Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 23:05, дипломная работа
Актуальность исследования. В Республике Казахстан после обретения ею независимости первоочередными задачами стали строительство суверенного государства, формирование институтов гражданского общества, в том числе института политических партий.
Общеизвестно, что без серьезных качественных изменений в политической системе нельзя добиться поставленных целей преобразования и в других сферах.
Введение…………………………………………………………………...
7-11
1. Этапы становления многопартийности в Казахстане
1.1 Начальный и средний период развития партийной системы
Казахстана…………………………………………………………………
12-21
1.2 Поздний этап партогенеза в Казахстане…………………………….
22-23
1.3 Современный этап развития многопартийности…………………..
24-28
2 Правовое регулирование организации и деятельности политических
партий в Республики Казахстан………………………………………….
29-30
2.1 Конституализация партий…………………………………………….
31-32
2.2 Законодательная институализация политических партий………….
33-35
2.3 Что дает новый закон "О политических партиях"…………………..
36-40
3. Проблемы, опыт и перспективы развития партийной системы
3.1 Проблемы развития многопартийности в постсоветском государстве
41-44
3.2 Перспективы развития многопартийности в Казахстане…………...
45-47
3.3 Население Казахстана о политических партиях…………………….
48-52
3.4 Степень актуальности политической рекламы в Казахстане………
53-57
Заключение………………………………………………………………...
58-60
Список использованной литературы…………………………………….
61-62
Приложение А - Партии Казахстана……………………………………..
63-72
Приложение Б - Информация о партиях зарегистрированных в
Центральной избирательной комиссии в 2010 году…………………
Лоббируемые достаточно сильным в 1990-1991 годах ГДК "Азат" идеи необходимости возрождения самобытной казахской культуры, языка были отражены и в Законе "О государственной независимости Республики Ка-захстан", принятом в 1991 году. Однако учет деятельности Интерфронта "Единство" и ряда других организаций, замыкающихся в узких этнических рамках, объективно привел к пониманию необходимости отказа от создания возможной правовой основы для политизации деликатных проблем сферы межнациональных отношений. Поэтому в рассматриваемом Законе были заложены подходы, базирующиеся на идеологии общенациональной государственности. Развитие этих подходов впоследствии создало предпосылки к освобождению от проявлений этноцентризма.
Вместе с тем, данный Закон нес в себе сильный отпечаток компромисса между основными общественно-политическими силами. Так, в частности, приоритет стал отдаваться индивидуальным правам личности, в отличие от прав нации. В то же время в Законе "единый народ Казахстана" рассматривается как состоящий из граждан всех национальностей, объединенных общностью исторической судьбы с казахской нацией.
В рамках этого же этапа становления многопартийности наблюдается осознание вторичности этнической проблематики, отход от популистской демократии. Появляются новые партии, возникают новые общественно-политические движения. Причем, если на первых этапах создания общест-венных объединений последние возникали вследствие гражданской инициативы при лояльном отношении властей, то при создании политических партий были задействованы механизмы их образования как "снизу" (КПК, ГДК "Азат"), так и "сверху" (СПК, ПНКК, ПНЕК) [6, с.170].
Развитие многопартийности в этот период идет в совершенно новых для государства условиях его суверенитета и независимости.
В этот период существуют следующие партии.
Партия Народный конгресс Казахстана.
Была создана на Учредительном съезде 5 октября 1991 года. Официально партия зарегистрирована в Министерстве юстиции РК 31 декабря 1991 года.
Основался и вырос НКК из движения Невада-Семипалатинск. Благодаря популярности этого движения, партия нашла много сторонников. Основной целью партии являлось создание гуманного демократического общества, независимого правового унитарного государства - Республики Казахстан, а высшей ценностью признается человек. Своей политической целью партия считала приход к власти парламентским путем.
НКК имела разветвленную региональную сеть, в которой представлены 18 областей Казахстана (кроме Западно-Казахстанской). Партия не имела фиксированного членства.
В предвыборной платформе партия НКК оставила свои прежние лозунги: "За достойную жизнь казахстанцев"; "Кто бы ни выиграл, лишь бы не проиграл Казахстан"; "Политическое просвещение масс". В своей экономической политике НКК привержена идеям создания правовых условий для развития современной социально-ориентированной рыночной экономики, основным звеном которой является товаропроизводство. НКК подчеркивает необходимость поэтапности, постепенности приватизации предприятий, находящихся в государственной, а также в коллективной и общественной собственности.
Социалистическая партия Казахстана.
Является правопреемницей коммунистической партии республики, объявляет своей задачей последовательное отражение и отстаивание интересов всех людей труда, появилась на политической арене 7 сентября 1991 года в результате решения внеочередного (чрезвычайного) съезда коммунистической партии Казахстана о ее переименовании в Социалистическую партию Казахстана. В октябре того же года партия была зарегистрирована Министерством юстиции РК.
Считая себя преемницей научных идей социалистического движения, партия исходила из того, что источниками современной социалистической теории являются различные концепции мировой гуманистической мысли.
В своей программе экономической трансформации социалисты придерживались рыночных методов ведения хозяйствования, выступали за проведение социально ориентированной государственной политики, позволяющей свести к минимуму трудности и издержки, связанные с преодолением кризиса в экономике; считали насущно необходимым осуществление государственной поддержки уязвимых слоев населения. Важной задачей являлось повышение статуса работников интеллектуального труда, уровня материального обеспечения интеллигенции - инженеров, врачей, учителей, ученых, деятелей культуры.
Коммунистическая партия Казахстана.
Образовалась осенью 1991 года после XIX внеочередного (чрезвычайного) съезда. Члены КПК считают эту дату временем "воссоздания" самораспустившейся компартии, а себя считают ее правопреемниками. 28 февраля 1994 года организация, после двух неудачных попыток, была официально зарегистрирована в Министерстве юстиции РК.
Согласно уставу, целью коммунистов является движение к обществу свободы и социальной справедливости, основанному на принципах научного социализма и приоритета общечеловеческих ценностей.
В октябре 1995 года на XXIII съезде коммунисты решили участвовать в парламентских выборах, приняли предвыборную платформу и выдвинули кандидатами в депутаты 30 человек. Стали депутатами два коммуниста. Главными избирательными лозунгами КПК были: "Советская власть", "Социализм" "Союз нерушимый республик свободных".
Для стабилизации экономического положения КПК предлагает начать организованную борьбу: за немедленное приостановление приватизации госсобственности, особенно крупных и средних предприятий; за прекращение либерализации цен, установление жестко фиксированных цен на товары первой необходимости, промышленную продукцию для села, топливно-энергетического комплекса, транспортные тарифы; за осуществление государственной поддержки агропромышленного комплекса; монополию на внешнюю торговлю.
В области социальной политики Компартия предполагает восстановление в полном объеме социальных гарантий, имевших место в годы Советской власти: право на труд, на отдых, на охрану здоровья, бесплатную медицинскую помощь, право на жилище, право на бесплатное образование. Коммунисты выступают за приоритет общественной собственности, против частной собственности на землю, против концентрации средств производства в руках нарождающейся буржуазии, заявляя о своей приверженности идеям марксизма-ленинизма.
Республиканская партия Казахстана.
Была создана 22 ноября 1992 года и зарегистрирована в Министерстве юстиции РК 26 декабря 1992 года. Отделения партии имелись во всех областях республики. В своих рядах РПК насчитывала около 17 тысяч членов.
РПК являлась единственной, из числа зарегистрированных партий, выражающей, преимущественно, интересы казахского населения. В целом Республиканская партия одобряла программу реформ и внешнеполитический курс Президента и Правительства Казахстана. В то же время республиканцы осуждали непопулярные решения правительства, приведшие население, особенно сельское и малоимущее, к нищете. Республиканская партия Казахстана не проводила предвыборного съезда и не выдвигала своих кандидатов в Парламент.
Народно-кооперативная партия Казахстана.
Была учреждена 15 декабря 1994 года на Учредительном съезде. Регистрация ее Министерством юстиции состоялась 20 февраля 1995 года. На основе индивидуального членства партия насчитывала в своих рядах более 42 тысяч членов.
Социальная структура партии не отличалась широким спектром, большую часть в ней составляли сельские труженики, преимущественно работники потребительской кооперации.
На втором съезде НКПК 13 октября 1995 года была утверждена предвыборная платформа и выдвинут 21 кандидат в Мажилис Парламента. Депутатами Мажилиса и Сената стали по одному члену НКПК. Как явствует из принятой программы, главная цель партии заключается в построении гражданского общества, реализации гражданских прав и свобод, укреплении правопорядка. Являясь, по сути, аграрной партией, НКПК ставит своей целью интеграцию интересов крестьянства и кооператоров, результатом чего должно стать выделение данной прослойки в самостоятельный субъект политики.
В экономической сфере партия находит рациональным формирование социально-ориентированной экономики и регулируемого рынка, основанных на многообразии форм собственности, в которой государственные, кооперативные, частные предприятия будут дополнять друг друга.
В агропромышленном комплексе республики должны присутствовать разнообразные формы хозяйствования: колхозы, совхозы, товарищества, крестьянские (фермерские), акционерные хозяйства и прочие, а государство обязано обеспечить право крестьянина на самостоятельный выбор вида деятельности и способа хозяйствования.
Существенным элементом предвыборной борьбы являлся тезис о том, что НКПК выступает против частной собственности на землю сельскохозяйственного назначения, полагая, что земля должна принадлежать всем тем, кто на ней трудится, передаваться в аренду и пожизненно наследуемое владение.
Партия Народного единства Казахстана.
Создана на базе Союза Народное единство Казахстана 25 марта 1995 года на третьем (внеочередном) съезде СНЕК, где были приняты основные документы - Программа и Устав. Областные партийные организации имелись во всех 19-ти областях республики, где создано около 800 первичных организаций с общей численностью около 28 тысяч человек при добровольном, индивидуальном и фиксированном членстве.
Главной целью ПНЕК, зафиксированной в программе партии, является всемерное содействие процессам становления в Казахстане демократического общества с социально ориентированной рыночной экономикой, утверждение реального суверенитета республики, поддержание межнационального согласия и общественно-политической стабильности.
В решении экономических проблем ПНЕК делает ставку на поддержку товаропроизводителей. Партия считает, что необходима государственная поддержка науки, образования и культуры, предоставление этим учреждениям налоговых льгот.
В сфере внешней политики ПНЕК полностью поддерживает выдвинутую Президентом и получившую широкий международный резонанс концепцию создания Евразийского союза. ПНЕК выдвинул 54 кандидата в депутаты Мажилиса. Победили на выборах и стали депутатами 24 человека, из них 12 членов партии. Сенаторами стали 6 членов партии.
Демократическая партия Республики Казахстан.
Создана на I (учредительном) съезде, состоявшемся первого июля 1995 года. По своему характеру ДПК является партией реформ и последние рассматриваются как средство достижения цели - обеспечить устойчивое, стабильное развитие Казахстана с высоким уровнем жизни основной массы населения.
Министерством юстиции РК партия была зарегистрирована 31 августа 1995 года. Партия строилась по территориальному признаку. Региональную структуру партии образовывали первичные, районные, городские, областные партийные организации, в которой были представлены все 19 областей республики. Численность достигала 15 тысяч членов.
В программном заявлении ДПК сказано: "Мы - партия государственников, ратующих за социально-рыночную экономику, демократическое правовое государство и гражданское общество". ДПК убеждена в правильности стратегии проводимых президентом Республики Казахстан Н. Назарбаевым преобразований и в предвыборной платформе придерживалась лозунга: "Не реформы ради реформ, а реформы ради человека".
В социально-экономической сфере в качестве приоритетной задачи партия ставила проведение стратегического курса на построение социальной рыночной экономики. Первоочередным должно явиться развитие производства товаров народного потребления, сельского хозяйства и реализация широкой программы жилищного строительства. ДПК стояла на позиции поддержки отечественной промышленности, за сохранение ядра индустриального комплекса Казахстана. При этом, как считают демократы, необходимо по-новому осмыслить процесс приватизации, которая должна проводиться в интересах широких слоев населения.
Основой внешней политики Казахстана, по мнению партии, должна стать интеграция в мировое сообщество без ущерба суверенитету государства.
На втором (предвыборном) съезде 20 октября 1995 года демократы выдвинули 30 человек кандидатами в Мажилис и поддержали 19 кандидатов в депутаты Сената. Сенаторами стали 5 членов партии, депутатами Мажилиса стали 12 кандидатов, выдвинутых партией, 7 из которых члены партии.
Партия Возрождения Казахстана.
Создана на Учредительном съезде партии 27 января 1995 года. Областные организации партии Возрождения имелись в 19-ти областях Казахстана. Партия насчитывала в своих рядах около пяти тысяч членов.
Партия Возрождения Казахстана основную цель видела в нравственном, духовном возрождении народа. Благодаря доминированию этих принципов, возможно построение гражданского общества и правового государства с социально ориентированной рыночной экономикой.
Вектор деятельности партии - включение в активную политическую жизнь научной, творческой и технической интеллигенции, женщин, студентов, инвалидов, пенсионеров. 23 октября 1995 года на внеочередном съезде партии вниманию депутатов была предложена предвыборная платформа и выдвинуто 25 кандидатов в Мажилис Парламента.
Основой экономической политики партии являлась коренная структурная и технологическая перестройка индустриального базиса народного хозяйства Казахстана. Ее главными направлениями должны стать создание производств с завершенным технологическим циклом, строительство предприятий с импортозаменяющей продукцией, развитие экспортного потенциала республики.