Модернизация современного образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 18:14, контрольная работа

Краткое описание

В связи с этим возникает ряд проблем переходного периода, связанных с координацией существующих в настоящее время в России уровней образования: среднего профессионального педагогического образования (СПО), высшего профессионального педагогического образования и послевузовского образования. Это проблемы выявления реальных потребностей в разных уровнях профессионально-педагогического образования в условиях современного производства и на перспективу; вопросы сходства и различия уровней профессионально-педагогического образования; сходства и различия классификаторов специальностей в России и за рубежом.

Оглавление

Введение
1 Ориентация современного содержания образования на рынок труда
2 Образование и его совершенствование
2.1 Программа модернизации педагогического образования
Заключение
Список используемых источников

Файлы: 1 файл

пед 1.doc

— 79.00 Кб (Скачать)

      Таким образом, невозможно без ущерба для  качества образования просто перезачесть  большинство общепрофессиональных и специальных дисциплин. Преемственность  ступеней профессионального педагогического  образования мы рассматриваем как  учет ранее приобретенных знаний и умений с последующей корректировкой содержания обучения на более высокой ступени образования при обязательном выполнении ее государственного образовательного стандарта.

      Поэтому в основе исследования проблемы преемственности  должно лежать установление сходства и различия: между уровнями образования, между квалификационными требованиями к педагогическим кадрам со СПО и ВПО, а также сходства и различия содержания одноименных учебных дисциплин. Взаимосвязь и преемственность СПО и ВПО, а также их содержание и специфику необходимо рассмотреть с точки зрения цели этих уровней образования и квалификации подготавливаемых педагогических кадров. В такой же логике следует анализировать взаимосвязь и преемственность данных уровней образования с послевузовским образованием.

      По  существу, формирование содержания высшего  педагогического образования на базе среднего представляет собой дополнение тех элементов в составе и  содержании подготовки, которые в  совокупности и должны преобразовать  один уровень в другой, не задерживаясь на дублировании учебного материала и ориентируясь на накопленный опыт, знания и умения. Необходим пересмотр не только содержания обучения, но и организации учебного процесса, которая должна быть направлена на повышение мотивации к освоению новых знаний, умений навыков, опыта профессиональной педагогической деятельности.

      Целью разработки содержания высшего профессионального  образования является «наращивание»  у выпускников СПО новых знаний, умений и навыков, преобразование отдельных  уже сложившихся понятий в новую систему знаний, умений и навыков, изменение мотивационной сферы личности в соответствии с новым классом профессионально-педагогических задач.

      Формирование  программы обучения состоит в  выявлении необходимых учебных  элементов, реализация которых направлена на преодоление сущностных различий СПО и ВПО, выражающихся в соотношении теоретической и практической подготовки и в соотношении общенаучной, общепрофессиональной и специальной подготовки в образовательной программе.

      Для разработки содержания высшего профессионального педагогического образования на базе среднего профессионального педагогического образования необходимо разработать программу, которая может включать следующие разделы:

      - сравнительный анализ профессиональных  функций педагогов со средним профессиональным и высшим образованием;

      - сравнительный анализ действующих  учебных планов и программ  и их соответствия квалификационным  требованиям;

      - разработка учебно-производственных  задач, соответствующих типовым  профессиональным задачам педагога с высшим профессиональным образованием и определение их места в содержании обучения;

      - анализ информационного обеспечения  решения этих задач на новом  уровне профессиональной компетентности;

      - разработка и применение технологий, предусматривающих опору на ранее изученный материал (входной контроль, повторение основных теоретических положений в свернутом виде);

      - разработка технологий обучения, ориентированных на подготовку  к новым профессиональным функциям  и решению иного класса профессионально-педагогических задач с выделением этого отличия;

      - разработка и внедрение комплексных  планов реализации научно-исследовательской  работы студентов.

      Вторым  направлением решения поставленных задач является разработка основ мониторинга образовательных программ среднего и высшего профессионально-педагогического образования. Образовательный потенциал содержания программ может быть определен рядом объективных обобщенных качественных характеристик или параметров.

      Индикаторы  представляют собой обобщенные характеристики содержания образовательных программ ВПО и СПО. Показатели являются основными объективными структурными элементами, первичными характеристиками содержания программ, выявление и анализ которых составит необходимую и достаточную основу для достоверного вывода о степени соответствия содержания образовательных программ требованиям данного индикатора.

      В качестве одного из индикаторов может  выступать степень фундаментализации  содержания СПО и ВПО, которая  оценивается по показателям: системность, систематичность и гибкость знаний, уровень и степень их обобщенности, целостность представлений о современной единой научной картине мира, использование методологического аппарата естественнонаучного знания, раскрытие в циклах различных дисциплин сущности, фактов и явлений из области педагогической специальности, универсальность знаний и опыта, направленность образовательной программы на интеллектуальное развитие личности. Сбор информации можно осуществлять в процессе изучения и анализа с это позиции учебных планов, учебных программ и учебников.

      Другим  индикатором может выступать  личностная и индивидуально-психологическая  направленность содержания образования, которая оценивается по показателям: развитие познавательных способностей обучающихся; наличие заданий для  развития творческих способностей в учебных курсах по циклам дисциплин; развитие профессиональной мотивации; направленность образовательного процесса на саморазвитие обучающихся, включая профессионально-важные качества; психодиагностическая поддержка личности; психолого-педагогическая поддержка личности.

      Необходимо  привлечение к проведению мониторинга  учебно-методических объединений вузов  и других общественно-государственных  организаций высшей и средней  профессиональной педагогической школы.

      Третье  направление решения поставленных задач связано, на наш взгляд, с согласованием перечня педагогических специальностей среднего профессионального образования и высшего профессионального образования, чтобы облегчить и унифицировать разработку образовательных программ на разных уровнях образования при обеспечении их преемственности.

      Для этого необходим: анализ поля трудовой деятельности, охваченного педагогами разного уровня квалификации, создание условий для обеспечения его  кадрами через соответствующим  образом организованную образовательную систему; анализ поля образовательной деятельности, направленной на создание условий для удовлетворения потребности личности в непрерывной педагогическом образовании с наименьшей затратой сил и времени при обеспечении определенного уровня образованности.

      Данный  анализ необходимо вести с учетом следующих принципов:

      соответствия  типа профессиональной деятельности педагога и уровня профессионального образования, требующегося для выполнения этой работы. Среднее профессиональное образование в большей степени ориентировано на подготовку специалиста к решению диагностических задач с выбором решений из набора готовых. Обучение носит практико-ориентированный характер. Высшее профессиональное образование ориентировано на решение проблемных, эвристических задач, для которых необходим высокий уровень теоретической обобщенности и обоснованности. Послевузовское образование направлено на личностно-профессиональное развитие педагога, характеризующееся его ориентацией на максимально-целесообразное использование внутренних ресурсов и возможностей информационной среды;

      преемственности перечней педагогических специальностей в историческом плане с учетом тенденций развития системы образования. Анализ тенденций свидетельствует  о том, что есть объективно-экономические предпосылки для их изменений, а также о том, что их развитие идет постоянно и нет необходимости в его ускорении, если отсутствуют особо значимые предпосылки.

      Важно установить единый для СПО и ВПО  порядок введения в перечень новых  направлений. Открытие новых специальностей должно осуществляться на основе совместной деятельности учебно-методических объединений обоих уровней. В связи с тем, что высшее профессиональное образование и среднее профессиональное образование отражают разные классы профессионально-педагогических задач, некоторые специальности могут не иметь аналогов в высшем или среднем образовании.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Заключение

      Система общего среднего образования, как известно, характеризуется единством четырех  элементов: целей образования, состава учащихся, содержания образования и методов обучения, иначе говоря, ответом на вопросы: для чего, кого, чему и как учить.

      Далее, наиболее существенным является то, что  в условиях радикальных социально-экономических  преобразований и реформирования всей системы образования, происходящих в нашей стране на современном этапе, особую актуальность приобретают проблема совершенствования содержания общего среднего образования и поиск на этой основе путей повышения качества знаний учащихся.

      Содержание  образования должно периодически совершенствоваться в связи с коренными изменениями в общественно-политической, социально-экономической жизни общества и под влиянием научно-технического прогресса. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Список  используемых источников 

      1. Самородский, П. С. Методика профессионального обучения: Учебно-методическое пособие для преподавателя специальности «Профессиональное обучение». / П. С. Самородский, - Брянск: Издательство БГУ, 2002. - 90 с.

      2 Краевский, В. В. Содержание образования: вперед к прошлому. / В. В.Краевскийю - М.: Педагогическое общество России, 2001. - 36 с.

      3 Левитес, Д. Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. /Д. Г. Левитес, - М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО "МОДЭК", 1998. - 288 с.

      4 Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. / Г. К.Селевко, - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.

      5 Чернилевский, Д. В.Технология обучения в высшей школе. Учебное пособие. / Д. В.Чернилевский, - М.: Экспедитор, 1996. - 288 с.

      6 Матяш, Н. В. Психология проектной деятельности школьников в условиях технологического образования / Под ред. В. В. Рубцова, - Н.В. Матяш, - Мозырь: РИФ «Белый ветер», 2000. - 286 с.

      7 Челышкова, М. Б. Разработка педагогических тестов на основе современных математических моделей. / М. Б. Челышкова, - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1995. -32с.

Информация о работе Модернизация современного образования