Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 16:10, доклад
Политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления1 Статья 3 Федерального закона от 11 июля 2001 года №95-ФЗ “О политических партиях” (с изменениями и дополнениями) / Информационно-поисковая система “Гарант”..
Политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления1 Статья 3 Федерального закона от 11 июля 2001 года №95-ФЗ “О политических партиях” (с изменениями и дополнениями) / Информационно-поисковая система “Гарант”..
Таким образом, политическая партия - это организованная группа единомышленников, созданная для решения конкретных политических вопросов.
Признаками политической партии являются следующие:
1) организация,
т.е. относительно
2) существование
устойчивых местных
3) цели партии - завоевание и осуществление власти;
4) стремление
обеспечить себе поддержку
5) партия - носитель
определенной идеологии,
Партия представляет политические интересы различных социальных групп и слоев общества; она ведет борьбу за обладание государственной властью, за политическое руководство или упрочнение своего руководящего положения. Также партия обеспечивает политическую интеграцию государства и граждан, т.е. обеспечивает связь масс с государственными структурами.
Вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность политических партий, равно как и вмешательство политических партий в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц, не допускается1 Статья 10 Федерального закона от 11 июля 2001 года №95-ФЗ “О политических партиях” (с изменениями и дополнениями) / Информационно-поисковая система “Гарант”..
Взаимодействие между государством и политическими партиями в Российской Федерации ярко проявляется в работе Государственной Думы. Государственная Дума является выразителем воли народа и его интересов, взглядов, идей. Взаимодействие здесь выражается в выработке и принятии наиболее оптимальных нормативно-правовых актов, регламентирующих различные общественные отношения. Партии в лице своих фракций и депутатов имеют право законодательной инициативы в Государственной Думе.
Правовые основы взаимодействия власти и некоммерческих организаций в России
Необходимость
и целесообразность взаимодействия
власти и некоммерческих организаций
(НКО) определяется тем, что государство
и общественно-добровольческий
В
настоящей статье рассматриваются
правовые основы взаимодействия двух
секторов общества: государства и
некоммерческих организаций. Но прежде
чем перейти к анализу
Государство. Государственную власть в России согласно Конституции осуществляют Президент, Правительство (исполнительная власть), Федеральное собрание, состоящее из двух палат: Совет Федерации и Государственная Дума (законодательная власть) и суды (судебная власть). Опыт CAF Россия показывает, что чаще всего НКО взаимодействуют с исполнительной и законодательной властью разных уровней, хотя есть отдельные примеры взаимодействия НКО с судами и прокуратурой.
НКО. Под НКО в соответствии с ФЗ от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» понимаются организации, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ. Некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами.
Уровни взаимодействия власти и НКО. Традиционно в России выделяют три уровня власти:
- федеральный;
- региональный. Россия – федеративное государство, состоящее из 89 регионов –субъектов федерации (республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных областей и автономных округов);
- местный (в границах муниципальных образований). Согласно Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Для простоты изложения под властью, или государством, в настоящей статье мы будем понимать органы власти всех трех уровней.
Нормативно-правовая база взаимодействия
Нормативно-правовые
акты, регулирующие взаимодействие власти
и НКО, могут приниматься
Федеральный уровень
В Конституции РФ – основном законе страны – закреплена основа, фундамент законодательного обеспечения права третьего сектора на участие в решении государством проблем, связанных с целями деятельности НКО. Согласно ее нормам Россия – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Каждый имеет право на объединение. Граждане РФ имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, обращаться лично, а также направлять коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Нормы Конституции конкретизируются и раскрываются в федеральных законах. Основными федеральными законами, устанавливающими правовые основы взаимодействия, являются:
-
ФЗ «О некоммерческих
1. предоставление в соответствии с законодательством льгот по уплате налогов, таможенных и иных сборов и платежей;
2. предоставление НКО иных льгот, в том числе полное или частичное освобождение от платы за пользование государственным и муниципальным имуществом;
3. размещение среди некоммерческих организаций на конкурсной основе государственных и муниципальных социальных заказов;
4. предоставление в соответствии с законом льгот по уплате налогов гражданам и юридическим лицам, оказывающим некоммерческим организациям материальную поддержку.
-
ФЗ от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ «Об общественных
объединениях» в дополнение к
вышеназванным предусматривает
такую форму поддержки
-
ФЗ от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ «О
благотворительной
Помимо этих трех законов, нормы, регламентирующие взаимодействие власти и НКО, содержатся и в специальных законах, регулирующих отдельные сферы общественной жизни, виды деятельности или деятельность отдельных видов организаций. Такими законами являются, например, ФЗ от 28 июня 1995 г. N 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», определяющий принципы, формы и порядок поддержки этого вила НКО, ФЗ от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», содержащий нормы об общественной экологической экспертизе. ФЗ от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» и ФЗ «О защите прав потребителей» (с изменениями от 17 декабря 1999 г., 30 декабря 2001 г.) устанавливают формы поддержки государством этих видов объединений и предусматривают возможности их участия в принятии властью решений, затрагивающих их интересы.
Особо в ряду федеральных законов, содержащих нормы о взаимодействии власти и НКО, следует упомянуть недавно принятый Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»[3]. Отдельная глава этого закона посвящена формам непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участию населения в осуществлении местного самоуправления. Она регламентирует, в частности, вопросы проведения местного референдума по значимым вопросам общественной жизни, механизмы правотворческой инициативы граждан, вопросы территориального общественного самоуправления, порядок проведения публичных слушаний.
Помимо
законов на федеральном уровне нормы
взаимодействия власти и НКО содержатся
и в актах отдельных
- в Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания РФ упоминаются мероприятия Государственной Думы, которые данная палата российского парламента или ее подразделения могут проводить совместно с иными государственными органами или негосударственными организациями;
- в ряде Положений, регулирующих деятельность отдельных Министерств РФ, в частности Министерства по налогам и сборам РФ и Министерства финансов РФ, содержаться нормы о том, что они осуществляют свою деятельность во взаимодействии с общественными объединениями и иными организациями[4];
- Распоряжением Правительства РФ от 7 марта 2002 года № 278-р утвержден Перечень мероприятий Правительства РФ по реализации итогов Гражданского Форума, в соответствии с которым предусмотрено создание совместных с общественными организациями рабочих групп по следующим направлениям: национальная политика, развитие местного самоуправления, обеспечение правопорядка, альтернативная гражданская служба, экологическая политика, налоговая реформа, развитие социальной защиты населения, благотворительность и добровольчество и ряд других;
- существует ряд документов, регламентирующих создание и деятельность общественных советов при федеральных министерствах РФ. Такие советы созданы при Министерстве юстиции, Министерстве финансов, Министерстве образования, Министерстве внутренних дел, Государственном комитете по экологии и ряде других.
Данный список не исчерпывает всего массива федерального законодательства России, в той или иной форме затрагивающего вопросы взаимодействия власти и НКО. Но, тем не менее, можно сказать, что и перечисленные выше, и иные нормативно-правовые акты федерального уровня регулируют лишь отдельные аспекты такого взаимодействия, причем в основной массе законов речь идет не о полноправном взаимодействии власти и НКО как равных партнеров, а о различных формах поддержки НКО со стороны государства. Закона или, по крайней мере, раздела в законе, предусматривающего стройную систему форм и принципов взаимодействия, прав и обязанностей государства и организаций гражданского общества по отношению друг к другу, на федеральном уровне не существует. Отчасти этот недостаток устранен в проекте федерального закона № 365028-3 «О внесении дополнений в ФЗ «О некоммерческих организациях»[5], который предлагает ввести в данный закон новую, достаточно объемную статью, специально посвященную взаимодействию НКО с органами государственной власти и органами местного самоуправления. Но будет он одобрен депутатами Государственной Думы или нет, пока не известно.