Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 23:05, дипломная работа
Актуальность исследования. В Республике Казахстан после обретения ею независимости первоочередными задачами стали строительство суверенного государства, формирование институтов гражданского общества, в том числе института политических партий.
Общеизвестно, что без серьезных качественных изменений в политической системе нельзя добиться поставленных целей преобразования и в других сферах.
Введение…………………………………………………………………...
7-11
1. Этапы становления многопартийности в Казахстане
1.1 Начальный и средний период развития партийной системы
Казахстана…………………………………………………………………
12-21
1.2 Поздний этап партогенеза в Казахстане…………………………….
22-23
1.3 Современный этап развития многопартийности…………………..
24-28
2 Правовое регулирование организации и деятельности политических
партий в Республики Казахстан………………………………………….
29-30
2.1 Конституализация партий…………………………………………….
31-32
2.2 Законодательная институализация политических партий………….
33-35
2.3 Что дает новый закон "О политических партиях"…………………..
36-40
3. Проблемы, опыт и перспективы развития партийной системы
3.1 Проблемы развития многопартийности в постсоветском государстве
41-44
3.2 Перспективы развития многопартийности в Казахстане…………...
45-47
3.3 Население Казахстана о политических партиях…………………….
48-52
3.4 Степень актуальности политической рекламы в Казахстане………
53-57
Заключение………………………………………………………………...
58-60
Список использованной литературы…………………………………….
61-62
Приложение А - Партии Казахстана……………………………………..
63-72
Приложение Б - Информация о партиях зарегистрированных в
Центральной избирательной комиссии в 2010 году…………………
Сегодня партийная жизнь Казахстана характеризуется рядом факторов. Относительная популярность партий, их функционирование и судьба тесно связаны с лидерами организаций. В этом плане показателен пример партии Народный конгресс Казахстана и РНПК. Обе партии участвовали в парламентских выборах 1999 года, но с переходом на дипломатическую службу лидера НКК Олжаса Сулейменова и эмиграцией лидера РНПК Акежана Кажегельдина они утратили свой потенциал и растворились на политической сцене.
В последние годы, а точнее, с осени 2007 года, обозначаются негативные тенденции в становлении партийной системы Казахстана. В чем это выражается?
Сохраняется «расплывчатость» программ партий, отсутствие конкретных, реальных альтернатив правительственному курсу реформ. В 2001–2002 годах партия «Отан» в специальной доктрине декларировала приверженность социал-демократизму. Принятая в 2007 году новая редакция программы НДП «Нур Отан» «За процветающий демократический Казахстан» весьма пространна и по идейным основаниям слабо структурирована. Не случайно позже было заявлено, что «Нур Отан» планирует разработку новых идейных принципов партии. Теперь уже на основе консерватизма. В преддверии парламентских выборов 2004 и 2007 годов разнородные по идейным основаниям партии вступали в коалиции. На практике декларируемая приверженность социал-демократизму, другим направлениям слабо прослеживалась в деятельности партий. Несмотря на то что со времени начала выстраивания партийной системы минуло почти 20 лет, структурирование партий по критерию идейных оснований все еще остается слабым.
Конфронтационный характер взаимодействия между властью и оппозиционными партиями, обозначившийся на первом этапе, в первой половине 1990-х годов оказался инерционным и сохраняется.
Укрупнение президентской партии «Отан» в 2007 году путем включения трех пропрезидентских партий – Гражданской, Аграрной партии и партии «Асар» – сужало спектр партийной системы. Если включение в состав «Отана» Гражданской партии и Аграрной партии, возможно, и имело какие-то основания, учитывая их преимущественно отраслевой характер, то присоединение партии «Асар» объективно сужало партийный спектр.
На парламентских выборах 2004 года, по официальным данным Центризбиркома, ДПК «Ак жол» и партия «Асар» набрали каждая по 12 процентов голосов и, казалось, должны были иметь шансы образовать фракции в стенах парламента. Но система распределения и без того минимальной квоты в десять депутатских мандатов от партий продемонстрировала неадекватность задачам формирования «многопартийного дома».
Избирательная квота определялась от суммы голосов за партии, преодолевшие 7-процентный барьер (4 320 000). Распределение мандатов осуществлялось по следующей формуле. Избирательная квота = 4 320 000 : 67 = 64 477,6. Количество депутатских мандатов = кол-во голосов : изб. квоту (64 477,6). В результате ДПК «Ак жол» и партия «Асар» получили лишь по одному депутатскому мандату по партийным спискам.
Несмотря на внесение поправок в закон «О выборах в РК», предусматривающих автоматическое прохождение в парламент второй партии, даже если она не преодолевает 7-процентный барьер, нынешняя формула распределения депутатских мандатов сохраняет прежние изъяны. Вторая партия получает лишь несколько депутатских мандатов, из-за чего многопартийность становится символической.
2 Правовое регулирование организации и деятельности политических партий в Республики Казахстан
Правовое регулирование деятельности партии в современных политических системах включает в себя [11, с. 134]:
1) конституционное санкционирование положения партии в общественной жизни;
2) методы и специфику деятельности партий в условиях конкретной политической системы;
3) участие партий в выборных механизмах, выдвижение кандидатов; получение финансовых лимитов; доступ к радио и телевидению в период проведения выборных кампаний, определение способов расчета представительства партий в выборных органах;
4) определение способов представительства партий в государственных органах власти;
5) финансирование деятельности партии государством, что становится общепринятой и юридически регулируемой практикой. Это положение базируется на том, что партии и объединения выполняют общественные функции в рамках Конституции, и поэтому их деятельность должна быть дотирована.
За несколько лет в республике сформировалась правовая база, регулирующая возникновение и деятельность общественных объединений и политических партий. Следует отметить, что она с самого начала становления многопартийности в стране отличалась сильной идеологизированностью. Очевидно, это являлось следствием существовавшей традиции, когда в правовых актах институты гражданского общества юридически оформлялись в виде союзов, ассоциаций, а право граждан на объединение ограничивалось лишь общей констатацией факта его гарантированности законом и возрастания роли общественных организаций в политической системе советского общества. Это право в большей степени было областью политических, нежели правовых отношений, а объединения граждан носили формальный характер.
Общественные объединения граждан - важнейшее структурное звено гражданского общества - существовали в республике и в доперестроечный период, однако большинство из них действовало под контролем правящей партии, не было необходимой законодательной базы для деятельности этих формирований, что давало широкие возможности для манипуляций ими со стороны, как КПСС, так и государства.
Институционализация же альтернативных Коммунистической партии политических организаций и партий стала возможной только с углублением процесса политической модернизации общества, когда "партии зарождаются внутри общественных движений, в зависимости от характера социальной структуры общества и, в особенности, избирательной системы" [23, с.33].
В законе РК "О политических партиях" от 15 июля 2002 года (ст. 1) дается понятие политической партии. Политической партией признается добровольное объединение граждан Республики Казахстан, выражающее политическую волю граждан, различных социальных групп, в целях представления их интересов в представительных и исполнительных органах государственной власти, местного самоуправления и участия в их формировании. Политические партии создаются для участия в политической жизни общества, формирования и реализации политической воли граждан и участия в установленном законом порядке в формировании органов государственной власти [19].
Появление различных политических партий, возрастание их роли в обществе, усложнение форм и методов их деятельности приводят к их правовой институционализации.
Правовая институционализация политических партий - это процесс превращения их в правовой институт путем все более широкого регулирования правом комплекса отношений, связанных с образованием, организацией и деятельностью партий.
Французский юрист П.Авриль, различает две формы институционализации: конституционную и законодательную. Первая - это включение положений о политических партиях в Конституцию (он против такой институционализации, которая, по его мнению, означает интеграцию партий в публичные власти), вторая - признание партий законом, который, однако, "...в этом случае не предусматривает признания их властями в государстве, а, напротив, возлагает на них обязанности". Суть этой концепции заключается в стремлении вывести политические партии из сферы действия публичного права: "они должны рассматриваться как частные лица" [2, с.6].
Различие конституционализации и институционализации политических партий представляется искусственным. Во-первых, уже само по себе включение в конституцию норм о политических партиях и их роли "в обществе и государстве" означает, что право признает их как институт, деятельность которого "...необходима для функционирования всего государственного механизма". Во-вторых, хотя объем правовой регламентации политических партий в различных странах далеко не одинаков, она нигде не сводится лишь к конституционным положениям. Следовательно, конституционное регулирование - лишь одна из форм правовой институционализации политических партий.
Противопоставление конституционализации и законодательной институционализации прослеживается и в учебнике "Конституционное право". Правда, авторы говорят о юридической институционализации политических партий, которая, по их мнению, "...проявляется в двух взаимосвязанных процессах: конституционализации, т.е. включении в конституцию основных принципов их статуса, и законодательной институционализации, в результате которой правовое положение партий определяется законом достаточно детально" [23, с.7].
Но Конституция - это, по своей сути, Основной закон, поэтому некорректно выделять конституционализацию из законодательной институционализации. Да и сам термин "законодательная институционализация" неточен, ибо правовое регулирование отношений, связанных с образованием и деятельностью политических партий, осуществляется не только законами, но и различными видами других нормативно-правовых актов, а также нормами обычного права.
Таким образом, сущность феномена признания правом политических партий наиболее точно отражает понятие "правовая (юридическая) институционализация".
2.1 Конституализация политических партий
В Республике Казахстан конституализация политических партий осуществляется в двух взаимосвязанных направлениях: путем включения в Конституцию основных положений их статуса и путем формирования специального законодательства о политических партиях.
Ст. 5 Конституции Республики Казахстан посвящена основным положениям статуса политических партий.
1. Признание идеологического и политического многообразия означает подведение конституционной основы для возникновения различных политических партий, основывающихся на различных идеологиях. Таким образом, политические партии, осуществляющие свою деятельность на конституционной основе, являются легитимными.
Политические партии признаются самостоятельными политическими организациями. Иначе говоря, политические партии не сливаются с государственными органами, они независимы от государственных органов. Для того чтобы не допустить влияния политических партий и государства, Конституция запрещает создание в государственных органах политических партий.
2. Конституция устанавливает, что все политические партии равны перед законом. Это означает, что ни одна политическая партия не может претендовать на исключительное положение, на какие-либо привилегии и преимущества.
3. Конституция запрещает государству незаконно вмешиваться в дела политических партий. Под незаконным вмешательством государства, его органов понимается совершение таких действий, которые нарушают статус политических партий, предусмотренный и закрепленный в Конституции, в законодательстве о политических партиях.
4. Конституция устанавливает, что возложение на политические партии функций государственных органов не допускается. Государственные органы должны сами осуществлять возложенные на них функции. Эта конституционная идея проводится последовательно. Подтверждением данного положения является отделение органов местного самоуправления от местных государственных органов.
5. Конституция запрещает государственное финансирование политических партий. Политические партии и организации могут существовать и функционировать за счет своих средств, средств, выделяемых гражданами, и юридических лиц Республики Казахстан. Политические партии Казахстана не должны получать финансовые средства от иностранных юридических лиц и граждан, от иностранных государств и международных организаций.
6. Конституция запрещает создание и деятельность политических партий, цели и действия которых направлены на насильственное изменение конституционного строя, нарушение целостности республики, подрыв безопасности государства, разжигание социальной, расовой, национальной, религиозной, сословной и родовой розни.
7. Конституция устанавливает, что в Республике Казахстан не допускается деятельность политических партий других государств. Запрещение деятельности политических партий других государств вытекает из необходимости обеспечения суверенитета и независимости Республики Казахстан.
Конституция запрещает деятельность политических партий на религиозной основе. Данное конституционное положение следует понимать в двояком смысле:
1) нельзя создавать политические партии, руководствующиеся религиозным мировоззрением;
2) созданные и зарегистрированные политические партии не имеют права осуществлять свою деятельность, руководствуясь религиозной идеологией [15, с.180-183].
Запрещение организации и деятельности политических партий на религиозной основе вытекает из светского характера государства и из того обстоятельства, что религиозные объединения удовлетворяют духовные потребности только своих членов и не могут представлять интересы широких масс (неверующих, верующих других религий). При таких условиях, естественно, возникает конкуренция мировоззрений, идей, убеждений. Смысл свободы убеждений, совести в том и состоит, что человек сам, по своей воле, свободно формирует свое мировоззрение, взгляды, избирает свою линию поведения в соответствии со своим личным внутренним убеждением. И такая свобода выбора не навязывается, прямо или косвенно не наказывается (когда, например, назначение на должность связывается с политическими и иными убеждениями). Хотелось бы все это отнести на счет издержек переходного периода.