Земельные угодья приписываются
к каждому городу и в обязательном порядке
обрабатываются всеми гражданами, достигшими
20 лет в течении 5 лет. Труд обязателен.
От него освобождаются дети до 10-летнего
возраста. До 5 лет дети живут в семье, затем
переводятся в общие дома, где получают
образование. В 10 лет они распределяются
в мастерские и до 20 лет обучаются ремеслам.
С 20 до 25 обрабатывают землю. С 25 до 40 лет
работают в мастерских. С 40 делают то, что
считают интересным. Рабочая неделя –
4х дневная.
Брачно-семейные отношения. Традиционная
моногамная семья, каждый гражданин с
15 до 18 лет должен вступить в брак. Развод
допускается лишь через 10 лет совместной
жизни. Виновные в разводе не могут вступать
в брак с лицами, более молодыми по возрасту,
а также ранее не состоявшими в браке.
Количество людей, посвящающих себя наукам
и искусству определяется для каждой отрасли.
Для остальных – только после 30 лет.
Законодательно ограничивается
роскошь. Только с 30 лет можно одеваться
по своему вкусу. Дома одинаковой формы.
Организация власти
Отсутствует выборность для
лица, т.к. выборность нарушает принцип
равенства. Государство делится на провинции,
которые включают в себя города. Города
делятся на трибы. Каждый гражданин- отец
семейства, достигший 50 лет становиться
членом Сената своего города. Отцы семейств
по очереди управляют делами в трибах
и городах. Из членов городских сенатов
формируется верховный сенат- Сенат Нации.
Каждая провинция поочередно дает главу
государства.
Преступление и наказание.
Законы о наказаниях немногочисленны,
т.к. мало преступлений – только 14 законов
из 118 предусматривают наказание. Нет имущественных
преступлений. Такие преступления как
посягательство на основы общественного
строя для восстановления частной собственности,
преступления против личности, неповиновение
должностным лицам или родителям.
Наказание соответствует тяжести
преступления. Особо они строгие для тех,
кто пытается свергнуть три основных закона
и обрести собственность. Им грозит пожизненное
заключение в пещерах, на кладбищах как
безумных. Другие наказания: тюремное
заключение от дня до нескольких лет, лишение
права воспитывать детей, лишение права
быть сенатором, лишение развлечений и
занятий. Принудительного труда в числе
наказаний нет. Наказание не может быть
ни смягчено, ни отменено. После отбытия
наказания лицо восстанавливается в своих
гражданских правах.
15.Политико- правовое учение С.Е.
Десницкого.
Отдельные представители образованных
классов, сопоставляя существовавшие
в России феодально-крепостнические порядки
с порядками более развитых стран либо
передовыми теориями стран, переживающих
кризис феодализма, высказывали критические
суждения о злоупотреблениях крепостным
правом, ставили вопрос об осуществлении
в России хотя бы части идей Просвещения.
Одним из первых представителей
либерализма буржуазного типа в России
был профессор Московского университета Семен
Ефимович Десницкий (после 1740-1789).
В произведениях Десницкого
широко использовались достижения теоретической
мысли других стран. Вслед за Адамом Смитом
Десницкий связывал развитие общества,
государства и права с хозяйственным бытом
народов, способом добывания средств к
жизни. Он делил историю человечества
на четыре этапа (состояния) – охотничий,
пастушеский, земледельческий, коммерческое
состояние. С переходом народов от одного
состояния к другому связаны возникновение
(с переходом к земледелию) и изменение
государства и законов. В коммерческом
состоянии земледелие, ремесло и искусства
достигают совершенства; большое развитие
получают торговля, купечество и право
собственности. Все это предопределяет
необходимость ряда изменений государства
и права.
Одобряя идеи Монтескье о разделении
властей, Десницкий стремился “приноровить
учреждение таких властей к нынешнему
возвышающемуся российскому монаршескому
состоянию”.
16.Политико-правовое учение Ш.Л.Монтескье.
2 идеи:
разработка принципа разделения
властей, как условие свободы.
идея влияния окружающей среды
на политическую жизнь общества, к-я называется «поиски духов закона».
Законы разных Го отличаются
друг от друга, что связано со специфическими,
соц., и природными условиями существования
общества. И одновременно они имеют нечто
общее, что и называет Монтескье ДУХОМ
ЗАКОНА.
Люди изначально слабы и боязливы,
и стремятся к равенству и миру с др. людьми.
Объединение в общество и феномен власти
делают человека сильным и уверенным.
Учение получило название географическая
среда. Он считал, что она играет решающую
роль в жизни остальных народов и оказывает
влияние на современные цивилизации. Выделяет
3 компонента: климат, почва, рельеф местности.
Климат и почва влияют на образ
правления, а рельеф на величину территории
Го.
17.Политико-правовое учение Аристотеля
Политико-правовые взгляды
изложил в трактатах «Политика»
Цель Го - благая жизнь всех его членов.
Для этого граждане д.б. добродетельными.
Само Го образуется из природного влечения
людей к общению.
Частная собственность коренится
в семейственности человека.
Рабство этически оправдано.
Ведь рабу не свойственна рассудительность.
Раб лишен добродетели и способен выполнять
лишь физическую работу.
Человек - политическое животное.
Каждое его действие направлено на достижение
Блага. В своих поступка человек должен
руководствоваться принципом «золотой
середины».
Справедливость разделял
на 2 формы:
1 всеобщую, установленную
законом;
2)частную, которая касается
раздела или обмена имуществом.
Аристотель выделял 6 видов
государственного устройства:
правильные - монархия, аристократия и полития
неправильные - тирания, олигархия и демократия.
Государственный идеал Аристотеля
– полития (смешанная
форма из положительного от олигархии и демократии).
18. Политико - правовое учение Б. Констана
Бенжамен Анри Констан де Ребек (1767-1830
гг.) - духовный отец либерализма на европейском
континенте («Курс конституционной политики»,
«О свободе у древних в ее сравнении со
свободой у современных людей»).Основное
положение теории Констана - проблема
индивидуальной свободы. Констан сравнивает
свободу современного человека со свободой
древнего и приходит к выводу о том, что
они не совпадают. Для современного человека
свобода - это, прежде всего, свобода в
частной жизни: подчиняться только законом,
не быть подвергнутым дурному обращению,
аресту, высказывать свое мнение, выбирать
себе дело, распоряжаться своей собственностью,
свободно передвигаться и т.д., наконец,
право влиять на управление государством.
Прямое постоянное участие каждого индивида
в отправлении функций государства не
является строго обязательным. Свобода
же древнего грека или римлянина заключалась
в возможности коллективного осуществления
гражданами верховной власти, возможности
каждого гражданина непосредственно участвовать
в делах государства. Однако древний человек
был полностью подчинен публичной власти
в частной жизни. Среди причин перехода
от политической свободы к личной Констан
называет: изменение численности населения
и территории государств; отмену рабства
и изменение трудовой этики; изменение
психологии и образа жизни народов.
Констан уверен, что люди, будучи свободными,
в состоянии самостоятельно и разумно
реализовать себя в жизни. Они способны
за счет своих индивидуальных усилий обеспечить
себе достойное существование. Констан
настаивает на жестком определении конкретной
меры социальной полезности институтов
власти, на точном установлении пределов
их компетенции. Прямое народовластие
в современном обществе должно быть заменено
на представительное правление. Констан
отстаивает свободу предпринимательской
деятельности, свободу конкуренции, считая,
что богатство граждан ограждает личную
независимость от посягательств правительства.
Современное государство, по мнению Констана,
должно быть конституционной монархией,
где монарх представляет «нейтральную
власть» (королевскую), независимую от
других ветвей власти (исполнительная,
нижняя и верхняя палаты парламента, судебная,
муниципальная) и потому способную обеспечить
их единство, кооперацию, нормальную деятельность.
Наряду с институтами децентрализованной
системы государственной власти, контролируемой
общественным мнением, опирающимся на
свободу печати, гарантом индивидуальной
свободы должно также выступать право.
19.Политико-правовое учение Г.Елинека.
Георг Еллинек — основатель теории несуверенных
государств (теория неограниченного, полного суверенитета;
унитарная, централистская теория федерализма),
согласно которой на всей территории единого государства может
существовать только один суверенитет.
Государства, вошедшие в федерацию,
или присоединённые к империи,
хотя и сохраняют определённый объём власти,
в то же время полностью утрачивают суверенитет.
Он также выдвинул прогрессивную в его
время концепцию самоограничения государства
изданными им правовыми нормами.
Он определял государство как целевое
единство индивидов, наделённое качествами
юридического субъекта, обладающее волей
и являющееся носителем прав[2]. Он считал, что государство следует
изучать одновременно как особое общественное
образование и как правовое явление. Соответственно,
его учение имело две стороны: социальную
и правовую. Поэтому Еллинека часто называют
основоположником немецкой социологии
права.
Одной из широко известных работ Еллинека
было эссе 1895
года о Декларации
прав человека и гражданина,
в котором он развил идею об универсальности
теории прав
человека. В противположность Эмилю
Бутми он рассматривал Декларацию прав человека
и гражданина, а также Великую
французскую революцию, как ключевые события политической
истории XIX
века, не в рамках чисто французской традиции,
а как аналог революционных идей и движений
в Англии и США.
Учение Еллинека о государстве и праве
было широко известно помимо Германской
империи и Австро-Венгрии,
также в Российской
империи иЯпонии.
В целом, оно оказало большое влияние на
мировую юридическую
науку начала XX
века. 20.Политико-правовое учение Георга Вильгельма
Фридриха Гегеля.
Государство и право Гегель
делает предметом философии духа. В развитии
общества и его институтов существует
объективная закономерность.
Законы всегда позитивны. Поэтому
естественное право оказывается постоянным
установлением.
В сфере права господствует
не индивидуальная воля, а коллективная,
всеобщая.
Идея права проходит 3 этапа:
1)абстрактное право - сфера
имущественных отношений и преступлений
против личности. Оно имеет формальный
характер;
2) мораль, придающая предписаниям
формального права позитивное
содержание. Человек начинает осознавать
свои поступки. Свобода в морали
сосредоточена в способности
осмысливать свои поступки;
3) нравственность: люди суммируют
свои действия в соответствии
с общими целями.
Возникает сначала семья, затем
гражданское общество и затем государство.
Гражданское общество - результат отношений частной
собственности. В рамках гражданского общества существуют
три сословия:
1) землевладельческое (крестьяне,
помещики);
2) промышленное (рабочие, владельцы
фабрик);
3) всеобщее (чиновники).
21.Политико-правовое учение Георга
Фридрихта Пухты
Последователем Савиньи был
его ученик Георг Фридрих Пухта (1798 – 1846).
В своих произведениях “Обычное право” и “Курс
институций” он сформулировал и обосновал
следующие выводы:
1) Принцип историзма в
юриспруденции призван преодолеть
философско – просветительское и естественно
– правовое понимание права, заменив его
следованием “народному духу” и изучением
особенностей правосознания конкретного
народа;
2) Право является ответвлением
жизни народа, и отражает характер
его культуры на разных этапах
его развития;
3) В конкретном смысле,
историчность права означает:
а) органическую связь права
с народной жизнью;
б) органический и поступательный
характер развития самого права;
4) Каждое правовое установление
имеет свое время, и его не
следует произвольно и искусственно
заменять другими законами;
5) Право живет отдельной
и автономной от законодателя
жизнью, и не выражается только
в законах.
Значение исторической школы
права в истории политико – правовой мысли
неоднозначно. Выведение правовых норм
из мистического «народного духа» и недопущение
рациональной правовой реформы предопределяют
их ограниченность, но в то же время критика
умозрительных подходов теоретиков естественного
права и их убежденности в неизменности
правовых норм, а также следование принципу
эволюционно - исторического развития
права (т.е. непрерывности правового поля)
имеют вполне конструктивный и позитивный
характер. Достижением исторической школы
права является и попытка ее представителей
обнаружить закономерности в истории
права, рассмотреть ее как объективный
процесс, не всегда зависящий от законодателя,
а также вполне справедливое утверждение,
что право создается не кабинетным путем,
а объективным процессом жизни общества.
22.Политико-правовое учение Ж. Ж.
Руссо.
Человек от природы добр и нравственен.
Злым и жестоким человека делает общество,
основанное на частной собственности.
«Тот, кто огородил участок
земли и сказал это мое – совершил преступление
против человечества».
Го возникло в результате обмана
хитрыми, богатыми – бедных. Они пообещали
им равенство. Неравенство экономическое
закреплялось политическим. Т.о. Д. заключался
вынужденно.