В.Н. Татищев о государстве и праве

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2015 в 17:11, лекция

Краткое описание

Василий Никитич Татищев (1686-1750 гг.) знаменитый естествознавец и историк обосновал российский абсолютизм в труде «История Российская». В связи с событиями, сопровождавшими восшествие на престол императрицы Анны Иоанновны, Татищев составил записку «Произвольное согласие рассуждение и мнение собравшегося шляхетства русского о правлении государственном». В ней он выступил против притязаний Верховного тайного совета на власть и обосновал самодержавное правление.

Файлы: 1 файл

ИППУ.docx

— 125.84 Кб (Скачать)

Горгий считал писаный закон искусственным порождением, закреплением права сильного. От него необходимо отличать божественный справедливый закон.

Младшее поколение занималось изучением позитивного права. Оно толковалось как изменчивое, временное, зависимое от воли законодателей. Скептически относились к справедливости, считали что это то, что выгодно сильнейшему.

Софисты проповедовали нравственный и правовой релитизм.

5 в. До н.э. - укрепление и расцвет  античной демократии. “Софос” - мудрый. Платные учителя мудрости, в т.ч. в вопросах государства и права. Не составляли единой школы, а развивали различные философские, политические и правовые взгляды. Различали 2 поколения софистов: старших (Протагор, Горгий, Продик, Гиппий, Антифонт и др.) и младших (Фрасимах, Калликл, Ликофрон и др.). Многие из старших софистов придерживались в целом демократических воззрений, среди младших встречаются приверженцы и аристократии и тирании.

Протагор (481-411 гг. до.н.э). правомерность и справедливость демократического строя, признавал равенство всех людей - по одинаковой причастности их к мудрости, добродетелям и искусству государственной жизни. Существование государства предполагает причастность всех его членов к человеческой добродетели, к которой он относит справедливость, рассудительность и благочестие.

Горгий (ок. 483-375 г.до.н.э.). приверженец писанных законов, но справедливость ставит выше их. Мир - друг прекрасного и хорошего.

Гиппий (460-400 г.до.н.э.). природа (вещей) в качестве естественного права противостоит ошибочному искусственному полисному закону. Закон, властвуя над людьми, принуждает ко многому, что противно природе.

Антифонт (ок. 400 г.до.н.э.). равенство всех людей по природе (эллинов и варваров, благородных и простых - те же естественные потребности) различает “законы полиса” и “законы природы” и предпочитает 2-е. Воспитание людей в духе требований природы.

Фрасимах. Политика - область проявления человеческих сил и интересов, сфера человеческого, а не божественного действования. Выгода сильнейшего. Власть устанавливает законы в свою пользу: демократия - демократические законы, тирания - тиранические и т.д. установив подобные законы, власти объявляют их справедливыми. Отметил роль насилия в деятельности государства.

Пол Агригентский. Интересовала практическая политика. Лучше самому творить несправедливость, реализуя свои желания и цели, чем претерпевать не справедливость от других. Оправдывал произвол тирана.

Калликл. Законы устанавливают слабосильные. Сильный стоит выше слабого и им повелевает.

Ликофрон. Государственное общение - результат договора людей между собой о взаимном союзе. Закон - простой договор, гарантия личных прав. Основа - естественное равенство людей.

Алкидам Элейский (1 пол. 4 в.до.н.э.). равенство людей, включая рабов. Божество создало всех свободными, а природа никого не сотворила рабом.

 

36.Политико - правовые взгляды  декабристов (П. Пестель, Н. Муравьев)

Восстание 14 декабря 1825 г. в Петербурге и восстание Черниговского полка на Украине были организованы тайными обществами дворянских революционеров. В начале 1820-х гг. организации декабристов разделяются на Северное (в Петербурге) и Южное (на Украине) общества.

Политическая программа обоих обществ включала в себя меры по:

  1. освобождению крестьян;

  1. устранению самодержавного строя;

  1. введению республиканской или конституционного монархической власти;

  1. ликвидации сословных привилегий;

  1. установлению равенства граждан перед законом.

В качестве средства этих преобразований предусматривался военный переворот.

Идеологом Северного общества был Никита Михайлович Муравьев.

Крепостной вопрос - колебался между сохранением за помещиками собственности на землю (при безусловном освобождении крестьян) и наделением крестьянства частью земли.

Политические права - был сторонником имущественного ценза. Муравьев - сторонник конституционной монархии, сочетающейся с разделением властей.

Главенство в рамках исполнительной ветви власти Муравьев предполагал сохранить за императором.

Император присягает законодательному собранию, народному вече и клянется соблюдать в управлении страной законность. Император подотчетен народному вече - состоит из верховной думы и палаты представителей.

Руководитель Южного общества Павел Иванович Пестель.

Крепостной вопрос - отмена крепостного права, помощь развитию крестьянского хозяйства. Часть земли согласно программе надлежало передать в частные руки, а часть - власти на местном уровне.

Политические права - выступает сторонником политических свобод независимо от нажитого гражданином имущества.

Богатым достаточно и наличия материальных благ.

Он приверженец республиканского строя.

Высшим органом законодательной власти в республике станет народное вече. Оно вырабатывает основной закон, конституцию, которую потом выносят на референдум.

Высший орган исполнительной власти формируется на основе всеобщих выборов и состоит из пяти человек. Все нижестоящие структуры исполнительной власти подчиняются ее высшему органу.

 

 

 37.Политическое учение Аврелия  Августина

Идеи:

  1. Бог – это творец человеческой истории и все совершается по промыслу божьему.

  1. Весь мир организован иерархически, т.е. от небесного высшего к низшему земному. Земная иерархия – отражение иерархии небесной и поэтому монарх явл. наместником Бога на земле.

Земной порядок светских Го носит противоречивый характер. Он зависит не только от божественной воли, но и подвержен воздействию злых сил. Неравенство в обществе возникает не по воле Бога, а в силу первородного греха и своеволия человечества. Правопорядок не способен установить сам человек. Основание правопорядка – страх божий, грозя человеку наказанием, Бог помогает ему удержаться на краю пропасти.

 

 

38.Политическое учение Жана Бодена.

Обоснование гос. приоритета над всеми соц. институтами, включая церковь. Его осн. работа: «6 книг о республике» Политическим идеалом Бодена явл. светское Го, имеющее возможность обеспечить право и свободу для всех граждан. Светская власть д.б. не зависима от власти церкви.

Под суверенным Го Боден понимал верховную и неограниченную гос. вл., к-ую противопоставлял федеральной раздробленности и ограниченной власти королей.

  1. постоянство верховной власти

  1. неограниченность и абсолютность

  1. единство и неделимость

Выделял 5 признаков суверенитета:

  1. издание законов, адресуемых как подданным, так и гос. учреждениям.

  1. решение вопросов войны и мира

  1. назначение должностных лиц

  1. действие в качестве высшего суда

  1. помилование

Суверенитет явл. не суверенитетом Го как социального института, а суверенитетом конкретного представителя власти.

 

 

39.Политическое  учение Н. Макиавелли

 

Конец 14-16 в. Расцвет развития городов и культуры. Происходит секуляризация – освобождение духовной жизни от власти к церкви.

Макиавелли (15 в.). Работы:»Государь».

Выделил основу политической жизни – власть.

  1. Политика – сфера завоевания и удержания власти, творцом политики явл. не Бог, а человек – государь (новый государь).

  1. Политика д.б. свободна от религии и морали. ПОЛИТИЗМ – освобождение политики от моральных оценок.

Основой власти д.б. крепкое основание, это хорошее войско и законы. опорой законов явл. армия. О праве и справедливости нет иречи.

Государь не должен добиваться любви подданных и не должен покушаться на собственных подданных. Целью политики явл. политическая стабильность. Хороший гражданин – тот кто явл. патриотом и воинствующим субъектом.

Вводит в политическую науку понятие Го, как социального института власти.

 

40.Политическое учение Томаса  Гоббса.

 

Написал трактат «Левиафан». Первоначально люди жили в естественном состоянии, не было Го и з-ов, отсутствовала к-л регуляция человеческих отношений, кроме естественного з-на. Естественное состояние – свобода всякого ч-ка использовать свои силы по своему усмотрению.

Человек по своей природе зол, врожденных норм нравственности не имеет. Он существо эгоистическое, жадное, поэтому люди не могут жить мирно, естественное состояние заканчивается «войной всех против всех» или «человек человеку волк».

Действует естественный закон, как божественное установление, он запрещает делать человеку то, что пагубно для его жизни, но люди самостоятельно, без присутствия власти плохо исполняют естеств. закон.

У человека появляется страх за свою жизнь, из-за него люди заключают м/у собой договор и отдают часть своей свободы суверенному Го, следовательно, власть имеет человеческое происхождение. Го – это объединение в одном лице множества людей.

Гобсс сторонник абсолютистского Го, не правового, без разделения властей, держащего в страхе подданных. Принимаемые в Го законы ограничивают свободу граждан.

Позитивное право – это приказ суверена, к-й граждане должны выполнять.

41. правовое учение густав гуго

В предисловии к своей «Beiträge zur civilistischen Bucherkenntniss der letzten vierzig Jahre» (1828—1829) Густав фон Гуго дал очерк сорока́ лет преподавания гражданского права в Гёттингенском университете в то время. Сложившиеся элементыримского и германского права, без критического и дифференцированного подхода, были мало пригодны для практических нужд, в результате трудно было сказать, на что следовало ориентироваться — историческую правду или существующую практику.

В результате вкравшиеся при передаче от человека к человеку ошибки в понимании правовых элементов привели к использованию даже лучшими учителями необъективных приёмов и средств, ставших традиционными.

Густав Гуго стал бороться с этим злом, положив начало исторической школе права, которой дал дальнейшее развитиеСавиньи. Его главными трудами можно назвать «Lehrbuch eines civilistischen Cursus», в семи томах, 1792—1821), в котором был хорошо описан его новый подход к пониманию права, а также «Zivilistisches Magazin» (в шести томах, 1790—1837).

Гуго оспаривал основные положения теории естественного права и полностью отвергал концепцию общественного договора. Подлинным источником права считал исторически сложившийся обычай.

Он был подвергнут критике и насмешкам Карлом Марксом в «Rheinische Zeitung» за оправдание для власти «права на произвол», то есть, за одобрение социальной несправедливости и эксплуатации просто потому, что учреждения, которые производят их, существуют.

 

42.Предмет и метод истории  политических и правовых учений. Основная проблематика курса

 

История политических и правовых учений является самостоятельной научной и учебной дисциплиной одновременно исторического и теоретического профилей.

Общий предмет - политические и правовые учения прошлого, взятые в историческом развитии и в связи с современностью.

Специфический предмет - история возникновения и развития теоретических знаний о государстве и праве, государственной власти, политики.

Функции:

  1. познавательная функция - познание и объяснение различных политико-правовых доктрин.

  1. эвристическая функция - открывает новые тенденции, особенности и закономерности генезиса государственно-правовой жизни общества;

  1. прогностическая функция - определяя устойчивые тенденции в развитии изучаемых ею явлений,

Методы:

  1. Диалектико-исторический, принцип историзма - необходима конкретно-историческая оценка тех или иных политических и правовых учений. Отсюда вытекает проблема общечеловеческого и классового подхода.

  1. Научный метод - предполагает решение гносеологических, познавательных задач.

ИСТОРИЗМ - призван вскрыть поступательный процесс познания Го и права, политики, ступени из прогрессивного или регрессивного движения.

ОБЪЕКТИВНОСТЬ - истинное отражение государственно-правовой действительности и взглядов.

ПЛЮРАЛИЗМ позволяет учитывать противоречивые взгляды и неодинаковые представления по одному и тому же государственному или правовому учению, его происхождению, сущности и т.д.

Метод материалистической диалектики - требует рассмотрения государственно-правовых институтов с позиций всеобщей связи и взаимосвязи явлений, их движения, изменения и развития, единства и борьбы противоположностей.

  1. Исторический метод - связан с освещением различных этапов развития учений о государстве и праве во времени. Дает возможность исследовать и описать взгляды на исторический процесс.

Информация о работе В.Н. Татищев о государстве и праве