43.Психологическая теория права
Л.И. Петражицкого
Он полагал, что право заключено
в психике индивида.
Ключевым элементом теории
является понятие «эмоция»
Одни эмоции он называл жизнеобеспечивающими
эмоциями (жажда, голод, сон и др.), другие
—
этическими эмоциями. Именно
благодаря этическим эмоциям человек
и проявляет себя как социальное существо.
Этическая эмоция — это внутреннее
повеление индивида, которое всегда направлено
на других людей. 2 вида этических эмоций:
1) нравственные эмоции
— переживания только нашего долга по
отношению к другим, без признания за другими
права требовать исполнения этого долга
(вы не признаете за нищим права требовать
от вас подачи милостыни);
2) правовые эмоции — переживания
нашего долга по отношению к другим, с
признанием за другими права требовать
исполнения этого долга (работодатель
признает за рабочими право требовать
оплаты их труда).
Этим эмоциям соответствуют
нравственные (односторонне обязательные,
беспритязательные) и юридические нормы
(обязательно-притязательные).
Итак, право — это совокупность
психических переживаний долга и обязанностей,
которые имеют императивно-атрибутивный
(повелительно-притязательный) характер.
Классификации права.
I. Право интуитивное и
право позитивное.
Интуитивное право — это совокупность императивно-атрибутивных
переживаний индивидов, которые возникают без воздействия предписаний законов и обычаев.
Позитивное право — это совокупность императивно-атрибутивных
переживаний индивидов, которые возникают под воздействием предписаний законов и установившихся
обычаев.
II. Право официальное и
право неофициальное.
Право официальное — это право, которое действует
при поддержке государства.
Право неофициальное — право, которое не имеет поддержки
государства. Это право предполагает существование
социальных конфликтов и неофициальные
способы их разрешения.
44.Реалистическая школа права
в США
РЕАЛИСТИЧЕСКАЯ
ШКОЛА ПРАВА одно
из осн. направлений
правоведения в США, сложившееся в 20-х
гг. 20 в. и
оказавшее существенное
влияние на последующее развитие амер.
правовой мысли.
Крупнейшие представители:
Д. Грей, О. Холмс, Д. Франк, К. Ллевеллин,
Е.
Паттерсон и др. Представители
Р. ш. п., правильно констатировав консерватизм,
негибкость, обращённый
в прошлое традиционализм правовой системы
США, требуя
её модификации и приспособления
к изменяющимся условиям, пришли к ошибочному
отрицанию принципа
стабильности права и подчинения судьи
закону. С точки
зрения Р. ш. п. норма
права - это всего лишь мнение законодателя
о праве,
к-рое судья может принять
или не принять во внимание. Всякая правовая
норма,
выражена ли она в законе
или прецеденте, по мнению
"реалистов",
неизбежно превращается
в нечто застывшее и отстающее от жизни.
Право же
должно
изменяться непрерывно,
что возможно в том случае, если право-творческой
силой будет суд. По
мнению представителей Р. ш. п., право -
это то, что
решает суд. Отвечая
на вопрос, чем руководствуется суд, вынося
решение,
сторонники
этого течения делились
на две группы; одна из них обращалась
к бихевиоризму
(воздействие
внешних факторов на поведение судьи),
вторая - к фрейдизму
(поиски воздействия
факторов в глубинной психологии). В обоих
случаях
основой поведения
судьи, а следовательно, и творимого им
права, выступали
исключительно психологич.
факторы. Р. ш. п., т. о., пришла к вульгарному
пониманию права, а
её нигилистич. отношение к стабильным
нормам права и
требование неограниченной
свободы судебного усмотрения, по существу,
сводили
на нет принцип законности.
45.Римские юристы о сущности
и системе права
Содержание правовых
взглядов. Общее понятие права.
Исходя из этического содержания
права, римские юристы определяли право
посредством понятия справедливости.
Цель: право есть искусство
добра и справедливости
Классификация права. Критерий классификации —благо,
которое защищено правом. Это благо может
быть общественным, а может быть частным.
Ульпиан, в частности, различал:
• право публичное, которое
относится к положению Римского государства;
• право частное, которое относится
к пользе отдельных лиц
Частное право Ульпиан разделил
на три вида:
естественное право - общее для всех живых существ
право, присущее не только человеческому
роду, но и всем животным, которые рождаются
на земле. Согласно естественному праву
все рождаются свободными, заключаются
браки, воспитываются дети.
право народов - право, сложившееся на космополитической основе. Это право, которым пользуются народы, оно является общим только для людей, а не для животных. Согласно этому праву ведутся войны; море признается общим для всех; обеспечивается неприкосновенность послов; люди делятся на свободных и рабов.
цивильное право - естественное право и право народов, которые адаптированы
к потребностям римских граждан для них это
право частной собственности и семейное
право.
46.Социологическая теория права
Е.Эрлиха
Представителем школы “свободного
права” был Е. Эрлих.
Значительное произведение
– “Основы социологии права”.
Право - существует и развивается
как организационные нормы союзов, из
которых состоит общество (семьи, производственные
объединения, корпорации, товарищества,
хозяйственные союзы и др.). Организационные
нормы вытекают из торговли, обычаев, обыкновений,
уставных положений организаций; эти нормы
образуют - право первого порядка.
Для его охраны создаются “нормы решений”,
образующие право второго порядка; эти
нормы создаются деятельностью государства
и юристов.
К праву второго порядка относятся уголовное, процессуальное,
полицейское право, которые не регулируют
жизнь, а должны лишь поддерживать организационные
нормы. Результатом взаимодействия общественного
права, права юристов и государственного
права является “живое право”
- есть внутренний распорядок человеческих
союзов (свободные объединения членов
гражданского общества) защищены от произвольного
вмешательства Го и его органов.
Закон - это способ обеспечения
права. Свободное нахождение права не
означает свободу судей от закона. В правосудии
решающая роль принадлежит не параграфам
закона, а свободному слову квалифицированных
юристов.
47.Социологическая теория права Р. Иеринга
Основные работы: «Борьба за право», «Цель в праве».
Содержание политико-правового
учения. Считал, что «юриспруденция
понятий» — это лиш «правовая математика»,
которая оторвана от реальной жизни.
Критика исторической школы
права. Право связано с целесообразной
деятельностью людей и утверждается посредством
борьбы.
Борьба за право: борьба за отстаивание
субъективного права индивида, нарушенное
другим лицом.
Иеринг рассматривал борьбу
за право как обязанность правомочного.
1. Перед самим собой
2. Перед обществом
Иеринг допускал примирение
сторон в качестве средства разрешения
правовых конфликтов, но лишь при условии,
что ущемление прав не заключает в то же
время пренебрежение к личности.
Социология права. Право обусловлено
социальными целями и интересами.
Право имеет 2 стороны:
Формальная сторона: право — это нормы, которые
обеспечиваются государственным принуждением.
С помощью норм права создается упорядоченная
защита социальных отношений.
Содержательная сторона: право — это совокупность общих
и индивидуальных интересов и целей;
48.социологическая юриспруденция
роско паунда
Американский юрист Роско Паунд (1870-1964)
– глава социологической (гарвардской)
школы права, основывающейся на философии
прагматизма. Разработки Р. Паунда объединены
им в пятитомной«Юриспруденции». Сам Р.
Паунд охарактеризовал свой подход к изучению
правовых явлений как«инструментальный прагматический»,
право воспринимается им преимущественно
как «инструмент социального контроля».
Саму юриспруденцию Р. Паунд в связи с этим называл «юридической социальной инженерией».
Под правом в действии Р. Паунд понимает три взаимосвязанных
его проявления в социальной жизни, доступные
эмпирическому наблюдению и изучению:
правопорядок, совокупность правовых
предписаний и правоприменительную деятельность.
Цель права – примирение и гармонизация сталкивающихся
и перекрещивающихся интересов и требований
различных социальных групп и индивидов.
Р. Паунд составил таблицу этих интересов
и увязал их с набором ценностей и постулатов
современной цивилизации. Вместе взятые,
эти интересы и требования должны обеспечивать
«защиту интересов» с помощью права.
Человек, живущий в цивилизованном обществе,
вправе пользоваться всем тем, что ему
принадлежит в качестве созданных его
собственными руками плодов (и в силу иных
правомерных причин и обстоятельств).
Все люди в его окружении в общении поступают
добросовестно; никто не будет совершать
поступков, влекущих за собой повышенный
риск для окружающих, и т.д. Эти принципы
Р. Паунд поименовал«юридическими постулатами
цивилизованного общества», добавив
при этом, что в современном индустриальном
обществе возможны и новые тенденции и
связанные с ними постулаты (например,
о более терпимом отношении к «неудачникам»).
Паунд не претендовал на полную универсальность
своих постулатов, подчеркивая их применимость
только к цивилизованному обществу.
Паунд подверг исторической оценке и
такие средства социального контроля,
как обычай, мораль и религию, которые на начальных стадиях развития
общества не дифференцировались (например,
запреты-табу первобытного общества одновременно
носили и моральную, и религиозную, и правовую
окраску, были обязаны своим происхождением
и поддержанием обычаю), но со временем
сильно обособились друг от друга. В Средневековье
преобладали мораль и религия, закреплявшие
патриархальный быт и противостоявшие
урбанизации и индустриализации. В современном
цивилизованном обществе лидирующее средство социального контроля – право, причем функцию социального контроля
посредством права осуществляет прежде
всего государство.
Идея социального контроля при
помощи права предполагает, что данный
регулятор должен быть в известной степени
стабильным. Вместе с тем постоянные изменения
условий общественной жизни требуют адекватных
поправок, поэтому «правовой порядок должен
быть настолько же изменяемым, насколько стабильным»,
должен постоянно «пересматриваться в
соответствии с изменениями в общественной
жизни, которую он должен регулировать».
49.Учение Платона о государстве
и законах
Свои идеи о государстве и праве
Платон изложил в своей работе «Государство».
По Платону, в Го д.б. осуществлен
идеал справедливости – это разделение
труда соответственно потребностям и
природным задаткам.
Он делит всех граждан
Го на 3 сословия:
1)мудрецы, управляющие государством;
2)стражи, охраняющие его;
3)торговцы и ремесленники.
Все сферы жизни строго регламентированы.
Платон рассматривает 4 типа государственного
устройства:
1)тимократия - появляется страсть
к обогащению.
2)олигархия – господство
немногих стяжателей (олигархов)
3) демократия;
4)тирания.
.
50. Учение Полибия о формах государства
Основная работа: «Всеобщая история».
Под влиянием стоиков создал
концепцию круговорота форм правления
государства:
Итак, круговорот форм правления
государства: 3 правильные формы и 3 неправильные
формы правления сменяют друг друга. Любое
явление подвержено изменению. Полибий
определяет период, необходимый для перехода
от одной формы правления к другой, что
позволяет предсказать и сам момент перехода:
жизнь нескольких поколений людей занимает переход от царской
власти к тирании;
жизнь одного поколения людей занимает переход от аристократии
к олигархии;
жизнь трех поколений людей занимает переход от демократии
к охлократии (демократия вырождается
через три поколения).
Стремился найти такую форму
правления Го, которая бы обеспечивала
равновесие в Го подобно плавающему кораблю.
Для этого необходимо соединить три правильные
формы правления в одну. Конкретным примером
смешанной формы правления для Полибия
была Римская республика, в которой сочетались:
—> власть консулов — монархия;
—> власть сената — аристократия;
—> власть народного собрания
— демократия
51.Учение А.Н.Радищева о праве
и государстве.
2/2 18 века - усиление крепостнического
гнета. Пугачевское восстание обратило
передовые умы в поиски вариантов
выхода из кризисной ситуации.
Существовала проблема - форма правления
Российского государства. Несколько
вариантов решения:
превратить абсолютную монархию
в просвещенную;
конституционное ограничение
монарха;
республиканский образ правления.
Радищев предложил радикальные
ответ на эти вопросы.
РАДИЩЕВ (1749 – 02) родился в саратовской
губернии в дворянской семье, получил
домашнее образование, окончил пажеский
корпус, потом Юридический Факультет,
знает несколько древних и новых европейских
языков. Долг перед отечеством усматривает
в борьбе с крепостничеством и самодержавием
("Путешествие из Петербурга в Москву").
Термин самодержавие употребляет в смысле
сосредоточение неограниченной власти
в руках монарха, он ставит равенство между
всеми организациями монархической власти.
Не верил в возможность появления
на троне просвещенного монарха. Критика
бюрократического аппарата, на который
опирался монарх, отмечая необразованность
и продажность чиновников.
Особенность России - наличие
самостоятельного бюрократического аппарата,
у которого отсутствует связь с монархом
и народом. Исходные положения его теории
основываются на теории естественных
прав человека и договорном происхождении
государства.
Причина образования государства :
природная социальность людей. В естественном
состоянии все люди равны, а с появлением
частной собственности это нарушается,
т.е. как Руссо он полагал, что образование
государства связано с появлением частной
собственности. При заключении договора
народ является определяющей стороной
и оставляет за собой суверенитет, т.к.
он не мог бы согласиться на рабство. Крепостное
право - нарушение естественных законов
и экономически несостоятельно (подневольный
труд - непроизводителен). Он обращает
внимание на отсутствие в законах правового
статуса крепостного крестьянина.
Социальный идеал : общество
свободных и равных собственников. Земля
должна быть передана безвозмездно тем,
кто ее обрабатывает. Наилучшая политическая
организация - Народное Собрание. Концепцию
разделения властей не признавал, т.к.
народ может быть единственным государем.
Народ избирает магистратов, сосредотачивает
всю полноту власти у себя. Будущее государственное
устройство России - в форме свободной
и добровольной федерации городов с вечевыми
собраниями. Столица Н. Новгород. Это устройство
может обеспечить свободу мысли, слова,
деяния, защите самого себя, когда закон
это сделать не в силах, право собственности
и право быть судимым себе равными.