Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2015 в 17:11, лекция
Краткое описание
Василий Никитич Татищев (1686-1750 гг.) знаменитый естествознавец и историк обосновал российский абсолютизм в труде «История Российская». В связи с событиями, сопровождавшими восшествие на престол императрицы Анны Иоанновны, Татищев составил записку «Произвольное согласие рассуждение и мнение собравшегося шляхетства русского о правлении государственном». В ней он выступил против притязаний Верховного тайного совета на власть и обосновал самодержавное правление.
Власть должна принадлежать
народу, это единственная возможность
организовать Го на принципах равенства
и свободы. Го д.б. выражением общей воли
– выражение нации, общая. Народ как суверен
не связан никаким законом и имеет право
на жизнь и смерть подданных. Т.о. Го не
защищает интересы индивида и может его
принуждать к выполнению собственных
целей.
Выступал против идей народного
представительства, все вопросы народ
должен решать сам. Го д.б. небольшим по
размерам. Большое Го явл. неуправляемым
и может оказаться перед опасностью саморазрушения.
23. Лассаль
Фердинанд Ласса́ль (Lassalle; так
стал писать свою фамилию Лассаль после
пребывания в Париже в 1840-е гг.;
родители его писались Lassal; 11 апреля 1825, Бреслау, ныне Вроцлав — 31 августа 1864, Женева) — немецкий философ, юрист,
экономист и политический деятель.
оппозиция
в рейхстаге. Поэтому он был согласен допустить
туда рабочих, понимая, что в усло виях
Германии всеобщее избирательное право
не приведет к общенародному государству.
Лассаль поддерживал поли тику объединения
Германии «сверху» — под гегемонией Пруссии.
Биография. Родился
в семье мещан. Учился в Лейпциг- ской торговой
школе, в Бреславском и Берлинском универ
ситетах, занимался филологией и философией.
В 1848—1849 гг. участвовал
в демократическом движе нии Рейнской
провинции; в начале 1860-х гг. примкнул к
рабочему движению и стал одним из основателей
рабочей партии — Всеобщего германского
рабочего союза (1863). Был избран президентом
этой партии. Погиб на дуэли.
Логическое основание
политико-правового учения. Эн гельс называл
Лассаля правоверным гегельянцем. Сам
же Лассаль называл себя учеником Маркса:
знал наизусть «Манифест коммунистической
партии» и экономические труды Маркса
и широко их пропагандировал в немецком
рабочем движении. Был гениальным агитатором.
Основные работы: «Программа
работников», «Наука и работники», «О сущности
конституции», «Гласный ответ», «Система
приобретенных прав».
Содержание политико-правового
учения. Понимание государства. Лассаль
считал государство воплощением об щественного
интереса, только в государстве он видел
путь спасения от всех социальных зол:
«Государство — это уч реждение, в котором
должна воплотиться вся добродетель человечества,
цель государства — дать возможность
чело вечеству процветать и прогрессивно
развиваться, другими словами, назначение
человека — добиться насаждения культуры,
на какую только человеческий род способен.
И рабочее сословие, и вообще низшие классы
общества бла годаря беспомощности, в
какой пребывало большинство их, обнаружили
глубокий инстинкт, возлагая все свои
на дежды на государство».
Современное буржуазное
государство основано на иму щественном
избирательном цензе и служит лишь «ночным
сторожем», призванным охранять личную
свободу индиви да и его собственность.
Государство будущего
должно ставить перед собой еще и социальные
задачи.
Программа перехода
к социализму. Лассаль предлагал осуществить
социализм на основе существующего госу
дарства. Если ввести всеобщее избирательное
право, отме нив имущественный ценз, то
государство станет «народ-ным» и будет
служить всем и каждому. Тем самым будет
реализована «государственная идея рабочего
сословия».
Когда 98% неимущих пойдут
голосовать, они будут спо собны изменить
политику государства. Тем самым будет
решен социальный вопрос:
— > через государственные
субсидии и государственный кредит;
—> через учреждение
производительных товариществ как в промышленности,
так и в земледелии в таком объ еме, чтобы
из них возникла социалистическая организация
совокупного труда, которая постепенно
вытеснит капита лизм. Рабочие в этих товариществах
будут получать «пол ный трудовой доход».
Завоевание всеобщего
избирательного права — вот путь к социализму.
Был тайный договор Лассаля с Бисмарком:
за поддержку рабочими политики Бисмарка
канцлер обе щал ввести всеобщее избирательное
право в Германии.
Интересно, что обе
стороны выполнили свои обещания!
В отличие от политической
программы Маркса, осно-ванной на концепции
классовой борьбы и насильственной революции
дня решения рабочего вопроса и построения
со циализма, Лассаль возлагал надежды
на существующее го сударство. Он выступал
за мирный путь перехода к социа лизму
(через легальную политическую борьбу
за всеобщее избирательное право): «Поднятое
мною знамя есть знамя демократии вообще.
Я вызываю движение общее, демокра тическое,
народное, а не классовое только».
Под влиянием идей
Лассаля одна из рабочих партий, соз данных
в Германии, взяла наименование «социал-демокра-
тическая», включила в свою программу
пункт о государ ственной помощи производственным
товариществам и на звала свою газету
«Народное государство».
Теория конституционализма.
Лассаля волновала не только конкретная
проблема решения рабочего вопроса, но
и сугубо научные, теоретические проблемы
конституцио нализма. В своей работе «О
сущности конституции» Лас саль говорит
о двух конституциях: действительной и
пра вовой.
Конституция действительная
представляет собой фак тическое соотношение
сил в обществе: король — войско — дворянство
— промышленники — банкиры — мелкая бур
жуазия — рабочие. Именно эта действительная
конститу ция определяет все законы и
все правовые учреждения данного общества.
Конституция правовая
представляет собой конститу цию писаную:
«Упомянутые нами действительные отноше
ния общественных сил записываются на
бумагу, выража-ются письменно, будучи
записанными, они перестают уже быть только
фактическими соотношениями, и становятся
правом или правовыми учреждениями, неповиновение
ко торым наказывается».
Стабильность писаной
конституции зависит от ее соот ветствия
конституции действительной: «Что бы ни
было написано на листе бумаги, не будет
иметь никакой цены, пока не отвечает действительному
положению вещей, ре альному соотношению
между общественными силами». Лассаль
приводит такой пример: если у вас в саду
растет яблоня, а вы на нее повесили табличку
с надписью «фиго вое дерево», то неужели
ваша яблоня благодаря только этой надписи
и в самом деле станет фиговым деревом?
Действительная конституция
пробивается через писан ную конституцию
с такой же необходимостью, какая зак лючается
в законе тяготения.
Теория социального
государства и теория конституцио-нализма
Ф. Лассаля оказали огромное влияние на
последу ющее развитие западной политико-правовой
мысли.
24. политико правовое учение иеримии
бентама
В 30-х гг. XIX в. в Англии возникает
рабочее движение за демократическую
конституцию – чартизм. Своеобразную
концепцию права и государства этого периода
разрабатывал Иеремия Бентам. Еще в первых
своих произведениях он отвергал теорию
естественного права. Он писал, что содержание
естественного права неопределенно и
всеми толкуется по-разному. Бессмысленным
и химеричным является и понятие «общественный
договор», т.к. государства создавались
насилием и утверждались привычкой. Идея
прав личности ведет к обоснованию анархии,
сопротивлению государственной власти.
«Право», противопоставляемое закону,
«является величайшим врагом разума и
самым страшным разрушителем правительства».
Право – выражение воли суверена. Право
– это повеления и запреты, установленные
государством и обеспеченные санкцией.
Субъективные права – детище закона; вне
повелений суверена нет никаких прав личности.
«Естественные права» – это «анархические
софизмы», произвольные оценки закона
и его действия.
Бентам был сторонником ясного
и доступного законодательства. Английская
система «общего права», основанная на
судебных прецедентах, – непонятная. Бентам
подготовил полный кодекс законов, включающий
гражданское, уголовное и конституционное
право. Реальное право лишь то, которое
установлено государством. Однако существующее
законодательство архаично и несовершенно.
Оно должно найти непоко лебимую основу
в чувствах и опыте. В поисках этой основы
Бентам разрабатывает теорию утилитаризма.
Интересы отдельных лиц – единственно
реальные интересы. Частная собственность
и конкуренция – необходимы.
Закон сам по себе – зло, поскольку
он связан с применением наказания (страдание).
При его осуществлении возможны ошибки.
Главный предмет заботы законодательства
– частная собственность. Обеспечение
безопасности противоречит равенству
и свободе.
Законодательство не должно
вмешиваться в деятельность предпринимателей
и в их отношения с рабочими; по теории
утилитаризма стороны сами, руководствуясь
«моральной арифметикой», определяют
условия договора, исходя из собственной
пользы.
Бентам – сторонник свободной
конкуренции, противник государственной
регламентации хозяйственной жизни. Его
беспокоило угнетенное положение рабочего
класса, рост числа неимущих. Поэтому государство
должно помогать беднякам.
Бентам ратовал за реформу права,
его кодификацию, отмену ряда феодальных
институтов, за совершенствование системы
наказаний, уделял значительное внимание
вопросам процесса, теории доказательств
и т.п. Взгляды на форму правления менялись.
Вначале он одобрял конституционную монархию
в Англии, высказывался за высокий имущественный
ценз. Резко осуждал демократию. Затем
критикует монархию; за демократию. Он
осуждал агрессивные войны и колониальный
режим.
25.Политико-правовое учение марксизма.
В изучении общества Маркс видел
необходимость выработки объективной
и научной картины социального развития.
Основой марксизма является
учение о соотношении базиса и надстройки.
В роли первого выступает экономическая
система общества - это совокупность не
зависящих от воли людей производственных
отношений. В ее основе лежит определенная
форма собственности на средства производства.
Надстройка включает правовые
и политические институты и соответствующие
формы общественного сознания.
Маркс представляет историю
обществ как историю борьбы одних социальных
групп с другими.
Государство и политическая
власть - организованная система господства
одного класса над другим путем насилия
и принуждения.
Маркс руководствовался в анализе
государства и права их классовой сущностью.
Государство есть результат раскола общества
на классы. Само государство - орудие и
собственность господствующего класса.
26.Политико - правовое учение Ф.
Ницше
Государство, право, законодательство,
политика представляют собой служебные
орудия, средства, инструментарий культуры
- проявление, обнаружение и образование
космической по своим масштабам борьбы
сил и воль.
Воля - специфическое свойство
всех явлений (социальных и политико-правовых).
Нововведения:
моральные ценности –натуралистические
ценности.
Социология – учение о формах
и образцах господства.
Общество – культурный комплекс.
Теория познания – перспективное
учение об аффектах.
Ценность – это наивысшее количество
власти, которое человек в состоянии себе
усвоить.
Социально-политическая история
- борьба двух воль к власти – воли сильных
(высших видов, аристократических господ)
и воли слабых (массы, рабов, толпы, стада).
Высокая культура и развитие
высших видов людей нуждаются в рабстве.
Возникновение Го - является
средством возникновения и продолжения
того насильственного социального процесса,
в ходе которого происходит рождение привилегированного
культурного человека, господствующего
над остальной массой. Ницше дает предпочтение
культуре и гению перед Го и политикой
Кастовое деление: 1) гениальные
люди – немногие; 2) исполнители идей гениев
– стражи права, порядка и безопасности
(царь, воины, судьи и другие блюстители
закона); 3) прочая масса посредственных
людей
Два основных типа государственности
– аристократический и демократический.
Ницше развивает аристократическую
концепцию права.
Право - вторичное, производное
от воли к власти. Право есть преимущество.
Право - результат войны и победы.
Естественное право - Право
войны.
Без договора, – писал Ницше,
– нет права. Право - признанная и засвидетельствованная
власть.
Ницше восхвалял войну и отвергал мир.
Ницше – убежденный антисоциалист.
Он отвергал революции и восстания
угнетенных, расценивая их как угрозу
культуре.
Остро критиковал социалистические
идеи. Он писал - мне бы хотелось, чтобы
на примерах было показано, что в социалистическом
обществе жизнь сама себя отрицает. Ницше
говорил об уничтожении личности при социализме.
27. Политико-правовые учения Фридрих
Карл Савиньи
Вторым по значимости представителем
исторической школы права был профессор
Берлинского университета Фридрих Карл
Савиньи(1779 - 1861). Он проявил себя не только
как теоретик, но также пытался активно
влиять на правотворческий процесс в современной
ему Германии. Когда в 1814 г. сторонник естественнонаучной
доктрины Тибо предложил кодификацию
немецкого права, Савиньи выступил в своей
брошюре “О призвании нашего времени к
законодательству и правоведению” против
этого предложения, ссылаясь на его несвоевременность.
В этой полемике, а также в сочинениях“Система
современного римского права” (8 т., 1840
– 1849) и “Обязательственное право” (1851
– 1853) проявились основные принципы его
правовой доктрины:
1) Убеждение многих правоведов
о том, что право создается
законодателем, является ошибочным
– ибо правотворчество не зависит
от случая или произвола;
2) Право всех народов
складывается исторически - так же,
как язык, нравы или политическое
устройство;
3) Будучи продуктом народного
духа, право живет в общем сознании
народа в форме не столько
отвлеченных понятий, сколько непосредственного
восприятия юридических институтов;
4) Право проходит в
своем развитии несколько основных
этапов:
а) первоначально оно существует
в общем сознании как “природное право”, находя
формальное выражение в символических
действиях, сопровождающих установление
или прекращение юридических отношений;
б) далее, развиваясь вместе
с народом и его культурой, право становится
особой наукой в руках юристов, обособляющихся
в отдельное сословие;
в) научная обработка существующих
норм права юристами;
г) собственно законодательная
деятельность, предполагающая кодификацию
прежних норм и создание новых.
При этом в Германии, как полагал
Савиньи, время для активного законотворчества
и кодификации не пришло – поскольку в
юриспруденции царил хаос разноречивых
мнений, а органическая наука, способная
выработать стройное уложение, отсутствовала.
Изменить положение был неспособен и предлагаемый
Тибо съезд юристов.
28.Политико-правовое учение Ч. Беккариа.
Политическая история Италии
эпохи феодализма представляет собой
весьма сложную картину. Многие века сохранялась
политическая раздробленность страны.
Усобицы правителей итальянских княжеств
и городов-республик обессилели и обескровили
страну, сделали ее сравнительно легкой
добычей Испании, король которой фактически
стал управлять значительной частью Италии,
и Австрии. Политические неурядицы существенно
затрудняли социальное развитие страны.
Итальянская буржуазия, преимущественно
ростовщическая и торговая, далекая от
народа и экономически связанная с феодалами,
была настроена весьма умеренно. Дальше
пожеланий политической централизации
и осуждения произвола и беззакония, характерных
для феодализма, она не шла. Это и обусловило
в конечном счете трактовку учения о естественном
праве итальянскими просветителями XVIII
в., наиболее видным представителем которых
был Чезаре Беккариа (1738 - 1794).
Беккариа родился в Милане,
находившемся под властью Австрии. Он
окончил иезуитскую школу (как и Вольтер,
Гельвецкий, Дидро). Его основная работа
– «О преступлениях и наказаниях» была
опубликована в 1764 г. сначала тайно и вызвала
как ожесточенные выпадки церковников,
так и широкое признание просвещенных
людей того времени, в том чиле императрицы
Марии-Терезии. Она претендовала на “просвещенный
абсолютизм” и стала покровительствовать
Беккариа, предоставив ему кафедру в Милане,
а затем ряд государственных должностей.