Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 23:05, дипломная работа
Актуальность исследования. В Республике Казахстан после обретения ею независимости первоочередными задачами стали строительство суверенного государства, формирование институтов гражданского общества, в том числе института политических партий.
Общеизвестно, что без серьезных качественных изменений в политической системе нельзя добиться поставленных целей преобразования и в других сферах.
Введение…………………………………………………………………...
7-11
1. Этапы становления многопартийности в Казахстане
1.1 Начальный и средний период развития партийной системы
Казахстана…………………………………………………………………
12-21
1.2 Поздний этап партогенеза в Казахстане…………………………….
22-23
1.3 Современный этап развития многопартийности…………………..
24-28
2 Правовое регулирование организации и деятельности политических
партий в Республики Казахстан………………………………………….
29-30
2.1 Конституализация партий…………………………………………….
31-32
2.2 Законодательная институализация политических партий………….
33-35
2.3 Что дает новый закон "О политических партиях"…………………..
36-40
3. Проблемы, опыт и перспективы развития партийной системы
3.1 Проблемы развития многопартийности в постсоветском государстве
41-44
3.2 Перспективы развития многопартийности в Казахстане…………...
45-47
3.3 Население Казахстана о политических партиях…………………….
48-52
3.4 Степень актуальности политической рекламы в Казахстане………
53-57
Заключение………………………………………………………………...
58-60
Список использованной литературы…………………………………….
61-62
Приложение А - Партии Казахстана……………………………………..
63-72
Приложение Б - Информация о партиях зарегистрированных в
Центральной избирательной комиссии в 2010 году…………………
Теоретическая и методологическая основа. Рассмотрение в исследовании государственно-правовых явлений, связанных с формированием основ партийной системы в Казахстане, созданием механизма правового регулирования отношений, возникающих в процессе реализации партийных программ, обусловило обращение к трудам по политологии таких авторов как Мустафина Т., Абдыгалиева Б., Куртова А.А., Назарбаева Н.А. и др.
Проведение комплексного и всестороннего анализа развития партийной системы в государственно-правовой системе современного Казахстана предопределило использование общих, частных и специальных методов научного познания.
В качестве базовых методов в процессе постановки цели и задач исследования, определения структуры работы выступили системный и функциональный методы научного познания, на основе которых партийная система подлежала раскрытию в контексте соотношения законодательных условий, влияющих на степень политизации общества и уровня вовлеченности граждан в процесс становления и развития политических партий.
Для выявления особенностей формирования партийной системы Казахстана в ходе исследования применялись исторический и логический методы научного познания, с помощью которых развитие партий рассматривалось с учетом политического, исторического, территориального и национального факторов.
В основу диссертационного исследования был также положен диалектический метод научного познания, позволивший рассмотреть эволюцию партийной системы во взаимодействии с экономическими и социальными процессами, протекающими в Казахстане на протяжении 90-х – 2000 годов.
1 Этапы становления многопартийности в Казахстане
1.1 Начальный и средний период развития партийной системы
Казахстана
В сложный переходный период создания принципиально новой для республики демократической системы все более заметным становится процесс взаимовлияния, взаимозависимости политического плюрализма и демократизации, деятельности политических партий и становления суверенной государственности.
На первом этапе демократизации советского общества повсеместно шло серьезное столкновение мнений, велась борьба по поводу отмены статьи 6 Конституции СССР, законодательно закреплявшей руководящую роль КПСС в государстве.
Юридически многопартийность на территории нынешнего СНГ введена Законом СССР от 14 марта 1990 года "Об утверждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) СССР", которым была утверждена новая редакция статьи в Конституции СССР, допускавшая существование наряду с КПСС других политических партий. Фактически же право на существование альтернативные политические партии получили только 1 января 1991 года, когда вступил в силу Закон СССР "Об общественных объединениях".
Вместе с тем, возникшая многопартийность была на самом деле фальшивой, поскольку в силу объективных причин ни одна из вновь созданных политических партий не могла составить реальной конкуренции КПСС, а, следовательно, реально участвовать в политической жизни страны [11, с.50].
Как отмечает Президент Республики Казахстан Назарбаев Н. А., "коренным поворотным событием, открывшим дорогу для становления многопартийности, стал распад СССР и его цементирующего элемента в лице КПСС" [12, с.172].
Действительно, становление многопартийности в Казахстане имеет общие закономерности со сходными процессами в других странах СНГ.
Практически везде имел место не просто переход от однопартийной системы к многопартийной, а налицо был взаимосвязанный процесс устранения государственно-политической монополии КПСС, создания новой государственности и соответствующей ей партийной системы.
В то же время вполне понятно, что развитие многопартийности в Казахстане имеет свои особенности, обусловленные спецификой исторического, демографического, политического характера, этнокультурного своеобразия, предопределяющие специфику партогенеза и функционирования партийной системы в стране. Так, для понимания роли политических партий в формировании правовой государственности и гражданского общества в Казахстане необходимо особо подчеркнуть то, что внутренняя политика высшего руководства Казахстана показывает нацеленность на реализацию национально-государственных интересов страны через лояльное отношение к политическим партиям и движениям и сотрудничество с ними [13, с.25].
Процесс создания многопартийной системы труден и многогранен. "Настоящая многопартийность отнюдь не сводится к наличию нескольких зарегистрированных политических партий. Это слаженная, четко функционирующая система, в которой политические партии находятся в равных правовых условиях, честно конкурируют за влияние на основные группы и слои общества, система, в которой обеспечивается принцип ротации партий у власти в зависимости от ясно выраженной воли избирателей", система, в которой "многопартийность означает наличие в политической структуре общества целого ряда политических объединений людей, которые выражают и защищают на политическом уровне многообразие сложившихся (или складывающихся) социальных интересов" [2, с.52].
Ряд исследователей считают, что, во-первых, "классификация политических партий и движений Казахстана несколько затруднена тем обстоятельством, что помимо традиционного деления на "правых", "левых" и "центра" существует целый ряд организаций, в которых приоритетное внимание уделяется этническим проблемам" [3, с.172].
Во-вторых, "наиболее важным фактором, обусловливающим особенности развития и становления многопартийной системы в Казахстане в последние годы, было специфическое сознание граждан этой республики, основанное на сложном и причудливом переплетении советского этатистского мировоззрения и азиатского патернализма... " [4; с.222].
В-третьих, менталитету восточного общества, вступившего в полосу модернизации, свойственны "приверженность харизматическим лидерам, иерархичность, личностные ориентации, стремление к консенсусу", накладывающие отпечаток на становление демократических институтов.
Чтобы понять характер, содержание и особенности процесса становления многопартийности в республике, ее роль в формирования казахстанской государственности, специфику их взаимовлияния, выявить уровни их взаимодействия, представляется важным иметь представление о политических изменениях за последние 20 лет.
Развивая известную сегодня в Казахстане периодизацию процесса формирования государственно-политической системы, можно условно выделить пять этапов:
1. Конец 1986 г. - начало 1990 г. (образование неформальных объединений);
2. Начальный период: 1990-1991 гг. (создание партий, движений и организаций);
3. Средний период: период с конца 1991 -1995 гг. (образование независимой Республики Казахстан, политическая дифференциация и регистрация партий, общественных объединений);
4. Поздний этап: 1995-1999 гг. (период образования целого ряда политических партий);
5. Современный этап: период, который начинается с момента последних выборов президента Республики Казахстан.
Роль политических партий в становлении государственности носила как позитивный, так и негативный характер, причины которого кроются в том, что в современном трансформирующемся Казахстане уровень демократии пока еще невысок, а политическая социализация включает в себя единовременные и параллельные процессы обучения демократической политической культуре с одной стороны и утрачивания оценок, суждений, политических ориентации и ценностей, присущих тоталитарной системе, с другой.
Такая смена механизмов политической социализации в республике ос-ложняется накладыванием не только социально-классовых, но и национальных противоречий в сочетании с трансформацией политической системы на фоне глубокого системного кризиса. Эта уникальная комбинация факторов серьезно изменила взаимоотношения человека с государством и его институтами, наложила собственную специфику на продвижение общества в сторону политического плюрализма.
В первый период развития общественно-политических организаций Казахстана сложились предпосылки для трансформации республики из квазигосударственного состояния в подлинно суверенное. С этого времени в движение пришли многие социальные слои, социально-политические интересы которых стали постепенно структурироваться. С этого же времени изменяется характер политической и партийной систем казахстанского общества, которые, в свою очередь, начинают влиять на формирование нового государственного устройства.
Образовавшиеся после декабрьских событий 1986 года общественные объединения клубного типа создали предпосылки для демонтажа существовавшей советской партийно-государственной системы, становления новой государственности и адекватной ей политической системы.
В 1988-1990 годах в Казахстане также создаются предпосылки становления политического общества, в котором гражданские и протопартийные институты опосредуют, хотя и относительно слабо, отношения между гражданами и государством.
Следует подчеркнуть, что для большинства общественных структур первого периода была характерна ярко выраженная оппозиционная направленность действующей власти. Хотя наряду с этим возникали и объединения граждан, консолидировавшие свои усилия на поддержке начавшихся в обществе преобразований. Однако независимо от направления и характера своей деятельности общественные объединения в различных регионах республики на данном этапе действовали разобщенно. Многие из них не имели программы действий. К ним с недоверием относилось и население.
Во втором периоде развития многофункциональной структуры гражданского общества имеет место своеобразный всплеск общественной активности, ее высокая динамичность, становление новых организаций, распады, расколы, всевозможные реорганизации в общественных объединениях.
Этому способствовала отмена на II съезде Народных депутатов СССР в 1990 году статьи 6 Конституции СССР, закреплявшей однопартийность политической системы и доминирования КПСС.
Такой шаг устранил имевшие место препятствия на пути институционализации политических структур и провозгласил разрешительную политику государства по отношению к многопартийной системе и плюралистическому обществу.
Появление различных по своей направленности социальных инициатив, вызванных включением значительного числа граждан в политическую жизнь, а также многообразие их интересов, предопределило возникновение историко-просветительных, национально-культурных, миротворческих, антивоенных, экологических и других движений и течений.
Этот период обусловлен недовольством оппозиционных сил положением дел в республике, возросшей активностью масс в связи с выборами в республиканские и местные Советы народных депутатов и желанием об-щественных движений и партий выдвинуть "своих" кандидатов, стремлением этнических общностей Казахстана возродить народные обычаи, традиции, духовную культуру и развивающимся в связи с этим движением национально-патриотических сил, выступающих за независимость и суверенитет Республики Казахстан.
Процесс возникновения многочисленных добровольных объединений граждан, в свою очередь, стимулировал создание соответствующей зако-нодательной базы. В Декларации о государственном суверенитете Казахской ССР, принятой Верховным Советом Казахской ССР 25 октября 1990 года, провозглашалось идеологическое и политическое многообразие в республике, которое создало правовые предпосылки институционализации многопартийности. Принятый в 1991 году Закон "Об общественных объе-динениях в Казахской ССР", признал таковыми "добровольные формирования граждан, объединяющихся на основе общности интересов" [14].
Таким образом, к началу 1991 года можно отметить появление спектра общественно-политических объединений, для которых главной становится борьба за мобилизацию собственных ресурсов, массовую поддержку насе-лением своих идей и действий.
Начало среднего периода развития многопартийности совпадает с об-ретением независимости государством.
Дальнейшее развитие получают партии и движения, выдвинувшие на первый план этнические ценности, тем самым, способствуя этнополитической дифференциации части казахстанского населения.
Значительное влияние в этот период национально-демократических ор-ганизаций способствовало борьбе за придание государственного статуса казахскому языку.
В этом контексте представляется объективным отдать должное партии Народный Конгресс Казахстана, Гражданскому движению Казахстана "Азат", Международному антиядерному движению "Невада-Семипалатинск" и целому ряду других, которые, благодаря своим простым и понятным лозунгам и призывам, отвечающим интересам большинства населения, способствовали обретению Казахстаном государственного суверенитета. Ставя своими главными программными целями и задачами возрождение казахского народа, полноценное развитие всех национально-этнических групп Казахстана, объединение национально-патриотических сил для создания правового и многопартийного общества, независимого государства на основе общедемократических ценностей, существующие в рассматриваемый период общественно-политические организации выступали с альтернативными официальным законопроектам по гражданству, миграции, Конституции, участвовали в антиядерном движении и т. д.
Вместе с тем в этот период партии практически были "выключены" из процесса передачи политического опыта и обучения навыкам политических действий для большинства населения страны.
Такая "агрессивная" активность общественных объединений была связана с углублением социально-экономического кризиса, ростом политико-правовых противоречий, нерешительными и непоследовательными, половинчатыми действиями союзного руководства. Тем более, что рост антикоммунистических настроений вел к утверждению в общественно-политических организациях радикально-либеральных, или национально-государственных доктрин.