Политические партии

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 10:04, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы становится очевидной если оглянуться на последние парламентские выборы или при обычном взгляде на те процессы, которые происходят в сегодняшней Государственной думе России.
Целью контрольной работы является всестороннее изучение вопросов , связанных с историей возникновения партий, их роли в современном государстве и их влияния на политическую жизнь общества.

Оглавление

Введение
1. Место и Роль политических партий в жизни общества
1.1. Политические партии, их место, роль в политической системе общества
1.2. Политическая культура как необходимое условие политической деятельности
2. Партийные системы и их типология
2.1 Типы партий, их классификация. Проблемы развития и обновления.
3. Особенности становления многопартийности, развития, Роль и место Политических партий в современной России.

Файлы: 1 файл

контр работа политология.docx

— 47.18 Кб (Скачать)

  умение  управлять эмоциональной стороной политических действий, взвешенно и  трезво оценивать как действия оппонентов, так и свои собственные.

  Эти элементы могут носить как позитивный, так и негативный характер. Именно в этом значении они влияют на состояние  всей политической системы или положительно, или отрицательно, что и позволяет утверждать, что политическая культура является составным элементом политической системы.

  Роль  политической культуры в совершенствовании  политической системы можно представить в следующих тезисах:

  - в длительные исторические периоды  политическая культура модифицирует  политическую систему;

  - реально функционирующая в данном  обществе политическая система  отражает в себе историю его  политической культуры;

  - политическая культура относительно  самостоятельна в своем функционировании, хотя и является подсистемой  политической системы.

  Современное состояние общественного развития характеризуется острым противоборством политических сил, доходящим порой до кровавых конфликтов. В этих условиях возникает необходимость в изучении места и роли политической конкуренции, культуры ее составляющих. Конкуренция часто наделяется свойствами, ей не присущими, определяется как война всех против всех, как явление, не гнушающееся никакими средствами. На самом деле конкуренция - это соперничество на каком-либо поприще между отдельными лицами, группами, заинтересованными в достижении одной и той же цели. В современной теории демократии на Западе механизму соперничества политических партий, групп, лидеров отводится ведущая роль. "Элемент соперничества - ...сущность демократии", - писал И.Шумпетер в начале XX века, чьи идеи во многом определили развитие теории демократии в современной американской науке. 
 Нетрудно заметить, что политическая конкуренция - внутренне противоречивое явление. Открытая политическая конкуренция вне всякого сомнения стимулирует индивидуальные усилия, направленные на развитие политических знаний, навыков, умений и т.п., то есть на развитие политической культуры. Однако в обществе, где нет устойчивых демократических и вообще культурных традиций, политическая конкуренция может вести к рецидивам самых аморальных принципов политического поведения. Избирательные кампании, прошедшие в нашей стране, дают обильный материал о фактах глубокого политического невежества и аморализма претендентов на депутатские места. Об этом же свидетельствует поведение отдельных депутатов даже высшего политического органа страны. Однако в этом нельзя винить политическую конкуренцию, в этом повинно общее состояние политической культуры в обществе. 
 Бесспорно, что за последние два десятилетия культурный и образовательный уровень масс неизмеримо вырос. Но и этого роста оказалось недостаточно для верного осмысления современной политической ситуации и личного участия в политической жизни.

2. Партийные системы и их типология

Партийные системы  представляют собой совокупность устойчивых связей и отношений партий различного типа друг с другом, а также с  государством и иными институтами  власти. Партийные системы противостоят апартийным, т.е. таким формам организации политической власти, где-либо совсем не существует партийных объединений, либо их наличие имеет сугубо декларативный характер (как это было, например, в СССР, Албании, а сегодня также на Кубе, в Северной Корее).

К числу факторов, оказывающих наибольшее влияние  на формирование партийных систем, относятся: характер социальной структуры  общества, действующее законодательство (прежде всего избирательные законы) и социокультурные традиции. Например, в странах, где сложились значительные крестьянские слои, как правило, возникают  аграрные партии. В странах же, где  определяющую роль играет какой-либо один, например средний, класс, существуют предпосылки  для создания системы с доминирующей партией. Если социальная структура  общества пронизана полярными противоречиями между теми или иными стратами, то и партийная система будет  иметь конфликтный характер, лишь подогревая напряженность общественных отношений. Но если социальные группы ориентируются на единую систему  ценностей и идеалов, то и партийная  система будет характеризоваться  более мягкими формами межпартийных и партийно-государственных отношений.

Законы также  могут влиять на характер партийных  систем, накладывая, например, ограничения  на деятельность немногочисленных партий, препятствуя допуску к выборам  оппозиционных партий радикальной  направленности, разрешая насильственные действия по отношению к нелегальным  партийным объединениям. Там, где  действуют избирательные системы  мажоритарного типа (определяя одного победителя по большинству полученных голосов), как правило, формируются  двухпартийные системы или системы  с одной доминирующей партией. Пропорциональные избирательные системы, напротив, давая  шансы на представительство в  органах власти большему числу политических сил, инициируют создание многопартийных систем и партийных коалиций, облегчают  возникновение новых партий.

В обществах  с множеством экономических укладов, разнообразием культур и языков, многочисленными каналами и институтами  артикуляции социальных, национальных, религиозных и прочих интересов, как правило, больше предпосылок  для создания многопартийных систем. Именно последние, как показал мировой  опыт политического развития, выступают  наиболее оптимальной формой и одновременно условием демократического развития общества.

Что касается межпартийных отношений по вопросам завоевания электоральной  поддержки, то партийные системы  складываются с преобладанием гетерогенной (означающей борьбу партий за различные  сегменты электората) или гомогенной (выражающей их борение за одни и  те же слои электората) конкуренции.

В зависимости  не только от межпартийных, но и иных политических отношений партий (партийно-государственных, с группами давления, гражданским  обществом и т.д.) партийные системы  принято классифицировать прежде всего  по качественным характеристикам этих связей, а также по количественному  составу партий. Так, по числу действующих  в стране партий выделяют следующие  партийные системы:

· однопартийные, внутри которых различают деспотические  и демократические разновидности;

· полуторапартийные, в которых действует коалиция, состоящая из доминирующей партии и близкой ей по взглядам, но менее популярной организации;

· двухпартийные  с двумя относительно равноценными по популярности конкурирующими партиями;

· двух с половиной  партийные системы, в которых  наличие двух авторитетных партий сочетается с деятельностью посреднической, но одновременно альтернативной организации, играющей роль «третьей» силы, которая  позволяет примирять этих двух противников;

· многопартийной, с числом партий более трех.

У каждой из перечисленных  типов партийных систем есть свои преимущества и недостатки. Так, опыт Японии, Сирии, Испании и ряда других стран свидетельствует в пользу преимуществ многопартийной системы  с монопольно правящей партией. А  политически стабильное развитие Нидерландов, Дании, Бельгии, Австрии и некоторых  других государств говорит в пользу многопартийности без доминантной  партии. Двухпартийная модель, установившаяся в США,

Англии, Ирландии, Канаде, Австралии и некоторых  других странах, предоставляет гражданам  возможность выбора, правительствам -- смены курса, обществу -- стабильности, но одновременно затрудняет появление  на политическом рынке новых партий. Если же она действует в обществах  с разделенными базовыми ценностями, то практически доводит социокультурные  противоречия до острейшего политического  противостояния. Там, где «третья  партия все же может вносить существенные коррективы в установившийся политический порядок (т.е. отбирать значительную часть  голосов у партий, которым отдают предпочтение 70--80% избирателей), в обществе складываются все предпосылки для  устойчивой центристской политики.

Однако, несмотря на то, что сложившиеся в том  или ином государстве партии легко  подсчитать, количественный метод типологизации партийных систем несовершенен: демонстрируя численность партийных институтов, он не выявляет, сколько партий действительно включено в процесс принятия государственных решений. (Например, во Франции в избирательных кампаниях участвуют более 20 партий, в то время как реально правят одна-две, предпочитаемые обществом.)

Таким образом, типологизация партийных систем по качественным характеристикам деятельности партий является более предпочтительной. В связи с этим, учитывая характер правления, можно говорить о партийных системах, действующих в демократических и авторитарных государствах, о партиях, различающихся по идеологическим основаниям.

Однопартийные системы существовали при тоталитарном режиме в СССР и нацистской Германии, в Албании, Румынии. В настоящее  время они существуют в КНДР и  на Кубе.

Система с доминирующей партией характеризуется длительным пребыванием у власти одной партии при наличии малоэффективной  оппозиции. До начала девяностых годов  такими были Либерально-демократическая  партия Японии и Индийский национальный конгресс. В Швеции доминирующей партией  является социал-демократическая. Система  доминации позволяет сформировать стабильное однопартийное правительство, но несет опасность косности и застоя для правящей партии.

Двухпартийная система (бипартизм) предполагает наличие в стране двух сильных партий, каждая из которых способна к самостоятельному принятию власти и ее осуществлению в результате выборов. Эти партии периодически сменяют друг друга у власти.

Бипартизм не исключает существования в стране и других, менее влиятельных партий. Они также участвуют в политическом процессе, но не в состоянии реально претендовать на власть.

Классическая  модель двухпартийной системы сложилась  в США, где периодически сменяют  друг друга у кормила государственной  власти Демократическая и Республиканская  партии. В Великобритании борьбу за власть ведут консерваторы и лейбористы.

Бипартизм позволяет обеспечить относительную стабильность власти, так как создает однопартийное правительство, свободное от неустойчивости коалиционных соглашений. Оппозиционные партии действуют здесь в русле одних и тех же базовых ценностей.

Двухпартийная система упрощает процесс артикуляции  и агрегации интересов, поскольку  каждая из соперничающих партий стремится  обобщить требования различных социальных групп с целью максимального  расширения своей электоральной  базы. Вместе с тем двухпартийность подвергается критике за то, что отстраняет от участия в принятии решений мелкие партии, выражающие требования меньшинства.

Главным признаком  ограниченного, или умеренного, плюрализма является конкуренция нескольких политических партий, каждая из которых не в состоянии  завоевать большинство мест в  парламенте и самостоятельно осуществлять политическую власть. Как правило, при  таких системах остро стоит проблема поиска союзников и партнеров  с целью создания коалиций. В условиях умеренного плюрализма идеологические различия между партиями невелики. Система умеренного плюрализма существует в таких странах, как Австрия, Бельгия, Нидерланды, где конкурируют  три-четыре партии.

Практика показала, что не существует единого стандарта  в оценках эффективности тех  или иных партийных систем, хотя важнейшим основанием сопоставления  их деятельности считается обеспечиваемая политической системой чуткость к социальным запросам и нуждам населения, возможность  включения в процесс принятия решений как можно большего числа  властно значимых интересов граждан, способность населения к демократическому контролю за деятельностью правящих элит. 

  2.1 Типы партий, их  классификация. Проблемы  развития и обновления.

  В зависимости от классового характера, от своей организационной структуры, от господствующих в ней идейно –  политических концепций и установок  партии можно классифицировать следующим  образом:

  1. по классовой природе:

  а) партии классовые – рабочие, буржуазные, крестьянские, помещичьи и т. д.;

  б) партии межклассовые – рабоче-крестьянские, националистические, революционной  интеллигенции и т. п.

  2. в зависимости от типа организационной  структуры:

  а) партии кадровые;

  б) массовые – жестко или гибко организованные.

  3. в зависимости от господствующих  в них идейно-политических концепций  и установок:

  а) реформистские;

  б) консервативные;

  в) реакционные;

  г) либеральные;

  д) контрреволюционные.

  4. согласно месту, которое занимают  в системе власти:

  а) партии легальные или нелегальные;

Информация о работе Политические партии