является нетребовательность программы к машинным ресурсам.