Политическая партия

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 16:10, доклад

Краткое описание

Политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления1 Статья 3 Федерального закона от 11 июля 2001 года №95-ФЗ “О политических партиях” (с изменениями и дополнениями) / Информационно-поисковая система “Гарант”..

Файлы: 1 файл

доклад по общ отношения.docx

— 25.80 Кб (Скачать)

Политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправленияСтатья 3 Федерального закона от 11 июля 2001 года №95-ФЗ “О политических партиях” (с изменениями и дополнениями) / Информационно-поисковая система “Гарант”..

Таким образом, политическая партия - это организованная группа единомышленников, созданная  для решения конкретных политических вопросов.

Признаками  политической партии являются следующие:

1) организация,  т.е. относительно продолжительное  во времени объединение людей;

2) существование  устойчивых местных организаций,  поддерживающих регулярные связи  с национальным руководством;

3) цели партии - завоевание и осуществление  власти;

4) стремление  обеспечить себе поддержку народа  с помощью выборов или других  способов;

5) партия - носитель  определенной идеологии, мировосприятия.

Партия представляет политические интересы различных социальных групп и слоев общества; она  ведет борьбу за обладание государственной  властью, за политическое руководство  или упрочнение своего руководящего положения. Также партия обеспечивает политическую интеграцию государства  и граждан, т.е. обеспечивает связь  масс с государственными структурами.

Вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность политических партий, равно как и  вмешательство политических партий в деятельность органов государственной  власти и их должностных лиц, не допускаетсяСтатья 10 Федерального закона от 11 июля 2001 года №95-ФЗ “О политических партиях” (с изменениями и дополнениями) / Информационно-поисковая система “Гарант”..

Взаимодействие  между государством и политическими  партиями в Российской Федерации  ярко проявляется в работе Государственной  Думы. Государственная Дума является выразителем воли народа и его интересов, взглядов, идей. Взаимодействие здесь выражается в выработке и принятии наиболее оптимальных нормативно-правовых актов, регламентирующих различные общественные отношения. Партии в лице своих фракций и депутатов имеют право законодательной инициативы в Государственной Думе.

Правовые  основы взаимодействия власти и некоммерческих организаций в России

Необходимость и целесообразность взаимодействия власти и некоммерческих организаций (НКО) определяется тем, что государство  и общественно-добровольческий сектор имеют во многом схожие цели, интересы и функции.  Относительно новый для сегодняшней России термин «социальное партнерство», в широком его значении[1], подразумевает как конструктивное взаимодействие представителей трех секторов общества  (государственного, коммерческого и некоммерческого) при решении социально значимых проблем (бедность, бездомность, сиротство, одиночество, насилие в семье и т.п.), осуществляемое в рамках действующего законодательства и направленное на улучшение нормативно-правовой базы проведения рациональной социальной политики[2].

В настоящей статье рассматриваются  правовые основы взаимодействия двух секторов общества: государства и  некоммерческих организаций. Но прежде чем перейти к анализу законодательства,  определимся с основными понятиями.

Государство. Государственную власть в России согласно Конституции осуществляют Президент, Правительство (исполнительная власть), Федеральное собрание, состоящее из двух палат: Совет Федерации и Государственная Дума (законодательная власть) и суды (судебная власть). Опыт CAF Россия показывает, что чаще всего НКО взаимодействуют с исполнительной и законодательной властью разных уровней, хотя есть отдельные примеры взаимодействия НКО с судами и прокуратурой.

НКО. Под НКО в соответствии с  ФЗ от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» понимаются организации, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ. Некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами.

Уровни  взаимодействия власти и НКО. Традиционно в России выделяют три уровня власти:

-         федеральный; 

-         региональный.  Россия – федеративное государство, состоящее из 89 регионов –субъектов федерации (республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных областей и автономных округов);

-         местный (в границах муниципальных образований).  Согласно Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Для простоты изложения под властью, или государством, в настоящей  статье мы будем понимать органы власти всех трех уровней.

Нормативно-правовая база взаимодействия

Нормативно-правовые акты, регулирующие взаимодействие власти и НКО, могут приниматься соответствующими органами власти всех трех уровней  в пределах их полномочий.

Федеральный уровень

В Конституции РФ – основном законе страны – закреплена основа, фундамент  законодательного обеспечения права  третьего сектора на участие в  решении государством проблем, связанных  с целями деятельности НКО. Согласно ее нормам Россия – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную  жизнь и свободное развитие человека. Каждый имеет право на объединение. Граждане РФ имеют право участвовать  в управлении делами государства  как непосредственно, так и через  своих представителей, обращаться лично, а также направлять коллективные  обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Нормы Конституции конкретизируются и  раскрываются в федеральных законах. Основными федеральными законами, устанавливающими правовые основы взаимодействия, являются:

- ФЗ «О некоммерческих организациях»,  согласно которому органы государственной  власти и органы местного самоуправления  в пределах своей компетенции  могут оказывать некоммерческим  организациям экономическую поддержку  в различных формах, в том числе:

1.      предоставление в соответствии с законодательством льгот по уплате налогов, таможенных и иных сборов и платежей;

2.      предоставление НКО иных льгот, в том числе полное или частичное освобождение от платы за пользование государственным и муниципальным имуществом;

3.      размещение среди некоммерческих организаций на конкурсной основе государственных и муниципальных социальных заказов;

4.      предоставление в соответствии с законом льгот по уплате налогов гражданам и юридическим лицам, оказывающим некоммерческим организациям материальную поддержку.

- ФЗ от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ «Об общественных  объединениях» в дополнение к  вышеназванным предусматривает  такую форму поддержки государством  деятельности НКО, как целевое  финансирование отдельных общественно  полезных программ общественных  объединений по их заявкам  (государственные гранты). Данный закон закрепляет право общественных объединений участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке и объемах, предусмотренных законодательством РФ, а также право выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти.

- ФЗ от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ «О  благотворительной деятельности  и благотворительных организациях»  помимо экономических форм поддержки  НКО предусматривает также, что  в целях осуществления взаимодействия  органов государственной власти, органов местного самоуправления  и благотворительных организаций  могут создаваться советы (комитеты) по поддержке благотворительности,  в состав которых входят представители  органов законодательной и представительной  власти, благотворительных организаций,  общественных организаций, общественные  деятели. Решения этих советов (комитетов) носят рекомендательный характер для участников благотворительной деятельности.

Помимо  этих трех законов, нормы, регламентирующие взаимодействие власти и НКО, содержатся и в специальных законах, регулирующих отдельные сферы общественной жизни,  виды деятельности или деятельность отдельных видов организаций. Такими законами являются, например, ФЗ от 28 июня 1995 г. N 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», определяющий принципы, формы и порядок поддержки этого вила НКО, ФЗ от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», содержащий нормы об общественной экологической экспертизе. ФЗ от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» и ФЗ «О защите прав потребителей»   (с изменениями от 17 декабря 1999 г., 30 декабря 2001 г.) устанавливают формы поддержки государством этих видов объединений и предусматривают возможности их участия в принятии властью решений, затрагивающих их интересы.

Особо в ряду федеральных законов, содержащих нормы о взаимодействии власти и  НКО, следует упомянуть недавно  принятый Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации»[3]. Отдельная глава этого закона посвящена формам непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участию населения в осуществлении местного самоуправления. Она регламентирует, в частности, вопросы проведения местного референдума по значимым вопросам общественной жизни, механизмы правотворческой инициативы граждан, вопросы территориального общественного самоуправления, порядок проведения публичных слушаний.

Помимо  законов на федеральном уровне нормы  взаимодействия власти и НКО содержатся и в актах отдельных федеральных  органов власти (правительство, министерства, ведомства и т.п.). Так, например:

-         в Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания РФ упоминаются мероприятия Государственной Думы, которые данная палата российского парламента или ее подразделения могут проводить совместно с иными государственными органами или негосударственными организациями;

-         в ряде Положений, регулирующих деятельность отдельных Министерств РФ, в частности Министерства по налогам и сборам РФ и Министерства финансов РФ, содержаться нормы о том, что они осуществляют свою деятельность во взаимодействии с общественными объединениями и иными организациями[4];

-    Распоряжением Правительства РФ от 7 марта 2002 года № 278-р утвержден Перечень      мероприятий Правительства РФ по реализации итогов Гражданского Форума, в соответствии с которым предусмотрено создание совместных с общественными организациями рабочих групп по следующим направлениям: национальная политика, развитие местного самоуправления, обеспечение правопорядка, альтернативная гражданская служба, экологическая политика, налоговая реформа, развитие социальной защиты населения, благотворительность и добровольчество и ряд других;

-         существует ряд документов, регламентирующих создание и деятельность общественных советов при федеральных министерствах РФ. Такие советы созданы при Министерстве юстиции, Министерстве финансов, Министерстве образования, Министерстве внутренних дел, Государственном комитете по экологии и ряде других.

Данный  список не исчерпывает всего массива  федерального законодательства России, в той или иной форме затрагивающего вопросы взаимодействия власти и  НКО. Но, тем не менее, можно сказать, что и перечисленные выше, и  иные нормативно-правовые акты федерального уровня регулируют лишь отдельные аспекты  такого взаимодействия, причем в основной массе законов речь идет не о полноправном взаимодействии власти и НКО как  равных партнеров, а о различных  формах поддержки  НКО со стороны государства. Закона или, по крайней мере, раздела в законе, предусматривающего стройную систему форм и принципов взаимодействия,  прав и обязанностей государства и организаций гражданского общества по отношению друг к другу, на федеральном уровне не существует. Отчасти этот недостаток устранен в проекте федерального закона № 365028-3 «О внесении дополнений в ФЗ «О некоммерческих организациях»[5], который предлагает ввести в данный закон новую, достаточно объемную  статью, специально посвященную взаимодействию НКО с органами  государственной власти и органами местного самоуправления. Но будет он одобрен депутатами Государственной Думы или нет, пока не известно.

Информация о работе Политическая партия