В теории Беккариа заметны следы
идей Гроция и Гоббса. Но наибольшее влияние
на него оказало французское Просвещение.
Он с большим уважением отзывался о Вольтере,
Монтескье, Гельвеции, Дидро, Даламбере,
Кондильяке, Руссо, точно также, как многие
из них высоко оценили его книгу “ О преступлениях
и наказаниях ”. Это сочинение, принесшее
ему широкую известность, проникнуто в
духе просветительства верой в человеческий
разум, свободолюбием, идеями гуманизма
и законности.
Трактовка естественного состояния
и причин, побудивших людей перейти от
него к политическому общежитию, у Беккариа
мало чем отличается от трактовок Гоббса.
В естественном состоянии люди жили в
одиночку. Постоянные столкновения между
ними делали их свободу необеспеченной
и потому бесполезной. Для общего блага
люди объединились и пожертвовали частью
своей свободы во имя безопасности и обеспечения
оставшейся у них части свободы (здесь
Беккариа ближе к Гроцию). Из пожертвованной
людьми части свободы и образовалась по
общественному договору верховная власть
государства. Хранителем ее стал суверен
как представитель всего общества. Он
должен был обеспечить людям общее благо
– безопасность и справедливость.
Беккариа различает справедливость
божественную, естественную и человеческую.
Первые две – основаны на божественных
и естественных законах. Человеческая
справедливость основана на обшественном
договоре, устанавливающем пределы власти
государства. Она изменчива. Ее критерием
должно быть общее благо. Основанные на
ней законы государства должны иметь в
виду возможно большее счастье для возможно
большего числа лиц. Но невежественные
представления о справедливости, полагал
Беккариа, привели к тому, что законы государства
являются оружием в руках незначительного
меньшинства. Они несправедливы, закрепляют
сословные привилегии, неравенство перед
уголовным законом, право сильного и связанные
с ним произвол и насилие. Беккариа резко
критиковал современную ему юриспруденцию,
при которой законами считаются изречения
римских и средневековых юристов, а уголовное
право опирается на вековые предрассудки.
Существующие законы, писал он, “служат
только для прикрытия насилия”, помогают
приносить народ “в жертву ненасытному
идолу деспотизма”.
Причину этого Беккариа видел
в утверждении частной собственности,
дающей одним влать и благополучие, а другим
– нищету и бесправие. Право собственности
– “ужасное и, может быть, не необходимое
право”. Однако дальше констатации этого
Беккариа не идет. Он не помышляет об уничтожении
частной собственности, довольствуясь
пожеланием постепенного уравнения материального
положения людей.
Не выступает он и за радикальное
переустройство общества. Все его надежды
связаны с просвещенным монархом, заботящимся
о своих подданных, об устранении нищеты
и неравенства, покровительствующим наукам
и искусству. Такой монарх, считал Беккариа,
издаст справедливые и мудрые законы,
перед которыми все будут равны, которые
будут строго соблюдаться и обеспечат
права человека.
Развивая идею законности, Беккариа
утверждал, что свобода гражданина – в
его праве делать все, что не противоречит
законам, что сами власти должны строго
соблюдать законы. Вот почему посягательства
на безопасность и свободу граждан являются
одним из тяжких преступлений. Только
законы могут устанавливать наказания,
и право их издания принадлежит суверену
как представителю всего общества. Сам
суверен может издавать лишь общие законы,
но не может судить за их нарушения. Это
задача суда, выясняющего факты. Наказание
же, определяемое судом , не может выходить
за пределы, установленные законом, иначе
оно несправедливо и не соответствует
условиям общественного договора.
Исходя из изложенных теоретических
посылок Беккариа в своей книге “О преступлениях
и наказаниях” обосновывает идеи, положенные
в основу “классической теории ” уголовного
права. Он утверждал, что причина преступности
лежит в социальных условиях. Нужно отличать
преступления действительные от мнимых
и произвольных, и целью наказания должно
являться предупреждение новых преступлений
и исправление преступников. Для этого
наказание должно быть публичным, наименьшим
из возможных в каждом конкретном случае,
соразмерным преступлению и установленным
в законе. Вот почему Беккариа протестовал
против применения широко распространенных
в эпоху феодализма пыток и призывал к
ограничению применения смертной казни.
Он отстаивал равенство всех перед законом
и возможность наказания человека только
за те деяния, которые определены законом
как преступные. Легко заметить, что эти
идеи Беккариа нашли отражение в таких
исторически важных документах, как французские
Декларации прав человека и гражданина
конца XVIII в., а также в уголовном и уголовно-процессуальном
законодательстве Франции начала XIX в.
Аргументация Беккариа в пользу
отмены смертной казни заслуживает особого
внимания как практически первое в истории
теоретически убедительное выступление
такого рода. Правда, Беккариа допускал
применение смертной казни, но только
в чрезвычайных обстоятельствах, когда
необходимо сохранение существующего
правления или когда нация борется за
свободу.
Теоретически, по естественному
праву, недопустимо, чтобы человек желал
лишить себя жизни и, следовательно, он
не мог предоставить это право другим.
Смертная казнь – “война нации с гражданином”,
т.е. возврат в естественное состояние.
Практически же многовековой опыт показывает,
что угроза смертной казни не останавливает
преступника, и более эффективно пожизненное
лишение свободы. Смертная казнь неоправданна
и с моральной точки зрения, так как способствует
распространению в народе ожесточенности
и безнравственности. Неоправданна она,
доказывал Беккариа несколько позже, и
сточки зрения юридической – ее применение
может быть результатом ошибки судей,
которая становится уже непоправимой.
Идеи Беккариа были восприняты
классическим направлением в уголовно-правовой
науке и уголовным законодательством,
закрепившим такие прогрессивные принципы,
как равенство перед законом, “нет преступления
и нет наказания без указания о том в законе”,
соответствие тяжести наказания тяжести
совершенного преступления
29.Гракх Бабеф
Основные работ:; «Постоянный кадастр», «Манифест плебеев».
Содержание политико-правового
учения. Критиковали частную собственность и
законодательство о наследовании имущества:
• институт частной собственности есть
обман, учиненный над множеством простых
и добрых людей;
• собственность является причиной всех
бедствий на земле;
• закон о наследовании в высшей степени
несправедлив.
Программа перехода к коммунизму. Цель:
установить в обществе фактическое равенство
через введение института общественной
собственности. Средство для перехода
к коммунизму -насильственная революция,
в ходе которой народ должен: завладеть
государственным казначейством, почтой,
правительственными зданиями, всеми общественными
и частными складами.
Меры, направленные на облегчение положения
бедняков:
—> бесплатную раздачу хлеба
—> безвозмездное возвращение народу
заложенных в ломбарде вещей и др.
Тактика революционного правительства.
Планировали создать революционное правительство.
Лица, которые не будут заниматься общеполезным
физическим трудом, будут объявлены иностранцами
и лишены политических прав а так же высылаться
на острова, которые будут превращены
в места исправительного труда.
Революционное правительство должно
будет принять законы, которые позволят
упразднить частную собственность в течение
жизни одного поколения.
Стратегия революционного правительства.
В «Манифесте плебеев» Бабеф планировал
установление в будущей Франции республики.
Бабеф и его сторонники создали революционную
организацию, которая выступила за государственный
переворот и установление революционной
диктатуры с целью основания коммунистического
общества во Франции. Поэтому бабувистов
можно назвать первыми действующими коммунистами.
30.Политико правовые взгляды
Лао-Цзы
Философию даосизма возводят к легендарному
мудрецу Лао-цзы (6 в. до н.э.). Учение даосов
изложено в сборнике «Дао дэцзин», который
приписывается Лао-цзы. Центральное понятие
философии даосизма - дао - закон развития
Вселенной. Подчинение этому закону обеспечивает
человеку духовное совершенство в единстве
с природой. Цивилизация, усложнение жизни,
по мысли Лао-цзы, ведут к утрате человеком
первозданного совершенства, приводят
к конфликтам и бедам. Поэтому идеалом
даосов был уход от людей и общества, отшельничество.
Тем же, кто продолжает жить в обществе,
следует проститься, максимально сократить
свои потребности, ограничить пользование
благами цивилизации. Даосы призывали
людей к неучастию в активной общественной
жизни. Все, что позволяет людям выделиться,
должно быть упразднено: «если имеются
различные орудия, не надо их использовать».
Лао-цзы осуждал государство, в котором
видел инструмент насилия и подавления.
Идеалом политической жизни для даосов
являлось своего рода мини-государство
на уровне деревенской общины. При этом
правителям рекомендовалось как можно
меньше вмешиваться в естественный ход
жизни. Лао-цзы говорил, что «лучший правитель
тот, о котором народ знает лишь то, что
он существует». Таким образом, главным
принципом управления является недеяние,
бездействие правителя, который целиком
отдается воле дао и не принимает деятельного
участия в государственных делах.
31.Политико-правовые идеи «Наказа»
Екатерины II. Теория “просвещенного
абсолютизма”
В 1767 г. была созвана Комиссия
для сочинения проекта нового Уложения
(Уложенная комиссия), в которой были представлены
все сословия, кроме крепостных крестьян.
Екатерина II подготовила для этой Комиссии
обширный “Наказ.
В “Наказе” содержится ряд
положений, не осуществимых в самодержавно-крепостнической
стране: равенство граждан, свобода как
зависимость только от закона, уверенность
граждан в своей безопасности, власть
законов и др.
В самом начале “Наказа” провозглашается
- “Россия есть европейская держава”
.
Концепция разделения властей
озвучена, как разграничение компетенции
различных ведомств и государственных
органов. Самодержавное правление поддерживает
промышленность и торговлю, развивает
просвещение.
В окончательном тексте “Наказа”
крепостничество берется как факт, не
подлежащий критике; рассуждение о невозможности
законодательной отмены крепостного права.
В некоторых статьях “Наказа”
предлагались отдельные меры по стимулированию
труда земледельцев.
В результате обсуждения крестьянского
вопроса выявилось, что дворянство в целом
болезненно воспринимает любой намек
на возможность изменений и реформ, касающихся
собственности и власти помещиков над
крепостными; поэтому деятельность Уложенной
комиссии была прекращена.
Для
эпохи и идеологии “просвещенного абсолютизма”
характерно противоречие между словом
и делом, попыткой воспринять передовые
для того времени идеи и стремлением укрепить
и усилить реакционные феодально-крепостнические
учреждения
32.Политико-правовые идеи ломоносова.
33. Политико-правовые идеи
раннего социализма
В
XVI - XVII вв. самостоятельное и заметное
место в общественном сознании занимает социализм. Его
идеалом был строй социальной справедливости,
основанный на общности имущества, без
частной собственности, с материальным
равенством людей и без тиранических форм
правления.
Наиболее
видными представителями идей социализма
в этот период были английский юрист, политический
деятель и писатель Томас Мор (1478
- 1535), автор эпохального произведения"Утопия", и
итальянский мыслитель, политический
деятель, монах-доминиканец Томмазо Кампанелла (1569
- 1639), создатель всемирно известного "Города
Солнца".
Корень
всех бед авторы видят в частной собственности, и
пока она существует, нет шансов на выздоровление
социального организма. "Где только
есть частная собственность, там вряд
ли возможно
86
правильное и успешное течение государственных
дел" (Мор). Выход у человечества один
- "совершенное уничтожение частной
собственности".
"Утопия"
Т. Мора
Общество, согласно Т. Мору, есть результат
заговора богачей, а государство - их орудие.
Они используют его в целях угнетения
народа, для защиты своих корыстных материальных
интересов. Делается это силой, хитростью
и с помощью законов, которые навязываются от имени государства.
Страна
Утопия (греч. утопия - место, которого
нет) живет блаженной и фактически беспроблемной
жизнью благодаря избавлению от частной
собственности. Там нет частной собственности,
земля находится в собственности общества,
все трудятся. Рабочий день длится 6 часов.
Жители довольствуются простой одеждой,
им неведомы излишества и роскошь
34.Политическая и правовая теория брахманизма
в Древней Индии
Осн. источником явл. книга «Веды».
В ее основе – единое космическое начало
БРАХМАН – определяет з-ны мироздания
как природы, так и общества.
Веды указывают на существование
4 варн:
жрецы – брахманы
кшатрии – воины
вальшии – торговцы
шутрии – работники.
Особую роль играли жрецы, т.к.
они явл. проводниками божеств. з-на драхмы.
во 2 в появился письм. политико-правовой
источник «З-ны Ману». Гл. цель – утвердить
господствующее положение жрецов в обществе.
Царь должен следовать советам
и наставлениям брахмана. Главное назначение
царя – охранитель системы варн. Существенная
роль уделяется наказанию – данда-палка.
Идея – чем выше сословие, тем
более жестокой явл. форма ответственности.
35. Политические и правовые взгляды
софистов.
Одними из ярких представителей
античной политико-правовой мысли были софисты (мудрецы). Школа софистов
сложилась в Афинах во второй половине
V в. до н. э. Это был период наивысшего расцвета
Афинской рабовладельческой демократии.
Ее отличительная черта: все свободные
граждане полиса мужского пола принимали
непосредственное участие в управлении
государством.
Для софистов характерен релятивизм в
понимании проблемы истины и всех ценностей
вообще. Справедливость высказывания
или поступка можно оценить, лишь учитывая
все обстоятельства, - время, место, условия,
состояние человека и т. д. Соответственно,
и законы есть некая максимально обобщенная
сумма всех представлений о благе.
Старшие софисты (отцы-основатели)
– Протагор, Горгий. Протагор считает
мерой всех вещей человека. И поскольку
люди равны м/у собой справедливым и правомерным
явл. демократической стратой.