Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 18:14, контрольная работа
В связи с этим возникает ряд проблем переходного периода, связанных с координацией существующих в настоящее время в России уровней образования: среднего профессионального педагогического образования (СПО), высшего профессионального педагогического образования и послевузовского образования. Это проблемы выявления реальных потребностей в разных уровнях профессионально-педагогического образования в условиях современного производства и на перспективу; вопросы сходства и различия уровней профессионально-педагогического образования; сходства и различия классификаторов специальностей в России и за рубежом.
Введение
1 Ориентация современного содержания образования на рынок труда
2 Образование и его совершенствование
2.1 Программа модернизации педагогического образования
Заключение
Список используемых источников
Содержание
Введение
2
Образование и его
2.1
Программа модернизации
Заключение
Список
используемых источников
Введение
Содержание образования в структуре человеческой деятельности выступает тем средством, овладение которым еще в школьном возрасте, а затем в процессе профессионального становления личности и в широких сферах социальной адаптации приучает человека к тому, что он осмысленно конструирует свой жизненный путь, отношения и выбор в социальном пространстве. В современном образовании - это, прежде всего подготовка молодежи к культурной, природосообразной, разумной, рациональной, преобразующей материальный мир, деятельности.
Одним из демократических завоеваний в области образования является диверсификация, суть которой состоит в многообразии возможностей и вариантов получения образования, предоставлении личности права самостоятельно формировать образовательную траекторию с учетом интересов, наклонностей, потребностей. Диверсификация образования проявляется, в частности, в его многоуровневости, в гибкости и вариативности образовательных программ. Гибкость содержания образования понимается как возможность его оперативной перестройки с учетом объективно складывающихся условий при сохранении соответствия государственным образовательным стандартам. Разработка вариантов реализации гибкого содержания образования становится особенно актуальной в связи с модернизацией российского образования, переходом его на многоуровневую структуру в русле ведущих идей Болонского соглашения.
В
связи с этим возникает ряд
проблем переходного периода, связанных
с координацией существующих в настоящее
время в России уровней образования: среднего
профессионального педагогического образования
(СПО), высшего профессионального педагогического
образования и послевузовского образования.
Это проблемы выявления реальных потребностей
в разных уровнях профессионально-
На сегодняшний день очевидно, что вся система образования постепенно приобретает профессиональную направленность.
Средняя школа перестает быть школой общеобразовательной. Изучение основ широкого спектра наук заменяется получением информации из различных областей знаний и жизненных сфер, практикуется создание специализированных школ и профильных классов, воспитание ориентирует молодых людей на карьерный рост, заменивший рост личностный. Аналогичную картину можно наблюдать и в высшей школе. Рассматривается вопрос о более узкой специализации выпускников вузов, меньше внимания уделяется общеобразовательной подготовке. Целью обучения является возможность включения специалиста в экономику современного цивилизованного мира, что определяет ориентацию на западные либеральные ценности и способствует сохранению рационалистического и материалистического мировоззрения.
Система
профессионально-технического образования
также переживает не лучшие свои годы.
Значительно сокращается
Эти
процессы объясняются ориентацией
современной системы
Современное состояние российского общества таково, что многие уникальные профессии и специальности перестали быть востребованными на рынке труда, а значит, перестало быть нужным для современной экономики и огромное количество образованных, профессионально подготовленных людей. Для многих наших соотечественников такая ситуация оказалась неожиданной, а подчас и трагической.
Ориентация на рынок труда вытесняет из образовательной сферы понимание уникальности человеческой личности, ее высокого предназначения, наличия талантов и способностей. Современное образование становится безличным. Цель и смысл человеческой жизни низводятся до полезности человека в конкретной экономической и политической системе, что, естественно, приводит к конкретным педагогическим целям, среди которых определяющими являются социальная адаптация и профессионализация. В такой системе образования практически нет места общеобразовательной, или университетской, подготовке и духовно-нравственному воспитанию. Первое заменяется получением необходимой начальной грамотности и различными уровнями компетентности, второе - коммуникативными тренингами и технологиями общения.
Ранняя
специализация ориентирует
Наибольший ущерб современными реформами образования был нанесен содержанию образования. Неопределенность ориентиров, а рынок труда изменчив и не всегда прогнозируем, привела к неуправляемой вариативности и атеистической направленности содержания образования. Следствием этого является постепенное распадение единого образовательного пространства России - одной из основ единения народа и целостности государства. Атеистическая направленность закономерна, если вся жизнь человека низводится только до земной жизни и приспосабливания к ней. Такая точка зрения, привычная для так называемого "современного цивилизованного мира" с его либеральными ценностями, является нетрадиционной для нашего общества. К сожалению, некоторые руководители системы образования, имея атеистическое мировоззрение, навязывают его всему современному обществу.
Ориентация ребенка, молодого человека, а значит, и всей семьи на раннюю профессионализацию лишает человека в первую очередь свободы на профессиональное определение.
Общеобразовательная школа, обеспечивая изучение основ наук в гуманитарной и естественнонаучной сфере, дает возможность своим выпускникам свободно определиться в дальнейшей жизни, так как они одинаково подготовлены для поступления как в гуманитарные, так и в технические учебные заведения. Напротив, ранняя специализация практически лишает молодых людей возможности изменить профиль своего образования в случае ошибки в избрании ими профессионального направления, что создает немало проблем в их дальнейшей жизни.
Высшая школа, осуществляя профессиональное обучение, должна обеспечить общеобразовательную подготовку, достаточную для самообразования и саморазвития в избранной профессиональной сфере.
Система среднего профессионально-технического образования, давая профессиональные навыки, должна выпускать специалиста умелого, или умельца, способного освоить необходимые смежные специальности.
Профессиональная подготовка, обеспечивая человеку возможность честно заработать средства на содержание себя и своей семьи, не защищает его от внутреннего беспокойства, возникающего при отсутствии осознания цели и смысла жизни. Профессиональная подготовка есть только часть системы образования. Цели всей системы образования гораздо значительнее и включают в себя открытие образа Божьего в человеке, осознание человеком цели и смысла жизни, своего предназначения в этом мире и ответственности за свою жизнь.
С
этой точки зрения жизнь человека
нельзя рассматривать только как
земную, ее следует рассматривать
как Богом данную вечную жизнь. Полезность
человеческой жизни определяется не
только рынком труда: она в главном определяется
тем, что Бог призвал каждого из небытия
в бытие, а значит, у каждого человека есть
свое предназначение в этом мире. В жизни
человека есть своя логика, следовательно,
определенная логика должна лежать в основе
содержания образования. Понять эту логику
возможно, только если в систему образования
вернуть живого человека и осознать, в
какой мир человек пришел, с чем он столкнется
в этой жизни и куда отправится дальше.
2 Образование и его совершенствование
Указанные
выше объективные и субъективные факторы
(потребности общества в определенном
уровне обучения молодежи, прогрессивные
изменения в развитии науки и техники
и методологические позиции ученых-дидактов)
в полной мере оказывают свое влияние
и на разработку содержания образования
в нашей педагогике. Мы исходим из той
методологической посылки, что развитие
личности целиком определяется овладением
общественным опытом, основу которого
составляют научные знания, умения и способы
творческой деятельности, их мировоззренческая,
и морально-эстетическая направленность.
Это обусловливает необходимость обеспечения
полноценного научного образования подрастающих
поколений, его постоянного совершенствования
в связи с социально-экономическими преобразованиями
и потребностями общества в улучшении
подготовки учащихся как к умственному,
так и производительному труду.
2.1 Программа модернизации педагогического образования
В качестве ведущих направлений в ней выделены:
-
обновление Перечня
-
разработка согласованных
Поиск
решений обозначенных задач может
осуществляться в нескольких направлениях.
В первую очередь, необходима целенаправленная
работа по сопряжению образовательно-
Рост
численности поступающих в вузы
педагогического профиля из средних
профессиональных учреждений обуславливает
необходимость более
Следует отметить, что при одноименных составных частях содержания подготовки в основных образовательных программах среднего профессионального образования и высшего профессионального образования, уровень СПО отличается от уровня ВПО: отношением к квалификации подготавливаемых педагогических кадров, составом, объемом и содержанием подготовки, местом в системе непрерывного педагогического образования.
Проблема преемственности (содержания образования, технологий обучения и воспитания) как проблема взаимодействия двух следующих друг за другом процессов, учета на более высокой новой ступени достижений предыдущего периода особенно обострилась после принятия закона «Об образовании», в котором сказано о праве лиц, имеющих среднее профессиональное образование, обучаться в высшей школе в сокращенные сроки по укороченным программам.
С этим связан ряд ошибочных решений и действий отдельных учебных заведений: прием выпускников ссузов на III курс (поступившие не получали общенаучной подготовки), механический перезачет одноименных учебных дисциплин (студенты не получали подготовки к выполнению функций педагога высшей квалификации), составление взаимосвязанного плана ссуза и вуза, в котором часть вузовских дисциплин переносилась в средние профессиональные учреждения за счет сокращения практической части, что, в конечном итоге, приводило к снижению качества подготовки педагогических кадров со средним профессиональным образованием).