Политические партии

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 10:04, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы становится очевидной если оглянуться на последние парламентские выборы или при обычном взгляде на те процессы, которые происходят в сегодняшней Государственной думе России.
Целью контрольной работы является всестороннее изучение вопросов , связанных с историей возникновения партий, их роли в современном государстве и их влияния на политическую жизнь общества.

Оглавление

Введение
1. Место и Роль политических партий в жизни общества
1.1. Политические партии, их место, роль в политической системе общества
1.2. Политическая культура как необходимое условие политической деятельности
2. Партийные системы и их типология
2.1 Типы партий, их классификация. Проблемы развития и обновления.
3. Особенности становления многопартийности, развития, Роль и место Политических партий в современной России.

Файлы: 1 файл

контр работа политология.docx

— 47.18 Кб (Скачать)

  Введение

  В различных политических системах, существовавших в истории, люди организовывались в целях защиты своих особых интересов и навязывания своей воли в качестве господствующей. В этом смысле политические партии существовали уже в эпоху античности, а также в средневековой Европе и в эпоху Возрождения. Однако лишь в XIX в., когда миллионы людей получили право голоса в рамках либеральной демократии, возникли партии как специализированные организации для завоевания, удержания или свержения существующей политической власти. 
   Партия, будучи таким же посредником в отношениях населения с государством, как и группы интересов, обладает по сравнению с ней значительной спецификой. Более того, функциональные и организационные особенности этой "самой политической" из всех общественных организаций (Р. Доуз) до сих пор служат предметом теоретической полемики относительно ее происхождения и роли в политическом процессе. Возникают ли партии вследствие воплощения естественного для человека духа противоречия (Гоббс) или являются частным случаем политических ассоциаций, формирующихся на основе свободного выбора человека (Токвиль); стремятся ли они подчинить себе все проявления политической активности человека (М. Я. Острогорский) или же являются механизмами продвижения к власти лидеров (М. Вебер) - все это и сегодня является предметом горячих дискуссий. 
 Партогенез, т.е. процесс формирования и функционирования партий, уходит корнями в конец XVII - начало XVIII в. Это был период, когда зарождались политические системы раннебуржуазных государств Западной Европы и Америки. Сопровождавшие этот процесс гражданская война в США, буржуазные революции во Франции и Англии показывают, что появление партий отражало раннюю стадию борьбы между сторонниками различных направлений формирующейся новой государственности: аристократами и буржуа, якобинцами и жирондистами, католиками и протестантами. Партии знаменовали собой определенный этап в усложнении политической системы индустриального типа. Они возникли как результат ограничения абсолютной монархии, включения в политическую жизнь "третьего сословия", всеобщего избирательного права (XIX в.), послуживших значительному развитию представительной системы. Оно означало, что не только выполнение управленческих функций стало требовать расширения состава политической элиты, но и само ее рекрутирование превратилось в дело избирательного корпуса. Теперь те, кто хотел сохранить (или приобрести) власть и влияние, должны были обеспечить себе массовую поддержку. Именно партии стали этими законными орудиями артикуляции интересов различных групп избирателей и отбора элиты. 
 Не остается без внимания и проблематика политической культуры, которая не сходила со страниц общественно-политических журналов, книг, брошюр, монографий последние два десятилетия. Однако трактовка политической культуры во многих публикациях оставалась идеологизированной, и в современных условиях реформирования общества она уже не отвечает запросам жизни. Проблематика политической культуры сегодня является наиболее распространенной темой политических бесед, споров, размышлений, исследований, находится в фокусе парламентских дебатов, деятельности других политических организаций. 
 Актуальна необходимость коренного совершенствования политической культуры диктуется происходящими преобразованиями в жизни общества, их сложным противоречивым переплетением, участившимися конфликтами и кризисными явлениями. В этих условиях резко возрастает общественная значимость таких качеств личности, как умение мыслить самостоятельно, творчески участвовать в общественно-политической деятельности, умение ориентироваться в неординарной политической ситуации, принимать правильные решения, гибко перестраивать свое поведение при сохранении принципиальных ориентаций. Партии играют важнейшую роль в этом вопросе. 
 Актуальность выбранной темы становится очевидной если оглянуться на последние парламентские выборы или при обычном взгляде на те процессы, которые происходят в сегодняшней Государственной думе России. 
 Целью контрольной работы является всестороннее изучение вопросов , связанных с историей возникновения партий, их роли в современном государстве и их влияния на политическую жизнь общества.

  1. Место и Роль политических партий в жизни общества

  1.1. Политические партии, их место, роль  в политической  системе общества

  Любой тип политической деятельности осуществляется в каких-либо организационных формах. Организация направляет действия многих людей к единой цели, регулирует их в соответствии с определенными нормами. Благодаря организации присущие ей идеологические или моральные установки превращаются в материальную силу. Организация выступает важнейшим средством выражения интересов, формирования единой воли, она способна снимать внутренние противоречия, конфликты, она становится единым политическим субъектом. В.И.Ленин указывал: "Дайте нам организацию революционеров, и мы перевернем всю Россию". Без политической организации интеграция общества на длительный период оказывается просто невозможной. В первую очередь, такими политическими организациями являются партии. 
 Одни считают, что в партии вступают наиболее активные граждане, стремящиеся к политической деятельности, воспринявшие общественные интересы как свои личные. Другие полагают, что в партии идут люди для удовлетворения своих карьеристских побуждений, удовлетворения своих амбиций. К.Маркс и Ф.Энгельс, характеризуя, например, партию коммунистов, отмечали, что "коммунисты... являются самой решительной, всегда побуждающей к движению вперед частью рабочих партий всех стран, а в теоретическом отношении у них перед остальной массой пролетариата преимущество в понимании условий, хода и общих результатов пролетарского движения". Далеко не все коммунистические партии и далеко не во всем оправдали такой общий подход к определению роли и значения партии, но подобный методологический подход приемлем и для сегодняшнего дня: партия должна побуждать к движению вперед, партии необходимо хорошо осмыслить и определить интересы социальной группы, которую она представляет, партия обязана четко представлять формы и методы движения к осуществлению этих интересов. 
 Значит, главное в деятельности партий - изучение интересов социальных групп и слоев и их защита. Для защиты интересов нужны свои люди в парламенте. Поэтому партии не могут стоять в стороне от борьбы за власть. 
 Становление политических партий как необходимых элементов политической структуры общества отражает процесс приобщения к политике все более широких кругов населения. Макс Вебер выделял в развитии партий три периода:

  • в ХУ1-ХУП вв. партии в Европе представляли собой аристократические группировки, объединяющие немногочисленных представителей политической элиты;

  • в ХУ11-Х1Х вв. - это уже политические клубы, стремящиеся привлечь к активной политической деятельности людей, пользующихся влиянием не только в политике, но и в других сферах жизни;

  • в Х1Х-ХХ вв. формируются современные  массовые партии. Первой

  массовой  партией было основанное в 1861 г. Либеральное  товарищество регистрации выборов в Англии. В 1863 г. возникла первая массовая рабочая партия - Всеобщий немецкий рабочий союз, основанный Ф.Лассалем. Основными причинами появления массовых партий были:

  • повсеместное распространение избирательных  прав;

  • развитие рабочего движения, организационное  оформление рабочего класса. Необходимо отличать партии от других организаций, участвующих

  в политической жизни по следующим  признакам:

  • партия характеризуется долговременностью  действия своей организации (в "смутные" времена создаются многочисленные "партии-однодневки", практически не играющие значительной роли в жизни общества);

  • наличие устойчивых местных организаций, поддерживающих постоянную связь с центром;

  • стремление партии в одиночку или  в блоке с другими организациями завоевать власть, а не только оказывать на нее воздействие;

  • поиск поддержки у народа в  ходе выборов или другими способами.

  Важное  место в теории о партиях имеет  вопрос об их институционализации (правовом признании). Известно, что многие партии в первой половине XX в. действовали  на нелегальном положении. Процесс институционализации широко начался после второй мировой войны, многие коммунистические, социал-демократические партии были юридически признаны и вышли из подполья. 
 С новой силой проблема институционализации партий встала в результате политического взрыва в Восточной Европе и в процессе реформирования советского общества. В 1990 г. в нашей стране был принят специальный закон "Об общественных объединениях".

  Институционализация партий предусматривает:

  а) санкционирование места партий в  публичной жизни;

  б) условия деятельности партий в политической системе;

  в) участие партий в избирательной  системе;

  г) способы представительства партий в органах государственной власти;

  д) финансирование деятельности партий из госбюджета. Правовое закрепление такой практики широко распространено в Германии, Швеции, Италии и ряде других стран. Здесь исходят из того, что партия, выполняя конституционные функции, способствует формированию здорового общества, а потому вправе получать государственные дотации.

  Сложность, неоднозначность феномена политической организации порождает и неодинаковое противоречивое отношение к ее институционализации. В таких политических течениях, как анархизм, либерализм, неоконсерватизм, действует идущая от А.Бергсона, Р.Пеги, Л.Бона оппозиция воли к организации. Институционализация здесь рассматривается как негативное и нежелательное явление, как омертвление мысли и действия в заранее заданном порядке. Однако и теория и практика доказывают невозможность политического действия вне организации. 
 Показательным примером здесь может служить судьба воззрений Г.Маркузе. Как леворадикальный политолог, он приобрел известность резкой критикой любых форм рационального руководства и любых форм организации. Однако в ходе столкновения движения "новых левых" (Г.Маркузе был их идеологом) с организованной силой политического аппарата буржуазии Г.Маркузе приходит к выводу, что те черты "нового левого" движения (постоянные конфликты, безответственность суждений, неорганизованность и т.д.), которые он возводил в ранг достоинств, оказались губительными недостатками. Г.Маркузе признал необходимыми факторами политического действия контрорганизацию и контробразование.

  1.2. Политическая культура  как необходимое  условие политической  деятельности

  В систему политологической терминологии понятие "политическая культура" введено американскими политологами Г.Алмондом и С.Вербой в начале 60-х-годов нашего века1. Они подчеркивали ее динамичность, рассматривали ее как интериоризацию (постепенное преобразование внешних действий во внутренние действия) политической системы через познание, чувства и суждения ее членов. Побудительным мотивом интереса к изучению политической культуры были события в странах третьего мира, прежде всего в Африке, характеризующиеся крахом колониальной системы и выходом к самостоятельному политическому творчеству народов, обладающих отличными от европейских стран традициями, культурой, началом государственности. Интерес к вопросам политической культуры шел от самой жизни, диктовался реально происходящими процессами. 
 В нашей стране интерес к проблемам политической культуры был разбужен указанием обществоведам со стороны КПСС заняться исследованием данной проблемы в середине 70-х годов, а с середикы 80-х годов этот интерес был продиктован самой жизнью. 
 Существуют глубокие основания для единства и взаимодействия политики и культуры: и та и другая действую! в качестве меры овладения, господства. Культура служит средством господства людей над природой, политика выражает власть людей над общественными отношениями, другими людьми. Культура влияет на способы осуществления власти, но в то же время само развитие культуры в значительной степени зависит от политики. Например, политика в условиях реформирования общества способна серьезно деформировать содержание и функционирование всех сфер культуры. Однако факт единства, взаимодействия политики и культуры не означает их тождества: смысл политики

  - в развитии и преобразовании  власти, смысл культуры - в развитии  и преобразовании личности.

  Политическая  культура служит каналом взаимодействия человека и политической власти. Ее основное назначение - вовлечение людей в политическую деятельность, в политическую систему в целом. Поэтому современные представления о политической культуре исходят из единства двух начал: духовного (идеологического) и практического (деятельного). Способность того или иного качества стать элементом политической культуры определяется в первую очередь его значением для практической политической деятельности. 
 На характер, содержание и специфику политической культуры значительное воздействие оказывают региональные и исторические особенности страны. 
 Это выражается в свойственном данной модели сочетании, взаимодействии ее основных компонентов, в приоритете одних ценностей над другими. 
 Для Японии характерно, что здесь персональная лояльность значит для человека больше, чем лояльность к какой-либо организации или политической программе. Для узбекской политической культуры характерно сочетание двух основных моделей поведения: с ориентацией на местные обычаи и нормы в сельской местности и на современные стандарты поведения в городских поселениях. 
 Известны различия в предпочтениях американцев и европейцев: если 74% опрошенных американцев считают себя приверженцами свободы и только 20% - равенства, то предпочтения европейцев равномерно распределены между этими двумя важнейшими ценностями. 
 Российская политическая культура продолжает оставаться на низком уровне, ее носители во многих случаях не владеют навыками решительного влияния на политику, впадают в апатию или истерию на поворотах исторической судьбы. 
 "Политическая невоспитанность россиян сказывается, между прочим, в неумении искать точных доказательств по спорным и важным историческим вопросам, в наивном доверии к восклицаниям и выкрикам, к заверениям и клятвам заинтересованных лиц", - писал В.И.Ленин. Эти слова остаются актуальными и для нашего времени. 
 Политическая культура как многогранное явление включает в себя следующие элементы:

  наличие определенного уровня знаний о политике в целом и в различных ее сферах;

  умение  давать самостоятельную оценку политическим явлениям, партиям, движениям и отдельным  личностям;

  способность участвовать в политической деятельности, выражать собственную позицию и  волю как в сфере политической борьбы, так и политического компромисса, консенсуса;

Информация о работе Политические партии