Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 23:05, дипломная работа
Актуальность исследования. В Республике Казахстан после обретения ею независимости первоочередными задачами стали строительство суверенного государства, формирование институтов гражданского общества, в том числе института политических партий.
Общеизвестно, что без серьезных качественных изменений в политической системе нельзя добиться поставленных целей преобразования и в других сферах.
Введение…………………………………………………………………...
7-11
1. Этапы становления многопартийности в Казахстане
1.1 Начальный и средний период развития партийной системы
Казахстана…………………………………………………………………
12-21
1.2 Поздний этап партогенеза в Казахстане…………………………….
22-23
1.3 Современный этап развития многопартийности…………………..
24-28
2 Правовое регулирование организации и деятельности политических
партий в Республики Казахстан………………………………………….
29-30
2.1 Конституализация партий…………………………………………….
31-32
2.2 Законодательная институализация политических партий………….
33-35
2.3 Что дает новый закон "О политических партиях"…………………..
36-40
3. Проблемы, опыт и перспективы развития партийной системы
3.1 Проблемы развития многопартийности в постсоветском государстве
41-44
3.2 Перспективы развития многопартийности в Казахстане…………...
45-47
3.3 Население Казахстана о политических партиях…………………….
48-52
3.4 Степень актуальности политической рекламы в Казахстане………
53-57
Заключение………………………………………………………………...
58-60
Список использованной литературы…………………………………….
61-62
Приложение А - Партии Казахстана……………………………………..
63-72
Приложение Б - Информация о партиях зарегистрированных в
Центральной избирательной комиссии в 2010 году…………………
Республиканская партия труда.
Образована 18 сентября 1995 года на третьем съезде общественно-политического движения "Союз инженеров Казахстана". 10 января 1996 года зарегистрирована в Министерстве юстиции.
Главная цель партии - выражение интересов технической интеллигенции через принятие соответствующих законодательных актов. Партия привержена демократическим и гуманистическим ценностям, с приоритетом прав личности. Выступала за повышение престижа труда, политический плюрализм и отсутствие какой-либо монополии на идеологию. Социальное равенство партия понимает как равенство возможностей. Главный политический союзник партии труда – ПНЕК [7, с.67; 8, с.95]. Перечень партий представлен в приложении А.
В 1993-1995 годах в республике политическая палитра значительно разнообразилась, а традиционная схема - «либералы-реформаторы», «национал-патриоты» - в новых политических условиях стала неадекватной времени.
Углубление либерально-демократических реформ перевело взаимоот-ношения партийно-политических и государственных институтов в плоскость совместной работы по утверждению в мировом сообществе независимого государства Казахстан, что позволило принять в 1993 году первую Конституцию Республики Казахстан. Консенсусный потенциал этого Основного Закона страны по вопросам статуса русского языка, гражданства, присутствия понятия "казахская государственность", механизма сдержек и противовесов среди ветвей государственной власти оказался недостаточным, и уже в 1994 году отдельные положения Конституции были подвергнуты критике, что осложнило внутриполитическую ситуацию в стране. Это послужило катализатором возникновения новых политических партий и объединений.
Основной причиной их создания в этот период, выступают личностные соображения, когда в глазах населения политическое объединение определяется личностью ее лидера, в отличие от многих других государств, где чаще всего личность политика определяется его партийной принадлежностью. В этом одна из специфических особенностей партогенеза в Казахстане.
В ходе прошедших в этот период избирательных кампаний в высший законодательный орган страны стала очевидной другая его специфика, когда электорат высказывает свои предпочтения по линии от личности баллотирующегося политика к партии, которую он представляет (если она имеется), а уже затем к программным установкам этой партии. Известно, что в западных странах этот процесс протекает в обратном направлении: от осознания своих политических потребностей к конкретной политической партии, способной их реализовать, а через это - и к ее кандидатам.
В этот период политические партии, как и все общество, поддержали в 1995 году инициативу Ассамблеи народов Казахстана о продлении полномочий Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева и принятие новой Конституции страны, продемонстрировав единство в поддержке стра-тегического направления развития Казахстана как светского, правового, демократического и социального государства.
Конституционное закрепление в 1995 году свободы объединений, запрет на ограничение прав и свобод по политическим мотивам, предоставление равных правовых возможностей общественным объединениям обеспечили реальный политический и идеологический плюрализм, реальную многопартийность.
Влияние этих принципов государственного развития велико не только на партии, но и распространяется шире - на саму государственную политику по демократизации казахстанского общества.
1.2 Поздний этап партогенеза в Казахстане
Эволюция политического развития Казахстана свидетельствует о том, что на четвертом этапе отмечалось продолжение активного партстроительства, усиление взаимовлияния политических партий и государственно-политического становления страны. В этот период наиболее заметно влияние политических партий центристского толка, уменьшение радикализма. Идет процесс политического оформления интересов разных социальных групп населения - женщин, жителей села, молодежи и т.д. Однако вновь возникающие партийные движения все также нередко "подгоняются" под определенную личность, что было характерно и для предыдущих периодов. Как показала практика, такие движения находятся в прямой зависимости от своего лидера: от субъективных колебаний последнего меняются, как правило, и партийные линии. У таких партий значительно сокращается социальная база поддержки.
С принятием Закона Республики Казахстан "О политических партиях" от 2 июля 1996 года процесс развития общественно-политических объединений и становления многопартийности в Республике Казахстан приобрел новые черты.
Принятые в 1996 году Законы Республики Казахстан "Об общественных объединениях" и "О политических партиях" внесли заметный вклад в правообеспечение деятельности общественных и, в частности, политических организаций республики.
В 1997 году в Казахстане действовало 9 политических партий, официально зарегистрированных Министерством юстиции республики: Социалистическая партия Казахстана (СПК), партия Народный Конгресс Казахстана (НКК), партия Народного единства Казахстана (ПНЕК), Демократическая партия Казахстана (ДИК), Народно-кооперативная партия Казахстана (НКПК) и т.д., активизация которых приходится на проведение в Казахстане парламентских и президентских выборов, причем выборы в парламент проводятся по новым правилам, закрепленным Указом президента Республики Казахстан «О выборах в Республике Казахстан» от 30 сентября 1995 года. В этот временной промежуток активную политическую деятельность ведут Гражданская партия Казахстана, Компартия, Народно-кооперативная партия Казахстана, партия «Азамат», Партия возрождения Казахстана, Народный конгресс Казахстана, партия «Отан», Республиканская народная партия Казахстана и др. (см. Приложение А).
Существовало также несколько общественно-политических движений, такие как международное антиядерное движение "Невада-Семипалатинск", Гражданское движение Казахстана "Азат", Республиканское славянское движение "Лад", 34 национально-культурных образования, профсоюзы, а также 572 общественных объединения, имеющие различные направления и характер своей деятельности [8, с. 60-61].
Из партий к числу наиболее заметных в плане организационной структуры, финансовых возможностей, идеологических наработок можно отнести далеко не всех. В частности, к этой категории относится партия «Отан», с самого начала занимавшая, как уже отмечалось, пропрезидентские позиции. Гражданская партия образовалась на базе предприятий алюминиевой и хромовой отраслей промышленности. При этом партия приступила к строительству организационной структуры в форме первичных ячеек и секций непосредственно на предприятиях отрасли. Главной задачей партии провозглашалось лоббирование интересов товаропроизводителей.
Как известно, республиканская народная партия придерживалась праволиберальной позиции. В ее состав входили приближенные к экс-премьеру правительства Казахстана А. Кажегельдину бизнесмены и «интеллектуальные» оппозиционеры (Г.Алдамжаров, Н.Масанов и некоторые др.). Довольно прочной оставалась позиция Коммунистической партии Казахстана во главе с С. Абдильдиным, хотя на данный момент она переживает не лучшие времена. Возможно, это было связано с личностью главного коммуниста страны обладавшей на тот момент наибольшим электоратом и стройной отработанной структурой местных органов. В этих условиях вновь прошедшие в тот период как парламентские, так и президентские выборы показали высокий уровень доверия народа к президенту Казахстана и его политическим сторонникам. По существу, первенство среди партий осталось за Отаном и Гражданской партией [9, с.19].
Активизация деятельности политических движений и партий в период между выборами не могла быть не связанной с политическими событиями внутри страны (принятие двух Конституций Республики Казахстан, причем Конституции 1995 года посредством референдума, неоднократное проведение выборов в различные органы власти, включая выборы руководителя страны), а также с введением пропорциональной системы выборов в Мажилис по партийным спискам. Выход на свет Указа президента Республики Казахстан, имеющего силу конституционного закона «О выборах в Республике Казахстан» от 30 сентября 1995 года явилось существенным шагом на пути демократизации не только избирательной системы в стране, но и партогенеза в целом.
1.3 Современный этап развития многопартийности
Современный этап: период, который начинается с момента последних выборов президента Республики Казахстан. Этому периоду характерна общая стабилизация политических отношений в стране, что связано с окончательным оформлением избирательной системы в Казахстане и более или менее устойчивой партийной системы.
По прежнему наиболее активной силой на фоне других партий выступает партия «Отан» во главе с С. Терещенко. Безусловно, партии пропрезидентского направления активно расширяют организационную структуру и находятся в постоянном поиске пути максимально быстрого увеличения электората. Данный этап в развитии пропрезидентских партии, на примере Отана, можно оценить как подготовку к будущей политической борьбе, которая при должной организации и опоре на властные структуры, возможно, выведет ее на первые позиции в партийной системе государства. Как известно, надежда коммунистов на свой электорат в «красном поясе» не оправдалась. Потеря своих позиции и заметное снижение рейтинга компартии в данных регионах связаны с внутрипартийными конфликтами руководящего звена, что вызвало разочарование населения.
Определенное оживление партийных организаций в политической жизни Казахстана наблюдалось осенью 2001 года. Расхождение во взглядах между правительством с одной стороны и рядами высокопоставленных чиновников и части бизнес-элиты с другой, привело к образованию последними так называемого общественного движения Демократический выбор Казахстана.
Это событие взбудоражило не только средства массой информации, но и часть общественности. С резкой критикой в адрес ДВК выступили сразу несколько политических партий и общественных объединений. Неудивительно, что против новоявленной оппозиционной организации выступили в основном лояльные к власти партии, тогда как на той стороне баррикады остались ряд оппонентов официального курса государства, среди которых Компартия и другие [16, с. 85-87].
Конечно, с аналитической точки зрения что-либо сказать о будущем данного движения трудно (это связано с относительной краткостью функ-ционирования движения на политической палитре страны по временным рамкам), но наметившееся на сегодняшний день раскол внутри объединения говорит о слабой организации и недостаточном опыте организаторов. Можно считать, что очередная отставка кабинета министров и значимые кадровые перестановки во властных структурах дифференцировали участников движения на радикальную и конструктивную части. Примером того служит образование на базе ДВК политической партий «Ак жол», в составе которой вдруг не оказалось нескольких членов-организаторов движения.
Как показали последние события, сами же организаторы новой партии демонстрируют умеренность по отношению к новому правительству. Тем не менее, стоит повториться, что дальнейшая деятельность партий «Ак жол» требует серьезного анализа, прежде чем дать какое-либо определение. В этой связи стабильность курса главы государства на поэтапную демократизацию казахстанского общества еще раз доказала свою правомочность.
Нельзя не отметить тот факт, что именно Президент сыграл огромную позитивную роль в демократизации партийной системы в Казахстане. Го-сударством выработана законодательная и нормативная база для проведения выборов и осуществления деятельности политических партий различного типа, которые полностью соответствуют нормам демократической го-сударственности. Вместе с тем, выступление ведущих ученых-правоведов страны обусловили усиления главного требования к уже созданным и будущим партиям и организациям - признание главенства законов и прерогативы общегосударственных интересов. По этому поводу Президент Н.А.Назарбаев, на встрече с иностранными дипломатами, отметил: «Демократизация политической жизни - один из главных принципов стратегии развития Казахстана. Со своей стороны твердо заявляю, что Казахстан не допустит деятельности на своей территории каких-либо незаконных общественных, религиозных или любых других объединений» [16, с.87].
Также ярким примером достижений Казахстана в этом направлений, значения института президентской власти и личных заслуг самого президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева можно считать присуждение ему в декабре 1999 г. в США диплома международного фонда избирательных систем «За выдающийся вклад в продвижение демократии».
Принятие нового Закона "О политических партиях" (15 июля 2002 г.) представляется важной вехой в развитии политических партий страны. Кардинально меняет законодательное поле деятельности партий.
По мнению Президента Республики Н.А. Назарбаева новый закон о по-литических партиях, повысивший требования к партиям, направлен на по-вышение их авторитета и роли в политической жизни общества и государства, превращение их в действенный механизм государственного управления. Партии должны отражать мнение широких слоев общества, а не частные интересы отдельных лиц. Это должно стать условием участия партий в политическом процессе [13, с.2].
В апреле 2003 года Минюст опубликовал итоги регистрации политических партий. Сохранение в легальном политическом поле сразу 7 партий, в общем, позволяет запустить механизм партийной конкуренции и представить достаточно широкий круг интересов. Регистрацию прошли партии "Аул", Партия патриотов, Компартия, РПП "Отан", "Ак Жол", Аграрная и Гражданская партии. Не прошли регистрацию, хотя и подавали документы, партии "Алаш, "Возрождение", "Ел Дана" (известная также как Партия женщин) и "Соотечественник".
Среди партий, которые и не предпринимали попыток, следует отметить прежде всего РНПК и "Азамат", лишение которых официального статуса политических партий, показывает, что ценз выполнил свою задачу в части "отсечения" нежелательной оппозиции. Не пытался пройти регистрацию и переживший раскол "Народный Конгресс". Возможно, этот список партий не окончателен и до выборов в Мажилис могут пройти регистрацию и какие-то новые участники. Минюст, по крайней мере, говорит о такой возможности [24, с.13-16].