Модернизация современного образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 18:14, контрольная работа

Краткое описание

В связи с этим возникает ряд проблем переходного периода, связанных с координацией существующих в настоящее время в России уровней образования: среднего профессионального педагогического образования (СПО), высшего профессионального педагогического образования и послевузовского образования. Это проблемы выявления реальных потребностей в разных уровнях профессионально-педагогического образования в условиях современного производства и на перспективу; вопросы сходства и различия уровней профессионально-педагогического образования; сходства и различия классификаторов специальностей в России и за рубежом.

Оглавление

Введение
1 Ориентация современного содержания образования на рынок труда
2 Образование и его совершенствование
2.1 Программа модернизации педагогического образования
Заключение
Список используемых источников

Файлы: 1 файл

пед 1.doc

— 79.00 Кб (Скачать)

      Содержание 

      Введение

      1 Ориентация современного содержания образования на рынок труда

      2 Образование и его совершенствование

      2.1 Программа модернизации педагогического  образования

      Заключение 

      Список  используемых источников 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Введение

      Содержание образования в структуре человеческой деятельности выступает тем средством, овладение которым еще в школьном возрасте, а затем в процессе профессионального становления личности и в широких сферах социальной адаптации приучает человека к тому, что он осмысленно конструирует свой жизненный путь, отношения и выбор в социальном пространстве. В современном образовании - это, прежде всего подготовка молодежи к культурной, природосообразной, разумной, рациональной, преобразующей материальный мир, деятельности.

      Одним из демократических завоеваний в  области образования является диверсификация, суть которой состоит в многообразии возможностей и вариантов получения  образования, предоставлении личности права самостоятельно формировать  образовательную траекторию с учетом интересов, наклонностей, потребностей. Диверсификация образования проявляется, в частности, в его многоуровневости, в гибкости и вариативности образовательных программ. Гибкость содержания образования понимается как возможность его оперативной перестройки с учетом объективно складывающихся условий при сохранении соответствия государственным образовательным стандартам. Разработка вариантов реализации гибкого содержания образования становится особенно актуальной в связи с модернизацией российского образования, переходом его на многоуровневую структуру в русле ведущих идей Болонского соглашения.

      В связи с этим возникает ряд  проблем переходного периода, связанных с координацией существующих в настоящее время в России уровней образования: среднего профессионального педагогического образования (СПО), высшего профессионального педагогического образования и послевузовского образования. Это проблемы выявления реальных потребностей в разных уровнях профессионально-педагогического образования в условиях современного производства и на перспективу; вопросы сходства и различия уровней профессионально-педагогического образования; сходства и различия классификаторов специальностей в России и за рубежом.

      1 Ориентация современного содержания образования на рынок труда

      На  сегодняшний день очевидно, что вся  система образования постепенно приобретает профессиональную направленность.

      Средняя школа перестает быть школой общеобразовательной. Изучение основ широкого спектра  наук заменяется получением информации из различных областей знаний и жизненных сфер, практикуется создание специализированных школ и профильных классов, воспитание ориентирует молодых людей на карьерный рост, заменивший рост личностный. Аналогичную картину можно наблюдать и в высшей школе. Рассматривается вопрос о более узкой специализации выпускников вузов, меньше внимания уделяется общеобразовательной подготовке. Целью обучения является возможность включения специалиста в экономику современного цивилизованного мира, что определяет ориентацию на западные либеральные ценности и способствует сохранению рационалистического и материалистического мировоззрения.

      Система профессионально-технического образования  также переживает не лучшие свои годы. Значительно сокращается общеобразовательное  обучение, а подготовка высококвалифицированных рабочих практически заменена подготовкой специалистов для сферы обслуживания.

      Эти процессы объясняются ориентацией  современной системы образования  на рынок труда. Будущее человека стали связывать с его возможностью найти свое место в мире профессий - профессий престижных, нужных обществу.

      Современное состояние российского общества таково, что многие уникальные профессии  и специальности перестали быть востребованными на рынке труда, а значит, перестало быть нужным для современной экономики и огромное количество образованных, профессионально подготовленных людей. Для многих наших соотечественников такая ситуация оказалась неожиданной, а подчас и трагической.

      Ориентация  на рынок труда вытесняет из образовательной  сферы понимание уникальности человеческой личности, ее высокого предназначения, наличия талантов и способностей. Современное образование становится безличным. Цель и смысл человеческой жизни низводятся до полезности человека в конкретной экономической и политической системе, что, естественно, приводит к конкретным педагогическим целям, среди которых определяющими являются социальная адаптация и профессионализация. В такой системе образования практически нет места общеобразовательной, или университетской, подготовке и духовно-нравственному воспитанию. Первое заменяется получением необходимой начальной грамотности и различными уровнями компетентности, второе - коммуникативными тренингами и технологиями общения.

      Ранняя  специализация ориентирует детей  на участие в зарабатывании денег, а значит, подразумевает включение детского труда в современную экономику. Традиционно в России детей привлекали к хозяйственному домашнему труду с целью передачи им жизненного опыта, получения ими необходимых профессиональных и хозяйственных навыков и для помощи семье. Современный способ включения детей в сферу экономических отношений больше похож на эксплуатацию детского труда на малооплачиваемых неквалифицированных работах. Часто возникающий азарт зарабатывания денег отвлекает детей от дальнейшего профессионального и образовательного роста, вовлекает их в сферу криминального бизнеса. Иллюзия самостоятельной жизни приводит их к отрыву от семьи, что является причиной многих современных горестей и бед как для родителей, так и для самих детей.

      Наибольший  ущерб современными реформами образования был нанесен содержанию образования. Неопределенность ориентиров, а рынок труда изменчив и не всегда прогнозируем, привела к неуправляемой вариативности и атеистической направленности содержания образования. Следствием этого является постепенное распадение единого образовательного пространства России - одной из основ единения народа и целостности государства. Атеистическая направленность закономерна, если вся жизнь человека низводится только до земной жизни и приспосабливания к ней. Такая точка зрения, привычная для так называемого "современного цивилизованного мира" с его либеральными ценностями, является нетрадиционной для нашего общества. К сожалению, некоторые руководители системы образования, имея атеистическое мировоззрение, навязывают его всему современному обществу.

      Ориентация  ребенка, молодого человека, а значит, и всей семьи на раннюю профессионализацию лишает человека в первую очередь  свободы на профессиональное определение.

      Общеобразовательная школа, обеспечивая изучение основ наук в гуманитарной и естественнонаучной сфере, дает возможность своим выпускникам свободно определиться в дальнейшей жизни, так как они одинаково подготовлены для поступления как в гуманитарные, так и в технические учебные заведения. Напротив, ранняя специализация практически лишает молодых людей возможности изменить профиль своего образования в случае ошибки в избрании ими профессионального направления, что создает немало проблем в их дальнейшей жизни.

      Высшая  школа, осуществляя профессиональное обучение, должна обеспечить общеобразовательную подготовку, достаточную для самообразования и саморазвития в избранной профессиональной сфере.

      Система среднего профессионально-технического образования, давая профессиональные навыки, должна выпускать специалиста умелого, или умельца, способного освоить необходимые смежные специальности.

      Профессиональная  подготовка, обеспечивая человеку возможность  честно заработать средства на содержание себя и своей семьи, не защищает его  от внутреннего беспокойства, возникающего при отсутствии осознания цели и смысла жизни. Профессиональная подготовка есть только часть системы образования. Цели всей системы образования гораздо значительнее и включают в себя открытие образа Божьего в человеке, осознание человеком цели и смысла жизни, своего предназначения в этом мире и ответственности за свою жизнь.

      С этой точки зрения жизнь человека нельзя рассматривать только как  земную, ее следует рассматривать  как Богом данную вечную жизнь. Полезность человеческой жизни определяется не только рынком труда: она в главном определяется тем, что Бог призвал каждого из небытия в бытие, а значит, у каждого человека есть свое предназначение в этом мире. В жизни человека есть своя логика, следовательно, определенная логика должна лежать в основе содержания образования. Понять эту логику возможно, только если в систему образования вернуть живого человека и осознать, в какой мир человек пришел, с чем он столкнется в этой жизни и куда отправится дальше. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2 Образование и его совершенствование

      Указанные выше объективные и субъективные факторы (потребности общества в определенном уровне обучения молодежи, прогрессивные изменения в развитии науки и техники и методологические позиции ученых-дидактов) в полной мере оказывают свое влияние и на разработку содержания образования в нашей педагогике. Мы исходим из той методологической посылки, что развитие личности целиком определяется овладением общественным опытом, основу которого составляют научные знания, умения и способы творческой деятельности, их мировоззренческая, и морально-эстетическая направленность. Это обусловливает необходимость обеспечения полноценного научного образования подрастающих поколений, его постоянного совершенствования в связи с социально-экономическими преобразованиями и потребностями общества в улучшении подготовки учащихся как к умственному, так и производительному труду.  

      2.1 Программа модернизации  педагогического  образования

      В качестве ведущих направлений в  ней выделены:

      - обновление Перечня направлений  подготовки специальностей высшего профессионального образования, Классификатора специальностей среднего профессионального образования в части педагогического образования с учетом перспективных потребностей системы образования и общества;

      - разработка согласованных требований к содержанию и качеству психолого-педагогической подготовки выпускников с учетом специфики уровней и ступеней педагогического образования.

      Поиск решений обозначенных задач может  осуществляться в нескольких направлениях. В первую очередь, необходима целенаправленная работа по сопряжению образовательно-профессиональных программ разного уровня.

      Рост  численности поступающих в вузы педагогического профиля из средних  профессиональных учреждений обуславливает  необходимость более основательной  проработки как содержания высшего профессионального педагогического образования для выпускников ссузов, так и разработки специфических образовательных технологий.

      Следует отметить, что при одноименных  составных частях содержания подготовки в основных образовательных программах среднего профессионального образования и высшего профессионального образования, уровень СПО отличается от уровня ВПО: отношением к квалификации подготавливаемых педагогических кадров, составом, объемом и содержанием подготовки, местом в системе непрерывного педагогического образования.

      Проблема  преемственности (содержания образования, технологий обучения и воспитания) как проблема взаимодействия двух следующих  друг за другом процессов, учета на более высокой новой ступени  достижений предыдущего периода  особенно обострилась после принятия закона «Об образовании», в котором сказано о праве лиц, имеющих среднее профессиональное образование, обучаться в высшей школе в сокращенные сроки по укороченным программам.

      С этим связан ряд ошибочных решений  и действий отдельных учебных  заведений: прием выпускников ссузов на III курс (поступившие не получали общенаучной подготовки), механический перезачет одноименных учебных дисциплин (студенты не получали подготовки к выполнению функций педагога высшей квалификации), составление взаимосвязанного плана ссуза и вуза, в котором часть вузовских дисциплин переносилась в средние профессиональные учреждения за счет сокращения практической части, что, в конечном итоге, приводило к снижению качества подготовки педагогических кадров со средним профессиональным образованием).

Информация о работе Модернизация современного образования