Введение……………………………………………………………………………...1
- Переход к новой экономической
политике…………………………………......2
Становление Российской Федерации…………………………………………….3
- Создание Союза Советских
Социалистических Республик……………….….3
Развитие государственного аппарата……………………………………………4
Развитие права……………………………………………………………………...5
А) Финансовое право.
Б) Гражданское право.
В) Семейное право.
Г) Трудовое право.
Д) Уголовное право.
6)Заключение……………………………………………………………………………7
7) Список использованной
литературы……………………………………………..8
1.Введение.
Актуальность изучения экономического развития
России в период нэпа определяется, прежде
всего, стремлением общества исследовать
действительные механизмы ликвидации
экономических свобод, глоток которых
вдохнуло советское общество в 1920-е гг.
В 1930 - первой половине 1950-х
гг. проблемы нэпа в стране практически
не изучались - данный период утратил свою
актуальность и в теоретическом, и в практическом
смысле для тоталитарной государственности.
Значительную роль в расширении
знаний общества о нэпе сыграла состоявшаяся
в 1964 г. дискуссия советских и зарубежных
историков по актуальным проблемам новой
экономической политике. В ходе обсуждения
по новому были поставлены вопросы о хронологии
нэпа, противоречиях социально-экономического
развития страны.
Взлет интереса к нэпу произошел
в середине 1980-х гг. С провозглашением
перестройки и гласности в стране со значительного
количества архивных документов был снят
запрет для использования в исторических
исследованиях. Впервые в отечественной
историографии в отношении нэпа прозвучали
достаточно взвешенные и объективные
оценки социалистическим элементам с
целью их последующего вытеснения.
Таким образом, в отечественной
историографии период нэпа получил основательное
изучение, но вместе с тем отдельные проблемы
развития страны в данный период требуют
дальнейшего углубления и осмысления.
Целью настоящей реферативной работы
является рассмотрение экономического
развития страны в период нэпа, вычленение
особенностей развития различных секторов
экономики.
Задачами исследования являются следующие:
1) изучить причины и
механизм перехода к новой
экономической политике;
2) выяснить основные противоречия
социально-экономического развития
советской экономики в 1920-е гг.
В работе использованы методы анализа, синтеза, а также
сравнения экономико-статистических данных
на основании опубликованных статистических
сборников.
2.Переход
к новой экономической политике.
Окончание гражданской войны
и переход к мирному строительству потребовал
отказа от многих чрезвычайных мер периода
“военного коммунизма”, поскольку чрезвычайная
политика военного времени в условиях
мирной жизни не оправдывала себя ни экономически,
ни политически. В связи с этим в 1921 г. на
Х съезде РКП(б) было принято решение о
переходе к новой экономической политике
- нэпу. Этот переход начался с замены продразверстки
продовольственным налогом, что позволило
крестьянам свободно распоряжаться излишками
продукции своего хозяйства и продавать
их на рынке. Постепенно товарно-денежные
отношения были распространены на все
отрасли народного хозяйства. На производстве
вводился хозрасчет, поощрялось развитие
различных видов кооперации, разрешалась
свободная торговля, допускались иностранные
концессии. Таким образом, нэп означал
частичный отказ от командно-административных
мер регулирования экономики в пользу
рыночных отношений. Это было негативно
воспринято некоторыми большевиками,
видевшими в новой экономической политике
отказ от завоеваний революции, уступку
капитализму, отсрочку в коммунистическом
строительстве. Но В.И.Ленин, убежденный
в необходимости нэпа, силой своего авторитета
сумел убедить сомневавшихся. Однако,
несмотря на то. что в своих последних
работах он писал, что нэп - это всерьез
и надолго, большинство людей, управлявших
государством, продолжали считать этот
период временным отступлением.
3.Становление Российской
Федерации.
В послевоенные годы завершается
процесс становления Российской Федерации.
К концу 1922 г. свою автономию получают
все крупные и компактно проживающие
народы России. Создаются Дагестанская,
Горская, Якутская автономные республики,
восстанавливается на новой основе Крымская
АССР, возникают Черкесская, Ойротская,
Коми, Кабардино-Балкарская, Карачаево-Черкесская,
Монголо-Бурятская, Чеченская автономные
области.
Образование новых и развитие
ранее созданных автономных единиц требует
установления, уточнения и дальнейшего
совершенствования их границ. Национально-территориальный
принцип при определении границ автономных
образований, который проводился уже во
время гражданской войны, теперь осуществляется
с некоторыми поправками. Если прежде
обращалось главное внимание на то, чтобы
выделить территории, наиболее компактно
заселенные той или иной народностью,
то теперь большее значение придается
экономической целостности автономных
республик и областей. Проводится так
называемое «округление», т.е. к прежнему
национальному ядру присоединяются территории,
хотя и менее густо заселенные коренным
населением, но зато вкупе составляющие
экономическое целое с этим ядром.
Упорядочивается правовое положение
автономных единиц и укрепляется стабилизация
структуры государственного механизма
автономных республик и автономных областей.
Правоотношения РСФСР с ее автономными
частями теперь приобретают более четкое
и определенное содержание.
В 1922 г. в состав РСФСР вошел
Дальний Восток. В ноябре, когда здесь
были окончательно разгромлены интервенты
и белогвардейцы, Народное собрание ДВР
провозгласило власть Советов и обратилось
с просьбой в высшие органы Советской
России включить территорию республики
в состав РСФСР.
4.Создание Союза Советских
Социалистических Республик.
Развитие федеративных отношений
между независимыми советскими республиками,
создание ЗСФСР, становление Российской
Федерации подготовили образование Союза
Советских Социалистических Республик,
завершившее определенный этап развития
национально-государственного строительства
в стране.
Советские республики, попробовавшие
разной формы связи между собой, на практике
убедились в полезности и даже необходимости
более многогранного объединения. К нему
их звала, в первую очередь, экономика:
исторически сложившееся разделение труда
между отдельными экономическими районами,
единство железнодорожной и водной сети,
скудность материальных и финансовых
ресурсов каждой из республик в отдельности,
требовавшая их интеграции для наиболее
рационального использования. К 1922 г. экономическое
объединение республик уже достигло больших
успехов. Вместе с тем хозяйственные связи
между ними не были еще достаточно полными
и единообразными. Взаимоотношения между
соответствующими органами республик
были усложненными и запутанными и не
позволяли в необходимой мере достичь
единства экономической политики. Строить
социалистическую экономику в таких условиях
было невозможно. Надо было создать по-настоящему
единый аппарат управления, обеспечивающий
формирование единого хозяйства, регулируемого
общим планом.
Процесс преобразования федеративных
отношений между советскими республиками
начался весной 1922 г. В советской литературе
обычно дело изображалось так, что этот
процесс был естественным результатом
объединенного движения народов. Конечно,
за 5 лет, прошедших после Октября, народы
убедились, что разделенное существование
национальных республик ни к чему хорошему
не приведет. Все более крепла вера, что
спасение и развитие страны возможно только
в условиях объединения разрозненных
национальных районов. Документы показывают,
что инициатива изменения этих форм пошла
не снизу, а в определенной степени сверху,
притом весьма своеобразно. Начали движения
не массы, а чиновники, притом как раз не
в направлении к централизации, а в сторону
ограждения прав республиканских органов
управления от директив центра.
Новая форма государственного
единства Советской страны была найдена
не сразу. Некоторые руководящие работники
РСФСР и других республик считали, что
вопрос об укреплении связей между независимыми
советскими республиками должен быть
решен путем вступления союзных республик
в состав РСФСР и даже путем превращения
всей Советской страны в унитарное государство.
Высказывалась и прямо противоположная
точка зрения: выделить из РСФСР все автономные
республики и дать им права союзных. Некоторые
республиканские работники шли еще дальше,
предлагая объединить советские республики
на основе конфедерации, что означало
ослабление государственного единства
Советской страны по сравнению с уже достигнутым.
В ноябре 1922 г. Политбюро ЦК
РКБ (б) одобрило «Основные пункты Конституции
СССР», на базе которых в декабре 1922 г.
специальная комиссия ЦК разработала
проекты Декларации и Договора об образовании
Союза ССР.
Вся подготовка создания СССР
проходила на партийном уровне. Можно
сказать, что именно партии мы прежде всего
обязаны созданием нового союзного государства.
Единая мощная партийная организация,
объединяющая всю страну, возглавляемая
едиными Центральными органами, обеспечила
организованную, пропагандистскую
и другую работу, направленную на создание
Союза.
В конце 1922 г. на проводимую
работу откликнулись и народные массы.
Хотя каких-либо референдумов, опросов
и т.п. по поводу создания СССР не проводилось,
массовые собрания, многолюдные митинги,
представительные съезды различных обществ
и организаций демонстрировали волю населения
к созданию Союза, поддержку этой идеи.
Т.о. было создано федеративное государство,
получившее название СССР.
5.Развитие государственного
аппарата.
Образование СССР означало
возникновение нового государства с соответствующим
государственным аппаратом. Поскольку
Советский Союз объединял уже вполне сложившиеся
республики, у него не было необходимости
создавать всю систему государственных
органов снизу доверху.
Самым важным по значению и
первым по времени возникновения явился
орган, выражающий верховенство народа,
- съезд Советов Союза ССР.
Фактически съезд Советов, как
высший орган власти Союза, выступил в
момент провозглашения СССР. I Всесоюзный
съезд Советов, принявший решение об образовании
Союза, тем самым стал его высшим органом
власти. В основе организации всесоюзных
съездов Советов лежали принципы, которые
сложились в практике работы республиканских,
главным образом всероссийских, съездов
советов. Очередные съезды Советов первоначально
созывались ежегодно. Громоздкость съездов,
определенные сложности и дороговизна
их созыва побудили вскоре установить
другую периодичность заседаний. IV съезд
Советов СССР в 1927 г. установил, что впредь
съезды будут созываться раз в два года.
Конституция допускала также созыв чрезвычайных
съездов.
В компетенцию Всесоюзного
съезда советов входили все без исключения
вопросы, которые Конституцией были отнесены
к ведению Союза. К исключительной компетенции
съезда относилось утверждение и изменение
основных начал Конституции СССР. В период
между съездами Советов верховным органом
власти являлся Центральный Исполнительный
Комитет Союза. По своей структуре ЦИК
Союза отличался от ЦИКов союзных республик.
ЦИК был двухпалатным. Цель создания двух
палат заключалась в том, чтобы наиболее
полно сочетать общие интересы Союза со
специфическими интересами отдельных
народов, входящих в его состав. Одна из
палат носила название Союзного совета,
другая – Совета Национальностей. Обе
палаты являлись равноправными. Законопроект
получал силу закона лишь в случае принятия
его каждой из палат. В ходе разработки
проекта Конституции выдвигалось предположение
наделить Совет Национальностей большими
по сравнению с Союзным Советом правами.
ЦИК являлся законодательным
и исполнительным органом. В качестве
верховного органа власти он обладал компетенцией,
тождественной компетенции съезда Советов
СССР, кроме вопросов, отнесенных к исключительному
ведению съезду. В период между сессиями
ЦИК высшими законодательным и исполнительным
органом являлся ответственный перед
ним Президиум ЦИК Союза ССР. Президиум
ЦИК образовался из Президиумов Союзного
Совета и Совета Национальностей, в каждый
из входило первоначально по семь человек.
Представительством Союза Советских
Социалистических Республик являлся Совет
Народных Комиссаров, образуемый ЦИК.
Совнарком был исполнительным и распорядительным
органом, но в то же время обладал и законодательными
функциями. В пределах предоставленных
ему прав он мог издавать декреты и постановления.
В СНК входили, кроме председателя и заместителей
председателя, наркомы СССР. Совет Народных
Комиссаров СССР образовался позже, чем
другие высшие органы власти Союза. Органами
отраслевого управления в Союзе, как и
в республиках, являлись народные комиссариаты.
Общесоюзными именовались те
наркоматы, которые образовывались только
в Союзе. В республиках подобных наркоматов
не было. К общесоюзным относились наркоматы
иностранных дел, военных и морских дел,
внешней торговли, путей сообщения, почт
и телеграфов.
Наконец, третью группу составляли
наркоматы, которые именовались только
в республиках. Сюда относились главным
образом ведомства, на деятельность
которых влияли в большей мере национальные
особенности республик (например, наркоматы
просвещения, юстиции и т.п.).
6.Развитие права.
В 1920-е годы в стране
начинается переход к нэп.
Финансовое право.
Переход к нэпу принципиально
отразился на финансовой системе и финансовом
праве. Товарно-денежные отношения, на
которых стала строиться новая экономическая
политика, не могли обойтись без четко
налаженных финансов. А они были, как уже
отмечалось, разрушены, и в течении 1921
г. еще продолжали разрушаться. Чтобы восстановить
и стабилизировать денежную систему, нужно
было решить давно известную всем государствам
задачу – сбалансировать доходы с расходами.
Прежде всего были приняты меры к сокращению
расходов, для этого уменьшили затраты
на государственный аппарат, как на чиновничество,
так, и в особенности, на вооруженные силы.
Однако только экономией решить проблему
было невозможно. Главное – надо было
наладить пополнение казны, т.е. обеспечить
функционирование разного рода источников
поступления средств. Прежде всего для
этого был использован тоже дано испытанный
способ – налоги.