Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 18:54, реферат
После Февральской революции в России установилось двоевластие – своеобразное переплетение диктатуры буржуазии и революционно-демократической диктатуры рабочих и крестьян. В организации верховной власти выявились две линии. Первая – линия буржуазии стремившаяся сконцентрировать законодательную и исполнительную власть в руках Временного правительства, не допустить созыва Учредительного собрания или парламента, политический состав которых трудно было предвидеть. Другая линия - это линия трудящихся масс, которые хотели бы закрепить демократические завоевания революции путем созыва Учредительного собрания.
Целью работы проанализировать деятельность Временного правительства и органов местного самоуправления.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Образование Временного Правительства……………………………………4
1.1. Возникновение советов……………………………………………………...7
2. Местные органы самоуправления в период февраля – октября 1917 года………………………………………………………………………………12
2.1. Советы на местах……………………………………………………..........15
Заключение……………………………………………………………………...19
Список литературы……………………………………………………………..20
Содержание:
Введение…………………………………………………………
1. Образование Временного Правительства……………………………………4
1.1. Возникновение советов……………………………………………………...
2. Местные органы самоуправления в период
февраля – октября 1917 года……………………………………………………………………
2.1. Советы на местах……………………………………………………....
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
После Февральской
революции в России установилось двоевластие
– своеобразное переплетение диктатуры
буржуазии и революционно-демократической
диктатуры рабочих и крестьян. В организации
верховной власти выявились две линии.
Первая – линия буржуазии стремившаяся
сконцентрировать законодательную и исполнительную
власть в руках Временного правительства,
не допустить созыва Учредительного собрания
или парламента, политический состав которых
трудно было предвидеть. Другая линия
- это линия трудящихся масс, которые хотели
бы закрепить демократические завоевания
революции путем созыва Учредительного
собрания.
Целью работы проанализировать
деятельность Временного правительства
и органов местного самоуправления.
Надо признать, что в первые дни после
Февральской революции авторитет Временного
правительства был очень высок. Большинство
населения страны верило во Временное
правительство и также поддерживало его.
Но в течение каких-то восьми месяцев Временное
правительство пережило несколько кризисов,
сменило 4 состава, в конце концов потеряло
доверие практически всех слоев населения
и в октябре 1917 года было легко свергнуто.
1.
Образование Временного
Правительства
С образованием 27 февраля Петроградского
совета и Временного комитета Государственной
думы фактически стало складываться двоевластие.
До 1 марта 1917 г. Совет и думский Комитет
действовали независимо друг от друга.
В ночь с 1 на 2 марта начались переговоры
между представителями Исполнительного
комитета Петроградского совета и Временным
комитетом Государственной думы о сформировании
Временного правительства. Представители
Советов поставили условие, чтобы Временное
правительство сразу же провозгласило
гражданские свободы, амнистию политзаключенным
и объявило о созыве Учредительного собрания.
При выполнении Временным правительством
этого условия Совет принял решение о
его поддержке. Формирование состава Временного
правительства было поручено Временному
комитету Государственной думы.1
2 марта оно было сформировано. Временное
правительство в России являлось центральным
орган государственной власти. Существовал
со 2(15) марта по 25 октября (7 ноября) 1917.
Местными органами власти Временного
правительства были губернские и уездные
комиссары. Являясь высшим исполнительно-распорядительным
органом, Временное правительство выполняло
и законодательные функции.2 3 марта,
в соответствии с Декларацией Временного
Правительства о его составе и задачах,
был обнародован его состав. Во Временное
правительство вошло 12 человек - 10 министров
и 2 главноуправляющих центральными ведомствами.
9 министров являлись депутатами Государственной
думы. Первыми признали Временное правительство,
как "выразителя истинной воли народа
и единственного правительства России"
Франция и Англия. В начале марта Временное
правительство признали США, Италия, Норвегия,
Япония, Бельгия, Португалия, Сербия и
Иран.
Председателем Временного правительства и одновременно министром внутренних дел стал крупный помещик, председатель Всероссийского земского союза, кадет, князь Г.Е. Львов. Министрами: иностранных дел - лидер кадетской партии П.Н. Милюков, военным и морским - лидер партии октябристов А.И. Гучков, торговли и промышленности - крупный фабрикант, прогрессист, А.И. Коновалов, путей сообщения - "левый" кадет Н.В. Некрасов, народного просвещения - близкий к кадетам, профессор права А.А. Мануйлов, земледелия - земский врач, кадет, А.И. Шингарев, юстиции - трудовик (с 3 марта эсер, единственный социалист в правительстве) А.Ф. Керенский, по делам Финляндии - кадет В.И. Родичев, обер-прокурором Св. Синода - октябрист В.Н. Львов, государственным контролером - октябрист И.В. Годнев.3 Таким образом, 7 министерских постов, причем наиболее важных, оказалась в руках кадетов, 3 министерских поста получили октябристы и 2 представители других партий. Это был "звездный час" кадетов, которые на короткое время (на два месяца) оказались у власти. Вступление в должность министров Временного правительства происходило в течение 3-5 марта. Временное правительство объявило себя на переходный период (до созыва Учредительного собрания) верховной, законодательной и исполнительной властью в стране.
3 марта в Декларации Временного правительства
была обнародована и программа его деятельности,
согласованная с Петроградским советом.
В программе от 3 марта Временное правительство
провозгласило "преемственность власти",
заявило о стремлении довести войну "до
победного конца" и подтвердило договоры,
заключенные Россией с союзниками. Программа
закладывала широкие основы конституционализма
и демократии в стране.4
С мая 1917 г. все составы правительства были коалиционными, т.е. включали представителей как буржуазных, так и социалистических партий, а также беспартийных. В правительстве доминировали кадеты, но их весомость от февраля к октябрю 1917 г. меняется: занимаемые ими первостепенные посты премьер-министра, министра иностранных дел, финансов, земледелия сменились к концу такими, как ведомство просвещения, государственного контроля, исповеданий, призрения. Зато представители “революционной демократии” получили более ответственные портфели: председателя Совета министров, министров внутренних дел, земледелия.5
В первые недели революции в стране под
руководством партии конституционных
демократов было все же начато проведение
административно-управленческой реформы.
Ничто не было столь необходимым для стабилизации
обстановки, как созыв Учредительного
собрания. Лишь орган власти, избранный
на демократической основе, обрел бы неоспоримую
законность и в этом качестве был бы способен
отразить атаки как крайне правых, так
и крайне левых. Сложности проведения
выборов в тот момент были, безусловно,
устрашающими. Справедливости ради нужно
сказать, что Временное правительство
25 марта 1917 г. создало комиссию из 70 юристов
для выработки закона о выборах в Учредительное
собрание. Однако созыв его откладывался
вполне умышленно, ибо правящая партия
кадетов понимала, что свободные выборы
в России не подтвердят того объема власти,
который уже имелся у партии П.Н. Милюкова.
Правительство затягивало также
и с решением аграрного вопроса, не желая
нарушать права земельного собственника,
это могло повлечь за собой общее потрясение
принципа частной собственности. Однако
проведение самой земельной реформы откладывалось
до Учредительного собрания, причем формула
оттяжек настойчиво повторялась правящими
партиями буквально в каждом городе и
крупном населенном пункте.
В первые недели марта правительство провело множество законов, направленных на искоренение старого режима, на осуществление своей декларации от 3 марта. Солдаты получили полные гражданские права, и те, что служили в тылу, более не подлежали суду военного трибунала. Все ограничения гражданских прав, связанные с религиозной или этнической принадлежностью, были сняты.6 Была отменена смертная казнь. Гарантировались права собраний и обществ.
В дореволюционной России, как известно, значительная часть населения была лишена права участия в самоуправлении. Компетенция земских и городских учреждений значительно расширялась. К ним перешли заведование милицией по охране личной и общественной безопасности, обязанности по охране труда, право издавать обязательные постановления (прежде целиком принадлежащие администрации).
Вместе с тем в трудных условиях затянувшейся
войны, нарастания разрухи и голода страна
начинала жить гражданской жизнью. Временное
правительство имело экономическую программу,
которая предусматривала государственное
регулирование важнейших отраслей народного
хозяйства, повышение роли государства
в регулировании экономики. Власть унаследовала
систему государственных регулирующих
органов: в центре — четыре особых совещания
(по обороне, продовольствию, перевозкам,
топливу); на местах — заводские совещания
и районные уполномоченные.
Нерешенность коренных вопросов
революции усиливала проявление эксцессов,
сказались и утомление населения от бесконечных
выборов в различные комитеты — волостные,
продовольственные, земельные, в Советы
и др., некоторое разочарование в демократии.
Власть на местах, находясь в переходном
состоянии, не смогла обеспечить необходимый
порядок. Слабость местной власти способствовала
сползанию общества к демократической
диктатуре А.Ф. Керенского, Общественное
мнение все больше ставило вопрос о пределе
свободы и демократии. Левая оппозиция
начала яростную критику Временного правительства,
указывая на “неспособность к управлению
страной”.7
Кризис государственного управления разразился прежде всего из-за неспособности Временного правительства за восемь месяцев своего правления решить аграрный вопрос, заключить мир, созвать Учредительное собрание и тем стабилизировать обстановку. В марте—октябре 1917 г. произошло четыре правительственных кризиса, из которых каждый последующий был глубже и длительнее предыдущего.
Временное правительство, с одной стороны
, и большевики- с другой, предотвратили
попытку переворота, предпринятую Корниловым,
но правительство не пошло на принятие
неотложных мер. В ходе голосований в Петроградском
и Московском Советах в конце августа
и начале сентября впервые после февраля
были отвергнуты меньшевистские резолюции
и приняты резолюции большевиков. Результат
- большевизация советов. Петроградский
и Московский Советы перешли на позиции
большевиков и приняли резолюцию о взятии
всей полноты государственной власти
.
В ответ была предпринята попытка
усиления высшей центральной власти и
стабилизация обстановки. 30 августа создано
новое правительство. Лидеры Советов
критиковали Керенского за союз с кадетами.
Все это означало, что революция вступила
в новую фазу. Большевики во главе с В.И.Лениным
начали подготовку к захвату политической
власти.8
Анализируя деятельность правительства
показывает, что позитивные шаги кабинета
министров в политической, социальной
и экономической сферах соседствовали
с серьезными ошибками и просчетами, которые
еще более накаляли обстановку в стране.
Отсутствие единства в кругах интеллигенции,
популизм отдельных членов Временного
правительства, мощное давление снизу,
нетерпение масс, которое в условиях революции
приобрело характер стихийных выступлений,
побуждавших правительство принимать
поспешные, необдуманные решения, создавали
благоприятные условия для передвижки
власти влево - к крайне радикальным группам
и партиям, предлагавшим простые и такие
понятные массам рецепты решения сложнейших
вопросов.9
1.1 Возникновение советов.
Почти одновременно с возникновением Временного правительства, даже несколько раньше, складывается другая, принципиально отличная система органов власти. 27 февраля 1917 г., когда депутаты распущенной царем Думы размышляли над тем, что им делать, в том же Таврическом дворце, только в другом его крыле, начали собираться депутаты Петроградского Совета. Если Временное правительство стремилось обеспечить юридическую преемственность с царизмом, советы 1917 г. возродили ту идею, которая возникла в массах еще в 1905 г.
Петроградский Совет рабочих и солдатских
депутатов стал первым органом революционной
власти. Но вслед за ним, и очень скоро,
по всей стране создаются Советы рабочих,
солдатских, крестьянских и разных других
депутатов. Первоначально Петроградский
Совет выполнял функции руководителя
советской системы. Однако скоро эта система
стала упорядочиваться. Советы возникали
в отдельных населенных пунктах, гарнизонах,
воинских частях, в том числе и на фронте,
хотя носили порой разные наименования.
Вскоре возникла известная тенденция
к их объединению, консолидации, созданию
именно системы органов.
Советы создавали свои исполнительные
органы — исполнительные комитеты. Это
касалось и съездов советов. Поскольку
съезды советов — волостные, уездные,
губернские — позаседав, распускали своих
депутатов по домам, то возникла потребность
в постоянно действующем органе, который
исполнял бы их решения. Так возникли уездные,
губернские и иные исполнительные комитеты
советов. Во главе обеих систем стали соответственно
Центральный Исполнительный Комитет крестьянских
Советов и ЦИК Советов рабочих и солдатских
депутатов, избранные названными съездами.10
Все советские органы были выборными. Выборы проходили в порядке, который подсказывало народное творчество, то есть первоначально без каких-то особых правил.
Таким образом складывалась избирательная система, при которой избирали и избирались все трудящиеся, но в выборах не участвовала буржуазия (кроме сельских Советов, в выборах которых участвовали все крестьяне, в том числе и зажиточные). Постепенное формирование системы советов снизу вверх привело и к возникновению принципа многоступенчатых выборов — от сельсоветов до Всероссийского съезда Советов.
Советы, рожденные революцией, сразу стали органами власти. При этом сложилась своеобразная ситуация, когда Временному правительству принадлежала номинальная власть, а Советам — фактическая. Сложилось известное двоевластие. И действительно, в первые месяцы революции советы стали реальными хозяевами на предприятиях, транспорте, в воинских частях. Впрочем, со временем власть стала все больше переходить от Советов к органам Временного правительства, и это было сделано не без воли руководства самих Советов.
Дело тут в партийном составе этого руководства. Первое время в советах господствовали две социалистические, но очень умеренные партии — социалисты-революционеры (эсеры) и социал-демократы (меньшевики). Они старались не ссориться с буржуазными партиями. Вскоре эсеры и меньшевики даже вошли в состав Временного правительства, создав коалицию с министрами-капиталистами. Не случайно и I Съезд Советов рабочих и солдатских депутатов высказался в поддержку Временного правительства. В этой связи грех жаловаться А.Ф. Керенскому, что Советы ему мешали, когда он стал премьером.11
Но уже весной 1917г. постепенно начинается большевизация советов. Народные массы, разочарованные Февральской революцией, которая не дала им ни мира, ни земли, ни хлеба, все больше революционизируются, что отталкивает их от партии умеренных и привлекает к более радикальным организациям. Этот процесс усиливается в августе — сентябре, показателем чего стал, например, переход советов Москвы, Петрограда в руки большевиков. Один из наиболее видных лидеров большевистской партии Л.Д. Троцкий (Бронштейн) стал председателем Петросовета.
Это означало, что на Советы можно было делать ставку в политической борьбе, и большевики не преминули этим воспользоваться. Лозунг «Вся власть Советам!», от которого большевики на время отказались, вновь встал в повестку дня и был реализован в октябре 1917 г.
В результате Февральской революции Россия
сделала новый шаг на пути превращения
в буржуазное государство, хотя многочисленные
пережитки феодализма еще сохранялись
и были попутно устранены лишь Октябрьской
революцией. Коренным образом изменилась
форма правления. Россия стала сначала
монархией без монарха, а затем была провозглашена
республикой.
Временное правительство стремилось
сохранить единую и неделимую Россию,
хотя в стране развивалось движение за
независимость, федерацию, автономию многочисленных
народов павшей империи.12
Переход власти от феодалов к буржуазии, как известно, не требует обязательного слома феодального государства. Поскольку задачи и функции феодального и буржуазного эксплуататорского государства сходны, достаточно простого приспособления государства к новым условиям. Однако в России благодаря широкому размаху революции, активному участию в ней народных масс, руководящей роли рабочего класса были упразднены многие старые органы и целые их системы, особенно те, которые были связаны непосредственно с угнетением трудящихся.