Использование компьютерной техники в учебном процессе

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 14:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - обосновать существование компьютеризации обучения как реальной проблемы образования. Выявить эволюционирующее значение компьютерных технологий, возможные направления вызванных ими эволюционных процессов и педагогическую значимость предполагаемых изменений в учебном процессе.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….…….4
1.Использование компьютерной техники в учебном процессе…………...6
1.Проблемы компьютеризации учебного процесса …………………...6
2.Современное состояние практической компьютеризации процесса обучения………………………………………………………………...8
3. Психолого-педагогические проблемы процесса обучения………...11
2.Использование ИКТ в обучение младших классов……………………………………………………………………..14
1.Структура учебного процесса в младших классах………………….15
2.Аудиовизуальные и технические средства………………………….17
3.Информатика в начальных классах……………………………………....20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..…24

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ....................................................26

Файлы: 1 файл

ОРИГИНАЛ КУРСОВОЙ.doc

— 170.00 Кб (Скачать)

     Корректное  определение средств ИКТ и  средств информатизации образования  представляет собой существенную проблему. На первый взгляд, логичнее было бы к средствам информатизации образования отнести любые средства и инструменты, имеющие отношения к обработке и представлению информации, используемой в образовании. При таком подходе к средствам информатизации образования помимо компьютеров и программного обеспечения будут относиться и обычная книга, и магнитофон, и диапроектор. Такое определение средств информатизации образования имеет полное право на существование. Но, вместе с тем, универсальность компьютера делает нецелесообразным дальнейшее проникновение всех отмеченных некомпьютерных средств в образование, за исключением книги. Кроме того, большинство перечисленных выше технических средств информатизации теряют актуальность. Сегодня по понятным причинам уже практически невозможно найти современный учебный диафильм или пластинку для электрофона. В связи с этим становится оправданным отнесение к средствам ИКТ и информатизации образования только компьютерных средств обработки и представления информации. Практическое осуществление информатизации образования в этом случае приведет к расширению использования в образовании новейших информационных и коммуникационных технологий. Именно поэтому в настоящем электронном издании под средствами информатизации образования понимается компьютерное аппаратное и программное обеспечение, а также их содержательное наполнение, используемые для достижения целей информатизации образования.

 

    1. Информатика в начальных классах
 

       «В СОДЕРЖАНИИ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ» для начальных классов в частности, касающейся информатики, имеются требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу.

     В результате изучения данного учебного модуля предмета Технологии ученик должен знать/понимать:

  • роль трудовой деятельности в жизни человека;
  • распространенные виды профессий связанные с технологией (с учетом региональных особенностей);
  • воздействие технологической деятельности человека на окружающую среду, а так же здоровье человека;
  • область применения и назначение технических устройств (в том числе компьютеров);
  • основные источники информации;
  • назначение основных устройств компьютера;
  • правила безопасности при работе с техническими устройствами и машинами (в том числе с компьютером);
  • уметь выполнять инструкции при решении учебных задач;
  • организовывать и планировать собственную трудовую деятельность, осуществлять контроль за ее ходом и результатами;
  • получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на бумажных и электронных носителях);
  • изготавливать изделия из доступных материалов по образцу, используя рисунки, сборные схемы, эскизы, чертежи; выбирать материалы учитывая свойства по внешним признакам;
  • соблюдать последовательность операций при изготовлении и сборке изделия;
  • создавать модели элементарных объектов из деталей конструктора и различных доступных материалов;
  • выполнять декоративное оформление и отделку изделий;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • - выполнения домашнего труда (самообслуживание, мелкий ремонт одежды и предметов быта и др.);
  • - соблюдения правил безопасности при работе с
  • материалами, инструментами, бытовой техникой; средствами
  • информационных и коммуникационных технологий;
  • - создания различных изделий из доступных материалов по собственному замыслу;
  • - сотрудничество в процессе совместной работы;
  • - умение решения учебных и практических задач с использованием возможностей
  • компьютера;
  • - поиска необходимой информации с использованием простейших запросов;
  • - преобразования и создания простых информационных объектов на компьютере.

     Цели  обучения информатике в начальных  классах: формирование первоначальных представлений о свойствах информации, ее обработки использовании и  преобразовании, способах работы с ней, в частности, с использованием компьютерных технологий.

Задачи  обучения информатике в начальной школе:

  • Ознакомление с основными свойствами информации, обучение приемам организации информации и планирования деятельности, в частности учебной, при решении задач;
  • дать первоначальное представление о компьютере, его устройстве и современных информационных и коммуникационных технологиях;
  • дать представления о современном информационном обществе, информационной безопасности личности и государства [13].

     Примерное содержание курса информатики в  начальном обучении: Основные понятия информатики. Информация и ее свойства: смысл, описание, оценка. Роль человека в преобразовании, использовании и создании новой информации. Обработка, передача, хранение информации с помощью технических устройств в том числе компьютера. Виды информации: текст, число, изображение, звук. Способы организации информации: таблицы, схемы, каталоги, слайды, презентации и др. Организация деятельности человека по преобразовании информации. Понятие об алгоритме. Свойства алгоритма. Исполнитель алгоритма. Команды. Предписания. Примеры алгоритмов. Первоначальные представления о компьютере, информационных и коммуникационных технологиях. Компьютер в качестве исполнителя алгоритма. Основные устройства компьютера и их функции. Организация и обработка информации в компьютере. Основные команды, понимаемые и используемые компьютером. Преобразование различных видов информации: числовой, текстовой, графической и звуковой при помощи компьютера. Хранение и передача информации с помощью компьютера. Компьютерные сети. Глобальные сети интернет. Использование сетей для получения информации. Роль информации в жизни общества и человека. Понятие об информационной деятельности человека. Организация общественно-значимой для человека информации. Нравственно-этические нормы работы с информацией. Понятие об информационной безопасности личности и государства. Практика в содержании предмета информатики формируется из задач по информатике с предметным содержанием (без-компьютерная составляющая обучения) и решения компьютерных практических заданий. Для этого требуется обеспечить доступ к средствам информационных технологий всех школьников в соответствии с уровнем оснащения школы. Формы организации обучения в школе. Обучение информатике и информационным технологиям можно осуществлять несколькими вариантами силами преподавателей начальных классов. 1-й вариант. Без-компьютерное изучение информатики в рамках 1 урока с включением в содержание программы использования таких предметов как: математика, риторика, рисование, труд, музыка, окружающий мир. Обучение проводится учителем без деления класса на группы.. 2-й вариант. Создание компьютерной поддержки предмета "Информатика" в рамках одного урока без деления на группы. В данном случае необходимо учитывать: наличие компьютеров в начальной школе (компьютер с CD-ROM устройством, аудиосистемой (колонки) и дополнительно - медиа проектор с настенным экраном или телевизором с большим экраном, подключенным к компьютеру), электронных средств обучения и готовность преподавателей начальной школы к применению компьютера на уроках информатики. Один компьютер в кабинете можно использовать как "электронная" доска, то есть использоваться во время вызова к нему учащихся для выполнения заданий или команд, предусмотренных учебной программой. Для этого желательно подключение компьютера к проектору или телевизору с большим экраном для удобства работы с классом. 3-й вариант. Урок информатики с делением на группы в кабинете информатики школы в рамках 1 урока. Этот способ возможен, если имеется достаточная материальная база (компьютерный класс, компьютерные программы), готовность учителя к преподаванию предмета Информатики обозначим, что использование компьютерной техникой на каждом уроке информатики как в начальной школе, так же как в среднем и старшем звене обучения необязательно. Поэтому даже при наличии только одного компьютерного класса в школе можно его использовать и для обучения информатики, и для использования при обучении других предметов. При наличии компьютерной техники в обучении информатике необходимо соблюдать технику безопасности, требования к оборудованию кабинета вычислительной техникой, санитарные нормы организации труда детей за компьютером [14]. Работу за компьютером необходимо заканчивать специальными профилактическими упражнениями для зрения (1 мин) и осанки (1-2 мин).

     Примерный тематический перечень электронных  средств учебного назначения:

     Рекомендуется при компьютерной поддержке использовать электронные средства учебного назначения.

     •Компьютерные азбуки и буквари для ознакомления и облегчения работы с текстом 

     •Клавиатурные тренажеры с обычной скоростью  работы

     •Компьютерные раскраски и геометрические конструкторы

     •Компьютерные лабиринты для управления объектом

     •Компьютерные мозаики

     •Логические игры на компьютере

     •Компьютерные энциклопедии, путешествия

     •Компьютерные топологические схемы (района, метро)

     •Компьютерные учебники с иллюстрациями и заданиями (по технике безопасности, правилам движения), удовлетворяющие возможности  использования фрагментами по 5 минут  с дальнейшим обучением

     •Компьютерные вычислительные игровые и алгоритмические Среды

     •Компьютерные синтезаторы звука

     •Игры-кроссворды и азбуки на компьютере на иностранных  языках

     •Компьютерные среды управления исполнителем.

     Основные  правила поведения учащихся в  компьютерном классе:

     Входить, выходит, передвигаться по классу можно только с разрешения учителя.

     необходимо  занимать только то рабочее место, которое  закреплено учителем за обучающимся.

     Включать  или выключать компьютер и  подключенные к нему устройства, подключение  съемных носителей и компакт-дисков учащимся без разрешения преподавателя не разрешается.

     Подключение к работе компакт-дисков учебного назначения осуществляется учителем или лаборантом.

     преподавателю необходимо соблюдать рекомендаций по организации учебной деятельности учащихся на занятиях по информатике.  В целях экономии времени материалы по организации обучения, размещенные в Интернете, могут быть заранее приготовлены и использованы преподавателем на уроке. Урок необходимо начинать с организационной минутки, напоминая детям правила поведения в кабинете в целях безопасности [15].

     Оборудование  компьютерного рабочего места должно соответствовать стандартам, санитарным нормам и правилам. рекомендации по организации рабочего места ученика  отражены в приложении.

     Расстановка компьютерных столов должна свершаться так, чтобы все токоведущие части устройств и разъемы были со стороны стены помещения.

     Для предотвращения травматизма детей  электропроводка должна быть оборудована  специальными коробами, розетки должны располагаться за вертикальной стенкой  компьютерного стола

     Необходимо  чтобы кабинет был оборудован устройством отключения электропитания.

     Оставлять детей в компьютерном классе без  учителя строго запрещено.

     Уроки в компьютерном кабинете рекомендуется  проводить совместно с лаборантом.

 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Компьютеризация нынешнего общества и образования характеризуется модернизацией и распространением новых информационных технологий, которые в свою очередь  используются при взаимодействии ученика и преподавателя. К одним из существенных недостатков в развитии педагогов начальных классов является их недостаточный профессионализм в неких вопросах можно сказать безграмотность в использовании инновационных технологиях. Во-первых, от этого непрофессионализма снижается эффективность обучаемости младших классов. Поэтому учитель обязан  овладеть знаниями в области инновационных технологий, но и быть высококвалифицированным специалистом в применении их в своем профиле образовательной деятельности. Чтобы, достичь данный уровень необходимо уделить огромнейшее внимание в подготовке и переподготовки  учителей на курсах повышения квалификации. Особо важно донести до в данный момент работающих педагогов, то что информатизация  образования пытается  добиться двух особо важных целей: Первая заключается в том что необходимо повысить эффективность во всех видах образовательной деятельности на основе эксплуатировании новейших информационных и коммуникативных технологий. Вторая в совершенствовании способов и качества подготовки современных специалистов, и внушения им новых типов мышления соответствующим современному обществу. При помощи средств и методов информатизации специалист научиться находить ответы на вопросы о том, какие есть  информационные ресурсы, как их найти, каким образом к ним можно получить доступ, и каким образом их можно использовать в целях повышения своего профессионализма.  В данной работе мы попытались обобщить работу по информатизации школы и сделать выводы по обоснованному и эффективному использованию средств ИКТ в обучении школьников. В работе рассмотрены общие вопросы информатизации образования, целесообразность и эффективность использования средств информатизации, технические аспекты их функционирования. При введении новых информационных технологий в начальную школу необходимо, на наш взгляд, поставить следующие задачи: 1. Ознакомление учителей с положительными и отрицательными аспектами использования информационных и коммуникационных технологий в начальном и общем среднем образовании;

2. Формирование  представления о роли и месте  информатизации образования в информационном обществе;

3. Формирование  представления о видовом составе  и областях эффективного применения  средств ИКТ;

4. Формирование  представления о видовом составе  и областях эффективного применения  в сфере начального образования  технологий создания, обработки, представления, хранения и передачи информации;

5. Ознакомление  с общими методами информатизации, адекватными потребностям учебного  процесса, контроля и измерения  результатов обучения, вне учебной, научно-исследовательской и организационно-управленческой деятельности учебных заведений системы общего среднего образования;

6. Формирование  знаний о требованиях, предъявляемых  к средствам ИКТ; 

7. Выработка  у педагогов устойчивой мотивации  к участию в формировании и  внедрении информационной образовательной среды;

8. Обучение  формирующемуся языку информатизации  образования; 

9. Предоставление  учителям дополнительной возможности  пояснить школьникам роль и  место информационных технологий  в современном мире; 10. Выравнивание  возможностей разных педагогов в области использования средств ИКТ в своей профессиональной деятельности.

Необходимо  так же обратить внимание учителей начальной школы на то, что все  применяемые образовательные электронные  издания и ресурсы должны быть рекомендованы к использованию  на основании результатов комплексной экспертизы и утверждены Министерством образования РК. При этом если такая экспертиза не была проведена на государственном уровне, педагог всегда имеет возможность самостоятельно сопоставить основные показатели качества используемого средства ИКТ с основными требованиями.

     С каждым годом развивается образовательный  сегмент глобальных телекоммуникационных сетей. В нем появляется все больше образовательных электронных ресурсов. И каждый педагог в своей профессиональной деятельности, так или иначе, может столкнуться с разработкой небольших авторских или даже солидных профессиональных образовательных электронных изданий и ресурсов.

 

      СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

Информация о работе Использование компьютерной техники в учебном процессе