Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 16:10, доклад
Политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления1 Статья 3 Федерального закона от 11 июля 2001 года №95-ФЗ “О политических партиях” (с изменениями и дополнениями) / Информационно-поисковая система “Гарант”..
Региональный и местный уровень
В субъектах РФ и отдельных муниципальных образованиях РФ принят достаточно большой массив нормативно-правовых актов, затрагивающих вопросы взаимодействия власти и НКО.
Эти
акты либо целиком посвящены
Особо же следует отметить пласт региональных правовых актов, более подробно регулирующих механизмы участия граждан и их объединений в законотворческом процессе в регионе или муниципальном образовании. Эти механизмы достаточно эффективно используются НКО в ряде субъектов РФ.
Итак,
проанализировав нормативно-
1. Специального акта, посвященного этому вопросу, на федеральном уровне нет. Правовые нормы, затрагивающие взаимодействие власти и НКО, содержатся в ряде федеральных законов, регулирующих отдельные сферы общественной жизни, виды деятельности или деятельность отдельных видов организаций. В отдельных же субъектах РФ, например в г. Москве, в Оренбургской области приняты и действуют специальные законы, регулирующие взаимодействие органов государственной власти субъекта РФ с НКО.
2. Существующие нормативно-правовые акты, как правило, затрагивают лишь отдельные аспекты взаимодействия. В законодательстве России отсутствует стройная система форм, принципов, механизмов взаимодействия власти и НКО, а также прав и обязанностей обеих сторон.
3. В законодательстве России чаще всего речь идет о государственной поддержке НКО, то есть в определенной степени не изжит старый, патерналистский подход. Поддержка государства, конечно же, нужна третьему сектору, но взаимодействие не может сводиться к односторонней помощи, в чем-то и институты гражданского общества могут поддерживать государственные органы и учреждения.
4. Законодательство РФ всех трех уровней предусматривает различные формы взаимодействия власти и НКО. Условно их можно разделить на две группы:
Экономические. Сюда относятся:
- предоставление НКО грантов, субсидий, в том числе в рамках проводимых ярмарок проектов НКО;
- размещение социального заказа;
- предоставление налоговых и иных льгот НКО;
- предоставление НКО иных льгот, в т.ч. полное или частичное освобождение от платы за пользование государственным и муниципальным имуществом
- предоставление в соответствии с законом льгот по уплате налогов гражданам и юридическим лицам, оказывающим некоммерческим организациям материальную поддержку.
Неэкономические. К ним относятся:
- проведение совместных мероприятий;
- общественно-экспертные советы;
- участие НКО в законотворческом процессе (лоббирование);
- взаимные консультации, обучение, обмен информацией.
Важно
отметить, что для одних форм взаимодействия
нужна специальная нормативно-
5. Не вдаваясь в оценку эффективности взаимодействия власти и НКО в современной России и оценку эффективности отдельных технологий (форм) межсекторного взаимодействия, хотелось бы, тем не менее, отметить, что очень часто инициативы НКО наталкиваются на чиновничий бюрократизм и непонимание отдельными представителями власти необходимости взаимодействия с НКО. В ряде российских законов предусмотрено право граждан и общественных объединений, как выразителей их воли, участвовать в принятии решений, затрагивающих их интересы. Но чиновнику, отвечающему за принятие такого решения, не вменено в обязанность приглашать граждан и НКО к обсуждению таких решений и учитывать поступившие от них предложения. Изданный в августе 2003 года Указ Президента РФ «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» данной проблемы не решает.