Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 17:05, контрольная работа
Можно сформулировать следующие важнейшие проблемы, стоявшие перед страной, а, следовательно, и перед Временным правительством: аграрный вопрос, проблема войны и мира, обеспечение социальных прав граждан, экономическая проблема, установление демократической республики. Каким же образом Временное правительство решало стоящие перед ним проблемы рассмотрим в рамках данной работы.
Целью данной работы является изучение и анализ деятельности Временного правительства, а также рассмотрение понятия двоевластия.
Введение 3
1. Программа Временного правительства 4
2. Временное правительство и земельный вопрос 5
3. Вопрос войны и мира 9
4. Экономическая и социальная политика 12
5. Углубление кризиса 15
Заключение 20
Список литературы 22
Содержание
Временное правительство, как высший орган власти и управления в России со 2 марта по 25 октября 1917, возникло в дни Февральской революции в ходе переговоров членов Временного комитета, Государственной думы и Исполнительного комитета Петроградского Совета.
В первые дни после Февральской революции авторитет Временного правительства был очень высок. Все ведущие партии страны, за исключением большевиков, обещали правительству свою поддержку. Большинство населения страны верило во Временное правительство и также поддерживало его. Но в течение каких-то восьми месяцев Временное правительство пережило несколько кризисов, сменило 4 состава, в конце концов, потеряло доверие практически всех слоев населения и в октябре 1917 года было легко свергнуто.
Почему же власть, породившая столько надежд, потерпела столь быстрый и сокрушительный крах?
Временное правительство пришло к власти в условиях жесточайшего кризиса, охватившего все стороны жизни российского общества. Два с половиной года войны до предела обострили экономические, политические и социальные проблемы страны.
Можно сформулировать следующие важнейшие проблемы, стоявшие перед страной, а, следовательно, и перед Временным правительством: аграрный вопрос, проблема войны и мира, обеспечение социальных прав граждан, экономическая проблема, установление демократической республики. Каким же образом Временное правительство решало стоящие перед ним проблемы рассмотрим в рамках данной работы.
Целью данной работы является изучение и анализ деятельности Временного правительства, а также рассмотрение понятия двоевластия.
3 марта газеты опубликовали
программную декларацию
«В своей настоящей деятельности, - говорилось в ней, - кабинет будет руководствоваться следующими основаниями:
1) Полная и немедленная
амнистия по всем делам,
2) Свобода слова, печати, союзов, собраний и стачек с распространением политических свобод на военнослужащих в пределах, допускаемых техническими условиями.
3) Отмена всех сословных, вероисповедных и национальных ограничений.
4) Немедленная подготовка
к созыву на началах всеобщего,
5) Замена полиции народной
милицией с выборным
6) Выборы в органы
местного самоуправления на
7) Неразоружение и
невывод из Петрограда
8) При сохранении строгой военной дисциплины в строю и при несении военной службы - устранение для солдат всех ограничений в пользовании общественными правами, предоставленными всем остальным гражданам»1.
Как видно из текста декларации, все внимание было уделено вопросам создания демократической республики (точнее, конечно, буржуазно-демократической). Надо прямо сказать, что задачу «внешнего оформления» буржуазно-демократической республики Временное правительство решало достаточно успешно. В короткий срок все пункты декларации были либо выполнены, либо были предприняты серьезные шаги к их осуществлению. (В реализации некоторых пунктов была проявлена даже излишняя поспешность. Например, была объявлена всеобщая амнистия не только для политических заключенных, но и для уголовников. В результате страну буквально захлестнул вал преступности.)
Однако всем остальным вопросам в декларации было уделено куда меньше внимания. Между тем крестьян вопрос «Кто будет владеть землей?» интересовал куда больше, нежели свобода слова и печати. Точно так же рабочих больше интересовал вопрос о 8-часовом рабочем дне, а солдат в окопах - о войне и мире.
Среди всех проблем, стоявших перед страной, наиважнейшим был вопрос о том, кому владеть землей. Объясняется это тем, что 80% населения страны составляли крестьяне. В обзоре положения России за три месяца революции отмечалось: «Все... вопросы отступают на второй план перед вопросом о земле. Это то, чем дышит огромная часть населения России»2.
Весной и в начале лета 1917 года большинство крестьянства рассчитывало, что Временное правительство действительно передаст ему землю. Но шли недели и месяцы, а кроме слов крестьяне практически ничего не получали. Выработка новых земельных законов осложнялась позицией буржуазных кругов. Соглашаясь с тем, что земля должна быть дана крестьянству, они подчеркивали: «Разумеется, промышленники могут стоять лишь на точке зрения возмездного отчуждения земли». И, конечно, враждебно к вопросам о радикальной земельной реформе относилось большинство дворян-землевладельцев.
Людей, понимавших роль аграрного вопроса для всей будущей политической судьбы России, было немало в правительственных партиях, но «телега» правительственного законодательства катилась неторопливо, словно впереди был огромный запас времени. Над эсеро-меньшевистскими министрами, острее ощущавшими необходимость решительных перемен, довлела идея «консенсуса», страха нарушить непрочное согласие с торгово-промышленными кругами, боязнь взять на себя полноту ответственности и власти.
9 марта правительством
было издано распоряжение о
привлечении крестьян к уголовн
Страсти разогревались еще тем, что некоторые политики заявляли: «Безответственно было бы в настоящий момент пускаться на рискованные эксперименты в какой бы то ни было области», а кадет И.Х.Озеров писал, что «солдат в окопах должен думать о войне, а не о переделе земли».
В этой обстановке крестьянское движение стремительно нарастало. Уже в июле в Петрограде на съезде представителей земельных комитетов звучали требования немедленной и безвозмездной передачи земли крестьянам. Почти все выступавшие подчеркивали, что крестьяне ждать не могут и не хотят. Ораторы напоминали, что правительственные телеграммы, призывающие к водворению порядка, лишь обостряют обстановку на местах, но не способны остановить стихийно начавшийся передел земли. Из уст посланца Смоленской губернии прозвучало предупреждение: «Если даже Учредительное собрание иначе решило бы этот вопрос, то такое Учредительное собрание было бы не крестьянским, не народным, не выражало бы воли людей, не могло бы быть авторитетным и было бы разогнано»4.
Но в законодательстве
эта нарастающая волна
Эсеро-меньшевистская печать взывала к правительству, уже не прося, а требуя немедленно принять конкретные меры, идущие навстречу пожеланиям крестьянства. Необходимость принятия срочных мер в аграрном вопросе понимали и наиболее здравомыслящие иностранные наблюдатели. За неделю до Октябрьского вооруженного восстания глава американской миссии Красного Креста, фактически политический эмиссар правительства США, «биржевой гений» Уолл-стрит полковник Уильям Томпсон обратился к Керенскому: «Не мог бы премьер завоевать на свою сторону Совет и украсть лозунг большевиков, приняв главный пункт большевистской программы, сам произведя раздел земли?». 25 октября эсеровская газета «Голос донской земли» предупреждала: «Надо торопится с передачей всей земли всему народу, так как может случиться,… что завтра будет уже поздно».
Эти слова оказались пророческими. 26 октября «Декрет о земле» принимала уже новая власть.
Анализ действий Временного правительства в земельном вопросе позволяет сделать вывод: оно искало такое решение, которое удовлетворило бы всех, и не понимало, что в тогдашней России такого решения не было и не могло быть. Реально аграрная проблема в России могла быть решена двумя способами:
1) земля остается у помещиков,
но тогда разъяренное
2) земля передается крестьянам, но тогда проявляют недовольство и берутся за винтовки уже помещики6.
При любом варианте необходимо было «обидеть» какой-то класс и избежать этого было невозможно. Попытка передать землю за выкуп ни к чему не могла привести, потому что, во-первых, у большинства крестьян не было денег для выкупа, а во-вторых, в условиях высокой инфляции никакой землевладелец не согласился бы обменять реальную ценность - землю - на «бумажки», стоимость которых падала с каждым днем.
Будучи по своему классовому составу буржуазно-помещичьим, Временное правительство было не в состоянии решить земельный вопрос в пользу крестьян, то есть принять самое справедливое решение: отдать землю тем, кто её обрабатывает. Стремление «сделать всем хорошо» оборачивалось бездействием. Сохранялось существующее положение, то есть земля оставалась у прежних владельцев. Как следствие, доверие крестьян к правительству стремительно падало.
Следует заметить, что к 1917 году все развитые страны мира пережили эпоху передела земли и практически везде этот передел проходил с кровью. Россия отстала от этих стран: от кого-то - на десятилетия, от кого-то - на века. Теперь ей предстояло пройти ту же дорогу.
Еще одной важнейшей проблемой был вопрос войны и мира. Этот вопрос затрагивал все без исключения слои общества. Вспомним, что одним из главных лозунгов Февральской революции был лозунг «Долой войну!». Между тем позиция Временного правительства по этому вопросу была однозначной и жесткой: верность союзническим обязательствам, война до победного конца. Именно в отношении к продолжению войны раньше всего и наиболее остро выявилось глубокое противоречие между позицией Временного правительства и настроением народных масс. Именно политика Временного правительства в вопросе войны и мира стала причиной его первого (апрельского) кризиса.
Кризис этот возник из-за «ноты Милюкова». 18 апреля 1917 года министр иностранных дел П.Н.Милюков разослал правительствам стран Антанты ноту, разъяснявшую позицию Временного правительства в вопросе о войне. В ноте говорилось, что позиция Временного правительства не дает никаких оснований думать об «ослаблении роли России в общей союзной борьбе», что «Временное правительство будет вполне соблюдать обязательства, принятые в отношении наших союзников». Милюков заявлял в ноте, что «всенародное стремление довести мировую войну до решительной победы... усилилось»7.
Это «всенародное стремление» наглядно проявилось в последующие дни. 21 апреля более 100 тысяч рабочих и солдат Петрограда вышли на демонстрацию с лозунгом «Долой войну!». Выступление народных масс вызвало кризис Временного правительства. Из его состава под давлением революционных сил были выведены П.Н.Милюков и военно-морской министр А.И.Гучков. Было сформировано коалиционное правительство в которое вошли меньшевики и эсеры (в частности А.Ф.Керенский).
Временное правительство стало спешно форсировать подготовку наступления на фронте (позже названного Июньским) , надеясь, что первые же слухи о военных успехах страны расстроят ряды противников войны.
Одной из мер в подготовке наступления были агитационные поездки представителей Временного правительства в воинские части, Особую активность в кампании по политической обработке солдат развил военный и морской министр А.Ф.Керенский, обещавший союзникам «возродить энтузиазм и дисциплину» в русской армии. Он предпринял специальный вояж по фронтам, где произнес десятки речей, взывая к «революционной совести» солдат и уговаривая их пойти на «почетную смерть на глазах всего мира во имя свободы и революции»8.
Начавшееся Июньское наступление
русской армии закончилось