Деятельность Временного Правительства

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 17:05, контрольная работа

Краткое описание

Можно сформулировать следующие важнейшие проблемы, стоявшие перед страной, а, следовательно, и перед Временным правительством: аграрный вопрос, проблема войны и мира, обеспечение социальных прав граждан, экономическая проблема, установление демократической республики. Каким же образом Временное правительство решало стоящие перед ним проблемы рассмотрим в рамках данной работы.
Целью данной работы является изучение и анализ деятельности Временного правительства, а также рассмотрение понятия двоевластия.

Оглавление

Введение 3
1. Программа Временного правительства 4
2. Временное правительство и земельный вопрос 5
3. Вопрос войны и мира 9
4. Экономическая и социальная политика 12
5. Углубление кризиса 15
Заключение 20
Список литературы 22

Файлы: 1 файл

Кр_Деятельность Временного правительства. Двоевластие_3616.doc

— 108.50 Кб (Скачать)

Содержание

 

 

Введение

 

Временное правительство, как высший орган власти и управления в России со 2 марта по 25 октября 1917, возникло в дни Февральской революции в ходе переговоров членов Временного комитета, Государственной думы и Исполнительного комитета Петроградского Совета.

В первые дни после Февральской революции авторитет Временного правительства был очень высок. Все ведущие партии страны, за исключением большевиков, обещали правительству свою поддержку. Большинство населения страны верило во Временное правительство и также поддерживало его. Но в течение каких-то восьми месяцев Временное правительство пережило несколько кризисов, сменило 4 состава, в конце концов, потеряло доверие практически всех слоев населения и в октябре 1917 года было легко свергнуто.

Почему же власть, породившая столько надежд, потерпела столь  быстрый и сокрушительный крах?

Временное правительство  пришло к власти в условиях жесточайшего кризиса, охватившего все стороны  жизни российского общества. Два  с половиной года войны до предела обострили экономические, политические и социальные проблемы страны.

Можно сформулировать следующие  важнейшие проблемы, стоявшие перед  страной, а, следовательно, и перед  Временным правительством: аграрный вопрос, проблема войны и мира, обеспечение  социальных прав граждан, экономическая проблема, установление демократической республики. Каким же образом Временное правительство решало стоящие перед ним проблемы рассмотрим в рамках данной работы.

Целью данной работы является изучение и анализ деятельности Временного правительства, а также рассмотрение понятия двоевластия.

 

1. Программа Временного правительства

 

3 марта газеты опубликовали  программную декларацию Временного  правительства.

«В своей настоящей деятельности, - говорилось в ней, - кабинет будет руководствоваться следующими основаниями:

1) Полная и немедленная  амнистия по всем делам, политическим  и религиозным, в том числе  террористическими покушениям, военным  восстаниям и аграрным преступлениям  и т. д.

2) Свобода слова, печати, союзов, собраний и стачек с распространением политических свобод на военнослужащих в пределах, допускаемых техническими условиями.

3) Отмена всех сословных,  вероисповедных и национальных  ограничений.

4) Немедленная подготовка  к созыву на началах всеобщего,  тайного и прямого голосования Учредительного собрания, которое установит форму управления и конституцию страны.

5) Замена полиции народной  милицией с выборным начальством,  подчиненным органам местного  самоуправления.

6) Выборы в органы  местного самоуправления на основе  всеобщего, прямого, равного и тайного голосования.

7) Неразоружение и  невывод из Петрограда воинских  частей, принимавших участие в  революционном движении.

8) При сохранении строгой  военной дисциплины в строю  и при несении военной службы - устранение для солдат всех ограничений в пользовании общественными правами, предоставленными всем остальным гражданам»1.

Как видно из текста декларации, все внимание было уделено вопросам создания демократической республики (точнее, конечно, буржуазно-демократической). Надо прямо сказать, что задачу «внешнего оформления» буржуазно-демократической республики Временное правительство решало достаточно успешно. В короткий срок все пункты декларации были либо выполнены, либо были предприняты серьезные шаги к их осуществлению. (В реализации некоторых пунктов была проявлена даже излишняя поспешность. Например, была объявлена всеобщая амнистия не только для политических заключенных, но и для уголовников. В результате страну буквально захлестнул вал преступности.)

Однако всем остальным  вопросам в декларации было уделено куда меньше внимания. Между тем крестьян вопрос «Кто будет владеть землей?» интересовал куда больше, нежели свобода слова и печати. Точно так же рабочих больше интересовал вопрос о 8-часовом рабочем дне, а солдат в окопах - о войне и мире.

2. Временное правительство и земельный вопрос

Среди всех проблем, стоявших перед страной, наиважнейшим был  вопрос о том, кому владеть землей. Объясняется это тем, что 80% населения  страны составляли крестьяне. В обзоре положения России за три месяца революции отмечалось: «Все... вопросы отступают на второй план перед вопросом о земле. Это то, чем дышит огромная часть населения России»2.

Весной и в начале лета 1917 года большинство крестьянства рассчитывало, что Временное правительство  действительно передаст ему землю. Но шли недели и месяцы, а кроме слов крестьяне практически ничего не получали. Выработка новых земельных законов осложнялась позицией буржуазных кругов. Соглашаясь с тем, что земля должна быть дана крестьянству, они подчеркивали: «Разумеется, промышленники могут стоять лишь на точке зрения возмездного отчуждения земли». И, конечно, враждебно к вопросам о радикальной земельной реформе относилось большинство дворян-землевладельцев.

Людей, понимавших роль аграрного  вопроса для всей будущей политической судьбы России, было немало в правительственных партиях, но «телега» правительственного законодательства катилась неторопливо, словно впереди был огромный запас времени. Над эсеро-меньшевистскими министрами, острее ощущавшими необходимость решительных перемен, довлела идея «консенсуса», страха нарушить непрочное согласие с торгово-промышленными кругами, боязнь взять на себя полноту ответственности и власти.

9 марта правительством  было издано распоряжение о  привлечении крестьян к уголовной ответственности за участие в «аграрных беспорядках». Через 3 дня появился указ о передаче государству кабинетных и удельных земель, принадлежавших императорской фамилии. Воззвание 19 марта объявляло, что «земельный вопрос должен быть решен путем закона, принятого народным представительством». На себя правительство брало лишь «подготовку и разработку материалов земельного вопроса». 1 мая министр земледелия А.И.Шингарев заявил, что до Учредительного собрания «всякий самовольный захват земли, скота, инвентаря, рубка чужого леса и т. п. являются незаконным и несправедливым расхищением народного богатства». Между тем созыв Учредительного собрания все время откладывался3.

Страсти разогревались  еще тем, что некоторые политики заявляли: «Безответственно было бы в настоящий момент пускаться на рискованные эксперименты в какой бы то ни было области», а кадет И.Х.Озеров писал, что «солдат в окопах должен думать о войне, а не о переделе земли».

В этой обстановке крестьянское движение стремительно нарастало. Уже  в июле в Петрограде на съезде представителей земельных комитетов звучали требования немедленной и безвозмездной передачи земли крестьянам. Почти все выступавшие подчеркивали, что крестьяне ждать не могут и не хотят. Ораторы напоминали, что правительственные телеграммы, призывающие к водворению порядка, лишь обостряют обстановку на местах, но не способны остановить стихийно начавшийся передел земли. Из уст посланца Смоленской губернии прозвучало предупреждение: «Если даже Учредительное собрание иначе решило бы этот вопрос, то такое Учредительное собрание было бы не крестьянским, не народным, не выражало бы воли людей, не могло бы быть авторитетным и было бы разогнано»4.

Но в законодательстве эта нарастающая волна недовольства обернулась лишь десятью проектами, внесенными В.М.Черновым (о земельных сделках, о содействии сбору урожая текущего года, о рыболовстве, программе мелиоративных работ и т. п.), застрявшими в различных канцеляриях. Между тем крестьянское движение нарастало. Захваты, запашка частновладельческих земель, конфискация инвентаря, взятие под охрану лесов, принадлежащих помещикам, стали обычным делом. Правительство пыталось остановить этот грозный вал новыми обещаниями решить все вопросы на Учредительном собрании, грозными циркулярами, запрещавшими посягать на чужую собственность, посылкой на места воинских команд «для наведения порядка». Но обещаниям уже не верили. Сбывалось то, о чем предупреждал крестьянин Федоров, делегат Демократического совещания из Саратовской губернии: «Вы тут все о власти толкуете, а мы вам говорим, если вы все будете говорить о власти, а самую-то власть, которая за наши мужицкие интересы бы постояла, не дадите, то трудно будет сдерживать темный народ...»5.

Эсеро-меньшевистская печать взывала к правительству, уже  не прося, а требуя немедленно принять конкретные меры, идущие навстречу пожеланиям крестьянства. Необходимость принятия срочных мер в аграрном вопросе понимали и наиболее здравомыслящие иностранные наблюдатели. За неделю до Октябрьского вооруженного восстания глава американской миссии Красного Креста, фактически политический эмиссар правительства США, «биржевой гений» Уолл-стрит полковник Уильям Томпсон обратился к Керенскому: «Не мог бы премьер завоевать на свою сторону Совет и украсть лозунг большевиков, приняв главный пункт большевистской программы, сам произведя раздел земли?». 25 октября эсеровская газета «Голос донской земли» предупреждала: «Надо торопится с передачей всей земли всему народу, так как может случиться,… что завтра будет уже поздно».

Эти слова оказались  пророческими. 26 октября «Декрет о земле» принимала уже новая власть.

Анализ действий Временного правительства  в земельном вопросе позволяет  сделать вывод: оно искало такое  решение, которое удовлетворило  бы всех, и не понимало, что в тогдашней  России такого решения не было и не могло быть. Реально аграрная проблема в России могла быть решена двумя способами:

1) земля остается у помещиков,  но тогда разъяренное крестьянство  берется за вилы и топоры, а  учитывая крестьянский состав  армии - и за винтовки;

2) земля передается крестьянам, но тогда проявляют недовольство и берутся за винтовки уже помещики6.

При любом варианте необходимо было «обидеть» какой-то класс и избежать этого было невозможно. Попытка передать землю за выкуп ни к чему не могла привести, потому что, во-первых, у большинства крестьян не было денег для выкупа, а во-вторых, в условиях высокой инфляции никакой землевладелец не согласился бы обменять реальную ценность - землю - на «бумажки», стоимость которых падала с каждым днем.

Будучи по своему классовому составу буржуазно-помещичьим, Временное правительство было не в состоянии решить земельный вопрос в пользу крестьян, то есть принять самое справедливое решение: отдать землю тем, кто её обрабатывает. Стремление «сделать всем хорошо» оборачивалось бездействием. Сохранялось существующее положение, то есть земля оставалась у прежних владельцев. Как следствие, доверие крестьян к правительству стремительно падало.

Следует заметить, что к 1917 году все развитые страны мира пережили эпоху передела земли и практически везде этот передел проходил с кровью. Россия отстала от этих стран: от кого-то - на десятилетия, от кого-то - на века. Теперь ей предстояло пройти ту же дорогу.

3. Вопрос войны и мира

Еще одной важнейшей  проблемой был вопрос войны и  мира. Этот вопрос затрагивал все без исключения слои общества. Вспомним, что одним из главных лозунгов Февральской революции был лозунг «Долой войну!». Между тем позиция Временного правительства по этому вопросу была однозначной и жесткой: верность союзническим обязательствам, война до победного конца. Именно в отношении к продолжению войны раньше всего и наиболее остро выявилось глубокое противоречие между позицией Временного правительства и настроением народных масс. Именно политика Временного правительства в вопросе войны и мира стала причиной его первого (апрельского) кризиса.

Кризис этот возник из-за «ноты Милюкова». 18 апреля 1917 года министр иностранных дел П.Н.Милюков разослал правительствам стран Антанты ноту, разъяснявшую позицию Временного правительства в вопросе о войне. В ноте говорилось, что позиция Временного правительства не дает никаких оснований думать об «ослаблении роли России в общей союзной борьбе», что «Временное правительство будет вполне соблюдать обязательства, принятые в отношении наших союзников». Милюков заявлял в ноте, что «всенародное стремление довести мировую войну до решительной победы... усилилось»7.

Это «всенародное стремление» наглядно проявилось в последующие дни. 21 апреля более 100 тысяч рабочих и солдат Петрограда вышли на демонстрацию с лозунгом «Долой войну!». Выступление народных масс вызвало кризис Временного правительства. Из его состава под давлением революционных сил были выведены П.Н.Милюков и военно-морской министр А.И.Гучков. Было сформировано коалиционное правительство в которое вошли меньшевики и эсеры (в частности А.Ф.Керенский).

Временное правительство стало  спешно форсировать подготовку наступления  на фронте (позже названного Июньским) , надеясь, что первые же слухи о  военных успехах страны расстроят  ряды противников войны.

Одной из мер в подготовке наступления  были агитационные поездки представителей Временного правительства в воинские части, Особую активность в кампании по политической обработке солдат развил военный и морской министр  А.Ф.Керенский, обещавший союзникам «возродить энтузиазм и дисциплину» в русской армии. Он предпринял специальный вояж по фронтам, где произнес десятки речей, взывая к «революционной совести» солдат и уговаривая их пойти на «почетную смерть на глазах всего мира во имя свободы и революции»8.

Начавшееся Июньское наступление  русской армии закончилось провалом. Была оставлена Галиция, потери русской  армии превысили 150 тысяч человек. Одной из основных причин поражения  являлась усталость армии, ее нежелание  воевать (в первую очередь это  относилось к рядовому составу). Военное поражение ускорило процесс перехода солдат на сторону большевиков.

Информация о работе Деятельность Временного Правительства