Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 23:05, дипломная работа
Актуальность исследования. В Республике Казахстан после обретения ею независимости первоочередными задачами стали строительство суверенного государства, формирование институтов гражданского общества, в том числе института политических партий.
Общеизвестно, что без серьезных качественных изменений в политической системе нельзя добиться поставленных целей преобразования и в других сферах.
Введение…………………………………………………………………...
7-11
1. Этапы становления многопартийности в Казахстане
1.1 Начальный и средний период развития партийной системы
Казахстана…………………………………………………………………
12-21
1.2 Поздний этап партогенеза в Казахстане…………………………….
22-23
1.3 Современный этап развития многопартийности…………………..
24-28
2 Правовое регулирование организации и деятельности политических
партий в Республики Казахстан………………………………………….
29-30
2.1 Конституализация партий…………………………………………….
31-32
2.2 Законодательная институализация политических партий………….
33-35
2.3 Что дает новый закон "О политических партиях"…………………..
36-40
3. Проблемы, опыт и перспективы развития партийной системы
3.1 Проблемы развития многопартийности в постсоветском государстве
41-44
3.2 Перспективы развития многопартийности в Казахстане…………...
45-47
3.3 Население Казахстана о политических партиях…………………….
48-52
3.4 Степень актуальности политической рекламы в Казахстане………
53-57
Заключение………………………………………………………………...
58-60
Список использованной литературы…………………………………….
61-62
Приложение А - Партии Казахстана……………………………………..
63-72
Приложение Б - Информация о партиях зарегистрированных в
Центральной избирательной комиссии в 2010 году…………………
Таким образом, Конституция РК создала широкую конституционную основу для организации и деятельности политических партий. С одной стороны, имеется достаточное конституционное поле для обеспечения политического плюрализма, а, с другой - вполне демократическими, цивилизованными средствами защищаются права, свободы граждан, суверенитет и законные интересы государства.
2.2 Законодательная институализация политических партий
Закон РК "О политических партиях" от 2 июля 1996 г. определял правовые основы создания политических партий, их права и обязанности, гарантии деятельности, регулировал отношения политических партий с государственными органами и другими организациями, сейчас же принят новый закон.
В нем указывается, что законодательство РК о политических партиях основывается на Конституции [20]. Следовательно, нормативные правовые акты, относящиеся к политическим партиям, должны базироваться на нормах, положениях, принципах и идеях Конституции. Несоблюдение данного требования ведет к признанию нормативного правового акта неконституционным.
Законодательство РК о политических партиях состоит из Закона РК "О политических партиях", из Закона РК "Об общественных объединениях", других нормативно-правовых актов, посвященных политическим партиям или содержащих нормативные положения о политических партиях.
Закон РК о политических партиях конкретизирует конституционное право граждан на свободу объединений. Закон определяет взаимоотношения государства и политических партий. Государство выступает гарантом соблюдения прав и законных интересов политических партий.
Закон, конкретизируя положение Конституции о недопустимости незаконного вмешательства государства в дела общественных объединений, и общественных объединений - в дела государства, говорит о незаконном вмешательстве государства в дела политических партий, и наоборот. Все граждане вправе вступать в политические партии, независимо от занимаемой должности, служебного положения. Вместе с тем закон делает определенные ограничения в отношении некоторых категорий государственных служащих. Депутаты Парламента, члены Правительства не вправе занимать оплачиваемые должности в политических партиях; военнослужащие, работники органов национальной безопасности, правоохранительных и судебных органов не должны состоять в партиях, профессиональных союзах, выступать в поддержку какой-либо политической партии. Государственные служащие, даже являющиеся членами политических партий, при исполнении должностных обязанностей должны руководствоваться требованиями законодательства и не быть связанными с решениями политических партий и их органов. Такие ограничения связаны с особенностями должностей, которые занимают граждане. Депутаты Парламента, члены Правительства, другие государственные служащие выполняют работу, которая касается всех или многих граждан, независимо от партийной принадлежности. Поэтому эти служащие не должны отдавать предпочтение партийным интересам в ущерб общегражданским. Когда сталкиваются требования законов и требования партийных решений, государственные служащие должны выполнять законы, выражающие государственную волю народа, которая выше воли партии.
Закон предоставляет широкое поле деятельности для политических партий. Они имеют право: распространять информацию о своей деятельности; пропагандировать свои цели и задачи (только не в учебном процессе); объединяться на добровольных началах в ассоциации (союзы), избирательные блоки; выдвигать кандидатов в Президенты РК, в депутаты Мажилиса Парламента РК и маслихатов РК; учреждать печатные СМИ; осуществлять издательскую деятельность; проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирование и т.д.
Следует отметить, что за редким исключением все новейшие конституции, принятые на рубеже 80-90-х гг. XX века в развивающихся и постсоциалистических государствах, закрепляют основы правового статуса партий. Кроме того, были приняты десятки специальных законов о партиях, их деятельность стала предметом регламентирования различными отраслями национального права, т.е. приобрела подлинно комплексный характер. Важно при этом подчеркнуть, что, в отличие от прошлого, универсальный характер приобрела правовая институционализация, основанная на демократических принципах.
Универсализация тенденции к правовой институционализации политических партий в современных государствах, в т.ч. и в Казахстане, обусловлена рядом причин. Важнейшая из них - усиление взаимодействия политических партий и государственного механизма. При этом в условиях демократического режима партии играют роль "двигателя", приводящего в действие государственный механизм и обеспечивающего его нормальное функционирование.
Другой немаловажной причиной стала широко распространившаяся в современных государствах политическая коррупция, также связанная с политическими партиями. Правовая регламентация их деятельности, в частности, финансовой, и была призвана искоренить это явление.
Одной из главных причин осуществляемой в широких масштабах правовой институционализации политических партий явилось стремление не допустить возврата к прошлому, т.е. установления монополии на власть одной правящей партии и её сращивания с государством.
Т. Бекназар-Юзбашев справедливо отмечает, что для законодателя "...с давних пор затруднительно было юридически оформить институт политических партий", ибо "...по своему происхождению, сфере своей деятельности, функциональному предназначению и т. д. партии в большей мере представляют собой общественно-политическую, чем государственно-правовую категорию" [11, с.97].
Подводя итоги, хотелось бы выделить три основных квалификационных признака, которые присущи политической партии как правовому институту. При отсутствии хотя бы одного из них общественное объединение теряет юридическое качество партии:
1. Политическая партия - это общественное объединение, главной целью участия которого в политическом процессе является завоевание и осуществление (или участие в осуществлении) государственной власти в рамках и на основе Конституции и действующего законодательства.
Это главный квалификационный признак политической партии, выражающий саму ее сущность и отличающий ее от всех иных видов общественных объединений неполитического характера (различного рода союзов, ассоциаций, клубов, фондов и т.д.).
2. Политическая партия - это организация, объединяющая индивидов на основе общности политических взглядов, признания определенной системы ценностей, находящих свое воплощение в программе, которая намечает основные направления политики государства.
3. Политическая партия - это объединение, действующее на постоянной основе, имеющее формализованную организационную структуру.
Этот признак отличает политические партии от временных и узких по своему составу объединений, которые также могут участвовать в политической жизни. К ним относятся, прежде всего, объединения избирателей (союзы, комитеты, группы), которые создаются на период выборов и обычно прекращают свое существование с их окончанием. Указанный признак отличает политические партии также от различного рода неформальных групп, в которых отношения между руководителями и членами основаны на личных связях (например, клиентелистские группы, клики, камарильи, играющие важную роль в политической жизни многих развивающихся стран) и которые исчезают вместе со своим патроном или покровителем.
Рассмотренные признаки политической партии, находящие свое закрепление не только в казахстанском законодательстве, позволяют сформулировать ее общее юридическое определение: политическая партия - это общественное объединение, которое создано для участия в политическом процессе с целью завоевания и осуществления государственной власти конституционными средствами, действует на постоянной основе и имеет политическую программу [5].
Рассматривая недостатки закона о партиях необходимо отметить следующие моменты.
Вмешательством государства во внутренние дела партий, в личную жизнь граждан следует расценить предписание гражданам состоять только в одной политической партии.
Трехтысячный порог членства в партии, являвшийся серьезным препятствием для партогенеза и развития политического плюрализма в Казахстане, следовало отменить, однако в новом законе он был увеличен.
Порядок регистрации партий носит разрешительный порядок и данная процедура излишне громоздка и чрезмерно усложнена, что, видимо, связано с созданием искусственных барьеров для создания и развития малочисленных партий.
В законодательстве не разработан механизм формирования Правительства партийным большинством Парламента.
Отсутствует законодательный механизм влияния политических партий на избранных от них лиц в Парламенте, касающийся целенаправленного проведения политики партии и жесткого членства в партийной фракции.
В Законе "О политических партиях" от 2 июля 1996 г, фактически не прослеживается какая-либо связь с Конституционным Законом "О выборах в РК", а также с Конституционным Законом "О Парламенте РК и статусе его депутатов". Здесь речь идет о создании и деятельности фракций, являющихся, по сути, организациями политических партий в государственных органах, что идет вразрез с п. 8 ст. 5 Закона "О политических партиях".
Дискриминационными по своей сути являются положения выборного законодательства о различии порядка финансирования во время избирательного процесса кандидатов в депутаты Мажилиса, баллотирующихся по партийным спискам, и кандидатов, выдвинутых от общественных объединений и в порядке самовыдвижения.
2.3 Что дает закон "О политических партиях"
15 июля 2002 года вступил в действие новый Закон Республики Казахстан "О политических партиях", принятый парламентом после непродолжительного обсуждения. Проект этого закона был разработан депутатами от Республиканской политической партии "Отан", которая в идеолого-политическом отношении является приверженцем официального курса [26].
Нельзя не отметить, что прежний закон о политических партиях, принятый 2 июля 1996 г. и о котором говорилось выше, давно нуждался в серьезной корректировке, поскольку в своей редакции он явно не способствовал реализации гражданами своего законного права на свободу объединения в политические партии и нормальному осуществлению самими партиями своей уставной деятельности по следующим причинам:
Во-первых, этот закон не предоставлял политическим партиям особых прав, присущих только им. Это привело к фактическому размыванию партий среди других общественных объединений. К тому же он содержал немало отсылочных норм к Закону "Об общественных объединениях" и практически был его своеобразным приложением. Данное же обстоятельство серьезно принижало положение партий как особых объектов правового регулирования.
Во-вторых, закон совершенно не рассматривал государственный аспект деятельности партий, отражающий особенности их участия в процессе осуществления государственной власти и управления. В частности, в нем практически не прослеживалась какая-либо его связь с законами "О выборах в Республике Казахстан" и "О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов.
В-третьих, прошлый закон о партиях был принят еще в 1996 г., в связи с чем он не соответствовал внесенным в последующие годы изменениям в действующее законодательство, регулирующее те или иные вопросы создания и деятельности партий. Особенно важно, что в нем никак не было отражено участие партий в выборах депутатов Мажилиса парламента по системе пропорционального представительства.
В-четвертых, тот закон содержал в себе положения, устанавливающие довольно жесткие требования к политическим партиям и инициаторам их создания. Особенно это касалось вопросов создания и государственной регистрации партий. Прежде всего, речь идет об обязательном наличии в составе партий не менее 3000 членов. Хотя подобное требование означает открытое вмешательство государства во внутренние дела партий.
Таким образом, действующее раннее законодательство серьезно снижало роль и статус партий в политической жизни республики, а также возможности их участия в процессе принятия важных политических решений. По логике вещей для устранения этого обстоятельства и должно было быть направлено изменение партийного законодательства. Тем более что партии не только являются неотъемлемым элементом политической системы любого цивилизованного общества, но и играют важную роль в развитии демократии и гражданского общества в Казахстане.
Однако детальный анализ нового, теперь уже действующего закона о политических партиях на предмет:
а) его соответствия основополагающим международно-признанным принципам демократии, прав и свобод человека, а также действующей Конституции и законам РК;
б) сравнения с аналогичными законодательными актами некоторых зарубежных стран;
в) прогноза вероятных последствий в политико-партийной среде, вызванных его принятием, - вынуждает в его оценке подходить к нему в основном с критической стороны.
В частности, положение п. 2 ст. 1 закона относительно того, что политические партии не вправе выступать от имени всего народа, логически не подходит для его присутствия в статье 1, отражающей понятие политической партии. К тому же нужно учитывать, что Конституцией Республики Казахстан (п. 3 ст. 3) четко установлено, что от имени народа могут выступать только Президент, а также Парламент республики в пределах своих конституционных полномочий. В связи с этим содержание в Законе "О политических партиях" рассматриваемой запретительной нормы считается излишним.
Положение п. 3 ст. 5 рассматриваемого закона устанавливает, что партии должны создавать гражданам республики, являющимся членами соответствующих партий, равные возможности для представительства в их руководящих органах, списках кандидатов в депутаты и иные выборные должности в органах государственной власти и местного самоуправления. При всей демократичности данной нормы, основанной на принципе равноправия членов партий, ее введение в закон о политических партиях так или иначе означает вмешательство государства во внутренние дела партий посредством определенной законодательной регламентации их кадровой политики. Целесообразно, если данное положение было бы отражено в уставах партий, при условии его принятия инициаторами создания и членами данных партий.