Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 14:28, курсовая работа
Цель исследования - обосновать существование компьютеризации обучения как реальной проблемы образования. Выявить эволюционирующее значение компьютерных технологий, возможные направления вызванных ими эволюционных процессов и педагогическую значимость предполагаемых изменений в учебном процессе.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….…….4
1.Использование компьютерной техники в учебном процессе…………...6
1.Проблемы компьютеризации учебного процесса …………………...6
2.Современное состояние практической компьютеризации процесса обучения………………………………………………………………...8
3. Психолого-педагогические проблемы процесса обучения………...11
2.Использование ИКТ в обучение младших классов……………………………………………………………………..14
1.Структура учебного процесса в младших классах………………….15
2.Аудиовизуальные и технические средства………………………….17
3.Информатика в начальных классах……………………………………....20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..…24
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ....................................................26
Психолого-педагогические проблемы компьютерного обучения не должны рассматриваться в отрыве от социально-исторического контекста, от актуальных задач, которые поставил перед наукой новый этап научно технического прогресса. Быстрое развитие компьютерной техники и широкое ее применение в различных сферах привели к появлению новой области психологической науки – психологии компьютеризации. Ее предмет – порождение, функционирование и структура психологического отражения в процессе деятельности, связанной с содержанием и использованием компьютерной техники и ее программного обеспечения. Роль компьютера в учебном процессе абсолютизируется, подчас высказывается мнение, что компьютер может полностью заменить учителя, и что это ведет к полному отмиранию традиционных форм организации обучения и даже самой школы (альтернативный вариант - заочное обучение с помощью компьютера); имеющиеся учебные программы нередко реализуют опорные с научной точки зрения представления о процессе обучения; основное внимание уделяется демонстрации возможностей компьютера, тиражированию программ, расширению сервисных возможностей, снижению стоимости ПК и т. д. Проблемы компьютеризации обучения можно рассмотреть со стороны объективных и субъективных факторов. Объективные факторы.
К этой группе проблем можно отнести:
Несомненно, перечисленные проблемы оказывают различное влияние на разных людей в зависимости от их индивидуально-физиологических и личностных качеств. Учет этих качеств осложняется тем, что многие аспекты работы человека с ПК не получили достаточного научного рассмотрения. Так, психология не проводила специальных исследований по восприятию специфических экранных цветов, имеющих, в силу устройства монитора, сильное внутренне свечение. Получаемые при этом яркость красок и богатство цветовой палитры во многих случаях превосходят такие же показатели реальных красок на бумаге или холсте, однако, так ли это хорошо? Каким образом это отражается на физиологии зрительного восприятия и эстетических реакциях, нам фактически еще не известно. Одной из немаловажных для работы с ПК психологических проблем является проблема возрастов. Дело в том, что чаще всего люди старшего поколения более осторожно относятся к процессу компьютеризации, нежели молодежь. Это можно объяснить тем, что у взрослых людей к определенному возрасту формируются привычные методы и формы работы, которые они не захотят, а часто - и не могут кардинально менять (что неизбежно случиться при компьютеризации их работы). Научные проблемы психологического порядка, как правило, тесно переплетаются с общепедагогическими, образуя достаточно четко сформированные группы.
Первая группа психолого-педагогических проблем связана с разработкой теоретических основ обучения: Необходимость решения теоретических вопросов не всеми осознается; нередко в основе обучающих программ лежит личный опыт преподавателя, интуитивные представления и эвристические принципы, которые оказываются малоэффективными. Однако анализ общего состояния вопроса показывает, что существует настоятельная необходимость именно в разработке научной теории образования. Эмпирический путь внедрения компьютера в практику школы должен быть, наконец, отвергнут как неэффективный. Важно не только привлекать к составлению таких программ преподавателей-предметников, методистов, педагогов и психологов, но и вооружить их действенной теорией. Т. е. необходимо не только усвоение уже известного в области компьютерного обучения, но и исследование фундаментальных проблем, получение новых знаний, связанных со спецификой психологических механизмов учения, обучающих воздействий, структуры способа управления учебной деятельностью в условиях компьютеризации [13].
Вторая группа проблем связана с разработкой технологий компьютерного обучения, т. е. средств, которые связывали бы психологические и педагогические теории с практикой обучения, позволяли бы эффективно использовать их при решении конкретных педагогических задач. Все проблемы должны решаться с учетом и во взаимосвязи с другими группами проблем – психолого-физиологическими, эргономическими, санитарно-гигиеническими и другими.
Последние технические достижения часто находили применение в учебном процессе, и ПК в этом смысле не является исключением. Уже первые опыты применения ПК в учебном процессе показали, что использование вычислительной техники позволяет существенно повысить эффективность процесса обучения, улучшить учет и оценку знаний, обеспечить возможность индивидуальной помощи преподавателя каждому учащемуся в решении отдельных задач, облегчить создание и постановку новых курсов. ПК является мощным средством для обработки информации, представляемой в виде слов, чисел, изображений, звуков и т. п. Наряду с другими известными инструментами ПК расширяют человеческие возможности. Однако в отличие, например, "от молотка, расширяющего физические возможности, или телефона, расширяющего возможности органов чувств, ПК расширяет умственные возможности человека" [7]. Главной особенностью ПК как инструмента является возможность его настройки (программирования) на выполнение различного рода работ, связанных с получением и переработки информации. Применение вычислительной техники в учебном процессе открывает новые пути в развитии навыков мышления и умения решать сложные проблемы, предоставляет принципиально новые возможности для активизации обучения. Персональный компьютер позволяет сделать аудиторные и самостоятельные занятия более интересными, динамичными и убедительными, а огромный поток изучаемой информации легко доступным. Главными преимуществами ПК перед другими техническими средствами обучения являются гибкость, возможность настройки на разные методы и алгоритмы обучения, а также индивидуальной реакции на действия каждого отдельного обучающего. Применение ЭВМ дает возможность сделать процесс обучения более активным, придать ему характер исследования и поиска. В отличие от учебников, телевидения и кинофильмов ПК обеспечивает возможность немедленного отклика на действия обучаемого, повторения, разъяснения материала для более слабых, перехода к более сложному и сверхсложному материалу для наиболее подготовленных [3]. При этом легко и естественно реализуется обучение в индивидуальном темпе. В литературе очень часто сравниваются книга и ПК как источники информации.
От
преподавателей ПК выгодно отличают
абсолютная объективность в оценке
знаний, а также то, что машины
не раздражаются, не подвержены влиянию
настроения и самочувствия, не испытывает
разочарования со слабыми учениками.
Вместе с тем следует помнить, что ПК никогда
НЕ ЗАМЕНЯТ преподавателя, но могут быть
чрезвычайно полезными его помощниками.
С использованием КОП, с одной стороны,
обучаемые получают возможность работать
в своем собственном ритме в соответствии
со своим уровнем подготовки. Это оказывает
положительное влияние на процесс обучения,
т. к. обучаемый получает большую свободу
в выборе решений, в ходе процесса обучения
присутствует элемент соревнования с
ПК и т. д. С другой стороны, такая индивидуализация
обучения накладывает свой отпечаток
на работу преподавателя [9]. Преподаватель
рискует оказаться либо в роли "челнока",
снующего между обучаемыми, либо в роли
"столпа Вселенной", к которому обучаемые
должны ходить по одному или небольшими
группами (23-5). При любом из этих вариантов
преподаватель лишен возможности активно
влиять на процесс обучения и реально
оценивать уровень подготовки обучаемых,
т. к. он не имеет возможности контролировать
в динамике протекание процесса обучения
хотя бы у большинства. Отсюда возникает
проблема организации учебного процесса,
которая облегчила бы взаимодействие
преподавателя с обучаемыми без снижения
эффективности процесса обучения.
В большинстве публикаций авторы рекомендуют разбить учебный процесс в компьютерных классах на 2 этапа:
На первом этапе главным действующим лицом является преподаватель. Традиционными инструментами в процессе передачи знаний являются доска и мел. Скорость передачи невысока. В этом случае хорошим решением является применение демонстрационного оборудования. Это может быть привычное проекционное устройство для работы со слайдами или прозрачными пленками, а также устройства, которые позволяют либо проецировать изображение с компьютера на экран, либо выводить изображение с компьютера на телевизор с большей диагональю. Такое оборудование позволяет не только наглядно объяснить теорию, но и показать практическое ее воплощение в виде обучающей компьютерной программы, что влечет за собой увеличение скорости информационного потока в системе "преподаватель - обучаемый" и существенное повышение прочности усвоения.
На втором этапе преподавателю отводится роль НАБЛЮДАТЕЛЯ и КОНСУЛЬТАНТА. Преподаватель может со своего компьютера наблюдать за ходом работы обучаемых. Он может просматривать и, при необходимости оперативного вмешательства, может со своего ПК эмулировать (воспроизводить) управление клавиатурой и мышью обучаемого. Во время работы обе стороны могут обмениваться друг с другом сообщениями, а при наличии средств мультимедиа, таких, как видеокамера, микрофон и наушники - вести живой диалог. И, наконец, еще один момент, наиболее трудный и тревожный в психологическом плане – контроль.
Контроль в компьютерных системах обучения обычно складывается из проверок трех уровней:
Эффективность
реализации контролирующей функции
во многом связана с формой ввода
и анализа ответов, т. е. с формами организации
диалога. Качество контроля во многом
зависит и от возможности диагностирования
причин ошибок. При этом преподавателю
во многом может помочь рациональное структурирование
материала. Корректирующая функция реализуется
с помощью быстрой обратной связи между
обучаемым и обучающей системой (преподаватель
+ ПК). Корректирующая информация для обучаемого
должна подбираться таким образом, чтобы
заинтересовать его в дальнейшем обучении,
дать почувствовать ему, что преподаватель
и ЭВМ понимают каждое его действие и являются
его надежными помощниками в процессе
обучения [10]. Особую роль при этом играет
пояснение. Оно является поощрением за
правильный ответ, помощью и подсказкой
при типовой ошибке или неопознанном ответе,
указанием-инструкцией в случае грубой
ошибки. Изучение особенностей использования
ИКТ при обучении школьников должно включать
знакомство с разными аспектами проникновения
информационных технологий в сферу общего
среднего образования. В частности, необходимо
детальное рассмотрение используемых
в школьном образовании технических средств
информатизации, программных средств,
их содержательного наполнения. Первые
из них - технические средства информатизации
образования не возникли в одночасье.
Появлению средств информатизации, основанных
на использовании компьютерной техники,
предшествовало бурное развитие различных
некомпьютерных устройств, которые принято
называть техническими и аудиовизуальными
средствами обучения. На протяжении многих
лет к техническим средствам обучения
относили и саму аппаратуру, такую как
различные диапроекторы и фонографы, графо
проекторы и электрофоны, кинопроекторы
и телевизоры, магнитофоны и CD-плееры,
а также специально созданные дидактические
материалы и пособия, такие как диафильмы,
диапозитивные серии, пластинки, кассеты
и компакт диски. Именно эти средства обучения
на разных этапах развития системы образования
являлись основными инструментами повышения
эффективности хранения, обработки, передачи
и представления учебной информации. В
отсутствие компьютерной техники они
играли роль средств информационных и
коммуникационных технологий. Более ста
лет назад, известный американский изобретатель
Т.А. Эдисон, после изобретения первого
звукозаписывающего устройства - фонографа,
заявил, что с появлением возможностей
записи, хранения и воспроизведения звука
решены все проблемы образования. Однако
и сегодня, очевидно, что не все подобные
проблемы решены полностью [11]. В разные
годы в школьное образование проникали
разнообразные средства, появление которых
поднимало на качественно новый уровень
информационное обеспечение системы обучения,
что всякий раз положительно сказывалось
на эффективности подготовки специалистов.
В настоящее время в школах можно встретить:
Информация о работе Использование компьютерной техники в учебном процессе