Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2015 в 17:11, лекция
Краткое описание
Василий Никитич Татищев (1686-1750 гг.) знаменитый естествознавец и историк обосновал российский абсолютизм в труде «История Российская». В связи с событиями, сопровождавшими восшествие на престол императрицы Анны Иоанновны, Татищев составил записку «Произвольное согласие рассуждение и мнение собравшегося шляхетства русского о правлении государственном». В ней он выступил против притязаний Верховного тайного совета на власть и обосновал самодержавное правление.
Судопроизводство : наказание
только по суду, каждый судится с себе
равными гражданами. Организация правосудия
в виде земских судов, избираемых гражданами.
Виды судов: духовные, гражданские, военные,
совестные. Хорошо отзывался о судах присяжных
в Англии.
Международные отношения : против
агрессивных войн, идея равноправия всех
народов.
За
"Оду вольности" и "Путешествие
..." был приговорен к смерти, но заменили
на 10 лет ссылки в Усть-Илимск. Александр
1 вернул его в Петербург и пригласил в
комиссию по составлению законов. Покончил
жизнь самоубийством
52.Политико-правовая теория Г. Гроция
(конец 16- нач. 17 в)
Начинает активно развиваться
международная торговля и международные
права. Сталкиваются правовые системы
различных Го.
Встает проблема в обосновании
универсальных принципов права, которые
могут стать основой международного права.
Для реализации этой задачи – обращается
к идее естественного права – это совокупность
идеальных норм, которые должны служить
прообразом всякого законодательства.
Законы естественного права
коренятся в природе человеческого разума
и являются такими же вечными как разум.
Гроций делит право на:
Естественное
Воле установленное
а) божественное
б) человеческое: внутригосударственное
право и человеческое право в широком
смысле слова (международное право).
53.Учение Демокрита о государстве
и праве
Божественный закон, определяющий
мировой порядок.
Человеческий закон, явл. результатом деятельности граждан полиса.
Одним из первых политич. идей
высказал Демокрит. Он считал, что общество
возникает из природного состояния. Хотя
полис (город-государство) явл. искусственным,
социальным, он связан с естественной
необходимостью и справедливостью. Несправедливо
все то, что противоречит природе. Го существует
для всеобщего блага и справедливости.
54.Учение Дж. Локка о государстве
и праве.
Д. Локк – разрабатывает свою
модель теории (либеральная). Человек не
добр и не зол, он явл. разумным, рациональным
существом, поэтому в естеств. состоянии
нет войны против всех. Собственность
возникает в естеств. состоянии ч-ка, имеет
трудовое происхождение.
Го необходимо как арбитр, способный
разрешать споры и конфликты м/у людьми.
С целью надежного обеспечения
естеств. прав защиты личности, собственности
люди соглашаются учредить Го., но они
отдают ему не все свои права. Право на
жизнь и на собственность ч-к не отчуждает
никому.
Гражданский закон является
обязательным для всех (подданных и власти).
Локк разделяет полномочия
Го на 3 ветви власти: законодательную,
исполнительную и федеральную.
Народ имеет право на протест
против власти, если она нарушает законы.
Следовательно, суверенитет народа выше
суверенитета власти.
55. Учение о праве и государстве Иммануила
Канта
Основные работы – «Критика чистого разума»,
«Критика практического разума».
Главный закон существования
людей - категорический императив. Разум
берет свое начало не в индивиде, а в человеческом
роде. Источник нравственности и прав
- в практическом разуме, свободной воле
людей.
Право опирается на принуждение,
силу и на законодательную базу.
сами. Если право господствует
над моралью, общество антагонистично.
Изначально человеку присущи
свобода морального выбора. До возникновения
Го индивид приобретает субъективные
естественные права. Только при поддержке
Го они преобразуются в публичные.
Государство - соединение людей в рамках
законов.
Главный признак государственности
– верховенство закона. Всякое государство
должно базироваться на принципах правопорядка
и народного суверенитета.
56.Учение Т. Кампанеллы об идеальном
государстве в «Городе солнца»
Изложил свои взгляды в произведении
«Город солнца». Он рисует образ общества
без частной собственности. Здесь каждый
работает в соответствии со своими природными
задатками, труд также в почете. Забота
по воспитанию и образованию в городе
солнца связаны с производительным трудом.
Город солнца - совершенное государство.
В нем господствуют философы-священники
во главе с Метафизиком. Это - подчеркнуто
социально однородное общество. Оно исповедует
простую и рационализированную религию
и ведет общинный образ жизни. В нем отсутствуют
частная собственность и семья. Детей
воспитывает государство. Обязательный
четырехчасовой труд.
Хозяйственной единицей в городе
солнца является не семья, а мастерская
или бригада. Возражает против применения
рабского труда.
Все носят одинаковую одежду,
одинаково питаются, одновременно начинают
и завершают работу и т. д.
57. Учение Фомы Аквинского о государстве
и праве
Отрицал идею превосходства
духовной власти над светской и идею неподчинения
духовенства и монашества.
В государстве есть разные«чины»,
каждый из которых занят полезным для
общества делом. Священство — это чин
есть в народе, а не иное Го, поэтому оно
подчинено Го так же, как и все остальные.
Был сторонником реформы православной
церкви - упразднение патриаршества и
подчинению православной церкви царю
с помощью учреждения Духовной коллегии,
а затем Синода.
Происхождение государств.
- договорная теории. Прокопович различал:
—> состояние первоначальной
природной вольности людей.
—> государственное состояние,
которое обеспечивает людям мир и общее
благо, люди перешли не без смотрения Божия,
заключив соглашение об отказе от всех
своих прав в пользу суверена.
Формы правления государства.
Считал, что формы правления государства
зависят не только от народного соглашения
и воли Бога, но и от размера территории
Го. Лучшей формой правления Го считал
монархию.
Различал два вида монархий:
наследственную
выборную.
Выборная монархия плоха тем,
что во время выборов нового монарха могут
возникнуть смуты.
Недостаток наследственной
монархии - наследник по закону может оказаться
недостойным престола, т.е. «негодным»,
«неискусным», «ленивым».
Лучшей формой правления - наследственная
монархия.
58. Политико-правовое учение Ф. Прокоповича
Отрицал идею превосходства
духовной власти над светской и идею неподчинения
духовенства и монашества.
В государстве есть разные«чины»,
каждый из которых занят полезным для
общества делом. Священство — это чин
есть в народе, а не иное Го, поэтому оно
подчинено Го так же, как и все остальные.
Был сторонником реформы православной
церкви - упразднение патриаршества и
подчинению православной церкви царю
с помощью учреждения Духовной коллегии,
а затем Синода.
Происхождение государств.
- договорная теории. Прокопович различал:
—> состояние первоначальной
природной вольности людей.
—> государственное состояние,
которое обеспечивает людям мир и общее
благо, люди перешли не без смотрения Божия,
заключив соглашение об отказе от всех
своих прав в пользу суверена.
Формы правления государства.
Считал, что формы правления государства
зависят не только от народного соглашения
и воли Бога, но и от размера территории
Го. Лучшей формой правления Го считал
монархию.
Различал два вида монархий:
наследственную
выборную.
Выборная монархия плоха тем,
что во время выборов нового монарха могут
возникнуть смуты.
Недостаток наследственной
монархии - наследник по закону может оказаться
недостойным престола, т.е. «негодным»,
«неискусным», «ленивым».
Лучшей формой правления - наследственная
монархия.
59.Этико-правовая доктрина конфуцианства
Конфуций исследует взаимоотношение
человека и общества. Он считает, что общество
развивается регрессивно и задача Го остановить
этот регресс, затормозить развитие общества.
Это можно сделать, основываясь на традициях
и ритуале.
Мораль и нравственное самосовершенствование
– это не развитие нашего личного «я»,
а усвоение правил поведения, существующих
в обществе. Нравственное самосовершенствование
– овладение всеми нормами и традициями,
принятыми в обществе. Конфуций делит
всех людей на: благородные мужья, простолюдины,
Все соц. институты общества
д.б. поострены по модели семьи.
Политич. этика Конфуция построена
на достижении мира м/у верхами и низами.
Гл. принцип этот мира – добродетель и
человеколюбие. Мораль – выше права, т.к.
более гуманно регулирует отношения людей.
К позитивному праву относится
отрицательно, т.к. оно связано с жесткими
наказаниями. Конфуций вводит принцип
исправления имен: каждый должен иметь
имя в соотв. с гос. статусом.