43.Психологическая теория  права 
Л.И. Петражицкого
 
Он полагал, что право заключено 
в психике индивида.
Ключевым элементом теории 
является понятие «эмоция»
Одни эмоции он называл жизнеобеспечивающими 
эмоциями (жажда, голод, сон и др.), другие 
—
этическими эмоциями. Именно 
благодаря этическим эмоциям человек 
и проявляет себя как социальное существо.
Этическая эмоция — это внутреннее 
повеление индивида, которое всегда направлено 
на других людей. 2 вида этических эмоций:
1) нравственные эмоции 
— переживания только нашего долга по 
отношению к другим, без признания за другими 
права требовать исполнения этого долга 
(вы не признаете за нищим права требовать 
от вас подачи милостыни);
2) правовые эмоции — переживания 
нашего долга по отношению к другим, с 
признанием за другими права требовать 
исполнения этого долга (работодатель 
признает за рабочими право требовать 
оплаты их труда).
Этим эмоциям соответствуют 
нравственные (односторонне обязательные, 
беспритязательные) и юридические нормы 
(обязательно-притязательные).
Итак, право — это совокупность 
психических переживаний долга и обязанностей, 
которые имеют императивно-атрибутивный 
(повелительно-притязательный) характер.
Классификации права.
I. Право интуитивное и 
право позитивное.
  - Интуитивное право — это совокупность императивно-атрибутивных 
  переживаний индивидов, которые возникают без воздействия предписаний законов и обычаев.
  - Позитивное право — это совокупность императивно-атрибутивных 
  переживаний индивидов, которые возникают под воздействием предписаний законов и установившихся 
  обычаев.
II. Право официальное и 
право неофициальное.
  - Право официальное — это право, которое действует 
  при поддержке государства.
  - Право неофициальное — право, которое не имеет поддержки 
  государства. Это право предполагает существование 
  социальных конфликтов и неофициальные 
  способы их разрешения.
 
44.Реалистическая школа права 
в США
РЕАЛИСТИЧЕСКАЯ 
ШКОЛА ПРАВА одно  
из осн. направлений 
правоведения в США, сложившееся в 20-х 
гг. 20 в. и  
оказавшее существенное 
влияние на последующее развитие амер. 
правовой мысли.  
Крупнейшие представители: 
Д. Грей, О. Холмс, Д. Франк, К. Ллевеллин, 
Е.  
Паттерсон и др. Представители 
Р. ш. п., правильно констатировав консерватизм,  
негибкость, обращённый 
в прошлое традиционализм правовой системы 
США, требуя  
её модификации и приспособления 
к изменяющимся условиям, пришли к ошибочному  
отрицанию принципа 
стабильности права и подчинения судьи 
закону. С точки  
зрения Р. ш. п. норма 
права - это всего лишь мнение законодателя 
о праве,  
к-рое судья может принять 
или не принять во внимание. Всякая правовая 
норма,  
выражена ли она в законе 
или прецеденте, по мнению 
"реалистов",  
неизбежно превращается 
в нечто застывшее и отстающее от жизни. 
Право же  
должно  
изменяться непрерывно, 
что возможно в том случае, если право-творческой  
силой будет суд. По 
мнению представителей Р. ш. п., право - 
это то, что  
решает суд. Отвечая 
на вопрос, чем руководствуется суд, вынося 
решение,  
сторонники  
этого течения делились 
на две группы; одна из них обращалась 
к бихевиоризму  
(воздействие 
внешних факторов на поведение судьи), 
вторая - к фрейдизму  
(поиски воздействия 
факторов в глубинной психологии). В обоих 
случаях  
основой поведения 
судьи, а следовательно, и творимого им 
права, выступали  
исключительно психологич. 
факторы. Р. ш. п., т. о., пришла к вульгарному  
пониманию права, а 
её нигилистич. отношение к стабильным 
нормам права и  
требование неограниченной 
свободы судебного усмотрения, по существу, 
сводили  
на нет принцип законности. 
45.Римские юристы о сущности 
и системе права
 
Содержание правовых 
взглядов. Общее понятие права.
Исходя из этического содержания 
права, римские юристы определяли право 
посредством понятия справедливости.
Цель: право есть искусство 
добра и справедливости
Классификация права. Критерий классификации —благо, 
которое защищено правом. Это благо может 
быть общественным, а может быть частным.
Ульпиан, в частности, различал:
• право публичное, которое 
относится к положению Римского государства;
• право частное, которое относится 
к пользе отдельных лиц
Частное право Ульпиан разделил 
на три вида:
  - естественное право - общее для всех живых существ 
  право, присущее не только человеческому 
  роду, но и всем животным, которые рождаются 
  на земле. Согласно естественному праву 
  все рождаются свободными, заключаются 
  браки, воспитываются дети.
  - право народов - право, сложившееся на космополитической основе. Это право, которым пользуются народы, оно является общим только для людей, а не для животных. Согласно этому праву ведутся войны; море признается общим для всех; обеспечивается неприкосновенность послов; люди делятся на свободных и рабов.
  - цивильное право - естественное право и право народов, которые адаптированы 
  к потребностям римских граждан для них это 
  право частной собственности и семейное 
  право.
 
46.Социологическая теория права 
Е.Эрлиха
 
Представителем школы “свободного 
права” был Е. Эрлих.
Значительное произведение 
– “Основы социологии права”.
Право - существует и развивается 
как организационные нормы союзов, из 
которых состоит общество (семьи, производственные 
объединения, корпорации, товарищества, 
хозяйственные союзы и др.). Организационные 
нормы вытекают из торговли, обычаев, обыкновений, 
уставных положений организаций; эти нормы 
образуют - право первого порядка. 
Для его охраны создаются “нормы решений”, 
образующие право второго порядка; эти 
нормы создаются деятельностью государства 
и юристов.
К праву второго порядка относятся уголовное, процессуальное, 
полицейское право, которые не регулируют 
жизнь, а должны лишь поддерживать организационные 
нормы. Результатом взаимодействия общественного 
права, права юристов и государственного 
права является “живое право” 
- есть внутренний распорядок человеческих 
союзов (свободные объединения членов 
гражданского общества) защищены от произвольного 
вмешательства Го и его органов.
Закон - это способ обеспечения 
права. Свободное нахождение права не 
означает свободу судей от закона. В правосудии 
решающая роль принадлежит не параграфам 
закона, а свободному слову квалифицированных 
юристов.
 
 
47.Социологическая теория права Р. Иеринга
 
Основные работы: «Борьба за право», «Цель в праве».
Содержание политико-правового 
учения. Считал, что «юриспруденция 
понятий» — это лиш «правовая математика», 
которая оторвана от реальной жизни.
Критика исторической школы 
права. Право связано с целесообразной 
деятельностью людей и утверждается посредством 
борьбы.
Борьба за право: борьба за отстаивание 
субъективного права индивида, нарушенное 
другим лицом.
Иеринг рассматривал борьбу 
за право как обязанность правомочного.
1. Перед самим собой
2. Перед обществом
Иеринг допускал примирение 
сторон в качестве средства разрешения 
правовых конфликтов, но лишь при условии, 
что ущемление прав не заключает в то же 
время пренебрежение к личности.
Социология права. Право обусловлено 
социальными целями и интересами.
Право имеет 2 стороны:
  - Формальная сторона: право — это нормы, которые 
  обеспечиваются государственным принуждением. 
  С помощью норм права создается упорядоченная 
  защита социальных отношений.
  - Содержательная сторона: право — это совокупность общих 
  и индивидуальных интересов и целей;
48.социологическая юриспруденция 
роско паунда
Американский юрист Роско Паунд (1870-1964) 
– глава социологической (гарвардской) 
школы права, основывающейся на философии 
прагматизма. Разработки Р. Паунда объединены 
им в пятитомной«Юриспруденции». Сам Р. 
Паунд охарактеризовал свой подход к изучению 
правовых явлений как«инструментальный прагматический», 
право воспринимается им преимущественно 
как «инструмент социального контроля». 
Саму юриспруденцию Р. Паунд в связи с этим называл «юридической социальной инженерией».
Под правом в действии Р. Паунд понимает три взаимосвязанных 
его проявления в социальной жизни, доступные 
эмпирическому наблюдению и изучению: 
правопорядок, совокупность правовых 
предписаний и правоприменительную деятельность.
Цель права – примирение и гармонизация сталкивающихся 
и перекрещивающихся интересов и требований 
различных социальных групп и индивидов. 
Р. Паунд составил таблицу этих интересов 
и увязал их с набором ценностей и постулатов 
современной цивилизации. Вместе взятые, 
эти интересы и требования должны обеспечивать 
«защиту интересов» с помощью права.
Человек, живущий в цивилизованном обществе, 
вправе пользоваться всем тем, что ему 
принадлежит в качестве созданных его 
собственными руками плодов (и в силу иных 
правомерных причин и обстоятельств). 
Все люди в его окружении в общении поступают 
добросовестно; никто не будет совершать 
поступков, влекущих за собой повышенный 
риск для окружающих, и т.д. Эти принципы 
Р. Паунд поименовал«юридическими постулатами 
цивилизованного общества», добавив 
при этом, что в современном индустриальном 
обществе возможны и новые тенденции и 
связанные с ними постулаты (например, 
о более терпимом отношении к «неудачникам»). 
Паунд не претендовал на полную универсальность 
своих постулатов, подчеркивая их применимость 
только к цивилизованному обществу.
Паунд подверг исторической оценке и 
такие средства социального контроля, 
как обычай, мораль и религию, которые на начальных стадиях развития 
общества не дифференцировались (например, 
запреты-табу первобытного общества одновременно 
носили и моральную, и религиозную, и правовую 
окраску, были обязаны своим происхождением 
и поддержанием обычаю), но со временем 
сильно обособились друг от друга. В Средневековье 
преобладали мораль и религия, закреплявшие 
патриархальный быт и противостоявшие 
урбанизации и индустриализации. В современном 
цивилизованном обществе лидирующее средство социального контроля – право, причем функцию социального контроля 
посредством права осуществляет прежде 
всего государство.
Идея социального контроля при 
помощи права предполагает, что данный 
регулятор должен быть в известной степени 
стабильным. Вместе с тем постоянные изменения 
условий общественной жизни требуют адекватных 
поправок, поэтому «правовой порядок должен 
быть настолько же изменяемым, насколько стабильным», 
должен постоянно «пересматриваться в 
соответствии с изменениями в общественной 
жизни, которую он должен регулировать».
 
 
49.Учение Платона о государстве 
и законах
Свои идеи о государстве и праве 
Платон изложил в своей работе «Государство».
По Платону, в Го д.б. осуществлен 
идеал справедливости – это разделение 
труда соответственно потребностям и 
природным задаткам.
Он делит всех граждан 
Го на 3 сословия:
1)мудрецы, управляющие государством;
2)стражи, охраняющие его;
3)торговцы и ремесленники.
Все сферы жизни строго регламентированы.
Платон рассматривает 4 типа государственного 
устройства:
1)тимократия - появляется страсть 
к обогащению.
2)олигархия – господство 
немногих стяжателей (олигархов)
3) демократия;
4)тирания.
.
50. Учение  Полибия о формах государства
Основная работа: «Всеобщая история».
Под влиянием стоиков создал 
концепцию круговорота форм правления 
государства:
Итак, круговорот форм правления 
государства: 3 правильные формы и 3 неправильные 
формы правления сменяют друг друга. Любое 
явление подвержено изменению. Полибий 
определяет период, необходимый для перехода 
от одной формы правления к другой, что 
позволяет предсказать и сам момент перехода:
  - жизнь нескольких поколений людей занимает переход от царской 
  власти к тирании;
  - жизнь одного поколения людей занимает переход от аристократии 
  к олигархии;
  - жизнь трех поколений людей занимает переход от демократии 
  к охлократии (демократия вырождается 
  через три поколения).
Стремился найти такую форму 
правления Го, которая бы обеспечивала 
равновесие в Го подобно плавающему кораблю. 
Для этого необходимо соединить три правильные 
формы правления в одну. Конкретным примером 
смешанной формы правления для Полибия 
была Римская республика, в которой сочетались:
—> власть консулов — монархия;
—> власть сената — аристократия;
—> власть народного собрания 
— демократия
 
 
51.Учение А.Н.Радищева  о праве 
и государстве.
2/2 18 века - усиление крепостнического 
гнета. Пугачевское восстание обратило 
передовые умы в поиски вариантов 
выхода из кризисной ситуации. 
Существовала проблема - форма правления 
Российского государства. Несколько 
вариантов решения:
превратить абсолютную монархию 
в просвещенную;
конституционное ограничение 
монарха;
республиканский образ правления.
Радищев предложил радикальные 
ответ на эти вопросы.
РАДИЩЕВ (1749 – 02) родился в саратовской 
губернии в дворянской семье, получил 
домашнее образование, окончил пажеский 
корпус, потом Юридический Факультет, 
знает несколько древних и новых европейских 
языков. Долг перед отечеством усматривает 
в борьбе с крепостничеством и самодержавием 
("Путешествие из Петербурга в Москву"). 
Термин самодержавие употребляет в смысле 
сосредоточение неограниченной власти 
в руках монарха, он ставит равенство между 
всеми организациями монархической власти.
Не верил в возможность появления 
на троне просвещенного монарха. Критика 
бюрократического аппарата, на который 
опирался монарх, отмечая необразованность 
и продажность чиновников.
Особенность России - наличие 
самостоятельного бюрократического аппарата, 
у которого отсутствует связь с монархом 
и народом. Исходные положения его теории 
основываются на теории естественных 
прав человека и договорном происхождении 
государства.
Причина образования государства : 
природная социальность людей. В естественном 
состоянии все люди равны, а с появлением 
частной собственности это нарушается, 
т.е. как Руссо он полагал, что образование 
государства связано с появлением частной 
собственности. При заключении договора 
народ является определяющей стороной 
и оставляет за собой суверенитет, т.к. 
он не мог бы согласиться на рабство. Крепостное 
право - нарушение естественных законов 
и экономически несостоятельно (подневольный 
труд - непроизводителен). Он обращает 
внимание на отсутствие в законах правового 
статуса крепостного крестьянина.
Социальный идеал : общество 
свободных и равных собственников. Земля 
должна быть передана безвозмездно тем, 
кто ее обрабатывает. Наилучшая политическая 
организация - Народное Собрание. Концепцию 
разделения властей не признавал, т.к. 
народ может быть единственным государем. 
Народ избирает магистратов, сосредотачивает 
всю полноту власти у себя. Будущее государственное 
устройство России - в форме свободной 
и добровольной федерации городов с вечевыми 
собраниями. Столица Н. Новгород. Это устройство 
может обеспечить свободу мысли, слова, 
деяния, защите самого себя, когда закон 
это сделать не в силах, право собственности 
и право быть судимым себе равными.