В.Н. Татищев о государстве и праве

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2015 в 17:11, лекция

Краткое описание

Василий Никитич Татищев (1686-1750 гг.) знаменитый естествознавец и историк обосновал российский абсолютизм в труде «История Российская». В связи с событиями, сопровождавшими восшествие на престол императрицы Анны Иоанновны, Татищев составил записку «Произвольное согласие рассуждение и мнение собравшегося шляхетства русского о правлении государственном». В ней он выступил против притязаний Верховного тайного совета на власть и обосновал самодержавное правление.

Файлы: 1 файл

ИППУ.docx

— 125.84 Кб (Скачать)

 

 

 

43.Психологическая теория  права  Л.И. Петражицкого

 

Он полагал, что право заключено в психике индивида.

Ключевым элементом теории является понятие «эмоция»

Одни эмоции он называл жизнеобеспечивающими эмоциями (жажда, голод, сон и др.), другие —

этическими эмоциями. Именно благодаря этическим эмоциям человек и проявляет себя как социальное существо.

Этическая эмоция — это внутреннее повеление индивида, которое всегда направлено на других людей. 2 вида этических эмоций:

1) нравственные эмоции  — переживания только нашего долга по отношению к другим, без признания за другими права требовать исполнения этого долга (вы не признаете за нищим права требовать от вас подачи милостыни);

2) правовые эмоции — переживания нашего долга по отношению к другим, с признанием за другими права требовать исполнения этого долга (работодатель признает за рабочими право требовать оплаты их труда).

Этим эмоциям соответствуют нравственные (односторонне обязательные, беспритязательные) и юридические нормы (обязательно-притязательные).

Итак, право — это совокупность психических переживаний долга и обязанностей, которые имеют императивно-атрибутивный (повелительно-притязательный) характер.

Классификации права.

I. Право интуитивное и  право позитивное.

  • Интуитивное право — это совокупность императивно-атрибутивных переживаний индивидов, которые возникают без воздействия предписаний законов и обычаев.

  • Позитивное право — это совокупность императивно-атрибутивных переживаний индивидов, которые возникают под воздействием предписаний законов и установившихся обычаев.

II. Право официальное и  право неофициальное.

  • Право официальное — это право, которое действует при поддержке государства.

  • Право неофициальное — право, которое не имеет поддержки государства. Это право предполагает существование социальных конфликтов и неофициальные способы их разрешения.

 

44.Реалистическая школа права  в США

РЕАЛИСТИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПРАВА одно  
из осн. направлений правоведения в США, сложившееся в 20-х гг. 20 в. и  
оказавшее существенное влияние на последующее развитие амер. правовой мысли.  
Крупнейшие представители: Д. Грей, О. Холмс, Д. Франк, К. Ллевеллин, Е.  
Паттерсон и др. Представители Р. ш. п., правильно констатировав консерватизм,  
негибкость, обращённый в прошлое традиционализм правовой системы США, требуя  
её модификации и приспособления к изменяющимся условиям, пришли к ошибочному  
отрицанию принципа стабильности права и подчинения судьи закону. С точки  
зрения Р. ш. п. норма права - это всего лишь мнение законодателя о праве,  
к-рое судья может принять или не принять во внимание. Всякая правовая норма,  
выражена ли она в законе или прецеденте, по мнению "реалистов",  
неизбежно превращается в нечто застывшее и отстающее от жизни. Право же  
должно  
изменяться непрерывно, что возможно в том случае, если право-творческой  
силой будет суд. По мнению представителей Р. ш. п., право - это то, что  
решает суд. Отвечая на вопрос, чем руководствуется суд, вынося решение,  
сторонники  
этого течения делились на две группы; одна из них обращалась к бихевиоризму  
(воздействие внешних факторов на поведение судьи), вторая - к фрейдизму  
(поиски воздействия факторов в глубинной психологии). В обоих случаях  
основой поведения судьи, а следовательно, и творимого им права, выступали  
исключительно психологич. факторы. Р. ш. п., т. о., пришла к вульгарному  
пониманию права, а её нигилистич. отношение к стабильным нормам права и  
требование неограниченной свободы судебного усмотрения, по существу, сводили  
на нет принцип законности. 

45.Римские юристы о сущности  и системе права

 

Содержание правовых взглядов. Общее понятие права.

Исходя из этического содержания права, римские юристы определяли право посредством понятия справедливости.

Цель: право есть искусство добра и справедливости

Классификация права. Критерий классификации —благо, которое защищено правом. Это благо может быть общественным, а может быть частным.

Ульпиан, в частности, различал:

• право публичное, которое относится к положению Римского государства;

• право частное, которое относится к пользе отдельных лиц

Частное право Ульпиан разделил на три вида:

  1. естественное право - общее для всех живых существ право, присущее не только человеческому роду, но и всем животным, которые рождаются на земле. Согласно естественному праву все рождаются свободными, заключаются браки, воспитываются дети.

  1. право народов - право, сложившееся на космополитической основе. Это право, которым пользуются народы, оно является общим только для людей, а не для животных. Согласно этому праву ведутся войны; море признается общим для всех; обеспечивается неприкосновенность послов; люди делятся на свободных и рабов.

  1. цивильное право - естественное право и право народов, которые адаптированы к потребностям римских граждан для них это право частной собственности и семейное право.

 

46.Социологическая теория права  Е.Эрлиха

 

Представителем школы “свободного права” был Е. Эрлих.

Значительное произведение – “Основы социологии права”.

Право - существует и развивается как организационные нормы союзов, из которых состоит общество (семьи, производственные объединения, корпорации, товарищества, хозяйственные союзы и др.). Организационные нормы вытекают из торговли, обычаев, обыкновений, уставных положений организаций; эти нормы образуют - право первого порядка. Для его охраны создаются “нормы решений”, образующие право второго порядка; эти нормы создаются деятельностью государства и юристов.

К праву второго порядка относятся уголовное, процессуальное, полицейское право, которые не регулируют жизнь, а должны лишь поддерживать организационные нормы. Результатом взаимодействия общественного права, права юристов и государственного права является “живое право” - есть внутренний распорядок человеческих союзов (свободные объединения членов гражданского общества) защищены от произвольного вмешательства Го и его органов.

Закон - это способ обеспечения права. Свободное нахождение права не означает свободу судей от закона. В правосудии решающая роль принадлежит не параграфам закона, а свободному слову квалифицированных юристов.

 

 

47.Социологическая теория права Р. Иеринга

 

Основные работы: «Борьба за право», «Цель в праве».

Содержание политико-правового учения. Считал, что «юриспруденция понятий» — это лиш «правовая математика», которая оторвана от реальной жизни.

Критика исторической школы права. Право связано с целесообразной деятельностью людей и утверждается посредством борьбы.

Борьба за право: борьба за отстаивание субъективного права индивида, нарушенное другим лицом.

Иеринг рассматривал борьбу за право как обязанность правомочного.

1. Перед самим собой

2. Перед обществом

Иеринг допускал примирение сторон в качестве средства разрешения правовых конфликтов, но лишь при условии, что ущемление прав не заключает в то же время пренебрежение к личности.

Социология права. Право обусловлено социальными целями и интересами.

Право имеет 2 стороны:

  1. Формальная сторона: право — это нормы, которые обеспечиваются государственным принуждением. С помощью норм права создается упорядоченная защита социальных отношений.

  1. Содержательная сторона: право — это совокупность общих и индивидуальных интересов и целей;

48.социологическая юриспруденция  роско паунда

Американский юрист Роско Паунд (1870-1964) – глава социологической (гарвардской) школы права, основывающейся на философии прагматизма. Разработки Р. Паунда объединены им в пятитомной«Юриспруденции». Сам Р. Паунд охарактеризовал свой подход к изучению правовых явлений как«инструментальный прагматический», право воспринимается им преимущественно как «инструмент социального контроля». Саму юриспруденцию Р. Паунд в связи с этим называл «юридической социальной инженерией».

Под правом в действии Р. Паунд понимает три взаимосвязанных его проявления в социальной жизни, доступные эмпирическому наблюдению и изучению: правопорядок, совокупность правовых предписаний и правоприменительную деятельность.

Цель права – примирение и гармонизация сталкивающихся и перекрещивающихся интересов и требований различных социальных групп и индивидов. Р. Паунд составил таблицу этих интересов и увязал их с набором ценностей и постулатов современной цивилизации. Вместе взятые, эти интересы и требования должны обеспечивать «защиту интересов» с помощью права.

Человек, живущий в цивилизованном обществе, вправе пользоваться всем тем, что ему принадлежит в качестве созданных его собственными руками плодов (и в силу иных правомерных причин и обстоятельств). Все люди в его окружении в общении поступают добросовестно; никто не будет совершать поступков, влекущих за собой повышенный риск для окружающих, и т.д. Эти принципы Р. Паунд поименовал«юридическими постулатами цивилизованного общества», добавив при этом, что в современном индустриальном обществе возможны и новые тенденции и связанные с ними постулаты (например, о более терпимом отношении к «неудачникам»). Паунд не претендовал на полную универсальность своих постулатов, подчеркивая их применимость только к цивилизованному обществу.

Паунд подверг исторической оценке и такие средства социального контроля, как обычай, мораль и религию, которые на начальных стадиях развития общества не дифференцировались (например, запреты-табу первобытного общества одновременно носили и моральную, и религиозную, и правовую окраску, были обязаны своим происхождением и поддержанием обычаю), но со временем сильно обособились друг от друга. В Средневековье преобладали мораль и религия, закреплявшие патриархальный быт и противостоявшие урбанизации и индустриализации. В современном цивилизованном обществе лидирующее средство социального контроля – право, причем функцию социального контроля посредством права осуществляет прежде всего государство.

Идея социального контроля при помощи права предполагает, что данный регулятор должен быть в известной степени стабильным. Вместе с тем постоянные изменения условий общественной жизни требуют адекватных поправок, поэтому «правовой порядок должен быть настолько же изменяемым, насколько стабильным», должен постоянно «пересматриваться в соответствии с изменениями в общественной жизни, которую он должен регулировать».

 

 

49.Учение Платона о государстве  и законах

Свои идеи о государстве и праве Платон изложил в своей работе «Государство».

По Платону, в Го д.б. осуществлен идеал справедливости – это разделение труда соответственно потребностям и природным задаткам.

Он делит всех граждан Го на 3 сословия:

1)мудрецы, управляющие государством;

2)стражи, охраняющие его;

3)торговцы и ремесленники.

Все сферы жизни строго регламентированы.

Платон рассматривает 4 типа государственного устройства:

1)тимократия - появляется страсть к обогащению.

2)олигархия – господство  немногих стяжателей (олигархов)

3) демократия;

4)тирания.

.

50. Учение  Полибия о формах государства

Основная работа: «Всеобщая история».

Под влиянием стоиков создал концепцию круговорота форм правления государства:

Итак, круговорот форм правления государства: 3 правильные формы и 3 неправильные формы правления сменяют друг друга. Любое явление подвержено изменению. Полибий определяет период, необходимый для перехода от одной формы правления к другой, что позволяет предсказать и сам момент перехода:

  1. жизнь нескольких поколений людей занимает переход от царской власти к тирании;

  1. жизнь одного поколения людей занимает переход от аристократии к олигархии;

  1. жизнь трех поколений людей занимает переход от демократии к охлократии (демократия вырождается через три поколения).

Стремился найти такую форму правления Го, которая бы обеспечивала равновесие в Го подобно плавающему кораблю. Для этого необходимо соединить три правильные формы правления в одну. Конкретным примером смешанной формы правления для Полибия была Римская республика, в которой сочетались:

—> власть консулов — монархия;

—> власть сената — аристократия;

—> власть народного собрания — демократия

 

 

51.Учение А.Н.Радищева  о праве  и государстве.

2/2 18 века - усиление крепостнического  гнета. Пугачевское восстание обратило  передовые умы в поиски вариантов  выхода из кризисной ситуации. Существовала проблема - форма правления  Российского государства. Несколько  вариантов решения:

превратить абсолютную монархию в просвещенную;

конституционное ограничение монарха;

республиканский образ правления.

Радищев предложил радикальные ответ на эти вопросы.

РАДИЩЕВ (1749 – 02) родился в саратовской губернии в дворянской семье, получил домашнее образование, окончил пажеский корпус, потом Юридический Факультет, знает несколько древних и новых европейских языков. Долг перед отечеством усматривает в борьбе с крепостничеством и самодержавием ("Путешествие из Петербурга в Москву"). Термин самодержавие употребляет в смысле сосредоточение неограниченной власти в руках монарха, он ставит равенство между всеми организациями монархической власти.

Не верил в возможность появления на троне просвещенного монарха. Критика бюрократического аппарата, на который опирался монарх, отмечая необразованность и продажность чиновников.

Особенность России - наличие самостоятельного бюрократического аппарата, у которого отсутствует связь с монархом и народом. Исходные положения его теории основываются на теории естественных прав человека и договорном происхождении государства.

Причина образования государства : природная социальность людей. В естественном состоянии все люди равны, а с появлением частной собственности это нарушается, т.е. как Руссо он полагал, что образование государства связано с появлением частной собственности. При заключении договора народ является определяющей стороной и оставляет за собой суверенитет, т.к. он не мог бы согласиться на рабство. Крепостное право - нарушение естественных законов и экономически несостоятельно (подневольный труд - непроизводителен). Он обращает внимание на отсутствие в законах правового статуса крепостного крестьянина.

Социальный идеал : общество свободных и равных собственников. Земля должна быть передана безвозмездно тем, кто ее обрабатывает. Наилучшая политическая организация - Народное Собрание. Концепцию разделения властей не признавал, т.к. народ может быть единственным государем. Народ избирает магистратов, сосредотачивает всю полноту власти у себя. Будущее государственное устройство России - в форме свободной и добровольной федерации городов с вечевыми собраниями. Столица Н. Новгород. Это устройство может обеспечить свободу мысли, слова, деяния, защите самого себя, когда закон это сделать не в силах, право собственности и право быть судимым себе равными.

Информация о работе В.Н. Татищев о государстве и праве