В.Н. Татищев о государстве и праве

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2015 в 17:11, лекция

Краткое описание

Василий Никитич Татищев (1686-1750 гг.) знаменитый естествознавец и историк обосновал российский абсолютизм в труде «История Российская». В связи с событиями, сопровождавшими восшествие на престол императрицы Анны Иоанновны, Татищев составил записку «Произвольное согласие рассуждение и мнение собравшегося шляхетства русского о правлении государственном». В ней он выступил против притязаний Верховного тайного совета на власть и обосновал самодержавное правление.

Файлы: 1 файл

ИППУ.docx

— 125.84 Кб (Скачать)

1.В.Н. Татищев  о государстве и праве.

Василий Никитич Татищев (1686-1750 гг.) знаменитый естествознавец и историк обосновал российский абсолютизм в труде «История Российская». В связи с событиями, сопровождавшими восшествие на престол императрицы Анны Иоанновны, Татищев составил записку «Произвольное согласие рассуждение и мнение собравшегося шляхетства русского о правлении государственном». В ней он выступил против притязаний Верховного тайного совета на власть и обосновал самодержавное правление.

Татищев писал, что для предотвращения крайних последствий использования человеком естественной свободы ему необходима «узда», которая может быть трех видов: «узда по природе» (родительская власть); «узда по принуждению» (рабство и деспотизм); «узда договорная». Последнее означает, что государство может возникнуть в результате договора людей для защиты от нападения. Этот договор основывается на естественном праве, которое предполагает, что человек не может делать все сам и потому должен жить совместно с другими людьми, координируя свои желания с интересами остальных. В то же время Татищев признавал божественную природу власти, что обуславливает подчинение ей подданных.

Татищев выделял 4 вида человеческих сообществ, каждое последующее из которых развивается из объединения предыдущих: «супружество», семья с детьми, домохозяйство, государство. Последнее, в свою очередь, может выступать в нескольких формах: «правлении гражданском» (полития Аристотеля), аристократии и монархии. Подобно Аристотелю, русский мыслитель предполагал возможность вырождения «правильных» форм государства в неправильные. Вопрос о наилучшей форме государства Татищев предлагал решать исходя из конкретных условий существования того или иного народа: расположения страны, ее размеров, просвещенности граждан. Для обширных по территории государств, таких как Россия, Татищев считал, что необходимо единовластие. Монарх-самодержец неподвластен никаким законам, кроме божественных. Законотворчество находится только во власти монаршей, хотя правитель должен руководствоваться соображениями общей пользы и справедливости. Он должен доверить сочинение законов людям, которые владеют этим искусством и верны своему отчеству. Сочинителям законов следует соблюдать следующие правила: закон должен быть написан на понятном большинству народа языке; закон должен соответствовать естественном праву; законы не должны противоречить друг другу; законы следует обнародовать немедленно по принятии.

Другие реформы будут способствовать укреплению власти через ее опору на разные слои населения. Татищев предлагал определить в законе привилегии дворян (в частности, сократить срок обязательной службы до 20 лет). На государственную власть должна быть возложена забота о купеческом сословии. Наконец, надо облегчить положение крепостных крестьян, так как рабство и неволя противоречат естественному праву.

2.Возрождение Юридического позитивизма  в правоведении 19в.  Джон Остин.

Основная работа: «Определение области юриспруденции».

Юриспруденция как точная наука должна дистанцироваться от доктрин естественного права, смешивающих понятие права с понятиями нравственности, религиозными догматами, законами природы: Позитивное право нередко смешивается с категориями, с которыми оно имеет сходство.

Позитивное право - есть право, существующее благодаря занимаемому положению. Под позитивным правом Остин понимает приказы, установленные сувереном - это то лицо, которому большинство привыкло подчиняться.

Суверен как верховный правитель:

—>свободен от правовых ограничений, т.е. он не связан законами, изданными как им самим, так и его предшественниками;

—> связан законами Бога и нормами морали.

Источники позитивного.

Приказы суверена могут быть выражены:

1) прямо, т.е. непосредственно, и это суть законы государства;

2) косвенно, и это суть решения судей, обычаи, мнения ученых и практика частных юристов.

Остин признавал решения судей частью позитивного права.

3. Историческая школа права

Основоположником направления является Г. Гуго. Виднейшим представителем школы был К. Савиньи и Г. Пухта.

Естественно-правовую доктрину и демократические и революционные выводы историческая школа права избрала главной мишенью. Эта доктрина доказывала необходимость коренного изменения существующего политико-юридического строя и принятия государством законов, которые отвечали бы требованиям разума, природе человека.

Они утверждали, что действующее в Го право не сводится к совокупности тех предписаний, которые навязываются обществу как бы извне: даются сверху людьми, к-е наделены специальными полномочиями.

Право возникает спонтанно.

К. Савиньи считал, что на первом этапе своего развития право выступает в форме обычаев, на втором делается предметом обработки со стороны сословия ученых-правоведов, не теряя, связи с общим убеждением народа.

С точки зрения Г. Пухты, правовым установлениям свойственна органичность, которая выражается в том, что стадии и ритмы развития права совпадают с ходом эволюции народной жизни.

 

4.Либерализм в России. Политико-правовые  проекты М.М. Сперанского

Михаил Михайлович Сперанский (1772-1839 гг.). Провел инкорпорацию (45 томов), а затем и кодификацию (15 томов) законодательства Российской империи. Автор большого количества различных записок: «Введение к уложению государственных законов», «Проект уложения государственных законов Российской империи», «О постепенности усовершенствования Российского государства» и др.

В методологии Сперанский опирался на идею теопромысла (Бог как верховный законодатель Вселенной). В основе образования государства, по его мнению, лежит договор между народом и правительством. Цель государства - обеспечение безопасности личности, собственности и чести каждого. Различает внутренний (расположение государственных сил) и внешний (постановления, грамоты, учреждения, уставы об устройстве государства) образ правления. Выделяет в истории России 3 ступени: удельщина (средние века); абсолютная монархия (новое время) и промышленное состояние (настоящее время), которое требует конституционного ограничения верховной власти и предоставления политических и гражданских прав всем подданным.

Он подготовил ряд конституционных проектов, где предложил «правление доселе самодержавное учредить на непременном законе». Законность связывалась, прежде всего, с разделением властей. В государстве должно быть 4 власти. Законодательная власть вручается Государственной думе; власть исполнительная - министрам и правительству; судебная - Сенату и судебной системе; державная власть заключена в особе императора (соединяет 3 ветви власти и осуществляет общее руководство ими).

По форме государственного устройства Российская империя - унитарное государство, разделенное на области и губернии, делящиеся на округа и волости. Каждая административно-территориальная единица управляется выборным органом - думой, избранной местным населением из числа владельцев недвижимости. То есть предполагалось широкое введение представительных начал.

Законодательная власть вручается двухпалатной Думе, избираемой посредством многоступенчатых выборов, которая обсуждает и принимает законы, для чего собирается сессионно. Сперанский предложил название высшего представительного органа («Государственная дума»). Правительство должно быть ответственно перед думой. Судебная власть реализуется судебной системой, отделенной от администрации. Судебная власть независима, состоит из волостного, окружного и губернского судов и завершается Верховным судилищем или Сенатом. Все суды действуют на коллегиальной основе, с присяжными заседателями, роль которых выполняют депутаты соответствующих дум. Все дела слушаются публично, суд носит состязательный характер. Три власти соединяются в Государственном совете, возглавляемом Императором и обладающем правом законодательной инициативы.

Сперанский предложил произвести правовое оформление сословий. Дворянство наделялось всеми политическими (участие в управлении государством) и гражданскими правами. Среднему сословию (владельцам любых форм недвижимости) он предоставлял все гражданские права, а политические - в зависимости от размера собственности. Рабочий народ он наделял только гражданскими правами. Между сословиями не должно существовать непреодолимых границ (доступ в дворянство ограничивался первородными детьми).

Для охраны законов предложил создать класс «истинно монархического дворянства». Гарантиями незыблемости законов являются также свобода слова, гласность государственных дел и сила общественного мнения.

Конституционная монархия, основанная на законе, должна опираться на квалифицированный бюрократический аппарат. Для осуществления такого проекта мыслитель предложил и провел 2 закона о чиновниках: «О придворных званиях» и «Об экзаменах на чин».

Сперанский обращал внимание на необходимость соблюдения законности в государстве. Выделял рода законов: государственные, гражданские и уголовные. Являлся сторонником естественной школы права.

Понимая необходимость отмены крепостного права, Сперанский опасался, что ликвидация крепостного права «без приготовлений» может обратить «крестьян к некоторому роду кочевой жизни». Предложил двухэтапную схему: 1) ограничение и точное определение крестьянских повинностей, крестьяне освобождаются от помещиков и приписываются к земле, подушная подать заменяется на поземельную; 2) возвращение крестьянам права перехода (Юрьев день). Земля остается за помещиками, но крестьяне имеют право на ее приобретение. Реализация проектов Сперанского была лишь частично проведена Александром II и уже не могла обеспечить эволюционного развития этапа России.

5.Неотомистская теория возрожденного  естественного права Жака Маритена

Неотомисты (Ж. Маритен, В. Катрайн, И. Месснер и др.) возводят свое понимание естественного закона к философии Августина Блаженного, Фомы Аквинского. Жак Маритен (1882-1973, «Интегральный гуманизм», «Права человека и естественный закон», «Человек и государство») в 1945-1948 гг. был послом Франции в Ватикане, участвовал в подготовке проектов Всеобщей декларации прав человека. Концепция Маритена построена на соединении традиционных для религиозной философии представлений о божественном происхождении государства и права с положениями современной науки, принципами историзма, идеями развития и культуры социальной обусловленности политики. «Проистекая всецело от народа, власть изначально происходит от Бога». Источником естественного закона является бог, который обладает абсолютным суверенитетом над своими созданиями и не несет перед ними моральных обязанностей, человек же имеет естественные права и способен осознавать их в силу своей сопричастности божественному разуму. Таким образом, получалось, что верующие полнее и глубже ощущают веления естественного закона, чем атеисты. Естественное право раскрывается людям постепенно, по мере развития культуры и приближения человека к богу. Поэтому попытки создать исчерпывающий перечень естественных прав на все времена бесполезны. Каждая эпоха имеет свой «исторически конкретный идеал». «Декларация прав человека никогда не будет исчерпывающей и окончательной. Она всегда будет зависеть от уровня сознания и от уровня цивилизации в данный период истории». Маритен предложил собственную классификацию прав человека: фундаментальные права личности (от рождения), политические и социальные права (устанавливаются законодательством). Хранительницей естественного права у Маритена выступала католическая церковь. Учение Маритена послужило идеологической основной Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН в 1948 г.

 

6.Нормативистская теория права  и государства  Г.Кельзена

 

Право как совокупность правовых норм. Функции норм права:

• регулируют человеческое поведение

• предусматривают возможность применения принуждения к виновным лицам (лишении жизни, здоровья, свободы, материальных и прочих благ).

Право как иерархия правовых норм.

Наивысшей нормой является гипотетическая основная норма - эта норма никем не установлена и не зафиксирована в юридических текстах. Она представляет собой мысленное допущение. Вести себя так, как предписывает Конституция.

Общие нормы установлены в законодательном порядке или путем обычая.

Решения судей, действительность которых определяется общими нормами.

Соотношение международного права с национальным правом отдельных государств.

Приоритет норм международного права по отношению к нормам

национального права.

Понятие государства. Сторонник юридического подхода. Государство — это определенный срез системы законодательства:

• конституционного;

• административного;

• о судоустройстве.

 

7.Политико-правовая идеология большевизма. Политическое Учение В.И. Ленина.

Опубликовал множество работ по вопросам государства, политики, власти. «Что делать», «Империализм как высшая стадия капитализма».

Взгляды основаны на классовой природе государства. Классовость – неотъемлемая врожденная черта государства. Она присуща государству в силу нескольких причин:

1) воплощение в государстве  антагонизма классов, расколовших  общество со времен утверждения  в нем частной собственности  и общественных групп с противоречащими  экономическими интересами, т.е. государство - есть продукт и проявление  непримиримых классовых противоречий.

2) комплектование аппарата  государства лицами из среды  господствующего класса.

3) осуществление политики, угодной для господствующего  класса, отвечающей его интересам.

Кроме классовых и межклассовых отношений для Ленина нет иных факторов детерминирующих природу государства. Суть всех государств – диктатура класса.

Конкретное содержание феномена диктатур класса Ленин видит таким :

1) осуществление господства  над остальными социальными группами.

2) опора власти на насилие, применяемое в разных формах.

3) полная раскрепощенность, не связанная никаким законом.

Оборотная сторона марксистско-ленинской теории государства как классов диктатур – это восприятие и оценка демократии, свободы, права как малозначимых компонентов общественно-политической жизни. Различные демократическо-правовые институты достойны разоблачения и отрицания, но некоторые из них (парламентаризм) следует стараться исполнять в борьбе против диктатур господствующего класса. К вопросу о свободе, реализуемой посредством института демократии, Ленин оставался равнодушным. Он вообще был анти-либералом, презирал либерализм. Анализируя проблемы государства и революции, он писал, что переход власти из одних рук в другие есть первый признак революции.

Информация о работе В.Н. Татищев о государстве и праве