Применительно к социалистической
революции встает вопрос о том, как пролетариат
должен отнестись к буржуазному государству
(либо пролетариат обладает уже готовой
государственной машиной, либо разрушает
ее и создает новый тип государства.
Ликвидацию государственной
машины он мыслит следующим образом. Это
ликвидация бюрократических и военных
институтов государственной власти, ликвидация
репрессирующего аппарата, отказ от территориальных
принципов формирования представительных
учреждений, отказ от принципа разделения
властей, от равенства всех граждан перед
законом и от многих начал демократического
устройства. Вообще пролетариат учреждает
новое государство не для установления
свободы в обществе, а для свержения своих
противников. Но противником пролетариата
может оказаться почти любой гражданин
Российского государства. Следовательно,
царит произвол.
Ленин является решительным
сторонником террористических методов
для осуществления диктатуры пролетариата.
Ленин понимал, что диктатура пролетариата
нуждается в своем государстве не только
для подавления своих врагов, но и для
управления страной. Государственной
формой должна быть Республика советов.
В ней соединяются элементы представительной
и непредставительной демократии.
Советы - это учреждение, которое
одновременно является законодательным
органом, которое исполняет закон и контролирует
их исполнение. Строится и функционирует
республика на основе выборности всех
органов власти, подотчетности и подконтрольности,
сменяемости депутатов. Для Ленина главное
насколько Советы фактически в состоянии
будут инструментом диктатуры пролетариата.
Роль коммунистической партии в механизме
государственной власти определяется
как «диктатура, осуществляемая организационно
в совете пролетариата, которым руководит
коммунистическая партия». Большевик,
в качестве партийного функционера выносит
управленческие решения, а в качестве
руководства государственного аппарата
– приводит их в исполнение.
По сути дела, большевики нелегитимным
путем устанавливают господство над страной
и концентрируют в своих руках закон. Суд,
исполнительная власть не нужны однопартийному
государству, ибо по серьезному счету
нет самой государственности как суверенной
организации публичной власти. Есть государство
подобных образов.
Отмирание государства Ленин
увязывает с выполнением ряда социально-экономических
и общественных условий. Но сама идея отмирания
государства является в марксистско-ленинской
теории сугубо важной.
8.Политические и правовые взгляды
Вольтера
Основные работы: «Философские
письма», «Метафизический трактат», «Комментарий
к "Духу законов"».
Он критиковал сословное устройство
феодальных монархий, обосновывал принципы
гуманизма, веротерпимости и свободы.
По его мнению, источником социальных
бедствий являются суеверия, предрассудки
и невежество, насаждаемые католической
церковью, которые можно преодолеть только
с помощью разума.
Вольтер обращался к концепции
естественного права. Свобода - свобода
личности (свобода слова, совести, печати). Подлинная свобода
возникает тогда, когда люди не зависят
друг от друга (отсутствие сословной зависимости).
Из всех зависимостей Вольтер признавал
только зависимость от закона. Равенство - это
равенство всех граждан перед законом.
Вольтер предлагал ликвидировать
сословность, аристократию заменить чиновно
бюрократическим аппаратом, изменить
систему судопроизводства. Вольтер - сторонник
просвещенной монархии. Идеальный правитель
- монарх-философ, к-й правит согласно принципам
нравственности и разума
9.Политико-правовая теория анархизма.
Анархизм (греч. anarchia – безначалие,
безвластие) – это общественно-политическое
течение, отрицающее необходимость государственной
и всякой иной власти, проповедующее неограниченную
свободу личности, непризнание общего
для всех порядка в отношениях между людьми.
Основные его теоретические
положения были сформулированы немецким
философом Максом Штирнером(1806-1856гг.)
и французским философом и экономистом Пьером Прудоном (1809-1856гг.).
Анархисты крайне негативно
относятся ко всему тому, что стесняет
свободу личности. Государство трактуется
ими как сила, повелевающая членами политического
общества, заставляющая их выполнять волю
властвующих, подчиняться законам. Даже
если в законе отражается общая, народная,
коллективная воля, то и это не делает
человека свободным. «Управление людей
людьми есть рабство», – писал Прудон.
В условиях государства, заключает Штирнер,
я являюсь собственным рабом. Поэтому
государство, любую политическую власть
они объявляли злом, которое должно быть
уничтожено в процессе мирной социальной
революции.
Основную задачу социальной
революции анархисты видели в установлении
безгосударственного общественного строя,
который будет представлять собой федерацию
автономных производственных ассоциаций,
коммун, провинций, наций и социальных
общностей. Естественной формой жизни
людей, считал Прудон, является общество,
основанное на разделении труда, равенстве
людей, их взаимном обмене услугами и результатами
труда, на договорных отношениях между
индивидуальными производителями, их
общинами и группами, на трудовой собственности.
На обыденном уровне термином
«анархия» зачастую обозначают полный
хаос, беспорядок, которые возникают в
жизни при отсутствии необходимого управления.
Однако анархисты идеал будущего безгосударственного
устройства жизни видели отнюдь не в хаосе,
неупорядоченности и неуправляемости
общественных процессов. Напротив, только
анархия, т.е. отсутствие какого-либо принуждения
в отношениях между людьми, по их мнению,
и может породить действительный общественный
порядок, основанный на самоуправлении
и взаимодействии всевозможных ассоциаций
индивидов. Именно в таком смысле следует
понимать популярный девиз приверженцев
этого движения: «Анархия – мать порядка».
Сильной стороной взглядов
анархистов, в значительной мере обусловившей
их определенный успех, была критика социально-экономического
и политического строя современных буржуазных
государств. Конституционный образ правления
в тогдашней Франции Прудон характеризовал
как «конфедерацию буржуа против рабочих
и короля». Слабой стороной их взглядов
были наивность, утопизм, поскольку устранение
государства на данном этапе исторического
развития общества немедленно приведет
к хаосу и социальным потрясениям.
Антиэтатизм определял и правовое мировоззрение
анархистов. Прудон, к примеру, принципиально
отрицал значение законов, которые установлены
государством, полагая, что они посягают
на свободную волю индивидов. Но он признавал
другой источник права – договоры. «Я
готов договариваться, –писал он, – но
я не желаю законов». Не всегда лестно
он отзывался и о правоведах, считая, что
они ограничиваются «рабской ролью комментаторов
и буквоедов».
Идеи Прудона оказали заметное
влияние на развитие социалистического
движения во Франции и других странах
Европы, на анархистские проекты российских
мыслителей – М. Бакунина и П. Кропоткина
10.Политико-правовая теория солидаризма
Леона Дюги
Для политико-правовой доктрины
солидаризма характерно:
идеологическое противостояние
индивидуализму, и социализму (коммунизму);
резко негативное отношение
к учению о классовой борьбе;
скептическое отношение к субъективным
правам - индивид не имеет никакого права,
он имеет лишь социальные обязанности.
отрицательное отношение к
идеям равенства и естественных прав человека.
одобрительное отношение к
частной собственности, которая рассматривалась
как обязанность индивида свободно, полно
и совершенно выполнять социальную функцию
собственника;
Норме солидарности соответствуют
законы о всеобщем образовании, здравоохранении,
социальном обеспечении, охране труда
и др.
11.Политико-правовое содержание
теории национал-социализма
Идейное ядро – проект тоталитарной
политической власти. Го д.б. лишь одним
из элементов германской политической
общности - 1) "движение" (т. е. национал-социалистическая
немецкая рабочая партия); 2) "государство"
(собственно государственный аппарат);
3) "народ" (т. е. немцы, сорганизованные
в различные непартийные и негосударственные
объединения).
Диктат партии над Го предлагалось
обеспечить с помощью ряда средств. Упор
делался на "унификацию" партии и
государства т.е. на срастание нацистской
партии с государством и на осуществление
этой партией полновластного руководства
им.
Руководство таким Го д.б. осуществляться
исключительно вождем (фюрером) – Гитлером.
Для них вождизм – наилучшая
форма организации власти, упорядочения
властных отношений.
Право есть продукт расы, и потому
им могут обладать, быть его носителями
только субъекты, по крови принадлежащие
к этой расе, нации, "народной общности".
Они лишили судебную власть
самостоятельности, независимости. Имперское
министерство юстиции установило полный
контроль за деятельностью судов, связанной
с вынесением решений и приговоров.
12.Политико-правовое учение Марка
Тулия Цицерона
Основные работы: «О Го», «О законах».
По Цицерону, единственным источником
счастья являются добродетели (мудрость,
справедливость, мужество, умеренность).
Он не отделял искусного красноречия от
его высокого политико-правового и нравственного
содержания.
Государство возникает не в
силу установления людьми. Оно берет начало
из их природного стремления жить вместе.
Государство - гарант соблюдения всеми
гражданами закона.
Законы имеют легальное основание,
если соответствуют божественному порядку.
Охранять божественный естественный закон
должны жрецы.
Государство для Цицерона общественное
дело.
Народ понимается как соединение
людей на основе общих прав и интересов.
Главные задачи государства:
1) сохранение незыблемости
сложившихся отношений собственности;
2) поддержание должного
порядка;
3) управление присоединенными
к государству территориями;
4) обеспечение функционирования
нравственных и религиозных норм
и ценностей.
Право - основа государства.
Все должны пользоваться общей собственностью
как общей, а частной -как личной.
Цицерон выделяет
3 основные формы государственного устройства:
1)власть царя - монархия;
2)власть оптиматов - аристократия;
3) народовластие - демократия.
Наилучшая из них - монархия.
В правовой системе
Римской империи они вы-
деляли 3 части:
1)естественное
право, которое распространяется
на все живое вообще, - и на животных,
и на людей.
Брак, семья, воспитание являются
следствием это-
го закона. Согласно естественному
праву все люди
рождаются свободными;
2) право народов,
установленное для людей миро-
вым разумом. Их римляне используют
по отноше-
нию к завоеванным народам и
другим государствам.
Данное право касается войны,
рабства, основания
государств, внешней торговли
и т. д.;
3)право граждан,
регулирующее отношения между
римскими гражданами. Его источником
юристы на-
зывали законы, решения плебеев
и т. д.
13. Политико-правовое учение Марсилия
Падуанского
В 13-14 в. в Европе начинается
быстрый рост производственных сил торговли.
Складывается класс буржуазии (торговцы,
ремесленники).
Появляется работ М. Падуанского
«Защитник мира» - излагаются политич.
интересы зарождающегося бюргерства.
Идеи:
возложение на церковь ответственности
за все беды и несчастья мира. Церковь
д.б. отделена от Го и подчинена светской политич. власти. Она должна заниматься сферой духовной жизни общества.
настоящий источник власти
не Бог, а народ – это не все население,
а его лучшая часть (военные, чиновники,
священники).
гос. власть должна действовать по средствам законов. Издавать законы должен народ. Народ избирает исполнителя миссии монарха, он издает законы.
законы д.б. обязательными как
для подданных так и для власти.
различает законодательную
и исполнительную власть и признает верховенство
законодательной власти.
14.Политико-правовое учение Морелли.
Написал «Кодекс природы или
истинный дух ее законов», но издал это
произведение анонимно в 1754 году. Он считает,
что у человека нет ни врожденных идей,
ни врожденных наклонностей. Все пороки
человека кроются в неправильной организации
общества. Корень зла – в невежестве людей
и в неумении первых создателей письменных
законов обеспечить сохранение естественных
порядков. «Просвещение и мудрые законы
могут вернуть человека к золотому веку».
Морелли предлагает программу
законодательства. Это 3 основных закона
«священного общежития»:
1. Отмена частной собственности
2. Установление того, что
каждый гражданин рассматривается
как лицо общественное, содержимое
и занятое на счет общества.
3. Всякий гражданин обязан
по мере сил и талантов содействовать
общей пользе.
Для удовлетворения общественных
нужд все граждане распределяются по занятиям
и ремеслам. В пределах одного ремесла
работники разделяются на группы во главе
с начальниками, которые определяют часы
труда и отдыха, назначают каждому его
норму. Ничто не продается и не обменивается.
Все выработанные продукты поступают
на склады для распределения по потребностям.
При недостатке возможно распределение.