Образование в СССР

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2011 в 18:39, сочинение

Краткое описание

Теория и практика новой школы в Советской России начинали строиться на началах демократизма. Основные программные документы отмечают, что для достижения желаемого прогресса недостаточно разрушить классовые привилегии. Главное – перестроить всю систему образования «в духе школы подлинно народной», чтобы она соответствовала нуждам народа.

Файлы: 1 файл

Культурология.doc

— 180.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования и  науки Украины

Харьковский национальный экономический  университет 
 
 
 

Ессе

по  Истории украинской культуре

на  тему: «Образование в СССР» 
 
 
 
 
 

Проверила:

Пальм Наталья Дмитриевна

Выполнила:

студентка 1 курса  4 группы

факультета Учета и аудита

Миняйленко Екатерины

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Харьков

                                                             2010

    Образование в Советский период

    Теория  и практика новой школы в Советской  России начинали строиться на началах  демократизма. Основные программные документы отмечают, что для достижения желаемого прогресса недостаточно разрушить классовые привилегии. Главное – перестроить всю систему образования «в духе школы подлинно народной», чтобы она соответствовала нуждам народа. Труд должен стать смыслом и целью обучения. Учить прежде всего тому, что больше всего понадобится в жизни (земледельческий и промышленный труд).

    Ленинское понятие единой школы не предполагало ее обязательной однотипности. Первые документы говорят о демократизации управления, ограничении роли «центрального комиссариата», о создании советов народного образования, куда входили представители всех слоев населения, о самодеятельности коллективов, о свободном воспитании юношества. Первые декреты, таким образом, полны самого благородного гуманизма, ближе всего приближаясь к идее «гармоничной школы». В них встречаем мысли о необходимости «более полной индивидуализации обучения», о «самодеятельности масс», о «частной инициативе» в образовании, о личности.

    Советское правительство считало основной задачей подъем общего среднего уровня образования и культуры народов. Решить эту задачу можно было, попытавшись «уменьшить, сколько возможно, количество отсталых». Луначарский поэтому и заключает свою мысль словами: «Забота об отсталых – это первая забота демократической школы».

    Нехватка  средств, материальных ресурсов, квалифицированных  педагогов вынуждала образование  покорно следовать за экономикой.

    Народ учился самоотверженно и неистово. В одном только 1920 году около 2,7 млн. человек преодолели неграмотность. Самые широкие слои трудящихся устремились к знаниям.

    Авиаконструктор А.С. Яковлев вспоминает о той  поре, как о времени «беззаветного  революционного трудового энтузиазма». Идет настоящий штурм цитадели знаний. Советские люди овладевают мастерством инженера, конструктора, градостроителя, энергетика. Приступают к покорению неба, атома, космоса. В эти первые годы Советской власти действительно появляются тысячи и тысячи новых талантов. Среди них «богатырь Советской земли», «русский самородок» Валерий Чкалов. Зимой 1924 г. провел свое первое научное исследование «покоритель атома» И. В. Курчатов, ставший вскоре, в 27 лет, заведующим крупной лабораторией. К реализации идей Циолковского, Цандера, Чижевского приступает С. П. Королев, будущий создатель спутников и космических ракет.

    Активизируется  деятельность советских педагогов. Возможно, это и выглядит несколько странно, но как раз едва ли не в самые тяжелые для нашего государства годы появляются наиболее смелые и новаторские идеи в педагогике. Идеи, сохранившие свою ценность по сей день. С. Т. Шацкий создает в 1919 г. «опытную педстанцию» – первое в мире научно-производственное педагогическое объединение. Их будет создано одиннадцать.

    В это же время замечательный советский  педагог А. С. Макаренко создает  свою знаменитую школу-коммуну, удивительную во всех отношениях. Обучение здесь прямо связано с трудом. Ранее невиданные принципы управления, в основе которых лежат самоуправление, дисциплина и демократия. Результаты? Коммуна существует на полном самообеспечении, отказавшись от госфинансирования.

    Конституция закрепила за гражданами право на образование. Начальной школой к 1936 г. было охвачено почти все детское население. Возникли рабфаки. Повсеместно создаются избы-читальни, кружки политграмоты, «красные уголки». Люди начинают выписывать газеты и журналы.

    Задачи  системы образования сложны: пропустить через школы 3 млн. переростков (12-15 лет), ликвидировать неграмотность среди  городского и сельского, мужского и  женского населения (в возрасте до 40-50 лет), охватить школой всех детей в  возрасте от 8 до 11 лет.

    Усиливается тяга к просвещению и среди  ранее отсталых народов. Особенно большие  трудности приходится преодолевать на Востоке.

    Индустриализация  требовала грамотных работников. За 1933-1937 гг. в народное хозяйство  страны пришло примерно втрое больше выпускников школ, ФЗУ, курсов профобучения, техникумов и вузов, нежели в первую пятилетку. К 1940 г. число учащихся по сравнению с 1917 г. в образовательных школах СССР выросло в 3,7 раза, в средних специальных учебных заведениях – в 18 раз, в вузах – в 6,5 раза.

    С 1925 г. при вузах созданы аспирантуры. Вводятся научные степени и звания. Только за 1939-1940 гг. 1,5 тыс. ученых получили степень доктора наук и 8 тыс. удостоены  кандидатской степени. В 6 городах СССР возникли промышленные академии.

    Школы, средние технические заведения и вузы открыли двери перед трудящейся молодежью. Энтузиазм в отношении учебы и знаний был искренним. Появляется масса полезнейших инициатив, многие из которых имеют прямое отношение к образованию. Так, в 30-е гг. стал проводиться так называемый общественно-технический экзамен. В ходе его выясняли, кто лучше знает свой станок, кто производительнее работает. Инициатива, начатая Уралом, была подхвачена всей страной. В 1934 г. уже свыше полумиллиона юношей и девушек сдали такого рода экзамены. Это подтолкнуло многих комсомольцев к получению среднего образования без отрыва от производства.

    В эти же годы проведено немало техпоходов и агропоходов, которые расширяли  круг специальных познаний. ЦК ВЛКСМ  совместно с Всесоюзной ассоциацией  работников науки и техники приложил большие усилия для издания научно-технической литературы. Предприняты шаги по организации в стране заводов-втузов и т. д. В 1918-1940 гг. за год получали общее и специальное среднее образование 166 тыс. человек. Хотя это и примерно в 30 раз меньше, чем в 1976-1985 гг., в тех условиях означало существенный прогресс.

    Образование СССР

    

    Разработкой герба СССР занимались многие художники.  
Известно множество проектов герба.  
Один из ранних проектов (1923) ныне можно увидеть  
на здании Центрального телеграфа в Москве:  
земной шар окружен колосьями,  
вверху красная звезда, по сторонам серп и молот. 
Прорисовка герба выполнена В.Ломанцовым (1992)

    Глубочайший за последние несколько веков  политический кризис в России привел в 1917 году к ее развалу на десятки  отдельных, номинально суверенных, государственных  образований. В процессе укрепления своей власти большевики искали формы - практически полезные новой власти и юридически корректные, привлекательные и убедительные хотя бы для части населения - политического объединения земель бывшей Российской империи. Работа по собиранию земель (большевики, взяв власть, теперь вынужденно стали собирателями русских земель) велась еще в ходе гражданской войны. После ее завершения юридически корректные формы стали важнее военных побед. Посмотрим, какие это были формы.

    Еще в годы гражданской войны сложился военно-политический союз советских  Республик. Что же это за союз? 1919 г. ВЦИК РСФСР при участии представителей советских республик издал декрет "Об объединении Советских Республик: России, Украины, Латвии, Литвы, Белоруссии для борьбы с мировым империализмом". Признавая независимость и право республик на самоопределение, было решено объединить их военные, хозяйственные, финансовые и железнодорожные организации. В сложных условиях войны удалось создать единую военную организацию республик. Однако к началу 1922 г. ситуация значительно изменилась.

    Шесть советских социалистических республик: РСФСР, УССР, БССР, Азербайджанская ССР, Армянская ССР, Грузинская ССР и две народные советские республики: Бухарская (бывшее Бухарское ханство) и Хорезмская (бывшее Хивинское Ханство) продолжали сближение уже в условиях мира. Укреплялись экономические и политические связи. Вот некоторые факты:

    - в конце 20-начале 21 г. правительство  РСФСР выделило Армянской ССР  денежную ссуду в 3 млрд. руб., направило эшелон - с товарами первой необходимости, 325 тыс. пуд. зерна, 5 тыс. пуд. сахара;

    - из Азерб. ССР в Армению было  послано 50 вагонов хлеба, 36 тыс.  пуд. нефти; 

    - в 1920 г. в составе РСФСР были  провозглашены автономные республики: Туркестанская и Киргизская, всего в состав РСФСР входили 8 автономных республик и II автономных областей;

    - в 1920 - 21 гг. между РСФСР и др. республиками были заключены  договоры о военно-хозяйственном  союзе; 

    - в 1922 г. на Генуэзской конференции делегация РСФСР представляла все советские республики;

    - в марте 1922 г. Грузия, Армения  и Азербайджан заключили договор  об образовании Закавказской  Социалистической Федерации Советских  Республик (ЗСФСР).

    В августе 1922 г. по предложению Политбюро  ЦК была создана комиссия для подготовки к очередному Пленуму ЦК вопроса о взаимоотношениях РСФСР и независимых национальных советских республик. Председателем комиссии был И. Сталин, который еще с момента создания первого советского правительства возглавлял наркомат по делам национальностей. K тому же за Сталиным еще с дореволюционных времен закрепился авторитет специалиста по национальному вопросу. В комиссию входили: В. Куйбышев, Г. Орджоникидзе, X. Раковский, Г. Сокольников и представители национальных республик - по одному от каждой. Сталин подготовил проект резолюции, предусматривавший вхождение Украины, Белоруссии, закавказских республик в РСФСР на правах автономных республик. Вопрос об остальных республиках оставался открытым. Сталинская резолюция получила название проекта автономизации. ВЦИК и СНК РСФСР становились высшими органами государственной власти в новом государстве, а большинство наркоматов республик подчинялось соответствующим наркоматам РСФСР. Проект Сталина был разослан для обсуждения в ЦК компартий республик. Его одобрили ЦК КП Азербайджана и Армении. Против выступил ЦК КП Грузии, заявив, что объединение в форме автономизации преждевременно, объединение хозяйственной и общей политики необходимо, но с сохранением всех атрибутов независимости. Фактически это означало оформление конфедерации советских республик, основанной на единстве военной, политической, дипломатической и частично - хозяйственной деятельности.

    ЦК  КП Белоруссии высказался за сохранение существующего положения. ЦК КП Украины проекта не обсуждал, но заявил, что исходит из принципа независимости Украины.

    На  заседании комиссии 23 и 24 сентября 1922 г. (под председательством В. Молотова) принимается проект Сталина. Грузинский проект отклоняется. Три республики фактически против автономизации, а принимается предложение Сталина! При этом комиссия предполагала свое решение после его одобрения на Пленуме ЦК передать национальным ЦК как директиву к исполнению без всякого обсуждения. Пленум был назначен на 5 октября. Материалы обсуждения направили Ленину в Горки.

    Ознакомившись с материалами комиссии, Ленин встречается с вызванным в Горки Сталиным и убеждает его изменить параграф 1 проекта. В тот же день Ленин пишет для членов Политбюро письмо "Об образовании СССР", в котором подчеркивает, что РСФСР должна признать себя равноправной с другими республиками и "вместе и наравне с ними" войти в новый союз. Надо полагать, что такая формула, при всей демагогичности политики большевиков, была единственно приемлемой, возможной к реализации без новой гражданской войны. В конце сентября Ленин беседует с председателем СНК Грузии П. Мдивани, с членами ЦК КП Грузии. Он, считавший вопрос "архиважным", убеждается, что Сталин имеет устремление торопиться. Поэтому Ленин советует проявить максимум осторожности и терпимости в решении национального вопроса в Закавказье.

    Однако Сталин был недоволен ленинской критикой. Болезненно самолюбивый и обидчивый генеральный секретарь заявил, что позиция Ленина означает "национальный либерализм", По-прежнему Сталин полагал, что ВЦИК РСФСР должен стать высшим органом в новом союзе. Тем не менее, понимая, что в результате вмешательства Ленина комиссия не примет его предложений, Сталин переработал свой проект и указал, что новая резолюция - лишь "несколько измененная, более точная формулировка" старой, которая "в основе правильная и безусловно приемлемая".

    Интересно сравнить два первых параграфа сталинского  и ленинского проекта: 

Информация о работе Образование в СССР